Люди и время 2ч

: Анастасия Романовна

Категория: Биографии
(? - 1560)

Первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми. Отец ее, Роман Юрьевич, был окольничим при Иване III. После смерти отца Анастасия жила со своей матерью Иулианией Федоровной.

 Еще до венчания Ивана Васильевича на царство разосланы были грамоты по городам с предписанием свозить девиц на смотр наместникам; выбранные наместниками привозились в Москву, где царь выбирал из них себе невесту. Он предпочел остальным Анастасию.

 Эта необыкновенная красавица была, похоже, единственной любовью грозного царя. Венчались они 3 февраля 1547 г. Говорили, молодая жена имела большое влияние на государя. По словам летописи, “предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели”, хотя, по словам К. Валишевского, “влияние Анастасии на царя было преувеличено, как преувеличено все в этой легендарной стране”. Необузданный царь оставался верен ей до ее смерти.

 Анастасия родила трех дочерей: Анну, Марию, Евдокию, которые умерли во младенчестве, и сыновей Дмитрия (погиб в возрасте одного года от небрежности няньки), Ивана (убит Иваном Грозным) и Федора, недолгое время бывшего русским царем после смерти отца.

 В 1559 г. Анастасия захворала; ее увезли в Коломенское, где она и скончалась.

 Смерть жены тяжело отразилась на душевном состоянии Ивана. Подозрение, что она была отравлена недругами Захарьиных, и явилось одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

 В отравлении царицы Иван Васильевич также подозревал Алексея Адашева и Сильвестра. Доказательств прямых не было никаких, кроме показаний польки Магдалены, тайной католички, жившей в доме Адашева; однако они были добыты под пыткой. Возможно, Магдалена оговорила себя и своего покровителя Адашева. А возможно, царя не подвела его невероятная интуиция: ведь бывшие “избранные” боялись того влияния, которое имела на мужа царица, и готовы были на все, чтобы ослабить это влияние и вернуть себе расположение Ивана Грозного.

 Брат Анастасии, Никита Романович, был дедом царя Михаила Романова.
нна Алексеевна

Категория: Биографии
(? - 1626)

Четвертая жена царя Иоанна Грозного из рода Колтовских.

Колтовские происходили, по преданию, от касожского князя Редеди. Михаиле Иванович Глебов, боярин рязанский, пожалован был в кормленье волостью Колтовской (Каширского уезда) и стал писаться Колтовский. Его правнучкой и была Анна.

 Этот брак был заключен с особого разрешения Собора русских архиереев 29 апреля 1572 г. В духовной Грозного, составленной в том же году, царице Анне был назначен в удел г. Ростов со всеми волостями, селами и доходами. Считают, что Анна оказывала чрезвычайно благотворное влияние на характер царя. Люди, помнившие первую царицу, уверяли, что точно так же спокоен и милосерд

 Иван был с Анастасией. Прекратились пытки и казни. Более того, царица втихомолку убеждала мужа уничтожить ненавистную опричнину.

 Князь Воротынский, сына которого некогда любила Анна, поклялся разделаться с царицей. Он был убежден, что Андрей, его сын, погиб из-за любви к будущей невесте царя. Воротынский уговорил своего племянника Бориса Ромодановского переодеться в женское платье и под видом боярышни Ирины пойти на службу к Анне. Недалекий Ромодановский не знал, что замыслил Воротынский. Обман был раскрыт, Борис Ромодановский убит на месте, Анну Алексеевну на другой же день отвезли в Тихвинский монастырь. Она пыталась кричать, протестовать — Малюта Скуратов заткнул ей рот. Царицу насильно постригли под именем Дарьи. Это было в 1574 г. Умерла она в схиме уже при царе Михаиле Романове, пережив в монастыре и своего жестокого супруга, и Смутное время.
 Воротынский Иван Михайлович

Категория: Биографии
(?-1627)

Сын Михаила Ивановича Воротынского. В первый раз был послан Иоанном Грозным в звании воеводы сначала в Муром, а потом в Казань в 1582 г. для усмирения бунта в земле луговых черемисов.

 В 1585 г., как сторонник партии Шуйских, он, по настоянию Бориса Годунова, был сослан в дальние места и возвращен только в 1592 г., когда его пожаловали в бояре и отправили первым воеводой в Казань. Здесь пробыл он около шести лет и с 1598 г. поселился в Москве, оставаясь верным Борису Годунову до самой его смерти. При появлении первого Лжедмитрия Воротынский присягнул ему и был в свите боярской, выехавшей навстречу самозванцу в Тулу. Через год он был уже противником Лжедмитрия и способствовал его низложению.

 В правление Василия Шуйского Воротынский деятельно боролся с самозванцами и изменниками. В походе против Болотникова и князя Телятевского он, однако, потерпел поражение. Воротынский принимал участие в низложении Шуйского и был в числе лиц, объявлявших ему боярский приговор.

 Сторонник и единомышленник патриарха Гермогена, Воротынский подвергся в 1611 г. преследованию со стороны бояр — приверженцев Сигизмунда, был посажен под стражу и вынужден подписать грамоту об отдаче Смоленска.

 В 1613 г. в числе кандидатов на царство был и Воротынский, как один из знатнейших и способнейших бояр. Когда выбор остановился на Михаиле Феодоровиче Романове, Воротынский стоял во главе лиц, посланных к избраннику с просьбой поспешить в столицу. При Михаиле Феодоровиче Воротынский служил воеводой в Казани, был первым послом на съезде с польскими послами в Смоленске; в 1620 и 1621 гг., в отсутствие Михаила Феодоровича, в звании первого воеводы ведал Москвой. В последние годы своей жизни он оставался вдали от дел и скончался схимником, под именем Ионы, в 1627 г.


Рефераты бесплатно » Историческая личность » Федор Никитич Романов (Патриарх Филарет)
Информация к новости
28-12-2008, 09:17
Федор Никитич Романов (Патриарх Филарет)

Категория: Историческая личность

Федор Никитич Романов (1553-1633), в иночестве Филарет, русский политический деятель, патриарх (1619), отец первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича.

В 1586 г. Федор Никитич упоминается, как боярин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, после 1593-1594 гг. - наместник псковский и руководитель переговоров с послом императора Рудольфа Варгачем. В 1596 г. воевода правой руки.

После смерти его двоюродного брата царя Федора Иоанновича считался ближайшим законным претендентом на престол. Он подписался под избирательной грамотой Бориса Годунова, но это не спасло его и других Романовых от подозрительного отношения нового царя. В 1601 г., пользуясь ложным доносом, Борис Годунов приказал арестовать всех братьев Романовых, а Федор Никитич был пострижен в монахи с именем Филарета и сослан в Антониев Сийский монастырь. Жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены в Белоозере с теткой Анастасьей Никитичной. "Двоюродным братом" Лжедмитрием I Филарет был возведен в сан Ростовского митрополита. В мае 1606 г. участвовал в свержении самозванца. По воцарении Василия Шуйского Филарет был направлен в Углич для открытия мощей царевича Дмитрия.

11 мая 1608 г. он был захвачен тушинцами при взятии Ростова и направлен в Тушинский лагерь, где также "двоюродным братом" Лжедмитрием II "наречен" патриархом, но занимал выжидательную позицию. В мае 1610 г. вернулся в Москву и принял участие в свержении Василия Шуйского в июле этого же года.

Филарет был сторонником избрания на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - Владислава и заключенного 17 августа 1610 г. договора с польским гетманом Жолкевским по этому вопросу. В сентябре 1610 г. возглавил "великое посольство" под осажденный Смоленск, которое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. Однако в ходе переговоров Филарет понял, что Сигизмунд III хочет сам стать московским царем и отказался изменять условия договора. Сигизмунд арестовал Филарета с частью посольства, поддерживавшей его, и отправил в апреле 1611 г. в Польшу.

