12. 4. Сахалинский период

на фото - Невельск 1967 с группой курсантов РТО

(продолжение)

30.

Ещё один инцидент произошёл зимой на второй год моей работы в училище. Из разговоров с друзьями, я узнал, что в Горнозаводске имеется отличный ресторан и всегда имеются свободные места. Я решил побывать там. Из Невельска в Горнозаводск можно доехать поездом и автобусом. Автобус ходит чуть ли не каждый час. Действительно, ресторан - красивое с колоннами здание, построенное ещё японцами, внутри по-домашнему уютно, спокойно и тепло. Зал сравнительно небольшой, но побольше чем в Невельском ресторане. Столы расставлены возле стен, посредине площадке для танцев, в углу небольшая эстраде. Действительно, ассортимент закусок был богатым - икра чёрная и красная, крабы, копчености и салаты. Всё шло хорошо. Ко мне за столик подсели три девушки подружки. Познакомились, пили ели, танцевали.

Я предложил одной из них проводить её домой, она согласилась. Перед самым закрытием пошли на выход. Выйдя из ресторане увидел двух парней, один стоял недалеко от выхода - второй метров десять впереди. Я почувствовал нехорошее, но будь, что будет. И действительно второй перегородил нам дорогу. В это время первый, шедший за нами, нанес мне удар кулаком в скулу. Я пошатнулся, но устоял, только шапка слетела с головы. Завязалась между мной и двумя юнцами драка. В ярости я вскоре уложил обоих в снег и мы продолжили с девушкой свой путь. Два юнца от нас не отставали, но и не пытались уже нападать. Мне уже показалось, что инцидент исчерпан, как впереди показались ещё трое парней ожидающих нас. Дело приобретало угрожающий характер, но отступать некуда. Впереди трое, позади двое, по бокам сугробы и чистое пространство и ни души кругом. Помнится, хоть и был пьян, промелькнула мысль - только бы не пырнули ножом, буду держаться до последнего, мне достанется, но и им этот вечер запомнится на всю жизнь.

Подходим ближе, вперёд выдвигается один из них, видимо главарь. "Здорово", - и подаёт мне руку. Ещё из своего полублатного детдомовского детства я знал, что этим приёмом выявляют кистевую силу, цепкость противника. У сильного мужчины рука крепкая.

Но здесь оказалось, к чему я не о был готов. В то время, как моя боевая правая рука находилась в цепкой руке атамана, не меня, казалось со всех сторон, посыпались удары. Рванув на себя руку, я освободился от удержания. Теперь хоть можно было отбиваться двумя руками. В мыслях было - на всех не кидаться, подставлять спину, драться лицом к лицу только с одним главарём. Мне достанется, но и ему нужно дать как следует. Меня сбивают с ног, падаю на спину согнувшись. Лежать нельзя -забьют. Сильным выбросом ног, бью одного в низ живота и тут же вскакиваю на ноги, готовый продолжать драку. В это время, откуда ни возьмись, к нам подошла группа людей. Пять или шесть человек мужчин и женщин шли из гостей неверно. Воспользовавшись моментом, я предложил всей компании отвести хулиганов в милицию, наперёд зная, что в милицию идти они не станут, не то у них сейчас настроение, но на парней это подействовало отрезвляюще. Видимо, появление свидетелей драки для них о было совершенно не желательно.
Шахтёрский небольшой городок, в случае чего, пятерым сразу не скрыться. С большой точность уже можно было предположить, что некоторые из них, если не все, учащиеся местного ГПТУ - учатся на шахтёров. Драка закончилась. Прохожие, пожурив юнцов, пошли дальше. Я догнал девушку с туфлями под мышкой и мы пошли, приближаясь к центру городка.

Здесь хотя тоже на улицах не было ни души, но благо хоть они освещались слабым светом электрических лампочек. Дело закончилось тем, что, видимо предварительно переговорив между собой, они решили замять инцидент, так сказать сделать ход конём. "Атаман" отозвал меня в сторону поговорить. Отошли, стали друг против друга, он сделал стойку боксёра. Я сказал – не бойся, я первый тебя не трону, говори, что нужно. Не зная насколько это правда, но из его слов явствовало, что с девушкой, которую я провожал, дружит один из них уже давно и вообще, что это их подружка и мне нечего было с ней знакомиться. Я сказал, что раз я пообещал её проводить, то должен проводить, пока она сама меня не отпустит - до самого её дома, а там разбирайтесь сами. Если мне не верите, что я с ней не останусь, то пусть кто один пойдёт с нами и убедится, что я сразу же уйду, как только девушке войдёт к себе домой. На том и порешили.

