Люди и времена 1ч

Андрей Ольгердович

Категория: Биографии
(1325-1399)

Князь полоцкий, трубчевский и псковский, четвертый сын Ольгерда и первой жены его Марии, княжны витебской, старший брат Владислава Ягайла. В 1342 г. Псков, теснимый ливонскими рыцарями, отдался под покровительство Ольгерда, и он посадил там своего сына Вигунда, который, крестившись в Пскове, получил имя Андрей.

В 1349 г. псковичи не хотели более признавать его своим князем, так как он жил в Литве, а в Пскове держал наместника. В 1377 г. умер Ольгерд, назначив Ягайла великим князем литовским. Андрей, получивший княжества Полоцкое и Трубчевское, не хотел уступить старшинства младшему брату, но, не получая помощи от других литовских князей, бежал из Литвы в Псков, где жители посадили его на княжение с согласия великого князя московского Димитрия Ивановича, к которому Андрей ездил в Москву.

В 1379 г. вместе с зятем своим, серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым Андрей отнял у Литвы Стародуб и Трубчевск. Князь трубчевский Димитрий Ольгердович, брат Андрея, также перешел на службу к московскому князю. В 1380 г. Андрей с псковскими полками участвовал в Куликовской битве. Пробыв несколько лет на московской службе, он возвратился в Литву.

 Последние годы жизни Андрей служил Витовту и пал в битве с татарами при Ворсклё (1399), в которой Витовт потерпел поражение.


Андрей Ярославич

Категория: Биографии
(после 1220-1264)

Третий сын великого князя Яро слава Всеволодовича. Летописи впервые упоминают его имя под 1238 г., как одного из числа князей, спасшихся от татарского меча. В 1240 г. брат его, Александр Невский, после победы над шведами разошелся с новгородцами и ушел от них в Переславль-Залесский. Новгородцы, теснимые Ливонским орденом, обратились к Ярославу с просьбой дать им князя. Ярослав дал им Андрея. Так как новгородцам хотелось иметь у себя князем Александра Невского, то Андрей ушел из Новгорода, но в следующем, 1241 г. по воле отца снова отправляется туда с суздальскими полками на помощь брату против ливонцев. В 1242 г. он участвовал в Ледовом побоище. Под 1247 г. летописи отмечают его поездку после смерти отца в Орду к Батыю. Последний отправил его вместе с прибывшим несколько позже Александром Невским в Монголию, к великому хану, откуда братья вернулись лишь в 1249 г. В их отсутствие младший брат их, Михаил Хоробрит московский, отнял у дяди Святослава Всеволодовича великое княжение владимирское, но в том же 1248 г. погиб в походе на Литву. Занял ли Святослав снова владимирское княжение — трудно сказать; известно только, что в Орде между Александром и Андреем шел спор о великом княжении. Хан пожаловал его Андрею, а Александру дал разоренный Киев. Некоторые полагают, что такое распределение городов между братьями сделано было ханом с умыслом, чтобы удалить пользовавшегося большой славой Александра и иметь распорядителем во вновь завоеванной стране малоизвестного Андрея. В действительности для хана был бы более подходящим Александр, который, подобно отцу, не хотел противиться хану, а наоборот, покорностью и предупредительностью к нему хотел достичь спокойствия и обеспечить мирное развитие Руси. Пылкий и свободолюбивый Андрей не мог примириться с рабством. В 1250 г. он женился на дочери Даниила Романовича Галицкого, который еще не был в Орде и мечтал об изгнании татар из Европы. О том же, по-видимому, стал думать и Андрей. Он не старается угодить хану, стремится стать в независимое от него положение. Может быть, он надеялся на единение князей. На самом деле старшие князья вовсе не думали о свободе Руси, а хотели сами быть великими князьями.

 В 1250 г. дядя Андрея, Святослав, отправляется в Орду с сыном Дмитрием хлопотать о великом княжении, что не могло обойтись без интриг против Андрея. Святослав великого княжения не получил (он умер в 1252 г.), но осложнилось и положение Андрея. В 1252 г. в Орду отправился Александр Невский. Судя по некоторым известиям, он жаловался хану на Андрея. Разгневанный хан приказал доставить Андрея к нему.

 Еще до возвращения Александра из Орды на Русь пришла огромная татарская рать под предводительством царевича Неврюя. При вести о нашествии татар Андрей с горечью воскликнул: “Господи, доколе нам ссориться между собою и наводить друг на друга татар? Лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!” Сначала он хотел дать татарам отпор и для этого вошел в союз с младшим братом Ярославом Тверским, но затем, чувствуя превосходство татарской силы, решил бежать без боя. Татары догнали его под Переяславлем. Андрей дал сражение, но был разбит и бежал в Новгород. Не принятый там из страха перед татарами, он ушел в Ревель, а оттуда в Швецию. Это было первое сопротивление татарам после покорения Руси и первое нашествие татар, вызванное интригами русских князей, для наказания русских областей и их правителей. Обратно на Русь Андрей вернулся лишь в 1256 г. и с любовью был принят Александром Невским; однако в удел получил Городец и Нижний лишь после того, как в 1257 г. съездил в Орду “чтить” ханского наместника Улавчия. После смерти Александра Андрей, по некоторым известиям, снова добивался великого княжения, но хан предпочел ему его брата Ярослава тверского. В 1264 г. Андрей умер, оставив сыновей Юрия, Василия и Михаила.

Большой Андрей Васильевич

Категория: Биографии
(по прозвищу Горяй, 1446-1493)

Третий сын великого князя московского Василия Темного. После смерти отца (в 1462 г.) получил в удел Углич, Звенигород и Бежецк. До 1472 г. был в хороших отношениях со своим старшим братом Иваном Васильевичем III. В 1472 г. умер Юрий Васильевич, князь дмитровский, бездетным, не упомянув в завещании о своем уделе. Великий князь присвоил себе удел покойного, не дав ничего братьям. Те рассердились, но на этот раз дело кончилось примирением. Однако Иван, наделив других, ничего не дал Андрею, который более других добивался раздела. Тогда мать, очень любившая Андрея, дала ему свою куплю — Романов городок на Волге.

