Диалог с Николаем Прусовым. Часть 2

     В июле 2015 года на моей авторской странице в разделе «Рецензии» был размещён отзыв на «Приглашение к диалогу» Николая Прусова. Он не оставил автора «Приглашения...» равнодушным, завязалась полемика, но сближения позиций сторон не произошло, каждый лишь утвердился в собственном мнении. С этой перепиской любой желающий может ознакомиться, перейдя к рецензиям на публикацию (http://www.proza.ru/2015/07/06/1).
     Спустя некоторое время «Приглашение к диалогу» было дополнено новой главой «Свобода, Равенство и... Библия». Ниже приводится отзыв на этот текст, но прежде — небольшой комментарий к другой главе, а именно: «Почему я не православный?»

     Начнём с таких слов автора: «Итак, вот как всё было на самом деле...»
     Извините, дорогой Николай Сергеевич, встретив такую формулировку, можно вообще прекращать дальнейшее чтение. Даже после приснопамятного «майдана» мы имели возможность множество раз убедиться, насколько велика может быть разница между случившимися событиями и их интерпретацией говорящими головами в телевизоре. Некоторые способны очень убедительно рассказывать с экрана, «как всё было на самом деле». А ведь речь о происходящем «здесь и сейчас». Что же говорить о древности, где поверх реальных событий наслоились тонны вековых заблуждений, выдумок и фальсификаций?
     Поэтому в следующий раз, говоря «вот как всё было на самом деле», хотя бы добавляйте «по моему мнению».
     Ну а по поводу содержания... В заключительной части предыдущего отзыва на «Приглашение к диалогу» говорилось, что в самых разных обстоятельствах приходилось задаваться одним и тем же вопросом: не слишком ли много берут на себя те, кто пытается «разъяснять» необразованным массам содержание священных текстов (независимо от конфессии)? Их на то уполномочил сам Моисей? Или Христос? Или Мухаммед? Или всё гораздо проще: торгуем лапшой и развесистой клюквой оптом и в розницу, благо спрос устойчивый? И хотя по ряду вопросов наблюдается определённое совпадение позиций, многие другие утверждения автора рассматриваемой статьи далеко не бесспорны.
     Например, будто бы рабовладельческий строй пал в результате появления христианства.
     Во-первых, что выглядит более логичным, смена формаций в большей мере вызвана экономическими причинами, в первую очередь появлением в производстве и управлении новых технологий, требующих радикального изменения укладов. Так на смену рабовладению пришёл феодализм, затем капитализм, теперь же мы стоим на пороге очередной глобальной трансформации, о которой с умным видом будут рассуждать уже будущие поколения.
     Во-вторых, говоря о рабстве, как правило, оставляют за рамками обсуждения наличие немалого количества людей, готовых в силу своих природных качеств добровольно «продаваться в рабство». Для таких гораздо привлекательнее существование, когда обеспечение крыши над головой, сносной еды и некоторого набора природных потребностей не связано с принятием решений и ответственностью. И никакие самые страстные проповеди о свободе, равенстве и братстве им не нужны. Не мешайте «наслаждаться жизнью», не отвлекайте своей болтовнёй от корыта!
     В-третьих, рабовладение спустя несколько веков возродилось и очень долго неплохо себя чувствовало среди правоверных всех мастей. Исключением стала, как ни странно, восточная ветвь христианства, которую сейчас обычно принято называть православием и от которой автор всячески открещивается:
      «Во времена Дмитрия Донского, когда преподобный Сергий Радонежский благословил полки Дмитрия Донского на защиту Святой Руси от исламских захватчиков, руководимых Мамаем, я, возможно, был бы православным...
     Во время народного восстания Кузьмы Минина и князя Пожарского против польских захватчиков я наверняка был бы православным...
     Даже во время Отечественной войны 1812 года я был бы православным. Но не сегодня...»
     Не комментируя конфессиональные предпочтения автора, замечу, что сегодня очень многие могли бы о себе сказать то же самое, лишь заменив слово «православным» на «христианином» по причине существования иной интерпретации термина «православный».