Во время пребывания Филарета в польском плену был созван Земский собор, который, рассмотрев кандидатуры, остановил свой выбор на его 16-летнем сыне Михаиле Федоровиче, провозгласив его в 1613 г. царем.

10 марта 1613 г. в Варшаву было направлено посольство с целью добиться мира с Польшей и освобождения отца царя. Однако король Сигизмунд признавал царем лишь собственного сына, которому присягал в свое время и Михаил Романов. Попытка произвести просто обмен также не увенчалась успехом, так как в московских тюрьмах все поляки были задушены.

В июне 1616 г. новому посольству удалось получить у императора Священной Римской империи в Вене словесное обещание, что он не будет помогать Польше и предложит ей заключить мир. Однако был заключен не мир, а Деулинское перемирие сроком на 14,5 лет. В соответствии с достигнутым соглашением Филарет вернулся на родину. 14 июня 1619 г. царь встретил митрополита в районе Пресни: сын поклонился отцу в ноги, а отец сделал то же самое перед сыном-царем и они долго оставались в таком положении, не имея возможности двигаться и говорить от душивших их радостных слез.

По возвращении Филарет сразу же был поставлен патриархом. Со времени возвращения и до конца жизни Филарет был фактическим правителем страны.

Приняв титул "Великого государя", Филарет тем самым установил двоевластие, поскольку также титуловался царь: правительственные дела решались ими обоими, а иногда Филарет принимал решения единолично, даже без ведома царя.

В качестве правителя Филарет показал себя крутым, властолюбивым и "опальчивым". Он быстро обуздал своеволие людей, приближенных к трону Михаила Федоровича за время его вынужденного нахождения в польском плену. Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил "тайнопись", т.е. шифр для дипломатических бумаг.

Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты православия, в преследовании за религиозное вольнодумство и т.д. Не редко в своих мерах по охране чистоты православия Филарет, из-за отсутствия у него богословского образования, переходил границы необходимого.

В 1620 г. Филарет возобновил в Москве типографию и широко начал печатать богослужебные книги. При печатании обращалось много внимания на исправление текста, для чего им было привлечено много образованных "справщиков". Заботился Филарет и об открытии церковных школ.

Двор патриарха при Филарете был построен по образцу царского двора. Патриаршие волости были значительно расширены, а царской грамотой от 20 мая 1625 г. светская власть над ними передана непосредственно патриарху, за исключением дел о разбое и "татьбе" (уголовное преступление). Для управления патриаршими волостями были образованы патриаршие приказы: Судный, Церковный, Казенный (ведовший сборами с духовенства) и Дворцовый.

По свидетельству современников патриарх Филарет в молодые годы был видной наружности, хороший наездник и первый щеголь в Москве. Про москвича, умевшего красиво носить костюм, говорили: "Он точно Федор Никитич!". Вынужденный облачиться в рясу и жить под строгим надзором в монастыре, как в тюремном заключении, Филарет сумел сохранить свои разнообразные связи с миром и участвовал в событиях, потрясавших его родину.

Федор Никитич был женат на дочери мелкого костромского дворянина Ивана Шестова Ксении и имел от этого брака пятерых сыновей и дочь. Из шести детей его пережил только один Михаил.

Михаил Федорович

Категория: Биографии

(12 (22) июля 1596 — 13 (23) июля 1645, там же)

Михаил Федорович

Русский царь (с 1613), первый царь из династии Романовых.

Принадлежал к старомосковскому нетитулованному боярскому роду, занимавшему видное положение при великокняжеском, а затем царском дворе.

Отец его, Федор Никитич (в последующем патриарх Филарет), был двоюродным братом царя Федора Иоанновича, мать, Ксения Ивановна, происходила из незнатной семьи костромских дворян Шестовых.

После того как отец и мать в 1601 были насильственно пострижены Борисом Годуновым в монахи, пятилетний Михаил был отправлен в ссылку на Белоозеро, затем в село Юрьевское Клинского уезда.

В 1605 Михаил Федорович как невинно пострадавший был возвращен в столицу и пожалован в стольники, а его отец инок Филарет стал Ростовским митрополитом.

На Земском соборе, открывшемся в Москве в январе 1613, был поставлен вопрос об избрании царя. В работе собора приняли участие представители духовенства, московского и провинциального дворянства, служилые люди по прибору, казаки, посадские люди и, вероятно, посланцы от черносошного крестьянства.

Кандидатура Михаила Федоровича по инициативе и под давлением “вольного казачества”, получила предварительное одобрение подтвержденное затем в городах.

21 февраля в Успенском соборе произошло официальное избрание его на царство. Юность кандидата давала надежду боярским группировкам править от его имени.

С избранием царя смута не прекратилась; даже положение самого Михаила Федоровича долгое время оставалось неопределенным. Однако постепенно он стал символом национального и государственного возрождения, легитимным монархом, вокруг которого объединились самые различные социальные слои. Главному сопернику Михаила Романова, королевичу Владиславу, не удалось организовать широкомасштабное вторжение в приделы Московского государства.

Сложными оказались отношения с “вольным казачеством”, сыгравшем важную роль в избрании Романова и стремившемся конституироваться в рамках особого служилого сословия. Подавив в 1615 восстание Баловня, одного из авторитетных казацких предводителей, правительство включило лояльную часть казачества в существующую структуру военно-служилого сословия.

Земские соборы в 1610-х гг. заседали почти непрерывно, так что выборные на них сохраняли свои полномочия на несколько лет. Известны соборы 1613-15, 1616-19, 1619-22. Катастрофическое финансовое положение вынудило правительство семь раз, с 1613 по 1619 год, прибегать к чрезвычайным сборам, т. н. “пятинных и запросных деньги”.

Внешняя политика

Борьба со шведами шла с переменным успехом. Если наступление их в Новгородской земле и на Карельском перешейке было удачным, то под Псковом, Тихвиным, в Заонежье и Южном Беломорье они потерпели поражение. В феврале 1617 удалось заключить Столбовский мир со Швецией, согласно которому в обмен на Новгород и ряд других городов и уездов русская сторона уступала Швеции Ижорскую землю и город Корела с уездом.

Сложнее оказалось достигнуть мира. Парировав слабые попытки Михаила Федоровича вернуть в 1615 году Смоленск, польские войска под номинальным командованием королевича Владислава перешли в 1617-18 гг. в наступление. Однако взять столицу приступом им не удалось. Будучи ограничен в средствах и связан обещанием прекратить военные действия в 1618 году, Сигизмунд III согласился на переговоры.

В декабре 1618 было заключено Деулинское перемирие с Сигизмундом III сроком на 14,5 лет. Его условия были крайне тяжелыми для Русского государства: оно уступало Речи Посполитой смоленские, черниговские, новгород-северские земли с 29 городами.

Фактическое правление Филарета

Летом 1619 из польского плена вернулся отец Михаила Федоровича, Филарет. Поставленный на патриаршество, он стал соправителем сына, а по существу возглавил правительство. Михаил Федорович охотно уступил ему первенство: в отличие от отца он не обладал ни государственным умом, ни деятельной волей, постоянно нуждался в опоре и опеке.

Первая жена Михаила Федоровича Мария Владимировна Долгорукова умерла через несколько месяцев после свадьбы. Второй раз он женился в 1626 на дочери московского дворянина Евдокии Лукьяновне Стрешневой. С возвращением патриарха Филарета резко упало влияние придворных группировок, которые, пользуясь слабостью царя, реализовывали своекорыстные цели.