Другое столкновение у младших братьев с великим князем произошло из-за права бояр отъезжать — права, которое великий князь признавал лишь в том случае, когда отъезжали к нему. В 1479 г. боярин князь Лыко-Оболенский, недовольный великим князем, отъехал к князю Борису Васильевичу Волоцкому. Когда Борис не согласился выдать отъехавшего боярина, великий князь приказал схватить Оболенского и привезти в Москву. Андрей принял сторону обиженного волоцкого князя. Братья, соединившись, двинулись с войском в Новгородскую область, а оттуда повернули к литовскому рубежу. Польский король Казимир, однако, не помог им.

Они рассчитывали найти поддержку в Пскове, но обманулись. Великий князь предлагал Андрею Калугу и Алексин, но он не принял этого предложения. Нашествие Ахмата (1480) способствовало примирению братьев. Иван обещал исполнить все требования Андрея и Бориса. Они явились с войском к великому князю на Угру, где он стоял против татар. Примирение состоялось при посредничестве матери-инокини Марфы, митрополита и епископов.

Великий князь дал Андрею Можайск, т. е. значительную часть удела Юрия. По смерти матери (умерла в 1484 г.) положение Андрея сделалось опасным, так как его характер и притязания внушали тревогу великому князю. В 1491 г. он приказал братьям послать своих воевод на помощь его союзнику — крымскому хану Менгли-Гирею. Андрей почему-то ослушался приказания. Когда после этого он приехал в Москву (1492), то, позванный на обед к великому князю, был схвачен и посажен в тюрьму, где и умер.

Сыновья Андрея, Иван и Димитрий, по приказанию великого князя были также посажены в тюрьму в ; оковах, а Углицкий удел был присоединен к великому княжению. Когда митрополит просил за Андрея, то великий князь так отвечал: “Жаль мне очень брата, но освободить его я не могу, потому что не раз замышлял он на меня зло, потом каялся, а теперь опять начал зло замышлять и людей моих к себе притягивать. Да это бы еще ничего; но когда я умру, то он будет искать великого княжения подо внуком моим, и если сам не добудет, то смутит детей моих, и станут они воевать друг с другом, а татары будут Русскую землю губить, жечь и пленять, и дань опять наложат, и кровь христианская опять будет литься, как прежде, и все мои труды останутся напрасны, и вы будете рабами татар”.

   Василий Юрьевич Косой

Категория: Биографии
(1421-1448)

Князь звенигородский, старший из троих сыновей Юрия Дмитриевича, князя Галицкого. Василий Косой начинает упоминаться в летописях с 1433 г. Тогда, вместе с братом своим Димитрием Шемякой, он пировал в Москве на свадьбе великого князя Василия, на которой разыгралась сцена из-за пояса.

 Софья Витовтовна велела снять с Василия Юрьевича Косого ценный золотой пояс, признав его за некогда принадлежавший супруге Димитрия Донского.

 Открылась продолжительная междукняжеская усобица. Оскорбленные Юрьевичи немедленно ушли к отцу в Галич; по дороге они “пограбиша Ярославль и казны всех князей разграбиша”. В том же 1433 году Косой участвовал в битве отца своего с великим князем на берегу реки Клязьмы. Юрий занял Москву, народ стал перебегать к великому князю Василию в Коломну, данную ему Юрием в удел по совету боярина Морозова. Юрьевичи убили этого боярина, считая его виновником неблагоприятного для них оборота дел, и бежали в Кострому. Между тем отец их примирился с Василием, уступив ему Москву и обещавшись не принимать к себе двух старших сыновей своих и не помогать им. В происшедшей затем на берегу реки Куси битве Юрьевичи взяли верх, а в 1434 г. великий князь разорил Галич за то, что, вопреки договору, войска Юрия участвовали в битве при реке Куси. Это обстоятельство восстановило связь между отцом и детьми. После битвы в Ростовской области Юрий занял Москву, но вскоре скончался (5 июня 1434 г.), а Василий Косой объявил себя великим князем, о чем извещал младших братьев своих, бывших тогда во Владимире. По зависти или по другим каким-нибудь побуждениям младшие Юрьевичи послали в Нижний Новгород звать Василия Васильевича на великокняжеский стол, а старшему брату отвечали: “Если Богу неугодно было, чтобы княжил наш отец, то тебя-то мы и сами не хотим”. При приближении соединенных князей к Москве, Василий Юрьевич, забрав казну отца своего, бежал в Великий Новгород. Пробывши в Новгороде месяца полтора, Косой пошел в Заволочье, потом в Кострому и начал готовиться к походу на великого князя. Побитый на берегу реки Которосли, он бежал в Кашин. После недолговременного мира великий князь выступил против Василия Косого с его же братом, Димитрием Красным. Враги сошлись у села Скорятина, в Ростовской области. Не надеясь на свои силы, Василий Юрьевич пустился на хитрости: желая “искрасти великого князя”, он предложил ему перемирие до утра, что и было принято. Великий князь распустил своих ратников “кормов деля” (на фуражировку), а Косой, пользуясь этим, хотел напасть на него. Но Василий Васильевич вовремя извещен был о грозившей ему опасности, и московские полки успели собраться благовременно: Косой был разбит, схвачен и приведен к великому князю, который отправил его в Москву. Часть вятчан, не успевшая вовремя прийти на помощь Косому, князя Брюхатого взяла в плен. Взявши с него окуп, вятчане, однако, не освободили князя. Василий Васильевич, узнавши о таком вероломстве сподвижников Юрьевича, приказал ослепить последнего. Затем летописи не говорят более об этом Юрьевиче до самой кончины его, последовавшей, вероятно, в заточении в 1448 г.