     Теперь о главе «Свобода, Равенство и... Библия».
     Для начала такая выдержка из авторского текста: «Наша с вами Свобода, наши с вами "права человека", наши с вами "социальные гарантии" — ничего бы этого у нас не было, не будь у нас Библии. Потому что ни атеизм, ни иные нехристианские религиозные воззрения не говорят ни о Свободе, ни о Равенстве, ни о "правах человека", ни о "социальных гарантиях" — только Библия!»
     Следом приведены цитаты из Пятикнижия Моисея.
     Многие из них ориентируют на взаимопомощь, взаимовыручку и гуманное отношение к ближнему, однако всё же надо помнить, что речь идёт о ДОхристианских текстах. Это к вопросу о часто упоминаемом повсеместно термине «христианские ценности».
     Дальше интереснее: «...с иноземца взыскивай, а что будет твоё у брата твоего, прости».
     Или это: «...и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать».
     На мой, «условно–языческий», взгляд, здесь чёрным по белому предусмотрено разделение на своих и чужих (иноземцев). Вторая же цитата — вообще прямо-таки инструкция по обретению мирового господства. Это к вопросу о равенстве. Классический случай, сформулированный много позже Джорджем Оруэллом: «Все равны, но некоторые равнее».
     И, конечно, о чём уже упоминалось в предыдущем отзыве, всегда полезно помнить, что перевод с чужого языка, тем более древнего, не всегда точно отражает все смысловые нюансы написанного, не говоря уже о возможных заведомых искажениях при толковании. Это к вопросу о безусловном доверии содержанию священных текстов (опять-таки независимо от конфессии).
     Очень важно отметить следующий принципиальный момент. Ни в предыдущем отзыве на «Приглашение к диалогу», ни в настоящей публикации не сказано ни одного слова в отрицание значительной, если не определяющей, роли принятия христианства в деле формирования русского народа в его нынешнем виде. Рискну предположить, что значение этого события не станет оспаривать ни один образованный человек, а потому вызывает удивление настойчивость, с которой доказывается столь очевидная истина. Справедливости ради стоило бы добавить, что считать христианство единственным существенным фактором, сформировавшим русский народ, было бы упрощением и искажением истории, но развивать этот тезис здесь нецелесообразно.
     Точно так же нигде не отрицается значение Библии и христианства в обретении свобод, прав и социальных гарантий. Однако не стоит забывать, что все эти права и гарантии были завоёваны в упорнейшей борьбе лишь в прошлом веке, причём в значительной мере под руководством людей, которых к христианам можно отнести с очень большой натяжкой, да и то далеко не всех. Перед тем же более тысячи лет христианство, наряду с другими религиями, в основном, использовалось для консервации существующих отношений между обществом и властью и обоснования различных войн и прочих непотребств.
     Не лишним будет также напомнить, что идеи свободы и равенства положены в основу первых программных документов коммунистического движения. В связи с этим утверждение, что «ни атеизм, ни иные нехристианские религиозные воззрения не говорят ни о Свободе, ни о Равенстве, ни о "правах человека", ни о "социальных гарантиях"», вообще представляется полемической спекуляцией. Утверждения о «лжегуманизме атеистов и материалистов, ставящих во главу угла человека с его страстями и похотями», есть не что иное, как заведомое искажение позиции сторонников иной точки зрения. Спору нет, есть известные теории, где приоритетом объявляется постоянный рост потребления, более того, вся мировая экономика давным-давно ориентируется именно на этот принцип. Можно также сколь угодно долго вспоминать прошлый век с его тоталитарными режимами и лагерями для инакомыслящих, ибо «из книги слова не выкинешь». Однако часто забывают, сколько изначально в этой «книге» сказано не только об обеспечении прав и свобод, но и о необходимости формирования нового человека, прежде всего высоконравственного.
     Вообще, искать параллели между основными религиями и коммунистическим учением нет никакой нужды, они на поверхности. Тут и свои «пророки», и свои «заповеди», даже «рай» присутствует, но не посмертный, а удалённый во времени и потому обещанный лишь дальним потомкам. Тем интереснее наблюдать, насколько ожесточённая полемика развернулась между наиболее активными представителями именно таких точек зрения. Видно, не зря считается, что самая жестокая борьба — внутривидовая.
     Следующая авторская цитата: «Надо ли говорить о том, что Евангелие Господа нашего, Иисуса Христа, перевернуло всю Вселенную? Зачем об этом говорить, если это и так очевидно?» Как тут не вспомнить другое высказывание автора в полемике вокруг предыдущей публикации: «Ваши слова "общеизвестно" для меня не доказательство». Нет нужды пояснять, что в данном случае «очевидно» и «общеизвестно» фактически синонимы, однако право на существование признаётся только за авторской «очевидностью». Ну а по поводу «переворота Вселенной»... Можно, конечно, сравнить собственное сознание, даже сознание многих миллионов единоверцев с Вселенной, но, наверное, даже в пылу спора не стоило бы переходить определённые границы во избежание подозрений в проявлении мании величия, что особенно не вяжется с образом «раба Божьего».

