Кейси Кроуфорд. Счастье в Боге о Джоне Пайпере

СЧАСТЬЕ В БОГЕ
Кейси Кроуфорд (2013)

   
Многие люди размышляли об основной цели и смысле человеческой жизни и написали об этом книги. Некоторые считают, что это понятие бессмысленно, ибо человек не более чем продукт эволюции, другие же стремятся усвоить жизни Божественный смысл и предназначение. В традиционных христианских кругах богословы спорят, созданы ли люди, чтобы умилостивить Бога или жить для собственного счастья. Недавно, богослов Джон Пайпер написал книгу под названием "Жаждущие Бога. Размышления о христианском гедонизме", в которой он пытается объяснить, что цель человека - найти свое высшее счастье в Боге и жить в поисках этого счастья. Основополагающий аргумент, который Пайпер использует для своей методологии, базируется на книге Джонатана Эдвардса "Цель творения" в которой Эдвардс объясняет, что главная цель Бога - это Его слава. С помощью уважаемого христианского лидера XVIII в. Пайпер пытается добавить вес и авторитет своей концепции "христианского гедонизма". Если бы книга Эдвардса могла поддержать такие претензии и принципиально согласоваться с концепцией и понятием христианского гедонизма, позиция Пайпера могла бы считаться законной. Однако если убеждения Эдвардса не согласуются с ней или даже немного отличаются от мышления Пайпера, мы должны быть осторожны по отношению к самому богословию и к самому стремлению описать свой подход к вере как "христианский гедонизм". Основываясь на некоторых других работах Джонатана Эдвардса, которые явно не были использованы Пайпером, можно обнаружить, что в то время как никто не может сказать наверняка, согласился ли бы Эдвардс с тем, чтобы ему приписали "христианский гедонизм", трудно не считаться с той значительной разницей, которая присутствует между богословием Эдвардса и Пайпера.
Причин уделить время сопоставлению трудов Пайпера и Эдвардса как минимум две: во-первых, Пайпер сознательно использует авторитет Эдвардса в поддержку своих претензий и, во-вторых, Эдвардс - это признанный и уважаемый христианский лидер и чемпион ранней американской теологии. Его проповеди начали Великое пробуждение, в результате которого колонии быстро набрали духовную зрелость. Его жизнь показывает, что он был человеком большой личной силы и полной убежденности, даже когда сталкивался с тяжелыми невзгодами. Его учения были слишком консервативными, слишком шокирующими даже для его паствы и в конце концов он был изгнан с кафедры, но его сочинения пережили века. В то время как он, как и любой другой человек, способен ошибаться, его учение должно рассматриваться как подлинно глубокое и основанное на библейских принципах. В силу его авторитета на протяжении всей истории Америки  уместно сравнить современные тексты с этим богословием, прежде чем судить о том, что здесь старо, а что ново.
Сочинения Эдвардса о добродетели, любви и счастье позволяют глубже понять природу человека и его предназначение к поиску счастья в Боге. Эдвардс являет удивительную и необходимую мудрость, когда он выделяет различные типы любви, а также разницу между подлинным отношением христианина к Богу и соответствующей мотивацией христианской радости, и мелкой импульсивной радости лицемеров.
Самым большим возражением, которое можно законно выдвинуть против Джона Пайпера, является возражение против самого термина "христианский гедонизм".  Принято считать, что гедонизм является стремлением к удовольствиям, навязчивым и гнусным настроем людей, живущих изо дня в день тем, что позволяет им чувствовать себя хорошо, отказавшись  от всякого чувства ответственности или самоконтроля. Само сближение таких понятий, как христианство и гедонизм, уже само по себе должно насторожить. Христианство - религия жертвы, призывающая любить ближнего своего, как самого себя, подставлять другую щеку, отдавать себя на благо других. Христианин не живет для личного удовольствия.
Однако в приложении к своей книге Пайпер решает вопрос о перспективе "гедонизма" и утверждает, что традиционные гедонисты делают божеством свои удовольствия, тогда как христиане находят удовольствие в Боге и это правильно, ибо их источник удовольствия только подтверждает их единство с Богом. Здесь нет никакого идолопоклонства, ибо они почитают Бога, а не полагаются на ложных богов. В то время как использование определенного термина еще можно обсуждать, можно согласиться с тем, что фундаментальные принципы Пайпера, связанные с этим понятием, крайне необходимы в современном обществе, как это было и в эпоху Эдвардса. Слишком часто в христианстве делается большой упор на страдания и лишения, создавая в церквах множество ложных мучеников, людей, что не ценят покой и радость, которая приходит со Христом, и не способны наслаждаться тем источником счастья, который у Него есть для всех, кто верит в Него.
Источником богословия и Эдвардса, и Пайпера является полный суверенитет Бога и мотивация действий Божьих. Пайпер открывает свою книгу утверждением: "Главная цель Бога - прославить Самого Себя и наслаждаться Собой навсегда". Эдвардс посвятил целую проповедь этому принципу, утверждая, что человек создан для славы Божьей и исполняет Божью славу. Когда человек устраивает свою жизнь с тем, чтобы принести Богу наибольшую славу, результатом для него становится наивысшая радость и счастье. Если бы Бог создал вселенную по любой другой причине или с какими-либо иными мотивами, чем Он это сделал, Он не обрел бы того же уровня счастья и не был бы тем суверенным Богом, каков Он есть.