Доклад: Василий II Васильевич Темный

Категория: Биографии
(1415-1462)

Великий князь Московский и Владимирский, сын великого князя Василия I Дмитриевича. Княжил с 1425 г. Ему было 10 лет, когда умер его отец. Его кандидатура на великокняжеский стол могла считаться и юридически не прочной: завещание Дмитрия Донского, его деда, заключало в себе слова, обосновавшие притязание дяди Василия, Юрия Дмитриевича, на великое княжение. Решение спора между дядей и племянником зависело на деле от великого князя литовского Витовта, опекуна семьи Василия I. Опираясь на него, митрополит фотий склонил Юрия к мирному договору (1425), по которому тот обязался не добиваться великого княжения силой; только ханское пожалование признано было авторитетным на случай, если бы Юрий возобновил свои притязания. Зависимое от Витовта московское правительство не протестовало против состоявшегося в 1425 г. назначения особого западнорусского митрополита. Не составило Витовту труда получить отречение (в 1428 г.) московского великого князя от самостоятельной политики в Великом Новгороде и Пскове.

 Однако в 1430 г. умер Витовт; на Литовском великом княжении сел Свидригайло, и Юрий, связанный с ним свойством, не замедлил отказаться от договора 1428 г. В начале 1431 г. Юрий и Василий II были уже в Орде; тяжба затянулась там более чем на год и кончилась в пользу Василия II. По летописному рассказу, Юрий стоял на почве завещания Донского; московский боярин Иван Дмитриевич Всеволожский противоставил завещанию суверенную волю хана, отрицая юридическую ценность “мертвых” грамот. Василий II был посажен на стол ордынским послом — впервые в Москве. Юрию ханом был дан город Дмитров, вскоре (1432) отнятый у него Василием. Данное Василием в критический момент Всеволожскому обещание жениться на его дочери было нарушено, и в 1433 г. состоялся брак Василия II с дочерью удельного князя Ярослава Владимировича. Вдобавок на свадьбе великого князя мать его, Софья Витовтовна, грубо обошлась с сыном Юрия, Василием Косым. Обиженный Всеволожский перешел на сторону Юрия; Василий Косой с братьями Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным уехал к отцу.

 Начались беспрестанные междоусобицы. Василий II терпел поражение за поражением. Внезапная смерть Юрия расколола его противников; младшие братья не пристали к старшему, Василию Косому, объявившему себя великим князем; с их помощью Василий II вернул себе великое княжение. Положение Василия не было, однако, прочно. Усобица, несколько лет кряду нарушавшая экономическую жизнь московского центра, поколебала верность московских торгово-промышленных кругов, искавших мира. В Твери Шемяка стал склоняться на сторону Косого (и был по подозрению в этом заточен). Сам Косой в 1436 г. нарушил договор и выступил против Василия II. В открытом бою он был разбит; в плену его ослепили, Шемяку освободили и пожаловали вотчиною.

 Однако положение продолжало оставаться напряженным. Хан Улу-Махмет, выброшенный из Орды к русской границе, засел в 1438 г. в городе Белове; осажденный там московскими войсками, он готов был идти на какие угодно условия, отдаваясь на полную волю Василию II. Но московские воеводы хотели боевой победы — и потерпели поражение вследствие измены присланного им на помощь литовского воеводы. Улу-Махмет беспрепятственно прошел к Нижнему Новгороду и в 1439 г. сделал разрушительный набег на Москву; великий князь успел бежать, каменный “город” уцелел, но посады и окрестности (до Коломны включительно) сильно пострадали. Нижний Новгород находился в осаде. У Мурома и Владимира приходилось держать усиленные гарнизоны; между ними кочевала резиденция великого князя.

 В 1445 г. удалось отбить движение Махмета; полагая, что безопасность временно обеспечена, Василий II вернулся в Москву встретить Пасху. Пользуясь слабостью гарнизонов, Махмет неожиданно напал на Василия II у города Юрьева и взял его в плен. Условия освобождения — тяжелый выкуп (200 000 рублей) — создали почву, благоприятную для поднявшегося вновь Шемяки: опираясь на недовольство в разных слоях общества, он привлек на свою сторону тверского и можайского князей. В феврале 1446 г. Василий II был захвачен в Троицком монастыре князем можайским: Москва занята Шемякой. Сюда привезли Василия II и ослепили. Сторонники его нашли почетный прием в Литве. При посредничестве рязанского епископа Ионы, которому Шемяка обещал митрополию, новому правительству удалось обманом вызвать в Москву детей Василия II; вместе с отцом их заточили в Углич.

 Эта расправа не упрочила положения Шемяки; сосредоточение недовольных на литовской территории угрожало крупными осложнениями. На церковно-боярском совете в конце 1446 г. Шемяка, под влиянием особенно скомпрометированного митрополита Ионы, согласился освободить слепого Василия II (1447). Вологда была дана ему в отчину и стала базой тотчас же начавшегося движения в его пользу. Центр его был перенесен в Тверь, когда игумен Кирилло-Белозерского монастыря Трифон разрешил Василия II от крестоцелования Шемяке, а тверской князь Борис отстал от Шемяки, и состоялось обручение его дочери с сыном Василия, Иваном (будущий великий князь Иван III); в Тверь потянулись и сторонники Василия II из Литвы. Московская православная кафедра, всегда сторонница сильной великокняжеской власти, не упустила момента реабилитировать себя и стать на сторону сильнейшего; отъезд Шемяки из Москвы отдал в ее руки колеблющееся столичное население, в своих руководящих торговых кругах исключительно мирно настроенное. Небольшому отряду сторонников Василия II, тайком проникшему в Москву, ничего не стоило перехватать близких Шемяке людей и привести к присяге московскую массу (присяга Шемяке могла быть отменена только высшей местной, то есть митрополичьей, церковной властью).

 Положение Шемяки с этого момента быстро ухудшалось, и в 1448 г. он вынужден был отказаться от московского престола. В 1450 г. Шемяка был окончательно обессилен под Галичем и бежал в Великий Новгород. Оттуда в 1452 г. он сделал вылазку, кончившуюся неудачно. В 1453 г. он внезапно скончался. Версия об отравлении его московскими стараниями, по некоторым признакам, может считаться правдоподобной.