     А вообще вся эта полемика наводит совсем на иные мысли.
     В середине позапрошлого века был опубликован известный «Манифест Коммунистической партии», с содержанием которого в рамках школьной программы знакомился каждый советский человек. Основная идея документа: мы стоим на пороге последней революции, которая положит конец несправедливому обществу, а главной движущей силой этой революции станет пролетариат — по мысли авторов, самый прогрессивный класс. Заканчивался текст знаменитым призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
     Анализ окружающей жизни, меняющейся на глазах вследствие становления нового технологического уклада, приводит к однозначному выводу, что классики несколько поторопились с утверждениями как о неизбежности пролетарских революций, так и вообще о роли этого класса в эволюционном развитии общества. На первый план, что вполне закономерно, вышли представители умственного труда, коих принято называть интеллектуалами.
     К настоящему времени и в теории, и практикой наработан значительный материал, посвящённый возможным путям построения общества равенства и справедливости. Почему эти идеи до сей поры так и не получили повсеместного распространения, вопрос отдельный и здесь не рассматривается. Важно другое — актуальность единства во имя достижения каких-то общих глобальных целей. Теперь впору призвать: «Интеллектуалы всех стран, соединяйтесь!» Но, увы, интеллектуалы в силу своих природных особенностей больше спорят на тему, «кто на свете всех милее, креативней и умнее». И предпочитают не столько искать точки соприкосновения, сколько с упоением таскать друг друга за волосы и бороды, выясняя отношения между собой и разделяя на своих и чужих. А жаль...


IX.2015


Рецензии
Начнём с таких слов автора: «Итак, вот как всё было на самом деле...»
-----
Простите, мне действительно надо было добавить, что так было на самом деле - "по моему мнению". Впрочем, в предисловии к своим работам, вошедшим в сборник "Приглашение к диалогу" я уже указывал, что все мои тексты - это мое мнение и на каноничность я, разумеется, не претендую. Высказывая свое мнение я цитатами пытаюсь его подтвердить.

Продолжение ответов на рецензию следует...

