Отец Александра Невского Ярослав Всеволодович

История средневековой Руси – это история многочисленных междоусобных сражений, пограничных столкновений и войн с соседними народами. В этих условиях, естественно, была значимой роль князей как полководцев и правителей страны. Отец Александра Невского Ярослав Всеволодович был воинственным князем, в какой-то степени к этому принуждала его сама жизнь. Хотя автор «Жития Александра Невского» называет его кротким, но, при изучении событий того времени по другим источникам, понимаешь, что это не так. Князь Ярослав активно участвовал в княжеских усобицах. «Ах, страшно и дивно есть, что шли брат на брата, сыновья против отцов, рабы на господ, друг друга ищут умертвить и погубить, забыв закон Божий и преступив заповеди его, одного ради властолюбия ища брат брата достояния лишить, не ведающие, что премудрый говорит: «Ищущий чужого о своем возрыдает»  . С точки зрения автора «Повести о битве на Липице» именно Ярослав Всеволодович был основным виновником гибели в 1216 году девяти тысяч двухсот тридцати трех воинов (беспрецедентное количество жертв княжеских междоусобных войн на Руси). После этой проигранной битвы «Ярослав тоже прискакал один в Переяславль на пятом коне, четырех загнав, и затворился в городе. И не довольно было ему прежнего злодейства, не насытился крови человеческой, избив множество людей в Новгороде, в Торжке и на Волоке, но и теперь, уже бежав, он велел захватить новгородцев и смольнян, которые пришли по торговым делам в его землю, и всех новгородцев заточить в погреба, а других в гридницу, где они задохлись от скопления множества людей, а иных велел загнать в тесную избу и удушил их там — сто пятьдесят человек, а отдельно заточили пятнадцать человек смольнян — эти остались в живых» . Конечно, можно делать скидку на то, что «Повесть о битве на Липице» была составлена летописцем, для которого противники Ярослава Всеволодовича были «своими князьями» и все же… Поступки человека определяются не только обстоятельствами, в которых приходится действовать, но и его мировоззрением, нравственными внутренними установками, силой воли и целеустремлениями. Мировоззрение знатных русских людей 13 века было, вероятнее всего, христианским, но вот о целеустремлениях большинства князей этого сказать нельзя, и, с моей точки зрения, это в полной мере относится к Ярославу Всеволодовичу. Мне думается, что его основной целью была власть, при достижении которой этот человек не останавливался и перед человеческими жертвами. Так в 1215 году при борьбе за княжение в Новгороде, он осуществил продовольственную блокаду этого города, в связи с чем «был голод великий, многие отдавали детей своих в работу за жита. Потом учинился мор великий, многие общие могилы телами заполнили, и уже не было кому мертвых погребать, лежали тела всюду не погребены» .
  В 1231 году Ярослав Всеволодович ходил войной на Черниговскую волость против князя Михаила. В 1233 году он вместе с новгородцами идет войной на немцев и побеждает их, затем бьется с литовцами. В 1236 году он отставляет сына Александра править в Новгороде, а сам отправляется на великое княжение в Киев . В этом же году страшным предзнаменованием приходит весть о том, что монголы разбили соседствующее с Русью Булгарское царство на Волге . И в 1237 году, как мы помним,  разгорается страшный пожар Батыева нашествия на Русь. Судя по всему, в это время Ярослав Всеволодович принял выжидательную тактику, так как исторические источники не доносят сведений о столкновениях русских войск под его предводительством с монголами.
Лишь в 1238 году, когда кочевниками уже стерта с лица земли Старая Рязань, взят стольный город Владимир, убит его родной старший брат князь Юрий и оба княжества рязанское и владимиро-суздальское, потеряв свои основные войска в сражениях, фактически остались беззащитными перед монголами, Ярослав Всеволодович «седе на столе в Володимери»  . Именно этот князь взял на себя основную миссию капитуляции перед иноземными захватчиками.
Мне видится, что нельзя к этому относиться как к трусости или предательству со стороны Ярослава Всеволодовича. Этот воинственный человек и опытный политик переживал разные перипетии – от разгрома в Липецкой битве и унижения от тестя, забравшего у него его жену после этого  и до постепенного возвышение до статуса князя Киева – «матери городов русских». Конечно, вследствие его деятельности Русь попала под иго монголов, но при этом она не была ими окончательно уничтожена.
Необходимо отметить поведение  князя Ярослава Всеволодовича и во время прихода монголов, тем более что оно характерно для ряда князей, как ранее наводивших половцев на Русь ради своей выгоды, так и для их потомков впоследствии прибегавших к помощи монголов для таких же целей. В 1239 году, когда монголы громили русские города, Ярослав Всеволодович продолжает междоусобную борьбу с главным своим противником Михаилом Всеволодовичем Черниговский – «Ярослав пошел к Каменцу; он захватил город Каменец, а княгиню Михаила и большую добычу забрал с собой»  .  Более того, прослеживается и некая согласованность действий князя с монголами, так как по Лаврентьевской летописи после этого в том же году татары взяли Чернигов – столицу вотчины Михаила Всеволодовича.
Политике подчинения монголам Ярослав Всеволодович следовал далее неотступно, не единожды посещая Орду в качестве ее вассала. В 1246 году во время очередной поездки к монголам он и умер . Джованни Дель Плано Карпини об этом событии сообщает так: «В то же время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии, которая называется Суздаль. Он только что был приглашен к матери императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас же занедужил и умер спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело»  . При всей неоднозначности этой личности – защитника русских рубежей, коварного политика, участника междоусобных княжеских войн, вассала монголов, Ярослав Всеволодович умирает русским великим князем за свой народ и за свою землю.


Рецензии