 Можайский князь бежал в Литву, и Можайск присоединен к Москве в 1454 г. Спустя два года то же случилось с боровским князем. Дошла очередь и до Великого Новгорода. Новгородские войска потерпели поражение, Новгород был приведен к покорности великому князю на небывало тяжелых условиях: десятитысячная контрибуция, отмена вечевых грамот, замена новгородской печати печатью великого князя. Это было начало конца новгородской самостоятельности. О степени раздражения новгородцев можно судить по тому, что в один из приездов Василия Васильевича в Новгород (1460) на вече обсуждался вопрос об убиении великого князя. В 1458—1459 гг. и Вятка, в усобице 30-х гг. стоявшая на стороне Юрия и его сыновей, вынуждена была “добить челом на всей воле великого князя ”. В 50-х же гг. рязанский князь поручил свое княжество и сына московской опеке. Москва послала в Рязань наместников. Результаты княжения Василия II можно характеризовать как ряд крупных успехов: увеличение территории московского великого княжения, независимость и новая формулировка задач Русской Церкви, обновленная идея московского самодержавия и внутренне упроченная власть великого князя. В 1450 г. Иван, старший сын Василия II, был сделан его соправителем; его имя встречается на государственных грамотах. Сам же Василий Васильевич умер 27 марта 1462 г. от сухотной болезни.

Андрей Ярославич

Категория: Биографии
(после 1220-1264)

Третий сын великого князя Яро слава Всеволодовича. Летописи впервые упоминают его имя под 1238 г., как одного из числа князей, спасшихся от татарского меча. В 1240 г. брат его, Александр Невский, после победы над шведами разошелся с новгородцами и ушел от них в Переславль-Залесский. Новгородцы, теснимые Ливонским орденом, обратились к Ярославу с просьбой дать им князя. Ярослав дал им Андрея. Так как новгородцам хотелось иметь у себя князем Александра Невского, то Андрей ушел из Новгорода, но в следующем, 1241 г. по воле отца снова отправляется туда с суздальскими полками на помощь брату против ливонцев. В 1242 г. он участвовал в Ледовом побоище. Под 1247 г. летописи отмечают его поездку после смерти отца в Орду к Батыю. Последний отправил его вместе с прибывшим несколько позже Александром Невским в Монголию, к великому хану, откуда братья вернулись лишь в 1249 г. В их отсутствие младший брат их, Михаил Хоробрит московский, отнял у дяди Святослава Всеволодовича великое княжение владимирское, но в том же 1248 г. погиб в походе на Литву. Занял ли Святослав снова владимирское княжение — трудно сказать; известно только, что в Орде между Александром и Андреем шел спор о великом княжении. Хан пожаловал его Андрею, а Александру дал разоренный Киев. Некоторые полагают, что такое распределение городов между братьями сделано было ханом с умыслом, чтобы удалить пользовавшегося большой славой Александра и иметь распорядителем во вновь завоеванной стране малоизвестного Андрея. В действительности для хана был бы более подходящим Александр, который, подобно отцу, не хотел противиться хану, а наоборот, покорностью и предупредительностью к нему хотел достичь спокойствия и обеспечить мирное развитие Руси. Пылкий и свободолюбивый Андрей не мог примириться с рабством. В 1250 г. он женился на дочери Даниила Романовича Галицкого, который еще не был в Орде и мечтал об изгнании татар из Европы. О том же, по-видимому, стал думать и Андрей. Он не старается угодить хану, стремится стать в независимое от него положение. Может быть, он надеялся на единение князей. На самом деле старшие князья вовсе не думали о свободе Руси, а хотели сами быть великими князьями.

 В 1250 г. дядя Андрея, Святослав, отправляется в Орду с сыном Дмитрием хлопотать о великом княжении, что не могло обойтись без интриг против Андрея. Святослав великого княжения не получил (он умер в 1252 г.), но осложнилось и положение Андрея. В 1252 г. в Орду отправился Александр Невский. Судя по некоторым известиям, он жаловался хану на Андрея. Разгневанный хан приказал доставить Андрея к нему.

 Еще до возвращения Александра из Орды на Русь пришла огромная татарская рать под предводительством царевича Неврюя. При вести о нашествии татар Андрей с горечью воскликнул: “Господи, доколе нам ссориться между собою и наводить друг на друга татар? Лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!” Сначала он хотел дать татарам отпор и для этого вошел в союз с младшим братом Ярославом Тверским, но затем, чувствуя превосходство татарской силы, решил бежать без боя. Татары догнали его под Переяславлем. Андрей дал сражение, но был разбит и бежал в Новгород. Не принятый там из страха перед татарами, он ушел в Ревель, а оттуда в Швецию. Это было первое сопротивление татарам после покорения Руси и первое нашествие татар, вызванное интригами русских князей, для наказания русских областей и их правителей. Обратно на Русь Андрей вернулся лишь в 1256 г. и с любовью был принят Александром Невским; однако в удел получил Городец и Нижний лишь после того, как в 1257 г. съездил в Орду “чтить” ханского наместника Улавчия. После смерти Александра Андрей, по некоторым известиям, снова добивался великого княжения, но хан предпочел ему его брата Ярослава тверского. В 1264 г. Андрей умер, оставив сыновей Юрия, Василия и Михаила.

 Андрей Иванович

Категория: Биографии
(1490-1537)

Удельный князь старицкий, младший из сыновей великого князя Ивана III. Со своим старшим братом, великим князем Василием III, прожил в согласии. Через несколько дней после смерти Василия (1533) по приказанию правительницы Елены Глинской, схвачен старший из братьев покойного, Юрий, обвинен в крамоле и посажен в тюрьму. Андрей продолжал спокойно жить в Москве. Собравшись уезжать к себе в удел, Андрей стал припрашивать городов к своей вотчине; в городах ему отказали, а дали вещи — шубы, кубки, коней. Андрей уехал недовольный. Нашлись люди, которые об этом передали Елене, а Андрею сообщили, что его хотят схватить. Приезд его в Москву для личного объяснения с правительницей не положил конца взаимным недоразумениям. В Москву доносили, что Андрей собирается бежать. Елена послала звать князя старицкого в Москву на совет о войне казанской (1537).