Атаман крикнул (позвал) одного из юнцов и, когда тот подошёл, сказал ему - пойдёшь с ними. Часов в двенадцать ночи я уже был в Невельске. Утром глянул в зеркало - боже мой, всё лицо в ссадинах, как же я пойду не занятия, что скажу курсантам, стыдоба-то какая. Не рассказывать же им о своём рыцарском поступке, не поймут, да и долго объяснять о долге и чести мужчины. Лучше я им скажу, что в сопках катался не лыжах и влетел в куст - пришло на ум, что соврать, хоть и неправдоподобно, но зато всё понятно, не надо разъяснять. Смущало, что лицо не в царапинах, о в ссадинах.

31.

В Горнозаводске мне приходилось бывать ещё несколько раз по разным причинам. Один раз, по мнится, даже ночевал в новогоднюю ночь в пустом, заброшенном бараке на чудом сохранившемся полу. Другой раз гулял на свадьбе у бывшего курсанте - одного из трёх братьев в разные годы учившихся в училище на РТО. Короче говоря, с Горнозаводском у меня связано много интересных воспоминаний.

Здесь, видимо, будет уместно вставить, что у меня, начиная с конца моей службы подводником, как наверное у всех молодых, неженатых парней, было множество всевозможных знакомств и мимолётных, и длительных с девушками и с женщинами. Принципиально я не знакомился с женщинами старше сорока лет. Были знакомства везде, во всех местах где бы я ни был. Но это другая жизнь, здесь я этой стороны своей жизни касаться, а тем более глубоко её затрагивать, не намерен. Для того понадобилось бы очень много времени и всё равно всё не расскажешь, как бы не хотел, ведь бывают моменты о которых не должны знать другие, о чувствах словами не расскажешь.

Придется всё свое самое сокровенное унестись собой в могилу, то что должно согревать даже в сырой и холодной земле. Не знаю, может ради любви, встреч, свиданий, расставаний, ожиданий, грусти и страдания и стоит жить на этом свете? В такие дни душа до краев наполнена счастьем. Тем, что в старости называется "жизнью прожитой не зря". Некоторые "философы" считают, что смысл жизни (такая жизнь считается состоялась) в том, чтобы человек построил дом, посадил дерево и воспитал сына. А я бы на первое мест поставил слове Н. Островского. Сам я считаю, что жизнь можно считать состоявшейся если есть, что вспомнить.

32.

Хотелось бы всё описывать в хронологической последовательностей, но видимо, не получится, так как пишу о том, что было когда-то, только теперь, спустя двадцать пять, тридцать лет. После стольких лет трудно восстановить в памяти какие эпизоды в жизни были раньше, какие позже с точностью до месяца. Позабылись очень многие фамилии и имена даже самих близких друзей и товарищей по совместному проживанию в общежитиях, по совместной учёбе и работе. Казалось, что уж их-то имена мне никогда не забыть.

Нужно признаться, что страдаю пороком быстро забывать фамилии и имена. Объясняю это тем, что часто в жизни приходилось переходить из одного коллектива в другой. По мере запоминания фамилий и имён новых людей, видимо, мозг так устроен, приходилось освобождать память от "лишней информации", то есть, от ненужных теперь знаний. Как студент или школьник освобождается от знании после сдачи экзамена, тем самым подготавливая свой мозг для закрепления в нём знаний необходимых для сдачи следующего экзамена. Для того, чтобы знания оставались в памяти, необходимо хотя бы периодически, к ним возвращаться. Если в знаниях продолжительное время нужды нет, то постепенно они стираются с памяти и другие знания, полученные в процессе жизни "записываются" вместо стёртых - забытых.

Поэтому стараясь и далее следовать хронологии (по возможности точней) придётся просто описывать отдельные эпизоды и события тех лет.

33.