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 12:26     Заявить о нарушении
не слишком ли много берут на себя те, кто пытается «разъяснять» необразованным массам содержание священных текстов (независимо от конфессии)?
-----
Нет, не слишком. Поднимаемые мною в моих работах вопросы я постоянно слышу от людей. Потому и решил на них ответить хоть в каком-то хронологическом порядке. Или мне не отвечать на вопросы? Тупо молчать? Тогда враги Христовы сочтут это своей победой, чего я допустить не могу. И потом, я разъясняю не домыслами: я разъясняю цитатами!
----
Их на то уполномочил сам Моисей? Или Христос? Или Мухаммед?
----
Не знаю как других - меня уполномочил сам Христос, обращаясь ко всем своим последователям: "Идите и проповедуйте Евангелие"
----
Или всё гораздо проще: торгуем лапшой и развесистой клюквой оптом и в розницу, благо спрос устойчивый
----
Я ничем не торгую. Для пропитания я работаю инженером-сметчиком. Мои тексты - только для души, а никак не для кармана.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 12:35   Заявить о нарушении
Например, будто бы рабовладельческий строй пал в результате появления христианства.
Во-первых, что выглядит более логичным, смена формаций в большей мере вызвана экономическими причинами, в первую очередь, появлением в производстве и управлении новых технологий, требующих радикального изменения укладов.
------
Приведите пример такого рода новых (радикальных!) технологий I-III вв. нашей эры - времени первоначального распространения Христианства, в которое древний, античный, рабовладельческий строй приказала долго жить.
Единственное, что появилось в это время кардинально новое в жизни античного общества - это Евангелие, которое и похоронило рабовладельческий строй античности.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 12:41   Заявить о нарушении
Для таких гораздо привлекательнее существование, когда обеспечение крыши над головой, сносной еды и некоторого набора природных потребностей не связано с принятием решений и ответственностью. И никакие самые страстные проповеди о свободе, равенстве и братстве им не нужны. Не мешайте «наслаждаться жизнью», не отвлекайте своей болтовнёй от корыта!
-----
А вот это, батенька - чистой воды расизм. Людей, предпочитающих рабство - не бывает. Каждый выберет Свободу, предоставь ему такую возможность. Не каждый за нее, Свободу, готов умереть - тут я согласен! Но каждый Свободу бы предпочел неволе! Но не во всех обществах такая возможность предоставляется. Только в Христианстве и ранее, в Законе Моисея.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 12:45   Заявить о нарушении
В-третьих, рабовладение спустя несколько веков возродилось и очень долго неплохо себя чувствовало среди правоверных всех мастей
-----
В тексте я объясняю это тем, что Библия, Слово Божие, стала недоступной для широких кругов населения, а потому снова возникла возможность закабаления человека человеком.
-----
Исключением стала, как ни странно, восточная ветвь христианства, которую сейчас обычно принято называть православием и от которой автор всячески открещивается
----
Исключением православие, увы, не стало. И Византийская Империя, и Россия после нее? по тем же причинам, что и Западная Европа, получила то же самое закабаление человека человеком из-за недоступности Библии у широких масс населения.
Как только в Европе Библия снова стала доступнолй - так сразу появились первые демократические протестантские республики(Швейцария, Голландия).
Я не открещиваюсь от православия. Я объясняю почему я не в силах быть православным.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 13:07   Заявить о нарушении
Насчет "Почему я не православный". Последние два слова. Я боюсь вы не прочти весь текст до конца. Я понимаю, это сложно - 14 страниц, множество цитат. Но там, в конце, описано как относятся к своим православные и как относятся к своим протестанты. Разница - колоссальная!

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 13:10   Заявить о нарушении
Следом приведены цитаты из Пятикнижия Моисея.
Многие из них ориентируют на взаимопомощь, взаимовыручку и гуманное отношение к ближнему, однако всё же надо помнить, что речь идёт о ДОхристианских текстах. Это к вопросу о часто упоминаемом повсеместно термине «христианские ценности».
-----
Христианство - это продолжение веры пророков Моисея и Илии. Эти пророки явились во время преображения Господня. Вам любой православный священник скажет тоже самое. Христос не отменяет законы милосердия Ветхого Завета, а напротив, укрепляет их.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 13:13   Заявить о нарушении
На мой, «условно-языческий», взгляд, здесь чёрным по белому предусмотрено разделение на своих и чужих (иноземцев).
------
Любой мой перестать быть "чужим" и мог стать "своим" - достаточно было принять обрезание. Достаточно было принять весь закон целиком - и человек становился частью народа Божьего. Логично когда льготы закона распространяются только на тех, кто принимает закон целиком.
И я об этом подробно пишу в своей работе.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 13:16   Заявить о нарушении
Вторая же цитата — вообще прямо-таки инструкция по обретению мирового господства. Это к вопросу о равенстве.
-----
Я не вижу в Библии инструкции по мировому господству. Я вижу в Библии мечту о мировом распространении Слова Божьего, согласно которому все люди равны перед законом.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 13:20   Заявить о нарушении
И, конечно, о чём уже упоминалось в предыдущем отзыве, всегда полезно помнить, что перевод с чужого языка, тем более древнего, не всегда точно отражает все смысловые нюансы написанного
------
Текст Библии - наиболее достоверный текст. За его сохранностью бдили не только его поклонники, но и его противники. Ваше недоверие - типичный советский, шаблонный, пережиток, который внушили вам еще в школе. Мировые историки считают Библию наиболее достоверной книгой по всем параметрам. Единственное что внушает недоверие - библейские чудеса. И только.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 13:24   Заявить о нарушении
Ни в предыдущем отзыве на «Приглашение к диалогу», ни в настоящей публикации не сказано ни одного слова в отрицание значительной, если не определяющей, роли принятия христианства в деле формирования русского народа в его нынешнем виде. Рискну предположить, что значение этого события не станет оспаривать ни один образованный человек, а потому вызывает удивление настойчивость, с которой доказывается столь очевидная истина.
------
Большое спасибо за ваши слова. Я рад что эта истина Вам очевидна. Но дело в том, что многим она - не очевидна ни разу. Во всяком случае тем, с кем я общаюсь. Вроде образованные люди, но при этом не желают соглашаться с очевидными вещами. Потому и приходится писать такого рода работы.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 13:28   Заявить о нарушении
Справедливости ради стоило бы добавить, что считать христианство единственным существенным фактором, сформировавшим русский народ, было бы упрощением и искажением истории,
------
Я нигде и не называю этот фактор единственным. Я называю его определяющим! Я называю его наиболее сильным из всех других факторов.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 13:30   Заявить о нарушении
Точно так же нигде не отрицается значение Библии и христианства в обретении свобод, прав и социальных гарантий. Однако не стоит забывать, что все эти права и гарантии были завоёваны в упорнейшей борьбе лишь в прошлом веке
-----
Не скажите! А как же "Хартия Вольностей"? В каком веке она была написана? Свобода не стала нормой для условно-Христианской Цивилизации на всем протяжении ее истории потому что Библия была недоступной. Как только Библия становилась доступной - так сразу появлялась и Свобода!
-------
Перед тем же более тысячи лет христианство, наряду с другими религиями, в основном, использовалось для консервации существующих отношений между обществом и властью и обоснования различных войн и прочих непотребств
-----
Христианство нельзя использовать подобным образом. Подобным образом можно использовать лишь оскопленные ошметки Христианства, заваленные обрядовой утварью, что происходило и в католической, и в православной Европе. Библейское , протестантское Христианство само диктует условия и обществу и власти. Потому что в Библейском, протестантском Христианстве самым главным авторитетом является не общество, не власть, а Библия!