Три раза приглашали его в Москву, но он не ехал, отговариваясь болезнью. Тогда было снаряжено в Старицу посольство из духовных особ и вместе с тем было двинуто сильное войско, чтобы отрезать путь к литовской границе. Узнав об этом, Андрей направился в Новгородскую область. Настигнутый великокняжеским войском под начальством любимца Елены, князя Овчины-Телепнева-Оболенского, Андрей не решился вступить в битву и согласился приехать в Москву, понадеявшись на обещание Оболенского, что там не сделают с ним ничего худого. Елена, однако, сделала Оболенскому строгий выговор за то, что он дал Андрею такие обещания.

Андрей был заключен в тюрьму, где и умер через несколько месяцев. Его жена Ефросиния и сын Владимир также были посажены в тюрьму, но окончательно расправился с ними уже Иван Грозный.


Биографии » Доклад: Авраамий Палицын

11-03-2011, 12:12

 Авраамий Палицын

Категория: Биографии
(? - 1627)

 Выдающийся русский государственный деятель. В 1588 г. боярин Аверкий Палицын был насильно пострижен в Соловецком монастыре за то, что принадлежал к партии, пытавшейся ослабить влияние Бориса Годунова на царя Федора Иоанновича. После пострижения наречен Авраамием. Впоследствии, при усилении власти Шуйского, Авраамий стал келарем Троице-Сергиевой лавры. В 1609 г., когда осадившие Москву поляки остановили подвоз к столице припасов, Палицын открыл продажу дешевого хлеба, чем прекратил народные волнения.

 Когда поляки подступили к столице, Палицын явился в ставку князя Дмитрия Пожарского и привел его под Москву. В решающий момент боя войск князя Пожарского с поляками Ходкевича князь Трубецкой запретил своим дружинникам принимать в нем участие. Палицын словами горячего убеждения увлек дружинников на помощь русским войскам. Когда после освобождения Москвы от поляков собрался Земский собор и избрал царем Михаила Романова, Авраамий Палицын был послан в Кострому, чтобы уговорить его принять престол.

 По воцарении Михаила Федоровича, в 1618 г., польский царевич Владислав задумал оружием добыть себе русский престол. Поляки пытались захватить Троице-Сергиеву лавру, но монахи под предводительством Палицына отбили осаду; он провел с неприятелем переговоры, вынудив его убраться восвояси. Затем Авраамий Палицын удалился на Соловки и умер там, оставив описание событий Смутного времени под названием “История в память предыдущим родам ”.

 Авраамий Ростовский

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

Авраамий, основатель и первый игумен ростовского Богоявленского (Авраамиева) монастыря.

Время жизни преп. Авраамия неизвестно. Поздние редакции Жития делают его современником киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси (ум. 1015), и относят его кончину к 1010 г. (т. н. Третья редакция, XVII в.). Однако большинство исследователей считает Авраамия деятелем гораздо более позднего времени, причем разброс датировок чрезвычайно широк: от второй половины XI до XIV в. (впрочем, последнюю датировку, предложенную Е. Е. Голубинским, отождествившим преп. Авраамия с игуменом Авраамием Низким, ходившим в Царьград в 1385 г., по-видимому, следует решительно отбросить). Принимая во внимание тот факт, что ростовский Богоявленский монастырь впервые упоминается в летописи под 1261 г., причем уже как архимандрития, деятельность преп. Авраамия следует отнести во всяком случае к более раннему времени. Позднейшая, т. н. Третья редакция Жития преп. Авраамия сообщает о том, что мощи святого были обретены в 1175 г., при великом князе Владимирском Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо, однако насколько можно доверять этому свидетельству, неизвестно. Напротив, автор Пинежского летописца XVII в. отнес кончину Авраамия к 1239 (?) г., однако показания этого источника настолько путаны и противоречивы, что не внушают никакого доверия. Наконец, есть основания датировать деятельность преподобного временем около начала XIII в.: именно к этому времени относится прототип металлического креста преп. Авраамия, находящегося ныне в Ростовском музее (по В. Г. Пуцко).

Сведения о жизни Авраамия до его появления в Ростове содержатся лишь в поздних редакциях его Жития и, по-видимому, носят полностью легендарный характер. Так, рассказывается, будто святой родился в "пределах Галицких", городе Чухломе; в язычестве носил "по-чухломски" имя Иверк и в течение восемнадцати лет не мог ходить, будучи прикован к постели. Исцелившись благодаря вере Христовой, он отправился в Новгород, добрался до Ладожского озера и был крещен в Валаамском монастыре игуменом Феогностом, получив при крещении имя Аверкий, а затем там же пострижен в иноческий чин с именем Авраамий. Исследователи, однако, с сомнениям относятся ко всем этим подробностям, видя в них лишь плод сочинительства позднейшего книжника. (Само основание Валаамской обители ныне датируется началом XV в.)

Рассказ о подвигах преподобного в Ростове также полон чудес и, по всей вероятности, сложился под влиянием поздних народных преданий. Придя в Ростов, рассказывает Житие, Авраамий чудесным образом сокрушил каменное изваяние языческого бога Велеса, которому открыто поклонялись жители Чудского конца Ростова, и обратил в христианскую веру многих язычников. На р. Ишне, близ Ростова, Авраамий поставил церковь Св. Иоанна Богослова (чья помощь, по преданию, помогла ему в сокрушении идола), а на месте, где стоял сам идол, "въдрузи церковь малу… в имя Святое Богоявление Господа нашего Иисуса Христа, и келии постави, и мнихи призва…" Так было положено начало ростовскому Богоявленскому монастырю.

Житие преп. Авраамия содержит явные внутренние противоречия. В частности, уже в первоначальной редакции Жития (сложившейся, по мнению исследователей, к XV в.) стольным городом края называется Владимир и сообщается о великом князе Владимирском, к которому из-за клеветы был вызван преподобный. Как отмечают исследователи, это никак не согласуется с господством язычников в Ростове. Однако и эти противоречия могут объясняться поздним происхождением Жития.