В августе шестьдесят восьмого года самолётом я прилетел в Ленинград в отпуск. Нужно было "подтолкнуть" дела с кооперативом, а главное необходимо было взять развод с первой женой, так как я не мог зарегистрироваться с Любой, хотя у нас уже был с нею общий ребёнок. Сын Александр родился пятнадцатого апреля в этом же году в г. Холмске. Эти два года, с момента отъезда из Ленинграда я не терял связи с ним. Мы постоянно переписывались с моей лучшей и единственной в то время подругой Ниной Тумановой. На неё я мог положиться и полностью доверится ей во всех делах касающихся ЖСК. Первым делом я поехал к ней на Васильевский остров. Она жила на Большом проспекте, 56, кв. 9. Дома Нины не оказалось. Вышел на улицу поседеть на скамейке, что не далеко от входа в дом, в надежде, что увижу ее когда она будет идти домой. Вспомнилось, как не этой площадке в Новый год я катался на детской горке, а Нина, как никогда, счастливая стояла и смеялась глядя, как я дурачусь. Была чудесная морозная ночь, было весело, мы были по настоящему счастливы.

В воспоминаниях время проходит незаметно. Просидев минут пятнадцать, я решил больше не ждать а прийти попозже. Встал и направился в сторону Косой линии. Вдруг, на меня кто-то набрасывается сзади и обнимает за шею. Я сразу понял, что это догнала меня Нина. Оказывается, как раз в то время, как я встал со скамейки и пошел, она меня заметила со спины, но не узнала, так как я был одет в морскую форму, но чутье ей под сказало, что это я. В мореходке было положено всем преподавателям носить морскую форму. Нине я конечно писал, что мне сшили форму, писал и о своём приезде в отпуск. По всему было видно, что Нина по прежнему меня любила. Она была искренне рада меня видеть, была сильно взволнована, слёзы текли по её щекам. Мне перед ней была стыдно, поэтому я её встретил, как нашкодивший кот с виноватой сдержанностью. Но решил, не откладывая в долгий ящик, сразу рассказать ей что произошло за два года нашей разлуки, что у меня уже растёт сын, что я больше не могу с ней встречаться как раньше, поклялся себе быть верным Любе, хотя мы с ней пока не расписаны. Нина, нужно отдать ей должное выслушала меня с достоинством, но срезу же как-то изменилась. Удар был слишком сильным и неожиданным видимо, но иначе я поступить не мог.

Внешне она казалась спокойной. До самого вечера мы всё говорили и говорили обо всем, о разном. Я ей показал фотографии Любы и сына. Мы решили остаться по друзьями. Нина даже вызвалась помочь мне с разводом. Оказалось, что у неё одна подруга – юрист, у которой много знакомых, в том числе и работающих в нарсуде. Так же Нина подтвердила – "по старой любви" – как она выразилась, свое желание и дальше помогать мне с кооперативом, быть моим посредником, держать меня в курсе всех изменений. До сей поры и до самой смерти я буду благодарен Нине Тумановой за всё хорошее, что она для меня сделала.

Конечно я не оставался в долгу и чем мог материально старался ей по мочь. Помнится, в тот мой приезд в Ленинград, я подарил ей холодильник и т.д. Помнится, в тот вечер мы "хорошо посидели" и за разговорами не заметили, как наступила ночь. Пришлось заночевать у Нины. Она постелила мне на раскладушке и я быстро уснул после сытного ужина. Ночью, сквозь сон, я ощутил поцелуи Нины. Она стояла у моего изголовья и, наклонясь, нежно, как бы прощаясь, не желая меня разбудить, целовала меня в губы. Я сделал вид, что продолжаю спать, но перевернулся со спины на бок. При этом подумалось - и это после всего, что она узнала. К сожалению, я только в душе мог оценить теперь её чувства ко мне. Быть в ее глазах подлецом, не желал принципиально.

Через несколько дней я снова пришел к Нине узнать, как идут дела с моим разводом, узнать, что нудно, чтобы ускорить дело. Оказалось, что за "срочность" необходимо заплатить юристу (подруге Нины) пятьдесят рублей (холодильник стоил в то время сто рублей). Я стал ждать суда.