Необычайную остроту приобрел при Михаиле Федоровиче вопрос о крестьянах. С 1613 шла массовая раздача дворцовых и черносошных (государственных) земель. С исчезновением их из центральных уездов массы служилых людей устремились на пустые или малозаселенные земли. Ни Филарету, ни Михаилу Федоровичу не удалось пресечь нарушения феодального правопорядка “сильными людьми”, которые сманивали и укрывали в своих владениях беглых земледельцев. Отстаивая идею бессрочного сыска, дворянство неоднократно обращалось с требованиями отмены урочных лет. Однако правительство пошло лишь на удлинение их срока с 5 до 10.

В целях упорядочения налоговой системы дважды проводилось составление писцовых книг.

Преодоление последствий смуты требовало централизации и концентрации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила дальнейшее развитие приказная система.

С 1620-х гг. деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире или о введении новых пятиных денег и экстраординарных налогов.

После смерти отца

После смерти Филарета (1633) Михаил Федорович стал править самостоятельно, опираясь на узкий круг доверенных лиц-свойственников, в руках которых было сосредоточено руководство главными приказами (князь И. Б. Черкасский, боярин Ф. И. Шереметев).

Готовясь к войне с Речью Посполитой (западные границы проходили в это время в районе Вязьмы), патриарх Филарет надеялся заключить военный союз с шведским королем Густавом-Адольфом IV. Одновременно создавались обученные и вооруженные на европейский манер т. н. полки нового строя. Однако начавшаяся еще при жизни Филарета Смоленская война 1632-34 закончилась позорной капитуляцией русской армии под командованием воеводы боярина М. Б. Шеина новому польскому королю Владиславу IV. Военный союз со Швецией не состоялся, сама идея войны с Польшей была непопулярна в обществе. В июне 1634 был заключен Поляновский мир ; прежняя граница была объявлена “вечной”, а король Владислав IV отказался от своих прав на русский престол.

Во время Смоленской войны на южные и даже центральные уезды страны обрушились волны набегов крымцев. Со второй половины 1630-х гг. правительство приступило к восстановлению и строительству новых укрепленных линий — засечных черт. Создание Белгородской и Закамской засечных черт сопровождалось строительством новых городов и острожков (более 40 городов) и вело к постепенному смещению южных границ на юг; в хозяйственную жизнь страны были включены огромные массивы черноземных земель. Русские землепроходцы в 1620-40-х гг. прошли через всю Западную и Восточную Сибирь и вышли к берегам Тихого океана.

В немногих дошедших источниках Михаил Федорович предстает как благодушный, глубоко религиозный человек, склонный к богомольным походам по монастырям. Любимое его занятие — охота, “звериные ловли”. Государственная деятельность его была ограничена слабым здоровьем.Глеб Юрьевич

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

ГЛЕБ ЮРЬЕВИЧ († 20 января 1171), князь Киевский и Переяславский.

Пятый сын суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого († 1157) и половецкой княжны, дочери половецкого хана Аепы.

В бурных событиях XII века Глеб проявил себя как воинственный и деятельный князь. Поначалу он выступал как помощник отца, впоследствии поддерживал своего старшего брата Андрея Боголюбского.

Впервые Глеб упоминается в летописях под 1147 г.: 25 февраля вместе с братом Борисом перевозит из Колтеска в Суздаль тело их умершего старшего брата Ивана. В том же году был послан отцом на помощь новгород-северскому князю Святославу Ольговичу и вместе с ним принял участие в войне с великим князем Киевским Изяславом Мстиславичем. Глеб изгоняет из Курска сына великого князя Мстислава и сажает своих посадников в Курск и некоторые другие города Посемья. Затем он занимает Городец Остерский — важный пункт на границах Киевской, Переяславской и Черниговской земель. Изяслав Мстиславич предлагает Глебу заключить мир, признавая его права на Городец, однако Глеб (под влиянием находившегося при нем отцовского воеводы Жирослава) отвечает отказом и нападает на город Переяславль Южный, в котором княжил все тот же сын Изяслава Мстислав. Однако добиться успеха Глебу не удалось: еще ночью он подступил к городу, а «до заутрея» (то есть до рассвета) отступил прочь. Мстислав с дружиной и переяславцами бросился в погоню и у городка Носова на реке Руде изрядно потрепал тылы отступающего противника: «изоимаша неколико дружины его», по выражению летописца; сам же Глеб «убеже в Городок». (Никоновская летопись содержит рассказ о трех подряд нападениях Глеба Юрьевича на Переяславль, причем во всех трех случаях решающую роль в победе переяславцев сыграл некий «человек Божий» богатырь Демьян Куденевич — по-видимому, персонаж какой-то исторической песни или былины, записанной в XVI веке; он каждый раз едва ли не в одиночку одолевал ратных: «…Демьян же Куденевич скоро тече с своим слугою на конех, и сретаеть князя Глеба Юрьевича на поле близь посада, и нападает яро на воинство его, и убивает многих нещадно. Князь же Глеб Юрьевич ужасеся зело и скоро побеже назад…»)

В отместку за нападение на Переяславль Изяслав Мстиславич с дружиной из берендеев сам выступил к Городцу. Глеб послал за помощью в Чернигов, однако тщетно. В течение трех дней киевский князь осаждал Городец, после чего Глеб, «убоявся», открыл ворота: «и выеха из Городка, и поклонися Изяславу, и умирися с ним». Изяслав Мстиславич оставил своему двоюродному брату Городец Остерский, однако потребовал от него признания своих собственных прав на Киев (которые оспаривал отец Глеба Юрий Долгорукий). Глеб вынужден был подчиниться, однако хранить верность слову, данному под угрозой применения силы, он не собирался. Как только Изяслав ушел от Городца, Глеб послал к своим тогдашним союзникам, черниговским князьям, с объяснениями: «По неволи есмь хрест целовал к Изяславу, оже мя был оступил в городе, а от вас ми помочи не было. Ныне же всяко с вама хочю быти и прияю вама». Это не прошло даром Глебу. Позднее Изяслав заключил мир с другим его братом Ростиславом и передал Городец ему, выгнав Глеба из города.

Летом 1149 г. Глеб принимает участие в походе отца на Киев. После того как Юрий Долгорукий победил Изяслава и занял киевский стол, Глеб получает от отца Канев, а позднее — Пересопницу и Дорогобуж. Эти города находились близ границ Волынской земли, где княжил Изяслав Мстиславич. По замыслу отца, Глеб должен был «стеречь» Изяслава, не дать ему возможности неожиданно напасть на Киев. Однако сделать этого Глебу не удалось. В конце весны — начале лета 1150 г. Изяслав выступил к Луцку, а оттуда внезапно направился к Пересопнице. Глеб со всеми «товары», то есть с обозом, занимал позиции вне города. Изяславу удалось «изъехать», то есть обойти его, отрезав ему пути отступления. Глеб едва успел сам вбежать в Пересопницу, однако вся его дружина, «товары» и кони были захвачены Изяславом. Лишенный дружины, Глеб не смог защищать город («не бе с ким стояти противу ему», по выражению летописца) и обратился к Изяславу с мольбой о пощаде: «Ако мне Гюрги отець, тако мне и ты отець, а яз ти ся кланяю». Изяслав обещал не трогать Глеба, и тот выехал из города и поклонился ему, то есть признал его «старейшинство». Ему пришлось сопровождать Изяслава до Коречска (ныне Корец, в Ровенской области), после чего его отпустили к отцу. Внезапное появление Изяслава в непосредственной близости к Киеву стало для Юрия полной неожиданностью. Не видя возможности защищать Киев, он решился бежать в Городец, и Глеб в числе других его сыновей отправился вместе с ним.