Преп. Авраамий был погребен в основанном им монастыре. Не позднее XV в. он был причтен к лику святых. В 1553 г. был освящен каменный храм во имя Богоявления в Авраамиевом монастыре, построенный на средства царя Ивана IV Васильевича Грозного. В одно из своих посещений Авраамиева монастыря, незадолго до Казанского похода (1552), Иван Грозный взял на благословение себе и царскому роду хранившийся в монастыре жезл, которым преподобный, по преданию, сокрушил языческий идол. Медный крест, служивший навершием жезла (точнее, его копия), остался в монастыре и впоследствии был передан в Ростовский музей.

Память преп. Авраамия Ростовского празднуется 29 октября (в некоторых месяцесловах XVII в. его память показана также 28 и 29 сентября).
Список литературы

Житие преп. Авраамия — Первая редакция: Древнерусские предания (XI—XVI вв.). / Сост. В. В. Кусков. М., 1982. С. 130—141; Проложная: Памятники древнерусской церковноучительной литературы. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1. Сентябрь — декабрь / Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896; Третья: Пространное Житие преп. Авраамия, ростовского чудотворца / Изд. М. И. Соколов // Ярославские епархиальные ведомости. 1890. Часть неофиц. № 14. Стб. 210—222, № 15. Стб. 225—239; Никитина Т. Л. Особый вариант пространной редакции Жития преп. Авраамия Ростовского // Макарьевские чтения. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 607—631.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. Л., 1987. Ч. 1. С. 237—239; Православная энциклопедия. Т. 1. С. 176—177.

Алимпий иконник

Категория: Биографии

Алимпий (в церковном написании — Алипий), иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).

Об Алимпии Иконнике (т. е. иконописце) рассказывает особое Слово, читающееся в составе Киево-Печерского патерика (Слово 34-е по Кассиановской 2-й редакции Патерика; в Арсениевской редакции Патерика отсутствует). Алимпий был отдан родителями в Печерский монастырь ок. 1083—1084 гг. "на учение иконьнаго писаниа", т. е. для обучения иконописи и мозаичным работам у приезжих мастеров-греков, расписывавших Великую Печерскую церковь Успения Пресв. Богородицы. По окончании работ Алимпий принял пострижение в монастыре, а впоследствии был рукоположен игуменом Никоном (1078—1088) в священнический сан. По словам Поликарпа, автора патерикового Слова, Алимпий "добре извыкъ хытрости иконнеи, иконы писати хытръ бе зело". При этом трудился он отнюдь не ради корысти: треть заработанных денег расходовал на сами иконы, треть раздавал в качестве милостыни и лишь треть тратил "на потребу телу своему".

Алимпий писал иконы для очень многих людей, в том числе и для киевской знати. Его искусство было хорошо известно киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (княжил в Киеве в 1113—1125). После большого пожара на киевском Подоле (предположительно, 1124 г.) князь Владимир отослал в Ростов одну из написанных Алимпием икон Пресв. Богородицы, уцелевшую в огне. По предположению отдельных искусствоведов, речь может идти об иконе Пресв. Богоматери Великой Панагеи (Оранты), хранившейся в ярославском Спасском монастыре; впрочем, по-другому эта икона датируется первой третью XIII в. Согласно церковному преданию, Алимпию приписывались также икона Божией Матери, хранившаяся в ростовском Успенском соборе, и икона "Предста царица", или "Царь царем", хранившаяся в Успенском соборе московского Кремля.

В литературе также высказывалось предположение, согласно которому Алимпий вместе с греческими мастерами участвовал в создании мозаик киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1108—1113).

Год кончины преп. Алимпия неизвестен (в церковной традиции называется 1114 г., но на каком основании, неясно). Его мощи почивают в Ближней, или Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря. Церковная память преп. Алимпия (Алипия) празднуется 17 августа, а также 28 сентября — в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерского монастыря и всех святых, в Малой России просиявших.
Список литературы

Слово об Алимпии из Киево-Печерского патерика: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С. 458—467 (подг. текста и коммент. Л. А. Ольшевской; перев. Л. А. Дмитриева). Герман Новгородский

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

Герман, епископ Новгородский (1078—1095). Постриженник киевского Печерского монастыря. Поставлен на новгородскую кафедру в 1078 г., вероятно, митрополитом Иоанном II.

По свидетельству списка новгородских епископов XV в. (читающегося в той же рукописи, что и Новгородская Первая летопись младшего извода), занимал кафедру 18 лет и скончался в Киеве в 1095 г. (более поздние источники называют 1096 г.).

В XV в., при новгородском архиепископе Евфимие II, святитель Герман причтен Церковью к лику святых (местно). В XIX в. считалось, что он похоронен в Новгородском Софийском соборе, однако ныне его захоронение здесь отсутствует. Церковная память св. Герману празднуется в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых.

Сугубо предположительно епископу Герману может быть атрибутирована надпись-граффити в новгородском Софийском соборе, выполненная в тайнике под полом в северо-восточной части хоров на высоте ок. 190 см от пола: «Г[оспод]и помози рабу своему Герьману».

Не лишено оснований предположение, что до своего поставления в Новгород епископ Герман был игуменом Спасского на Берестове под Киевом (т. н. «Германеча») монастыря. Если так, то в качестве игумена «Святаго Спаса» Герман упоминается впервые под 1072 г. как участник перенесения мощей св. князей Бориса и Глеба в новую вышгородскую церковь, поставленную князем Изяславом Ярославичем (20 мая). Скорее всего, он был основателем этой обители, которая по его имени и получила название «Германеча монастыря».

С большой степенью вероятности можно утверждать, что именно Спасский игумен Герман был автором вопросов канонического характера, обращенных к киевскому митрополиту Георгию. Ответы митрополита Георгия «Герману игумену въпрашающу» сохранились в списке середины XV в.
 Гавриил Новгородский

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

Гавриил (в иночестве ГРИГОРИЙ), архиепископ Новгородский (1187—1193).

Младший брат архиепископа Новгородского Ильи (в иночестве Иоанна). Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье неких Николая и Христины.