Как только я прибыл в Ленинград, то поселился в гостинице моряков на Гапсальской улице. Этот адресе мне дели в нашей мореходке. Хоть далековато было ездить не Василевский остров, да и в центр, но не пожалел, что снял номер именно в той небольшой, но уютной, тихой гостинице. Приятно было возвратившись в гостиницу под вечер после беготни по городу в жаре и духоте, ощутить прохладу, отдохнуть, посмотреть телевизор, выпить холодного пива в буфете. Об этой гостинице видимо мало кто знал и принимали здесь не всех, а только командный состав моряков торгового и рыболовного флотов. Для рядового состава была своя гостиница на Двинской улице.

Где-то в середине августа, наконец, состоялся суд и нас развели с первой женой - один груз с меня сняли. Теперь я вновь свободный и смогу зарегистрировать наш брак с Любой.

С Людой - моей первой женой мы встречались накануне суда и мирно, даже дружески поговорили. Никаких претензии друг к другу не предъявляли. Дело было за судом. Расстались мы оставшись друг другу друзьями. Я поблагодарил её за всё хорошее. Ведь, благодаря женитьбе на ней, по сути, я стал ленинградцем, имел постоянную прописку в красивейшем городе на земле. Так, что кого и благодарить в жизни, то в первую очередь мою первую жену.

Может быть, если бы у нес с ней был совместный ребенок, я не стал бы разводится. Она, видимо, меня очень сильно любила, что простила мне всё. От неё я узнал, что их дом скоро пойдет на снос, что ее переселяют на Выборгскую сторону. Теперь не осталось дома, где мы с ней жили по адресу: 6-я линия, дом 9, во внутреннем дворике. Нет даже арки во двор - её превратили в окно дома. Как говорится, не осталось и следа от моей первой собственной квартиры.

Покончив с разводом, мне осталось уладить дела с жилищно-строительным кооперативом. Некоторые ответственные лица вот-вот должны были вернуться с отпуске. Приходилось всё это время ждать их. Я разумеете, зря время не терял - собрал снова все необходимые справки в жилконторе, пока дом еще не разрушили и не расселили жильцов. С собой привёз необходимые справки с места работы.

Заканчивался август, а с ним и мой отпуск. Закончив все дела я отбыл на Сахалии. Начинался для меня третий учебный год.

 34.

Все остальные годы, прожитые на Сахалине, в отношении преподавательской деятельности, мало чем отличались друг от друга. Я продолжал преподавать те же предметы, по тем же планам и в том же количестве часов. Пришёл опыт, уверенность, автоматизм. Не третий год мои знания предметов были так уже велики, что знал предметы почти наизусть и почти не пользовался книгами или конспектами. Курсанты старших курсов передавили свои конспекты, после сдачи экзаменов, курсантам младших курсов - кому ещё предстояло изучать предмет. Имея хорошо записанный конспект на руках уже не нужно отвлекать своё внимание на записи, а сосредоточиться на объяснении преподавателем. Постараться лучше понять и запомнить.

Я знал об этом и не требовал обязательного ведения конспектов, считая, что это личное дело каждого. Главное от учащегося требуются хорошие знания, а как, откуда он их получит – не важно. Я считал неправильным за неведение конспекта ставить двойки, как то делали некоторые преподаватели. После трёх лет преподавания (даже сами курсанты удивлялись) я на своих лекциях говорил слово в слово, как в прошлом году.

Если в первый год преподавания, особенно в начале, я давал все подряд с полнейшими выкладками, с применением высшей математики, без особого выделения главных, основных формул, выводов, правил, законов, то теперь уже стал отличать, что главное, на чём необходимо акцентировать внимание, а что второстепенное и его можно пройти бегло, вскользь только, а то и вовсе пропустить. В начале, по неопытности, кажется все главное, потому что самому ещё вновь, надо освоить. А получилось - сил, энергии, времени тратилось слишком много, но овчинка выделки не стоила. Особого эффекта для повышения знаний это не давало, тем более, что мало кто предполагал дальнейшую учёбу в ВУЗе. За все время, знаю, поступил в ВУЗ на заочное отделение из числа наших выпускников человек десять, двенадцать. Конечно же таким курсантам углублённые знания предмета были только не пользу. Кроме всего прочего, в нашем училище периодически возникали всяческие курсы. То курсы повышения квалификации радистов, особенно по однополосной передаче сигналов. Такие курсы проводились каждый год на протяжении нескольких последних пять лет. Здесь основная нагрузка ложилась не меня, как не преподавателя "радиопередающих устройств". 3а пятьдесят часов я должен был прочитать теоретический курс по однополосной передаче сигналов, кроме того слушатели курсов должны были, с моей помощью, изучить поступающий на флота новый передатчик однополосных сигналов - (кажется, это "Бриг" с возбудителем "Корвет").