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 13:42   Заявить о нарушении
Не лишним будет также напомнить, что идеи свободы и равенства положены в основу первых программных документов коммунистического движения.
-----
Но они не были реализованы на практике! Вот в чем большая проблема!
В первых общинах Христиан были реализованы все идеи свободы и равенства.
Также они были реализованы когда Библейское, протестантское Христианство восторжествовало в Англии, Голландии, Швейцарии, частично - в США.
Когда большевики-коммунисты пришли к власти они загнали всю страну в жесточайшую диктатуру! Ни выборного президента, ни выборного, многопартийного парламента! Ничего из тех идей, которые они, якобы, придерживались. А на троне - сменяемые друг друга диктаторы!

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 13:48   Заявить о нарушении
Однако часто забывают, сколько изначально в этой «книге» сказано не только об обеспечении прав и свобод, но и о необходимости формирования нового человека, прежде всего, высоконравственного.
-----
В книге большевика-материалиста действительно много было сказано о формировании нового высоконравственного человека. Однако на практике ничего не получилось. В отличии от Библейского Христианства.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 13:52   Заявить о нарушении
Нет нужды пояснять, что в данном случае «очевидно» и «общеизвестно» фактически синонимы, однако право на существование признаётся только за авторской «очевидностью».
-----
Ну а здесь снова говорит обида. Да, я спесив и заносчив. Меняться поздно. Сколько мне еще перед вами извиняться за мой, поверьте, неизлечимый порок?
-----
Ну а по поводу «переворота Вселенной»... Можно, конечно, сравнить собственное сознание, даже сознание многих миллионов единоверцев с Вселенной, но, наверное, даже в пылу спора не стоило бы переходить определённые границы во избежание подозрений в проявлении мании величия, что особенно не вяжется с образом «раба Божьего».
----
Я не о собственном сознании. И не о сознании миллионов Христиан. Я о нашей планете Земле, которую и Библейское, и даже небиблейское Христианство буквально преобразило.
"Раб" же "Божий" сегодня снова идет в электричку публично читать людям Библию. И если снова будут бить - снова будет падать перед людьми на колени, говоря: "Христос умирал за вас на Кресте".
Так что никакой мании величия нету и в помине.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 14:03   Заявить о нарушении
p.s.
Я против объединения всех интеллектуалов (читай: интеллигенции) и возведения их в ранг передового класса.
Передовых, элитных классов и сословий не должно быть вообще. Все должны быть равны перед законом.