В годы святительства старшего брата (1165—1186) участвует вместе с ним в строительстве нескольких церквей в Новгороде. Согласно летописи, в 1170 г. братья основывают монастырь с деревянной церковью во имя Благовещения Пресв. Богородицы, а в 1179 г. возводят в нем каменную церковь Благовещения: строительство начато 21 мая и завершено 25 августа; «и бысть крестьяномъ (христианам. — А. К.) прибежище». В позднейшей новгородской письменности получила распространение особая повесть о создании Благовещенского монастыря, рассказывающая о чуде, произошедшем при возведении церкви (у братьев не хватило средств для завершения строительства, и тогда Бог чудесным образом даровал им огромное богатство; причем происходило это, если верить повести, еще до начала святительства Ильи). В следующем 1180 г. братья закладывают каменную надвратную церковь во имя Богоявления Господня в Благовещенском монастыре (завершена строительством в 1182). В 1184 г. Илья и Гавриил закладывают каменную церковь Св. Иоанна Предтечи «на Торговище» (церковь «Иоанна на Опоках»).

После смерти архиепископа Ильи-Иоанна (7 сентября 1186) «новгородьци… съ княземь Мьстиславомь (Мстиславом Давыдовичем, сыном смоленского князя Давыда Ростиславича. — А. К.) и съ игумены и съ попы съдумавъше, изволиша собе поставити брата его… Гаврила». Было снаряжено посольство в Киев к митрополиту Никифору II; «и прислаша по нь (т. е. за Гавриилом. — А. К.) митрополитъ и вся княжья русьская, и пояша и съ любъвью».

Гавриил отправился в Киев и 29 марта 1187 г. был рукоположен в архиепископы. 31 мая он возвращается в Новгород, «и ради быша новъгородьци». В том же году Гавриил, вероятно, участвует в крестном ходе «от Святыя София къ Святому Михаилу» во время страшной грозы: от удара молнии «падоша вси людье и церкы загореся»; два человека погибли, однако церковь уцелела.

В 1188 г. архиепископ Гавриил совершает поездку в Псков, где останавливается, вероятно, в Спасо-Мирожском монастыре; цель поездки неизвестна.

В годы святительства Гавриила в Новгороде продолжается масштабное церковное строительство, причем новый архиепископ, подобно своему брату, принимает в нем активное участие. 4 июня 1189 г. он освящает церковь Успения Пресв. Богородицы в новгородском Аркаже монастыре (заложена в 1188 г.). В том же году сам Гавриил ставит «на Жатуни» «церковь нову» во имя Св. трех Отроков Анании, Азарии и Мисаила и пророка Даниила. В том же году иконописцы завершают работы по росписи церкви Св. Благовещения в Благовещенском монастыре; эти работы, очевидно, были заказаны Гавриилом или его старшим братом. В 1191 г. Гавриил ставит на своем дворе деревянную церковь Сретения Господня. В том же году он освящает церковь Св. Вознесения на Прусской улице (заложена новгородским тысяцким Милонегом в 1185). В следующем 1192 г. архиепископ освящает две новопостроенные церкви близ Новгорода: Спаса Преображения в Хутынском монастыре, основанном преп. Варлаамом («на праздьникъ», т. е. 6 августа?); и церковь Св. Апостолов на Синилище 29 июня.

Архиепископ Гавриил скончался 24 мая 1193 г., приняв перед самой кончиной иноческий постриг с именем Григорий в основанном им Благовещенском монастыре. Он был похоронен в Предтеченском приделе новгородского Софийского собора, «посторонь брата». (По мнению В. Л. Янина, в 1439 г. захоронения Гавриила и его брата Ильи были перепутаны друг с другом, так что в действительности Гавриилу принадлежит захоронение, известное ныне как захоронение Ильи-Иоанна.)

В XV в., при новгородском архиепископе Евфимие II, Гавриил-Григорий был причтен к лику местночтимых святых. Его церковная память празднуется в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых.



Варлаам Хутынский

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

Варлаам (в миру Алекса Михайлович), основатель и первый игумен новгородского Спасо-Преображенского Хутынского монастыря († после 1200?).

Биографические сведения об игумене Варлааме скудны. Известно, что он родился в Новгороде. Летопись называет его мирское имя — Алекса (т. е. Алексей) и отчество — Михайлович; в позднейших редакциях Жития приводится и имя его матери — Анна. Согласно позднему новгородскому преданию, родители Варлаама жили на Яковлевой улице, в Неревском конце; место это впоследствии было отмечено крестом, а затем часовней. Согласно другому позднему преданию, родители Варлаама приняли пострижение и были погребены в новгородском Рождества Богородицы Лисицком монастыре, где будто бы принял пострижение и сам Варлаам (о существовании этого монастыря в XII в. можно говорить лишь сугубо предположительно).

Древнее же Житие самого Варлаама рассказывает следующее. Отрешившись от мира, он вместе с несколькими своими сверстниками, "вячшими" новгородцами (т. е. представителями новгородской знати), в числе которых Житие называет братьев Феодора и Порфирия (Прокшу) Малышевичей, удалился на Хутынь, пустынную местность на правом берегу Волхова, в 10 км от Новгорода, где принял монашеский постриг от некоего священноинока (поздние редакции Жития называют его имя — Порфирий) и основал иноческое поселение. Новгородская Первая летопись датирует основание обители 1192 г., что, вероятно, имеет в виду правильную организацию монастыря, признание его церковными властями: "Въ то же лето постави цьрковь вънизу на Хутине Варламъ цьрнець (чернец. — А. К.), а мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць, въ имя Святого Спаса Преображения; и святи ю владыка архепископъ Гаврила на праздникъ (6 августа. — А. К.), и нарече манастырь".

Монастырь был основан Варлаамом на его собственные средства. Сохранилась подлинная данная грамота Варлаама основанной им обители на земли с угодьями, челядью и скотом; "се же все далъ Варламъ, Михалевъ сынъ, Святому Спасу".