Эти курсы я любил. На них прибывали в основном бывшие наши ученики - народ грамотный. Здесь были и бывшие заочники и выпускники дневного отделения, уже поработавшие в различных рыболовных флотах и рыбколхозах, возмужалые, набравшиеся опыта. И с материальной стороны на этих курсах было выгодно работать, так как за час платили по два рубля. Были курсы телеграфистов для девушек. И даже курсы повышения квалификации бухгалтеров-экономистов. На последних, мне пришлось читать основы электротехники - ТОЭ. Когда я ознакомился с их программой, то был страшно удивлён. Программа была более насыщенной чем я предполагал. Чего в ней только не было, кроме общей теории. Были электрически машины всех видов, трансформаторы и даже автоматике управления.

Во время преподавания на этих курсах для бухгалтеров, однажды я был на грани помешательства. Обзорные лекции на курсах были по четыре чеса кряду. Здесь же мне впервые приходилось объяснять новый для себя материал, делать соответствующие зарисовки (плакатов ещё не было), выводить формулы и рисовать графики по всему большому разделу "Электрические машины постоянного и переменного тока". Напряжение моей памяти дошло до пределе, до пределе были напряжены и нервы - сказывалась накопившаяся усталость. Как назло, вдруг, в моём воспалённом мозгу возникла мысль: а собственно говоря, для чего бухгалтеру знать всё это, не идиотизм ли то, что я пытаюсь им объяснить.

От этой, ослепившей моё сознание мысли, мне стало смешно. Сначала я улыбнулся своему открытию, начал смеяться. Вскоре я уже хохотал гомерическим хохотом. Смеялся истерически корчась от колики в животе. К счастью, это продолжалось не долго. Я сумел взять себя в "руки" усилием воли. Я понял, что это у меня нервный срыв и что, если я не возьму себя в руки, может все плохо кончиться. Женщины не успели понять, что произошло. Пришлось, извинившись, объяснить причину своего необычного поведения, сказал, что на ум пришел смешной анекдот.

После окончания курсов, на выпускном вечере, от имени всей группы мне был подарен за мои труды на долгую память портативный приёмник ВЕФ-12, который у меня до сих пор хранится. На курсах телеграфисток, где в основном были молодые девушки, я читал лекции по технике безопасности и противопожарной техник и девал самые азы по электротехнике (часов двадцать). В конце апреля или начале мая курсанты с моей группы, где я был классным руководителем, предложили в ближайшие выходные сделать культпоход на природу вместе с группой девушек-курсисток. Взяв с них обещание, что они не подведут - никаких нарушений не будет, я дал согласие. В ближайшую пятницу все необходимое в таких случаях было подготовлено и погружено в грузовик. Часов в шесть вечера мы были в распадке, между двумя невысокими сопками. Место было живописным. По распадку бежала извиваясь небольшая речушка. Остановились не большой поляне с группой деревьев. Быстро разгрузились. Грузовик и автобус уехали обратно. Необходимо было до темна подготовить лагерь к ночи. Одни начали ставить палатки, другие стали сооружать что-то на подобии стола и лавок для трапезы, третьи разошлись собирать и сносить к будущему костру сухие ветки и деревья. Нужно било запастись дровами, чтобы хватило и сверить ужин, и для костре на всю ночь до утра. Нашлось дело и девушкам, им предстояло приготовить ужин и накрыта стол для "банкета", после убирать со стола и помыть посуду. Петь и выступать с номерами (кто на что горазд) - все вместе. Я возглавил общее руководство.

Два дня пролетели незаметно. Поход прошел как нельзя лучше, все остались довольны и ребята и девчата, обиженных не было. После того, как все дела с подготовкой к ночи были сделаны и распределены, на вахту по полчаса на каждого курсанта, мы сели за стол. Я разрешил налить в кружки спиртное, предупредив при этом, чтобы все было в норме, не перепивали.