В последовавших затем бурных событиях войны между Юрием и Изяславом имя Глеба не упоминается до 1151 г., когда он вместе с братьями Андреем Боголюбским и Мстиславом хоронит в Переяславле своего старшего брата Ростислава (ум. 6 апреля).

После поражения в битве на р. Руте (вторая половина мая — начало июня 1151 г.), а затем у Переяславля (17 июля) Юрий Долгорукий заявляет о своей готовности оставить Южную Русь и уйти в Суздаль, Глеб же, по соглашению с Изяславом Мстиславичем и его соправителем и дядей Вячеславом Владимировичем, остается в Переяславле. Юрий, однако, не выполнил своих обязательств, задержался в Городце, и это вызвало новый поход Изяслава к Городцу. По новым условиям, продиктованным Изяславом, Юрий лишился Переяславля, а его сын Глеб был переведен на княжение в Городец Остерский. В начале следующего, 1152 г. Изяслав Мстиславич вместе с другими князьями сжигает Городец, и Глебу приходится вернуться в Суздаль к отцу.

В ходе междоусобной войны Юрия Долгорукого с Изяславом Глеб играл роль своего рода связующего звена между Юрием и половцами. Напомню, что он был сыном половецкой княжны, а потому, очевидно, легко находил общий язык со степняками. Так, весной 1153 г. отец посылает его в Степь за половецкой помощью. И позднее Глеб приводил на Русь половецкие отряды.

После смерти великого князя Изяслава Мстиславича (14 ноября 1154) Юрий возобновляет борьбу за Киев и поручает Глебу самостоятельно действовать в Южной Руси. Глеб вместе с половцами подступил к Переяславлю, однако был разбит князем Мстиславом Изяславичем. С теми же половцами Глеб выступил на соединение с черниговским князем Изяславом Давыдовичем. На реке Белоус князья нанесли сокрушительное поражение занявшему киевский престол князю Ростиславу Мстиславичу Смоленскому; в результате этой победы Глеб сел на княжение в Переяславле, причем, как отмечает летопись, пришедшие с ним половцы страшно разорили окрестности города, не пощадив ни села, ни церкви, ни монастыри. Вскоре киевский престол занял отец Глеба Юрий Долгорукий (20 марта 1155). Зимой 1155/56 г., в подтверждение мира, заключенного между Юрием Долгоруким и черниговским князем Изяславом Давыдовичем, Глеб женится в Киеве на дочери последнего.

Глебу удалось удержать за собой Переяславль и после смерти в Киеве отца. Юрия Долгорукого (15 мая 1157). В конце декабря 1158 г. он принимает здесь тещу, супругу Изяслава Давыдовича, которая вынуждена была бежать из Киева после поражения своего мужа от князя Мстислава Изяславича.

Летом 1160 г. князь Изяслав Давыдович потребовал от Глеба, чтобы тот выступил на его стороне против великого князя Киевского Ростислава Мстиславича. Глеб отказался, и тогда Изяслав осадил его город, и Глебу пришлось две недели выдерживать осаду. В 1166 г. вместе с Ростиславом Мстиславичем и другими южнорусскими князьями Глеб идет к Каневу для защиты от половцев торговых путей и дожидается возвращения торговых караванов из Византии — т. н. «гречников и залозников». В марте 1168 г., также вместе с другими князьями, он участвует в большом походе нового великого князя Киевского Мстислава Изяславича против половцев. Поход завершился блестящей победой, в результате которой в руки русских князей попала богатая добыча. Той же весной великий князь Мстислав Изяславич вместе с другими князьями вновь выступает к Каневу для защиты торговых караванов от половцев, и Глеб приглашает его к себе на обед: «и многы дары дав ему, отпусти и с любовью».

Разрыв старшего брата Глеба, владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского, с Мстиславом Изяславичем привел к резкой перемене в судьбе Глеба Юрьевича. Зимой 1168/69 г. он принял участие в походе на Киев рати одиннадцати князей во главе с сыном Андрея Мстиславом. 8 марта 1169 г. Киев был взят штурмом и подвергнут страшному разграблению. Глеб по повелению брата занимает киевский престол, а своего 12-летнего сына Владимира сажает на княжение в Переяславль.

В том же году Киевская земля подверглась нападению половцев: часть из них подступила к Переяслалвю, а часть к городу Корсунь (близ Киева); те и другие потребовали мира от нового киевского князя. Глеб решил сначала договориться с первыми, боясь за своего юного сына, а вторых попросил обождать. Однако пока он заключал мир с переяславскими половцами, другие принялись разорять села за Киевом. Узнав об этом на обратном пути из Переяславской земли, Глеб решил сам броситься в погоню за половцами, однако бывшие с ними берендеи не дали ему этого сделать: «Тебе лепо ездити в велице полку, еда совкупишися с братьею, а ныне пошли брата, которого любо». Глеб послушался берендеев и послал против половцев брата Михаила (Михалка). В итоге берендеи нагнали половцев и наголову разбили их.

В том же году к Глебу обратился за помощью его двоюродный брат Владимир Андреевич, князь Дорогобужский, однако Глеб так и не сумел (или не захотел?) оказать ему помощи.

Глебу пришлось воевать за Киев с прежним киевским князем Мстиславом Изяславичем. В феврале 1170 г. Мстислав на короткое время вернул себе киевский стол. Глебу, однако, вновь удалось привлечь на свою сторону половцев, и с их помощью в апреле того же года он вступил в Киев и вторично занял киевский стол.

Зимой 1170/71 г. в пределы Киевской земли вновь вторгаются половцы: «и взяша множьство сел за Кыевом с людми и скоты и с коньми». К тому времени Глеб был уже тяжело болен. Он посылает против половцев братьев Михаила и Всеволода с берендеями и с торками, и те одерживают победу, избивают половцев и освобождают полон.

Глеб умер киевским князем 20 января 1171 г. Впоследствии его брат Андрей Боголюбский обвинял киевлян в том, что они будто бы отравили его брата, и даже называл имена убийц: киевского тысяцкого Григорий Хотовича и неких Степанца и Олексу Святославца. Однако насколько обоснованы эти обвинения, сказать трудно.

Князь Глеб Юрьевич был похоронен в киевском монастыре Святого Спаса на Берестове, рядом со своим отцом Юрием Долгоруким.

Летопись сохранила краткую характеристику князя Глеба Юрьевича, в которой прославляются его добродетели, особенно верность данному слову, крестоцелованию: «Сеи бе князь братолюбець, к кому любо крест целовашеть, то не ступашеть его и до смерти; бяше же кроток, благонравен, манастыре любя, чернецькии чин чтяше, нищая добре набдяше».

Глеб был женат дважды. Его первая супруга умерла в Суздале в 1154 г. Все его дети родились во втором браке — с княгиней Изяславной. Глеб имел двух сыновей — Владимира и Изяслава, а также дочь, ставшую впоследствии женой князя Всеволода Святославича, одного из героев «Слова о полку Игореве» (автор «Слова» воспевал красоту Глебовой дочери).
Список литературы

Летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Никоновская.
 Глеб Святославич

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

ГЛЕБ (крестильное имя неизвестно) СВЯТОСЛАВИЧ († 30 мая 1078 или 1079), старший сын черниговского князя Святослава Ярославича от его первого брака с некоей Киликией.