На очереди вас ждет еще одна моя работа "Монархия, Республика и ... Библия".
А вообще - большое спасибо. Вы снова дали мне хороший ориентир над чем надо работать, на чем надо заострить свое внимание.

Прусов Николай Сергеевич   01.10.2015 14:09   Заявить о нарушении
Николай Сергеевич, прошу извинить за столь длительную задержку с ответом: хотелось все фрагменты связать в нечто цельное, а уделить этому необходимое внимание долго не получалось.
В настоящее время опубликована третья часть "Диалога..." (http://www.proza.ru/2015/10/12/1), при желании можете с ней ознакомиться.
Здесь же хотел сделать лишь несколько замечаний.
Прежде всего, ни разу не высказывал какие-либо обиды в Ваш адрес, поэтому и говорить об извинениях с Вашей стороны нет никакой нужды. Какие-то из Ваших аргументов меня не устраивают, что-то из высказанного мной не нравится Вам - здесь всё-таки налицо идеологическая полемика, а не выяснение личных отношений. Хотя при том я не совсем понимаю, почему нельзя бороться с собственными недостатками, тем более если они осознаются и очевидно мешают в миссионерской деятельности. Это никогда не поздно.
По поводу "мании величия". Мне казалось очевидным, что речь идёт не о Вас лично, а всего лишь о сопоставлении нашей планеты со всей Вселенной. При всей важности Земли для её обитателей на просторах космоса - это микропесчинка.
Теперь насчёт "объединения" интеллектуалов. Нигде у меня не говорилось о "передовом классе", а уж тем более о превращении его в "элитное сословие". Однако непреложный факт: все достижения человеческой цивилизации - плод нашего разума, а не тупой силы. Речь не о превращении в "элитное сословие", а о признании общественной значимости и, соответственно, повышении престижа труда, непосредственно связанного с научно-техническими достижениями, отсюда - цели политики в области образования и необходимость создания условий и стимулов для повышения своего образовательного уровня.

Андрей Девин   12.10.2015 00:08   Заявить о нарушении
По поводу "мании величия". Мне казалось очевидным, что речь идёт не о Вас лично, а всего лишь о сопоставлении нашей планеты со всей Вселенной. При всей важности Земли для её обитателей на просторах космоса - это микропесчинка.
-------
Дело в том, что наша планета ... уникальная микропесчинка! Во всяком случае, до тех пор пока не будут найдены иные планеты, на которых есть Жизнь и Разум.

Прусов Николай Сергеевич   12.10.2015 08:59   Заявить о нарушении
непреложный факт: все достижения человеческой цивилизации - плод нашего разума, а не тупой силы.
-----
Очень спорное утверждение. Мне, например, кажется, что все достижения нашей человеческой цивилизации - плод в том числе и Христианской религии. Именно об этом я писал в "Культурологической апологии Христианства"
-----
Речь не о превращении в "элитное сословие", а о признании общественной значимости и, соответственно, повышении престижа труда, непосредственно связанного с научно-техническими достижениями
----
Если мы будем повышать престиж какого-либо вида труда мы, тем самым, будем принижать все другие виды труда. А это прямой путь к "элитарности" одних и ... эээ ... "не-элитарности" других.

Прусов Николай Сергеевич   12.10.2015 09:06   Заявить о нарушении
отсюда - цели политики в области образования и необходимость создания условий и стимулов для повышения своего образовательного уровня.
-----
Мне все больше кажется, что самое главное не образовательный уровень общества, а его нравственный уровень.

Прусов Николай Сергеевич   12.10.2015 09:08   Заявить о нарушении
Никто и не оспаривает уникальность нашей планеты. Но даже эта уникальность не позволяет сопоставить её со всей Вселенной, знаний о которой хоть и много, но пока явно не достаточно. Это в полной мере относится и к наличию жизни и разума в других звёздных системах.

Андрей Девин   12.10.2015 09:14   Заявить о нарушении
PS

Николай Сергеевич, есть поражающее своей новизной предложение: комментарии к третьей части "Диалога..." размещать во избежании путаницы в поле именно там.

Андрей Девин   12.10.2015 09:17   Заявить о нарушении