8-1. Космополиты

     Космополит в переводе с греческого – гражданин мира. Вот как трактовала это понятие Большая советская энциклопедия:  «Космополитизм … идеология т. н. "мирового гражданства"; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет…».  Кампания борьбы с «безродными космополитами» была запущена в 48-м и продолжалась до смерти Сталина в 53-м.  Фактически это была в чистом виде, едва прикрытая фиговым листком космополитизма, антисемитская кампания, которую Сталин, по всей видимости, давно вынашивал и, наконец, запустил. Более позднее «дело врачей» также было направлено в основном против представителей еврейской национальности.

      После трагедий, связанных с выселением некоторых кавказских народов и крымских татар, на очереди стояли и евреи. Проживи диктатор ещё какое-то время, как знать, может быть, та же участь поджидала и их, по крайней мере, всё шло к тому, идеологическая подготовка к депортации уже завершалась. Очередные «враги народа» должны были ответить за принадлежность к  этой нации врагов Сталина, которых он давно отправил на тот свет, -  Троцкого, Каменева, Зиновьева и других ленинских соратников,  делавших революцию, как оказалось, для него, для Сталина. Революция открыла для него дорогу к неограниченной власти.

     Поразительно, как серый и неприметный генсек, каковым был Сталин в 1922 году, подмял под себя всё и вся и оказался на вершине такой власти, которая и не снилась ни одному египетскому фараону, ни одному  римскому императору.  «Других не знали мы имён» - Твардовский тут совсем не преувеличивал. Конечно, Сталин был мастер политической игры, мастер самого высокого класса, гроссмейстер, если применять шахматную терминологию.  При этом играл он по своим правилам, главным из которых было – победа любой ценой. В ход шли все средства для достижения цели – убийства, подкуп, запугивание, шантаж, лживые обещания, показная скромность, нарочитая простота и пр., и пр.   В сочетании с острым природным умом,  великолепной памятью, энергией,  работоспособностью и организаторским талантом (а этими качествами Коба обладал в полной мере, без всяких скидок) – всё это породило какой-то фантастически жуткий феномен (если вспомнить историю, то откровенный садист Грозный, он же царь Иван IV, далеко не дотягивал до Кобы по размаху своих зверств).

     Ему самому было, наверное, удивительно – как   это народ, который он планомерно уничтожал, выкашивал миллионами,  возносил его до небес. Что-то похожее на «стокгольмский синдром», но в масштабах огромной страны. В отношении этого феномена хрущёвский термин «культ личности» - это слабенько. Обожествление – тоже несколько не то.  С Богом связаны всё-таки некие позитивные представления – о добре, справедливости и т.п. Ничего подобного здесь нет.   Дьявольская энергия – как по сути (т.е. как синоним термина «зло»), так и по масштабам  (было где развернуться). Впрочем, на эту тему лучше, чем у Солженицына, не напишешь.   Путь вождя всех времён и народов к неограниченной власти и технология его игры на этом пути – всё это отлично описано в книге «В круге первом» («Этюд о великой жизни» - так назвал эту главу Солженицын). «Величие» вождя показано там в полной мере. Блестящий анализ писателя, который и сам нахлебался по горло сталинских радостей.


Рецензии