16. Глава 12. Торрент-сутра СНА

«. . .There are certain people who come into your life, and leave a mark. . . Their place in your heart is tender; a bruise of longing, a pulse of unfinished business. Just hearing their names pushes and pulls at you in a hundred ways, and when you try to define those hundred ways, describe them even to yourself, words are useless»
( Sara Zarr)

«Love is always a demonstration - not just a set of words or a feeling...»
(Зигмунд Фрейд)

      «Это я убил Фрейда!»
(И.Б.Галант. Хабаровск, 1965 г.)
   …Фрейдом в мои годы, в ХГМИ никто не интересовался. Интересовались Галантом. Но я – другое дело. Я уже знал, что Фрейд покончил жизнь самоубийством (с помощью коллеги) в 1939 году из-за страха быть выданным Гитлеру королем-заикой, который до последнего надеялся, что сможет с фюрером договориться и тот не тронет Великобританию. Иван Борисович пояснил, что перед тем, как  убежать в Лондон, Фрейд просил Галанта договориться со Сталиным дать ему убежище в СССР. На что Галант ответил Фрейду так: «Я к Сталину не могу обратиться. Я ему в его просьбе отказал. Других хорошо не знаю, кто бы мог помочь (П.Г.Смидович – Е.Ч.) давно умер… .Да и что ты будешь делать у нас? Даже я, при всей моей любви к тебе, не дам тебе иной работы в своей больнице, кроме, как санитара». Фрейд с отчаянием просил Галанта повторно из Лондона перед самой смертью: «Уже не секрет, что премьером будет Черчилль. Этот антисемит почище Гитлера! Он со мной расправиться точно. Отдаст фюреру в подарок, чтобы задобрить палача Европы не нападать на Великобританию!» На это письмо Иван Борисович не успел ответить. Фрейд умер. Почему он мне об этом рассказал – загадка! Точно знаю, что даже дочь его ничего не знала об отношениях отца и Фрейда (так, в общих чертах). Повторяю, что в ХГМИ Фрейдом никто не увлекался. Вспоминая это очень ясно. И, могу утверждать, что на лице или в глазах Ивана Борисовича, когда он мне рассказывал, как он и почему он «убил» Фрейда, хоть на мгновенье  мелькнуло бы что-нибудь, похожее на муку совести или даже сожаление, что он ничего не сделал, чтобы спасти своего великого друга…  Нет, не мелькнуло!
      Историки почему-то замалчивают, что начиная с 1933 года, когда Гитлер стал единовластным правителем Германии, много евреев разными путями бежали в СССР, даже когда был подписан пакт Молотова - Ульриха Фридриха Вильгельма Иоа;хима фон Ри;ббентропа. Неслучайно приезжал в СССР Лион Фейхтвангер, и написал панегирик Сталину - «Москва 1937 г.».  Цвейги также хотели эмигрировать в СССР… .Им было отказано. Они метались по Свету в страхе перед Гитлером, не успокоились даже в США и покончили с собой… . Потомок сицилийского мафиози Андре Жид - Андре; Поль Гийо;м Джидо, который в своем знаменитом «Дневнике» (вел ежедневно, где бы ни был, 60 лет!), в 1937 году написал:  «Сердцем, темпераментом, мыслями я всегда был коммунистом». И это уже после того, как Сталин отказал ему в переезде в СССР. После того, как он пикировался с верными друзьями СССР -  Роменом Ролланом и Лионом Фейхтвангером, публично оправдывался за отказ Сталина принять его в качестве гражданина СССР , тем, что он, якобы, «предъявил Сталину ультиматум» (ха-ха!), чтобы вождь разрешил в СССР гомосексуализм!.. «…Ты, Zig, не собираешься также добиться от Сталина признания твоего психоанализа с «Эдиповым комплексом»… для кавказца твой комплекс - наивысшее оскорбление, между прочим… .Шучу, друг мой несчастный! Очень за тебя переживаю!»
   …Иван Борисович вслед первому письму об отказе обратиться к Сталину с просьбой принять в СССР Фрейда, послал второе, более подробное. Вот выдержки из него.