Ранее 1064 г. был посажен отцом на княжение в Тьмуторокань — отдаленное русское княжество на Таманском полуострове, в дельте Кубани. В 1064 г. изгнан оттуда своим двоюродным братом Ростиславом Владимировичем. В следующем, 1065 г. Святослав сам отправился в Тьмуторокань и вновь посадил Глеба на княжение. Ростислав, не желая воевать с дядей, отступил от города, однако когда Святослав ушел в Чернигов, вторично изгнал Глеба. «И приде Глеб к отцу своему», — свидетельствует летописец.

После гибели Ростислава Владимировича 3 февраля 1067 г. жители Тьмуторокани сами обратились к Святославу с просьбой прислать к ним сына. С этой миссией в Чернигов направился преп. Никон, будущий игумен киевского Печерского монастыря, а в то время основатель и игумен тьмутороканского Богородицкого монастыря. Побывав в Чернигове и Киеве, Никон возвратился в Тьмуторокань вместе с Глебом Святославичем, который и сел «на столе в граде том». (Об этом сообщается в Житии преп. Феодосия Печерского.) Известно, что зимой 1067/68 г. князь Глеб «мерил море по льду от Тьмутараканя до Кърчева (Керчи. — А. К.)», т. е. измерял протяженность Керченского пролива, и определил ее в 14 тысяч сажен, о чем сделал памятную надпись на т. н. Тьмутороканском камне, сохранившуюся до нашего времени (этот камень хранится в Государственном Эрмитаже). Факт измерения протяженности Керченского пролива может свидетельствовать о том, что Глебу в то время принадлежали оба его берега — и Тьмуторокань, и лежащая на противоположном берегу Керчь.

Вскоре после этого Глеб покинул Тьмуторокань и перешел на княжение в Новгород. По всей вероятности, это произошло в 1068/69 г., после бегства из Руси киевского князя Изяслава Ярославича и временного перехода киевского престола в руки полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Показательно, что в статье «А се князи Великого Новагорода» (читающейся в той же рукописи, что и Новгородская Первая летопись младшего извода) сообщается о том, что Глеба посадил в Новгороде его отец Святослав, который к тому времени не был киевским князем и, соответственно (принадлежи Киев его старшему брату Изяславу), не имел полномочий для того, чтобы по своей воле сажать князей в Новгороде.

Осенью 1069 г. Глебу пришлось оборонять Новгород от князя Всеслава Брячиславича, подступившего к городу. Битва произошла днем 23 октября в самом городе и, по словам летописца, отличалась кровопролитностью: «Новгородци же поставиша пълък противу их у Зверинця на Къземли (ручье Гзень, в самом городе. — А. К.); и пособи Бог Глебу князю с новгородци. О, велика бяше сеця (сеча. — А. К.) вожяном, и паде их бещисльное число».

Глеб воевал со Всеславом Полоцким, претендовавшим на Новгородскую землю, в течение всего своего новгородского княжения. Еще и во второй половине 1070-х гг. (предположительно, в конце зимы 1077 г.) он действовал против Всеслава в союзе со своим двоюродным братом князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Кроме того, Глеб совершал походы в Чудскую землю, распространяя на нее власть Новгорода.

Ярким эпизодом новгородского княжения Глеба стало подавление им антихристианского выступления в городе в начале 1070-х гг. (летопись сообщает об этом под 1071 г.). В Новгороде явился некий волхв, «прельстивший» «мало не всего града». С обличениями волхва выступил новгородский епископ Феодор, однако его поддержали лишь князь Глеб и княжеская дружина, а почти все новгородцы приняли сторону волхва. Глеб в одиночку сумел переломить ситуацию. Спрятав топор под плащом, он во время «мятежа» подошел к волхву и во всеуслышание спросил того: «Ведаешь ли ты о том, что утром случится и что вечером?» — «Все ведаю», — отвечал волхв. «Ну а что сегодня с тобой будет, — спросил Глеб, — ведаешь?» — «Великие чудеса сотворю». Тогда Глеб выхватил топор и на глазах у всех зарубил волхва. «И людье разидошася», — констатирует летописец.

Известно, что весной 1074 г. Глеб пребывал в Киеве при своем отце Святославе Ярославиче, ставшем (с 1073 г.) великим князем Киевским. 1 мая этого года он вместе с отцом посетил находившегося при смерти преп. Феодосия, игумена киевского Печерского монастыря.

После смерти Святослава Ярославича (27 декабря 1076) позиции всех его сыновей, в том числе и Глеба, пошатнулись. Поначалу Глеб продолжал действовать в союзе с занявшим на короткий срок киевский стол своим дядей, князем Всеволодом Ярославичем, и, в частности, совершил совместный поход против Всеслава Полоцкого с его сыном Владимиром Мономахом. Однако возвращение в Киев летом 1077 г. старшего из Ярославичей, Изяслава, стало роковым для Глеба. Изяслав сам претендовал на Новгород, намереваясь посадить сюда на княжение своего сына Святополка. В 1078 г. Глеб был изгнан новгородцами из города и 30 мая этого (или, возможно, следующего) года погиб на севере, в Чудской земле, в Заволочье (т. е. в Подвинье, землях по Северной Двине). «И выгнаша (Глеба. — А. К.) из града, — сообщает новгородский автор, — и бежа за Волок, и убиша и (его. — А. К.) чюдь». Любопытно, что в Киеве о его гибели стало известно первоначально в киевском Печерском монастыре (первым это возвестил печерский подвижник Никита, будущий епископ Новгородский), а затем уже во дворце киевского князя Изяслава Ярославича. «Повесть временных лет» сообщает о смерти князя Глеба под 1078 г.; новгородские же летописи называют другую дату — 1079 г.; только в них приведена и точная календарная дата смерти Глеба — 30 мая.

В летописях содержится исключительно высокая оценка христианских добродетелей князя Глеба Святославича: «Был же Глеб милостив к убогим, и страннолюбив (т. е. странников любил. — А. К.), тщание имея к церквам, тепл на веру, и кроток, взором красен». Известно изображением князя Глеба — на известном портрете семьи князя Святослава Ярославича на миниатюре «Изборника Святослава» 1073 г.

Тело князя Глеба Святославича было перенесено в Чернигов и похоронено 23 июля 1078 (или 1079) г. «за Спасом», т. е. вблизи черниговского Спасского собора — усыпальницы черниговских князей.

О супруге и детях князя Глеба Святославича источники не сообщают.
Список литературы

Летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская Первая старшего и младшего изводов; Патерик Киево-Печерского монастыря; Житие преп. Феодосия Печерского; Изборник Святослава 1073 г. (фототипическое издание).

Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI—XIV вв. М., 1964; Медынцева А. А. Тмутараканский камень. М., 1979.



Всеслав Брячиславич


Категория: Биографии
(?-1101)

Князь полоцкий, сын князя полоцкого Брячислава Изяславича. Вопреки политике отца, Всеслав первое время княжения (с 1044 г.) жил в согласии с Ярославичами и в 1060 г. участвовал вместе с ними в походе на тор-ков. В 1065 г. Всеслав неожиданно напал на Псков. Потерпев неудачу, он в 1066 или 1067 г. совершил опустошительный набег на Новгород, но при возвращении был настигнут и разбит Ярославичами; они захватили Всеслава и двух его сыновей и посадили их в киевский поруб. 15 сентября 1068 г. киевляне, раздраженные своим князем Изяславом Ярославичем, провозгласили князем узника Всеслава. Он прожил в Киеве всего семь месяцев. Когда Изяслав вернулся с польской помощью, Всеслав тайком бежал в Полоцк (апрель, 1069). Изяслав, овладев Киевом, выгнал Всеслава из Полоцка и посадил там своего сына Мстислава (вскоре умершего и замененного братом Святополком). Всеслав бежал, по-видимому, к води, набрал из нее войско и 23 октября того же года появился у Новгорода, но был на голову разбит. В 1071 г. он овладел Полоцком и удержался там, даже проиграв Изяславичам сражение у Голотическа. К 1073 г. стало заметно сближение между Изяславом и Всеславом. Братья Изяслава, Святослав и Всеволод, сочли себя в опасности и изгнали Изяслава из Киева, Всеслава же не тронули. Почему и как испортились у Всеслава отношения с победителями, мы не знаем, но в 1077—1078 гг. шла у него с ними упорная борьба. Владимир Мономах совершил в 1083 г. опустошительный поход на Полоцк, неизвестно чем вызванный. После этого спокойствие не нарушалось.