Обильные дары счастья, которые Бог дает всем, кто верит, доступны не каждому. Перед прекрасным должно пройти уродливое. Именно через понимание человеком его греховной природы он получает возможность принять Божий дар спасения и получить счастье, которое приходит через Бога. Как и Пайпер, Эдвардс ставит большой акцент на этой радости и ее совершенстве. Он пишет: "Таким образом, удовольствие - это природное благо, как честь, знание, ученость или государство" (Edwards J. Religious Affections. New Haven,1957. P.84). Такова природа человека, и удовольствие ради пользы также имеет место в жизни христианина.
В эпоху, когда Эдвардс читал свои революционные проповеди, люди были сосредоточены на внешней стороне христианской жизни и мало понимали веру и внутреннюю преданность Богу. Он стремился дать обществу нечто большее, чем просто головное знание, позволить ему прочувствовать характер Бога, причем не только в положительном, приятном смысле, но и в  совершенно ужасающей реальности ада и боли, которая сопровождает жизнь. Сегодня у большинства людей Джонатан Эдвардс ассоциируется с его скандально известной проповедью "Грешники в руках разгневанного Бога", в то время как гораздо большее число его проповедей посвящено скорее красоте Неба, чем ужасам и боли ада. Именно противоположность красоты одного и ужаса другого создает для христианина наибольший мотив стремиться к небесам. Без плохого трудно оценить хорошее. 
  В своих текстах, Эдвардс подчеркивает важность всех христианских добродетелей и характеристик, включая печаль и страх. Он говорит: "Священное Писание уделяет очень много места религиозным чувствам, таким, как страх, надежда, любовь, ненависть, желание, радость, печаль, благодарность, сострадание и рвение" (RA. P.9). Пайпер посвящает большую часть своего внимания радости и счастье, в то время как Эдвардс учил, что печаль и страх необходимы для хождения и жизни христианина. Он объясняет: "Священное Писание уделяет страху большое место в религии, настолько, что по-настоящему религиозных людей часто называют богобоязненными" (RA. P.10). Необходимо однажды испугаться Бога, чтобы потом по-настоящему испытать радость в Нем.
В своем трактате о религиозных чувствах Эдвардс обсуждает, как человек прихолдит к тому, что  он любит Бога всем своим сердцем и находит счастье через эту любовь. Он мог бы обратиться к тому же убеждению, что и Джон Пайпер, выводя весь поток любви из любви к себе: если мы преследуем то, что является действительно лучшим для нас, это приведет   нас к Богу и даст нам наибольшее удовлетворение. Но Эдвардс не согласен с этой целью любви, потому что он думает, что это слишком мелкое мышление; здесь следует сосредоточиться на природе любви Божией. Он пишет: "Нет сомнений в том, что явление славы Божией и созерцание творением Его совершенств настолько приятны для него, что Он полагает Свое высшее счастье в этих вещах, и тогда Он будет желать их, как Он желает Своего собственного счастья" (RA. P.77). Радость и счастье наиболее чувствуются, когда мы достигаем любви  к другим и являем ее. Подобно Пайперу с его мотивацией, Эдвардс был готов поощрять людей своего времени искать радость и счастье в природе и дарах Бога. Но он предостерегает тех, в ком нет чистых побуждений и для кого поиск радости в Боге не является самоцелью, а скорее вытекает из чего-то другого. Эдвардс объясняет: "Умы истинных святых прежде всего испытывают несказанную радость и восторг от сладости славной и любезной природы Божественных вещей... Но чувства лицемеров  имеют противоположный порядок: они сначала радуются тому, что они получили что-то от Бога, а уж потом на этом основании и Ему Самому" (RA. P.82).
Книга Пайпера  подчеркивает основной элемент христианского счастья - сознание греха и недостоинства человека в сравнении с совершенством Бога, и смирение, что исходит от признания и принятия Божия дара благодати. Этот сложный момент жизни открывает поток счастья верующих. При этом они находят удовольствие в Самом Бога, а не просто счастье от Его даров. Эдвардс прекрасно пишет об этом: "Но то, что у истинного святого является надстройкой, у лицемера — основание. Когда они слышат о чудесах Евангелия, о Божьей великой любви в том, что Он послал Своего Сына, об умирающей любви Христа за грешников и о великих благах, которые Христос приобрел и обещал святым, и слышат эти вещи в красноречивом изложении, они могут слушать с большой долей удовольствия и воодушевляться тем, что они слышат. Но если исследовать их радость, то обнаружится, что она не имеет иного основания, кроме того, что они смотрят на эти вещи как на свои собственные. Всё это возвышает их; они любят слышать о великой любви Христа, так сильно отличающей некоторых от других; ибо себялюбие, и даже сама гордость заставляет их имитировать свое большое отличие от других. Неудивительно, при таком уверенном мнении о собственном блаженном положении, что они чувствуют себя хорошо под таким учением, и они в высшей степени рады слушать о том, как высоко Бог и Христос ценят их. Так что их радость — это, в самом деле, радость в себе самих, а не в Боге" (Ibid).