Варлаам пользовался значительным авторитетом в Новгороде. Житие рассказывает о его многочисленных чудесах, причем свидетелями этих чудес и собеседниками Варлаама выступают князь Ярослав (Ярослав Владимирович, княжил в Новгороде в 1182—1184 и 1187—1196) и не названный по имени новгородский архиепископ (скорее всего, Гавриил-Григорий, 1186/87—1193).

Относительно времени кончины преп. Варлаама показания разных летописей и Жития существенно расходятся. Новгородская Первая летопись ничего не сообщает об этом. В Новгородской же Четвертой, Новгородской Карамзинской и некоторых других летописях названо 6 ноября 1193 г. (в списке Никольского Новгородской Четвертой летописи 1192 г.). Явная ошибка присутствует в ряде летописей XVII в., где кончина преподобного показана под 1243 г.; здесь преп. Варлаам перепутан с другим хутынским иноком Варлаамом — новгородским боярином Вячеславом Прокшиничем, принявшим пострижение в Хутынском монастыре и действительно скончавшемся в 1243 г. В литературе, однако, было высказано сомнение и в отношении даты 1193 г. Дело в том, что ей явно противоречат показания Жития преп. Варлаама. Согласно проложной (древнейшей) редакции Жития (известна в рукописях с первой четверти XIV в.), основатель Хутынского монастыря преставился уже после возвращения в Новгород из Царьграда будущего новгородского архиепископа Антония (в миру Добрыни Ядрейковича); последний же посетил Царьград в 1200 г. Незадолго до своей кончины, рассказывает Житие, Варлаам благословил на свое место Антония, "и тако предаде ему монастырь и братию вручивъ". (В Житии сообщается о погребении Варлаама "владыкой" Антонием, однако наименование "владыка", т. е. архиепископ, по-видимому, является анахронизмом и имеет в виду последующее занятие Антонием владычной кафедры.)

По мнению В. Л. Янина, можно говорить даже о кончине Варлаама не ранее 1210 г., однако и эта дата не представляется бесспорной. Новгородская Первая летопись, действительно, сообщает под 6719 (1210/11) г. о возвращении Антония из Царьграда и о его пострижении в Хутынском монастыре, но можно думать, что речь здесь идет о ранее происходивших событиях ("преже изгнания Митрофаня…"). Имя Варлаама упоминается также в статье 6715 (1207) г., сообщающей о кончине новгородца Прокши Малышевича (в иночестве Порфирия): "преставися рабъ Божии Парфурии… постригъся у Святого Спаса на Хутине, при игумене Варламе…"; однако последние слова ("при игумене Варламе") скорее относятся не к кончине Порфирия, а к его пострижению, и, следовательно, не дают основания утверждать, что к 1207 г. Варлаам еще был жив. Более существенно наблюдение В. Л. Янина, что еще в 1199 г. Прокша Малышевич упоминается в летописи под своим мирским, а не монашеским именем, из чего можно сделать вывод, что его пострижение "при игумене Варламе" (если именно так понимать текст летописной статьи 6715 г.) произошло после 1199 г. Впрочем, такой вывод, кажется, противоречит данным Жития преп. Варлаама (см. выше).

Игумен Варлаам был погребен в основанном им монастыре. Уже вскоре у его гроба стали совершаться многочисленные чудеса. Местное почитание святого установилось в XIII или XIV в., когда возникло и его древнейшее краткое Житие. Впоследствии Житие преп. Варлаама Хутынского неоднократно перерабатывалось и получило широчайшее распространение в русской письменности (известно более двухсот его списков, разделяющихся на несколько редакций). В 1410 г. юрьевский игумен Варлаам освящает церковь во имя св. Варлаама Хутынского в новгородском Лисицком монастыре. При новгородском архиепископе Евфимии II Вящижском (1429—1458) были обретены мощи преп. Варлаама. Со второй половины XV в. почитание преподобного распространяется на Москву, а затем и всю Россию, и вскоре преп. Варлаам становится одним из наиболее почитаемых русских святых.

Память преп. Варлаама Хутынского празднуется 6 ноября, а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых. В некоторых месяцесловах его память показана также 5 июня, 6 июня (обретение мощей), 24 сентября и 7 октября.

Сохранились подлинные вериги и власяница преп. Варлаама, а также предположительно принадлежавшие ему поручи с вышитыми изображениями Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя и именными надписями; наряду с его данной грамотой все эти святыни хранились до 20-х гг. XX в. в новгородском Хутынском монастыре. Там же сохранялся литой металлический осьмиконечный крест, считавшийся принадлежавшим преп. Варлааму. Известен также Служебник, датируемый концом XII — началом XIII в. и, по преданию, принадлежавший преп. Варлааму. (Согласно позднейшей приписке XVII в., рукопись была прислана Варлааму из Царьграда патриархом Никифором, однако годы святительства Никифора II — 1260—1261; здесь же приведена ошибочная дата кончины преп. Варлаама — 1243 г.)
Список литературы

Грамоты Великого Новгорода и Пскова. С. 161—162; Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. С. 40, 50; Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1. С. 174, 176, 591; Т. 42. С. 79, 106.

Житие Варлаама Хутынского. СПб., 1881 (изд. ОЛДП); Памятники древнерусской церковноучительной литературы. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1. Сентябрь — декабрь. С. 49—51 (проложное Житие преп. Варлаама); Великие Минеи Четьи, изд. Археографической комиссией. Ноябрь. Дни 1—12. СПб., 1897. С. 198—222; Избранные жития русских святых. X—XV вв. М., 1992. С. 154—164; Рубан Ю. И. Служебник Варлаама Хутынского // Ученые записки Российского Православного университета апостола Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996. С. 99—129.

Историко-археологический очерк Хутынского Варлаамиева Спасо-Преображенского монастыря / Под ред. И. Токмакова. М., 1892; Дмитриев Л. А. Житие Варлаама Хутынского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. С. 138—142; Зализняк А. А., Янин В. Л. Вкладная грамота Варлаама Хутынского // Памятники культуры. Новые открытия. 1990. М., 1992. С. 7—17; Новикова В. К. Преп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб; М., 2003; Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний в новгородской письменной традиции // Древняя Русь. 2003. № 4 (14); Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 610—611, 635—640.


Рецензии