 Всеслав последний держал в одних руках всю Полоцкую землю, переживавшую под его властью время расцвета своих сил. Популярный в своем княжении, Всеслав пользовался большой славой и за его пределами.

Глеб Святославич

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

ГЛЕБ (крестильное имя неизвестно) СВЯТОСЛАВИЧ († 30 мая 1078 или 1079), старший сын черниговского князя Святослава Ярославича от его первого брака с некоей Киликией.

Ранее 1064 г. был посажен отцом на княжение в Тьмуторокань — отдаленное русское княжество на Таманском полуострове, в дельте Кубани. В 1064 г. изгнан оттуда своим двоюродным братом Ростиславом Владимировичем. В следующем, 1065 г. Святослав сам отправился в Тьмуторокань и вновь посадил Глеба на княжение. Ростислав, не желая воевать с дядей, отступил от города, однако когда Святослав ушел в Чернигов, вторично изгнал Глеба. «И приде Глеб к отцу своему», — свидетельствует летописец.

После гибели Ростислава Владимировича 3 февраля 1067 г. жители Тьмуторокани сами обратились к Святославу с просьбой прислать к ним сына. С этой миссией в Чернигов направился преп. Никон, будущий игумен киевского Печерского монастыря, а в то время основатель и игумен тьмутороканского Богородицкого монастыря. Побывав в Чернигове и Киеве, Никон возвратился в Тьмуторокань вместе с Глебом Святославичем, который и сел «на столе в граде том». (Об этом сообщается в Житии преп. Феодосия Печерского.) Известно, что зимой 1067/68 г. князь Глеб «мерил море по льду от Тьмутараканя до Кърчева (Керчи. — А. К.)», т. е. измерял протяженность Керченского пролива, и определил ее в 14 тысяч сажен, о чем сделал памятную надпись на т. н. Тьмутороканском камне, сохранившуюся до нашего времени (этот камень хранится в Государственном Эрмитаже). Факт измерения протяженности Керченского пролива может свидетельствовать о том, что Глебу в то время принадлежали оба его берега — и Тьмуторокань, и лежащая на противоположном берегу Керчь.

Вскоре после этого Глеб покинул Тьмуторокань и перешел на княжение в Новгород. По всей вероятности, это произошло в 1068/69 г., после бегства из Руси киевского князя Изяслава Ярославича и временного перехода киевского престола в руки полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Показательно, что в статье «А се князи Великого Новагорода» (читающейся в той же рукописи, что и Новгородская Первая летопись младшего извода) сообщается о том, что Глеба посадил в Новгороде его отец Святослав, который к тому времени не был киевским князем и, соответственно (принадлежи Киев его старшему брату Изяславу), не имел полномочий для того, чтобы по своей воле сажать князей в Новгороде.

Осенью 1069 г. Глебу пришлось оборонять Новгород от князя Всеслава Брячиславича, подступившего к городу. Битва произошла днем 23 октября в самом городе и, по словам летописца, отличалась кровопролитностью: «Новгородци же поставиша пълък противу их у Зверинця на Къземли (ручье Гзень, в самом городе. — А. К.); и пособи Бог Глебу князю с новгородци. О, велика бяше сеця (сеча. — А. К.) вожяном, и паде их бещисльное число».

Глеб воевал со Всеславом Полоцким, претендовавшим на Новгородскую землю, в течение всего своего новгородского княжения. Еще и во второй половине 1070-х гг. (предположительно, в конце зимы 1077 г.) он действовал против Всеслава в союзе со своим двоюродным братом князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Кроме того, Глеб совершал походы в Чудскую землю, распространяя на нее власть Новгорода.

Ярким эпизодом новгородского княжения Глеба стало подавление им антихристианского выступления в городе в начале 1070-х гг. (летопись сообщает об этом под 1071 г.). В Новгороде явился некий волхв, «прельстивший» «мало не всего града». С обличениями волхва выступил новгородский епископ Феодор, однако его поддержали лишь князь Глеб и княжеская дружина, а почти все новгородцы приняли сторону волхва. Глеб в одиночку сумел переломить ситуацию. Спрятав топор под плащом, он во время «мятежа» подошел к волхву и во всеуслышание спросил того: «Ведаешь ли ты о том, что утром случится и что вечером?» — «Все ведаю», — отвечал волхв. «Ну а что сегодня с тобой будет, — спросил Глеб, — ведаешь?» — «Великие чудеса сотворю». Тогда Глеб выхватил топор и на глазах у всех зарубил волхва. «И людье разидошася», — констатирует летописец.

Известно, что весной 1074 г. Глеб пребывал в Киеве при своем отце Святославе Ярославиче, ставшем (с 1073 г.) великим князем Киевским. 1 мая этого года он вместе с отцом посетил находившегося при смерти преп. Феодосия, игумена киевского Печерского монастыря.

После смерти Святослава Ярославича (27 декабря 1076) позиции всех его сыновей, в том числе и Глеба, пошатнулись. Поначалу Глеб продолжал действовать в союзе с занявшим на короткий срок киевский стол своим дядей, князем Всеволодом Ярославичем, и, в частности, совершил совместный поход против Всеслава Полоцкого с его сыном Владимиром Мономахом. Однако возвращение в Киев летом 1077 г. старшего из Ярославичей, Изяслава, стало роковым для Глеба. Изяслав сам претендовал на Новгород, намереваясь посадить сюда на княжение своего сына Святополка. В 1078 г. Глеб был изгнан новгородцами из города и 30 мая этого (или, возможно, следующего) года погиб на севере, в Чудской земле, в Заволочье (т. е. в Подвинье, землях по Северной Двине). «И выгнаша (Глеба. — А. К.) из града, — сообщает новгородский автор, — и бежа за Волок, и убиша и (его. — А. К.) чюдь». Любопытно, что в Киеве о его гибели стало известно первоначально в киевском Печерском монастыре (первым это возвестил печерский подвижник Никита, будущий епископ Новгородский), а затем уже во дворце киевского князя Изяслава Ярославича. «Повесть временных лет» сообщает о смерти князя Глеба под 1078 г.; новгородские же летописи называют другую дату — 1079 г.; только в них приведена и точная календарная дата смерти Глеба — 30 мая.

В летописях содержится исключительно высокая оценка христианских добродетелей князя Глеба Святославича: «Был же Глеб милостив к убогим, и страннолюбив (т. е. странников любил. — А. К.), тщание имея к церквам, тепл на веру, и кроток, взором красен». Известно изображением князя Глеба — на известном портрете семьи князя Святослава Ярославича на миниатюре «Изборника Святослава» 1073 г.

Тело князя Глеба Святославича было перенесено в Чернигов и похоронено 23 июля 1078 (или 1079) г. «за Спасом», т. е. вблизи черниговского Спасского собора — усыпальницы черниговских князей.