Именно несовершенство человека рядом с величием славы Бога побуждает человека искать основу благодати и счастья, которое Бог дает тем, кто верит в Него. Но чтобы человеку могло быть дано это счастье, сначала он должен быть смирен суверенитетом Бога. Эдвардс пишет: "Таким образом, Бог возвышается, а человек умаляется; святость в чести и поощряема, а грех в позоре и отвращении" (Ibid.) Те, кто не проходит через этот этап смирения, а стремится найти счастье через веру на мелком уровне, становятся лицемерами. 
Лицемеры по Эдвардсу - это те, кто не может в полной мере понять славу Божию и поступает в соответствии со своими страстями, а не мудростью и пониманием. Он говорит: «привязанности лицемеров очень часто следуют этой манера: они сначала испытывают влияние некоторых впечатлений своей фантазии, или каких-то импульсов, которые они принимают за непосредственное Божие свидетельство о Его любви и счастье" (RA. P.83). Увы, книга Пайпера не предостерегает от того, чтобы искать счастья таким образом. В нашей культуре множество различных духовных лидеров учит о Боге, что делает людей здоровыми и богатыми, не обращая внимания на труды и скорби, которые обещаны всем, кто ведет подлинно христианскую жизнь. К чести Пайпера, он посвящает целую главу объяснению суверенной воли Бога, и того, как многие плохие вещи происходят потому, что они являются частью Его единого великого плана.
Есть важнейший способ различать между теми, кто ищет плотских удовольствий или же ищет славы Божией в их отношениях с другими людьми. Эдвардс говорит о доброжелательной любви, той любви, которая действует из сострадания и радости от помощи другим.  Пайпер соглашается с важностью поиска счастья вне себя, когда он пишет: "Любовь - это всепревосходящая радость в Боге от удовлетворения нужд других. Эта полнота  переживается сознательно, как погоня за нашей радостью в радости другого" (Piper, 141). По существу, счастье исходящее от Бога - это не просто взаимодействие, которое имеет место между Богом и человеком, это забота о других, действие и проявление любви, которое производит счастье. Вместо того, чтобы выводить счастье эгоистичных усилий, Пайпер и Эдвардс обнадеживают верующих, побуждая их заботиться друг о друге, потому что это то, что производит максимальное количество радости.
И Пайпер, и Эдвардс  увидел в пределах своей собственной культуры необходимость реализовать весь потенциал для счастья, что существует в христианской жизни. В то время как множество гадостей продолжают происходить в мире, они создают для людей возможности помнить суверенный план Бога и использовать трудные времена, чтобы принести больше славы Богу и, таким образом, больше счастья и для себя. Только те, кто стремится с чистым сердцем прославлять Бога через действия и поступки, испытывают наиболее полную радость. Именно поэтому мы должны быть осторожными, используя термин "христианский гедонизм", ибо хотя мало кто сочтет богословие обоснованием своей погоне за удовольствиями, многие могут неправильно понять этот термин как право делать то, что они хотят, во имя Божие, по крайней мере пока это приносит им удовольствие, и при этом считать, что они все делают правильно.
Эдвардс специально обращается к характеру радости и счастья, к которым должен стремиться христианин, говоря, что душа должна знать " правду о том, что Слово Божие заявляет в отношении главного счастья человека, как состоящего в святых упражнениях и наслаждении" (RA. P.107). Аналогично Пайпер выдвигает идею, что поклонение и Писание являются средствами, с помощью которого радость Божья может быть познана на опыте. Он говорит о поклонении, "Поклонение должно обеспечить две вещи: каналы для ума, чтобы воспринять истину Божьей реальности, и каналы для сердца, чтобы оно могло реагировать на красоту этой истины" (Piper, 104). Он также подчеркивает, "преимущества и власть Писания, и как она зажигает нашу радость" (Piper, 144). Это важно не только для того, чтобы христиане могли правильно понять их отношения с Богом, но чтобы они также учились  находить удовольствие в тех вещах, которые принесут им окончательное счастье.
В итоге отметим, что оба мыслителя поощряют необходимый и слишком часто забываемый элемент в христианской вере. В то время как могут существовать разногласия в отношении некоторых понятий, центральная весть в обоих случаях является правильной и здоровой. Единство убеждений, что Бог всевластен, и что потенциал счастья людей в том, чтобы прославлять Бога и наслаждаться Его словами и делами, проходит через века.  В то время как некоторые  могут преследовать удовольствие на мелком и импульсивном уровне, Эдвардс позволяет найти определение истинной радости для чистых сердец. Самый важный урок здесь - узнать, что Бог хочет, чтобы мы были счастливы, и потому Он открыл нам идеальный путь достичь этого вечного счастья, если мы будем доверять Ему и пользоваться дарами, которые Он нам дал.


Рецензии