     «Дорогой друг! Хочу объясниться по поводу Сталина… . Это не частное лицо – доброе или злое. Это – вождь. И он такой, какой нужен нашей стране… . Я знаю, что он мучается, когда принимает жестокие, но неизбежные решения!.. Тебе известно, что Сталин, по просьбе твоего ученика Альфреда Адлера, принял в СССР его старшую дочь Валентину. Благоустроил ее. А она открыто развела в своей квартире (я знаю, это точно!) что-то вроде штаба международного троцкизма… . Ее арестовали и она сгинула в лагерях!.. Он своего друга Анатолия Васильевича Луначарского, которого очень высоко ценил и прощал ему даже контакты с Троцким, отправил к праотцам! …И сделал это тонко: Анатолий Васильевич умер от «инфаркта миокарда» в командировке, во Франции. В СССР вернулась урна с его прахом… . Анатолий Васильевич и мой был друг. Но, видимо слишком высоко взлетел, что невольно или вольно сморозил такую несусветную глупость, начал латинизировать русский язык! В то самое время, когда Сталин при каждом случае подчеркивал величие русского языка, и себя называл «русским человеком грузинской национальности»! Луначарский начал переводить русский язык на латиницу. Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. … Он с высокой трибуны провозглашал, что «Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе — неизбежен»…Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств. Грузины тогда были в числе этих нац. менов…. Сталин отправил в лагеря жену Всенародного Старосты!..
   …Я понимаю, что этим письмом тебя не утешу. Но, по крайней мере, ты будешь знать, что в СССР тебя бы Сталин не принял… .Знай, мой сердечный друг, если бы вождь спросил мое мнение – дать тебе убежище в СССР или нет? Я бы сказал «Нет»!.. Хочешь анекдот? Касается твоего пансексуализма…
     …Сдает юная студентка старому профессору психоанализ Фрейда и вместо «Платон Васильевич», называет профессора «Иван Васильевич». Тут же поправляется: «Ах, простите, это оговорка по Фрейду!» Профессор поднимает седые брови, и, смотря прямо в прекрасные карие глаза студентки своими слезящимися выцветшими, некогда голубыми глазам, говорит: «Два, милочка!» «Что, простите?» - недоуменно спрашивает студентка профессора. «Два, за Фрейда! Вы не знаете психоанализ Фрейда, ибо Зигмунд утверждал, что всякая оговорка обусловлена либидо.  То есть, половым влечением к тому, перед кем оговариваются…» «Я знаю это, профессор!» - лихо перебивает профессора студентка и смотрит на него влюбленными глазами.  «Да Вы – извращенка, милочка! Испытывая половое влечение к старику, вас ничто другое не может интересовать... Следовательно, Вы все равно учение Фрейда не знаете!»…
      …Иван Борисович как-то процитировал мне следующее признание Фрейда: «Мне не интересны женщины, к которым я не испытываю половое влечение…» Иван Борисович на это признание ответил Фрейду так: «А мне не интересны женщины, которые не испытывают полового влечения ко мне!»…
 …В 1911 году Андре Жид написал философский трактат «Коридон», где доказывал, что гомосексуальность — не психическое отклонение, а естественная форма человеческой сексуальности, свойственная наиболее культурно и эстетически развитым обществам…Гомосексуальная любовь вдохновляла гениев, сотворивших величайших произведениях искусства — от Гомера и Вергилия, до Шекспира и Микеланджело…
     … Публикация трактата Жида во Франции в 1924 году, спровоцировала общественный скандал.  Жид подвергся обструкции даже со стороны друзей.  Вместе с тем Андре Жид через всю жизнь пронёс глубокое чувство к своей жене. Драматические отношения с женой послужили исходным материалом для многих произведений писателя, в том числе для таких шедевров, как «Имморалист» и «Плохо прикованный Прометей». Жене Андре посвятил также повесть «Тесные врата», которую критики считают самым совершенным из его сочинений... Но эта любовь так и осталась платонической — из-за невротического страха Мадлен – так звали жену Андре,  перед половым сношением… .Не исключено, что у нее было то же уродство, что и у «великой куртизанки» Лу Саломе!..
   …Андре Жид написал два произведения – философские эссе – «Эдип» и «Тесей». Это наводит на мысль, что «Эдипов комплекс» и «синдром Федры» - психопатология одного ряда…
    …Получив отказ в переезде в СССР, 28 сентября 1936 Цвейг писал Ромену Роллану: «… в Вашей России Зиновьев, Каменев, ветераны Революции, первые соратники Ленина, расстреляны как бешеные собаки… Вечно та же техника, как у Гитлера, как у Робеспьера: идейные разногласия именуют „заговором“ ». Это привело к охлаждению между Цвейгом и Ролланом… .


Рецензии