О супруге и детях князя Глеба Святославича источники не сообщают.
Список литературы

Летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская Первая старшего и младшего изводов; Патерик Киево-Печерского монастыря; Житие преп. Феодосия Печерского; Изборник Святослава 1073 г. (фототипическое издание).

Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI—XIV вв. М., 1964; Медынцева А. А. Тмутараканский камень. М., 1979.

Давыд Святославич

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

Давыд Святославич (ум. 1123), князь Черниговский. Третий (?) сын черниговского князя Святослава Ярославича от его первого брака с некоей Киликией.

Родился около 1050 г. Сохранилось изображение князя Давыда — на известном портрете семьи князя Святослава Ярославича на миниатюре «Изборника Святослава» 1073 г. Давыд изображен в числе четырех старших сыновей князя, причем следует третьим — после Глеба и Олега, но перед Романом.

Имя Давыда Святославича очень поздно появляется в летописях. К 1095 г. Давыд княжил в Смоленске, но когда именно он сел на княжение в этот город, неизвестно. В 1095 г. Давыд был переведен из Смоленска в Новгород, причем в Новгородской летописи об этом говорится как о некой силовой акции, предпринятой князьями Святополком Изяславичем Киевским и Владимиром Всеволодовичем Мономахом: «Иде Святополк и Володимир на Давыда Смоленску, и вдаша Давыду Новгород». Можно думать, что изгнание Давыда из Смоленска было связано с начавшейся в это время враждой между Владимиром Мономахом и братом Давыда Олегом Черниговским и объяснялось желанием Владимира ослабить Олега.

Однако новгородское княжение Давыда Святославича продлилось очень недолго: «…а Давыд прииде к Новугороду княжить, и по двою лету выгнаша и (его. — А. К.)», — сообщает список новгородских князей, читающийся в Новгородской Первой летописи младшего извода. В действительности же, Давыд был изгнан из Новгорода даже раньше: в конце февраля — марте 1096 г. «иде Давыд Святославич из Новагорода Смолиньску»; новгородцы послали в Ростов за своим прежним князем Мстиславом, сыном Мономаха, и торжественно ввели его в город, «а Давыдови рекоша: не ходи к нам». Давыд же вновь вернулся в Смоленск, «и седе Смолиньске».

В начавшейся войне между братом Давыда Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом Давыд не принимал участие. Летописец отмечает, что после победы над Олегом под Стародубом (начало июня 1096) Мономах и Святополк потребовали от него идти «к брату своему Давыдови» и затем, вместе с братом, ехать в Киев на княжеский съезд. Олег, однако, «не всхоте сего творити»: придя к Смоленску, он «поим вои» и отправился к Мурому для продолжения войны с сыновьями Мономаха, причем смоляне поначалу «не прияша его». Эта война завершилась поражением Олега в битве близ Суздаля 27 февраля 1097 г. и заключением мира, главным условием которого стало согласие Олега на участие в общекняжеском съезде. В этом съезде, собравшемся осенью 1097 г. в Любече на Днепре, участвовал и Давыд. По условиям договора, заключенного князьями, «Святославля отчина», т. е. владения князя Святослава Ярославича — прежде всего, Черниговская земля, признавались наследственным совместным владением Святославичей — Давыда, Олега и Ярослава. Очевидно, собственно Чернигов отходил Давыду как старшему среди братьев (Олег в результате поражений в войне с Мономашичами потерял на него право), Олег получил Новгород-Северский, а Муромская и Рязанская земля достались младшему Ярославу.

В отличие от своего брата Олега, Давыд Святославич отличался миролюбием. Он, правда, неоднократно принимал участие в военных действиях, но действовал лишь совместно с другими князьями, и никогда не выступал инициатором того или иного похода. После трагического ослепления князя Василька Теребовльского Святополком Киевским и Давыдом Игоревичем Давыд Святославич с братом Олегом и Владимиром Мономахом подступает к Киеву и едва не начинает войну против Святополка: князья договариваются на том, что Святополк обещает сам выступить против Игоревича и наказать его за совершенное преступление. В дальнейшем Давыд Святославич поддержал Святополка Киевского и в его войне против Ростиславичей (на стороне Святополка действовал сын Давыда Святослав (Святоша) Давыдович). В августе 1100 г. Давыд принимал участие в двух княжеских съездах в Уветичах (Витичеве) близ Киева. Эти съезды положили конец кровавой междоусобной войне: по решению князей, город Владимир-Волынский был отобран у Давыда Игоревича как главного виновника войны и заменен Бужском, при этом Давыд Игоревич получил компенсацию и от Святополка, и от Владимира Мономаха, и от братьев Давыда и Олега Святославичей: последние передали ему 200 гривен — своего рода отступное за отказ от любечских соглашений, скрепленных их крестным целованием. Кажется, готов был Давыд принять участие и в походе против князей Ростиславичей сразу же после Витичевского съезда вместе со Святополком, однако твердая позиция Владимира Мономаха предотвратила новую войну.

В 1101 г. Давыд с братом Олегом участвуют в съезде князей на Золотче (близ Киева) и в последовавшем затем заключении мира с половцами (15 сентября). Мир этот, однако, продержался недолго. Весной 1103 г., уже без брата, Давыд принимает участие в большом походе русских князей на половцев, закончившемся грандиозной победой на реке Сутени (4 апреля). В январе 1108 г. Давыд участвует в заключении нового мира с половцами, а в 1110 г. — в походе против тех же половцев к Воиню (поход закончился безрезультатно).

Новый поход против половцев состоялся в 1111 г., и Давыд вновь принимает в нем участие. 24 марта «на потоци Дегея» (по-видимому, каком-то небольшом притоке Северского Донца) русские нанесли поражение передовым частям половцев, а 27 марта разбили их основные силы на реке Сальне, что привело к решающему перелому в ходе русско-половецкой войны.

Давыд, несомненно, признавал авторитет князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Показательно, что после смерти киевского князя Святополка Изяславича (16 апреля 1113) он не предпринял никаких попыток занять киевский стол, хотя, как сын князя Святослава Ярославича и старший из оставшихся в живых внуков Ярослава Мудрого, мог претендовать на это. Судя по косвенным показаниям источников, и Давыд, и Олег поддержали избрание на киевский стол Владимира Мономаха. Продолжал Давыд поддерживать Мономаха и после смерти брата Олега (1 августа 1115).

В 1116 г. Давыд входит в коалицию князей под главенством Владимира Мономаха, направленную против минского князя Глеба Всеславича. Давыд участвует в походе на Глеба и вместе с сыном Мономаха Ярополком берет «на щит» город Друцк. В том же году он посылает своего сына Всеволода вместе с тем же Ярополком на Дон против половцев: князья взяли три половецких города — Сугров, Шарукань, Балин. В следующем году Давыд участвует в совместном походе русских князей во главе с Мономахом против владимиро-волынского князя Ярослава Святополчича. Это последнее известие о военных действиях черниговского князя.

Источники отмечают особую религиозность Давыда Святославича. Известно, что он вместе с братом Олегом и Владимиром Мономахом принимал самое активное участие в перенесении мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в новопостроенную церковь в Вышгороде 1—2 мая 1115 г. Тогда возник спор между Владимиром Мономахом и братьями Святославичами о том, куда именно положить тела святых князей — в «комару» (нишу) на правой стороне храма, как хотели Олег и Давыд, или в особый «терем серебрен», на чем настаивал Владимир Мономах. По совету митрополита Никифора, решено было положиться на жребий, «и выняся жребии Давыдов и Олгов».

Предположительно, сам Давыд возвел в Чернигове церковь во имя святых мучеников Бориса и Глеба, которая в его потомстве называлась «отней».

Особые отношения связывали Давыда с черниговским епископом Феоктистом, который еще в бытность свою игуменом киевского Печерского монастыря был духовником жены черниговского князя. Уместно заметить, что сын Давыда Святослав (Святоша) еще в 1107 г. стал иноком Печерского монастыря — случай беспрецедентный в истории древней Руси.

Князь Давыд Святославич скончался в 1123 г. (Поздние церковные месяцесловы называют точную дату — 1 августа, но источник ее неизвестен.) Тело его было положено сначала в черниговский Спасский собор, а затем в Борисоглебскую церковь. Впрочем, на этот счет в источниках есть расхождения: по свидетельству Киево-Печерского патерика в редакции печерского игумена Иннокентия Гизеля (XVII в.), князь Давыд Святославич «положен бысть честне в Печерском монастыре (в Киеве. — А. К.) в пределе святого первомученика Стефана». По свидетельству особого Похвального слова святым князьям Борису и Глебу («Слова о князьях»), во время кончины и погребения князя Давыда имели место многочисленные чудеса: в терем, где лежал князь, влетел голубь, севший на грудь князю и сделавшийся невидимым, когда тот испустил дух, терем же наполнился благоуханием; когда почившего князя внесли в Спасский собор, на небе взошла звезда, вставшая над крестом, а затем перешедшая к церкви святых Бориса и Глеба, куда отнесли тело; даже солнце замедлило зайти до тех пор, пока не была подготовлена гробница для князя.

«Слово о князьях» содержит восторженную похвалу князю Давыду Святославичу, который прославляется за присущие ему миролюбие и братолюбие, верность данному крестоцелованию: «Тот Давид ни с кем не имеаше вражды, — пишет автор. — Аще кто на нь рать въздвигнеть, он же покорением своим рать уставляше… Аще кто кривду створяше к нему от братьи, он же все на собе притираше (то есть на себя вину перелагал. — А. К.). Кому ли крест целоваше, в весь живот свои не ступаше (не нарушал. — А. К.)… ни кого приобиде, ни зла створи… В велице тишине бысть княжение его».

Тем не менее сведений о церковном почитании князя Давыда Святославича нет.

Князь Давыд имел пятерых сыновей: Святослава (Святошу), Всеволода, Владимира, Изяслава и Ростислава (умершего при его жизни). Все его дети родились в единственном браке.
Список литературы

 «Повесть временных лет». Летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская Первая.

«Поучение» Владимира Мономаха.

Изборник Святослава 1073 г. / Факс. изд. М., 1983. Л. 1 об.

Абрамович Д. И. Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916.

Слово о князьях / Подг. текста Т. В. Рождественской; перев. и коммент. И. П. Еремина // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII в. СПб., 1997. С. 226—229.

Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI—XIV вв. Киев, 1966.







Список литературы

Платонов С. Ф. Московское государство при первых Романовых. // Статьи по русской истории. СПб., 1912.

Сташевский Е. Д. Очерки по истории царствования Михаила Федоровича. Киев, 1913. 1 ч.

Цветаев Д. В. Избрание Михаила Федоровича на царство. М., 1913.

Васенко П. Г. Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича. СПб., 1913.

Поршнев Б. Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. М., 1976.

Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.

Станиславский А. Л. Гражданская война в России в начале ХVII в. М., 1992.

И. Л. Андреев. Михаил Федорович.



Василий IV Шуйский (1552-1612)

Категория: Биографии
Василий IV Шуйский (1552-1612)

Русский царь в 1606-10. Сын князя И. А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, затем вступил в заговор против него. Став царем, подавил восстание И. И. Болотникова, усилил закрепощение крестьян. Борясь с польскими интервентами и Лжедмитрием II, заключил союз со Швецией, который привел к шведской интервенции. Низложен москвичами, умер в польском плену.

* * *

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ (Василий IV Шуйский) (1552 — 12 сентября 1612, Варшава), русский царь (1606-1610).

Из рода суздальских князей Шуйских, которые происходили от Александра Невского. Сын князя Ивана Андреевича Шуйского. В 1584 стал боярином. В 1587 возглавлял оппозицию Борису Годунову. В результате подвергся опале, но сумел вернуть себе расположение царя и был прощен. В мае 1591 ему было поручено выяснить причину смерти находившегося в Угличе царевича Дмитрия Ивановича. Следственная комиссия, которой руководил Шуйский, объявила, что царевич Дмитрий лишился жизни в результате болезни, по другим сведениям, смерть его была случайной.

Восхождение на престол

Во время похода Лжедмитрия I (1604-1605), Шуйский сначала принял участие в борьбе против него, затем, после смерти Бориса Годунова, в июне 1605 перешел на сторону самозванца. Дважды возглавлял заговор против ставшего царем (1605) Лжедмитрия: в результате первого заговора был приговорен к смертной казни, но помилован, итогом второго стало убийство 17 мая 1606 Лжедмитрия.

Русского престола стали добиваться двое бояр: князья Василий Шуйский и Василий Голицын (?-1619). За Шуйского стояла малочисленная, но сильная партия московских бояр, они и “выкрикнули” Шуйского царем 19 мая 1606, в результате чего он был избран на русский престол. В “крестоцеловальной” записи, данной боярам, Шуйский обязался значительно ограничить свою власть. Но сразу же после его воцарения появились слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия. В Новгороде-Северском на юго-западной окраине России объявился его “посланник” — Иван Болотников, который осенью 1606 поднял народное восстание, охватившее не только юго-запад, но и юг России, Среднее и Нижнее Поволжье.

Борьба с Лжедмитрием II

Выступление Болотникова вначале было поддержано дворянскими предводителями Истомой Пашковым и Прокопием Ляпуновым, но во время осады Москвы они перешли на сторону царя, тем самым предопределив разгром Болотникова у подмосковной деревни Котлы в декабре 1606. В октябре 1607 после отступления Болотникова восстание было окончательно разгромлено. Шуйский почувствовал себя увереннее. Но еще в августе 1607 начался новый польский поход уже Лжедмитрия II, который весной 1608 осадил Москву, разбив лагерь в подмосковном Тушине. Шуйский, пытаясь противостоять “тушинскому вору”, заключил в феврале 1608 договор со Швецией, по которому шведские войска обязались выступить на стороне русского царя, за что шведам отходила часть русских территорий. Это, естественно, вызвало недовольство среди самых широких слоев населения Русского государства. В конце 1608 началось стихийное народное выступление против польских интервентов. Положение Шуйского стало весьма уязвимым, только благодаря своему племяннику М. В. Скопину-Шуйскому, командующему русско-шведскими войсками, царю удалось дать отпор полякам. К марту 1610 Москва была освобождена, тушинцы повержены, Лжедмитрий бежал.

Падение

Разгромом Лжедмитрия II смута не закончилась, польский король Сигизмунд III объявил войну России, началась открытая польская интервенция. В Москве положение Шуйского усугублялось, обострялась борьба за власть: Василий Голицын, Ляпунов пытались поднять народ против царя. Кроме того, армия лишилась своего видного полководца Скопина-Шуйского, который скоропостижно скончался при невыясненных обстоятельствах. В результате войска Шуйского 24 июня 1610 потерпели сокрушительное поражение от армии под командованием польского гетмана Станислава Жолкевского. Возникла опасность появления на русском троне польского королевича Владислава. Шуйский ничего не мог противопоставить полякам и был низложен московским боярством в июле 1610. Его насильно постригли в монахи, а после вступления в Москву Жолкевского перевезли в Варшаву, где он вскоре умер в заключении. Его прах был перенесен в Москву при Михаиле Федоровиче.


Рецензии