После ужина возле костре начались, импровизированные выступления, песни пляски. Быстро стемнело. Постепенно разошлись по палаткам. Мне спать не хотелось и я остался дежурить у костра. Уснул на лавке возле костра уже под утро. Весь следующим день погода благоприятствовала нашему отдыху на лоне природы. Проводились различны игры: в футбол, волейбол, первенство по шахматам. Девчата собирали цветы и плели венки. Ребята ловили не удочку рыбу, а затем все купались в речке.

Всё это я старался запечатлеть на фотопленку. У курсантов тоже были фотоаппараты и, главное, как я узнал позже, все это время, с момента нашего собирания в поход, проводилась съемка скрытой видео камерой всего происходящего. Мне самому не довелось посмотреть, но говорили (кто видел съёмки), что фильм получился отличный. Фотоснимки сделанные мной я до сих пор храню, как память об этом мероприятии - чудесном коллективном отдыхе на природе.

35.

В нашем училище было традицией проводить подобные мероприятия в группах на курсах - это продолжалось до тех пор, пока в одной из групп из механического отделения не произошло ЧП - был убит выстрелом из ружья один из курсантов. Классным руководителем в группе была женщина -преподаватель математики, которую собирались было судить, но так как по сути произошел несчастный случай со смертельным исходом, то ограничились ее увольнением.

С тех пор культпоходы на природу отменили в училище. Тем не менее, скучать в училище было некогда. В городе и, в училище проводилось много интересных различных мероприятий особенно в выходные дни. Почти каждую субботу или воскресенье в центре города на площади проводились какие-либо мероприятия: военноспортивные, кроссы, шахматные баталии и прочее. Иногда шахматные соревнования выносились из шахматного клуба не площадь, где они принимали массовый характер или проводился массовый сеанс одновременной игры с мастером.

Но постоянно происходили шахматные баталии на огромной шахматной "доске" вычерченной белой краской прямо на асфальте на площади. Доска с размерами примерно, 5 х 5 метра, к ней были большие деревянные шахматные фигуры. Самые малые пешки, примерно, доставали до колен. Возле этих шахмат было всегда многолюдно. Я был среди заядлых любителей игры в шахматы и при первой же возможности не упускал случай сыграть на этих шахматах. Доходило порой до того, что во время игры на солнце у меня обгорали уши. Это бывает когда сильно печёт солнце и одновременно на Сахалине высокая влажность. А однажды я так увлёкся игрой, что не заметил, как мой Саша куда-то ушёл с площади, где он играл с другими детьми. Оказалось потом, что он услышал музыку - играли на сопке, не танцплощадке -и пошёл послушать. Хорошо, его привели дежурные. Сашу спросили, где твой папа, а он говорит - папа играет в шахматы там и показал вниз на площадь. А в другой раз, пока я играл в шахматы во дворе своего дома, мой сынок ушел вслед за стадом коров, которых гнали через город куда-то. Пока моя супруга искала его по улицам, спрашивая у редких прохожих, не видели ли они мальчика лет пяти-шести, я срезу неправилен в милицию, где узнал, что Сашко находится в одной с семье, откуда только-что звонили и дали адресе. Прихожу по адресу, а там Сашок, как ни в чём ни бывало, готовится ко сну вместе с другими детьми – мальчиком и девочкой. Хозяин рассказал, что встретил Сашу почти на краю города. Видя, что маленький мальчик идёт один, а не улице уже сумерки, мужчина корейской национальности, между прочим, спросил у Саши чей он и куда идёт. Поняв, что Саша заблудился и не знает, как найти свой дом, хозяин решил, что будет правильно если он возьмёт его к себе и сообщит о случившемся в милицию. Так и сделал.

36.

Нужно сказать, что за нашим Сашей, когда он был ребёнком, нужен был глаз да глаз. Неверное не проходило недели чтобы с ним чего-либо не случалось. То потеряет шапку, то калошу, то рукавицу. Даже пожар чуть было не устроил в доме. Сунул веник в горящую печку, а когда тот вспыхнул, как порох, испугался, бросил пылающий веник возле печки и убежал из кухни хорошо, что мы были дома. Я увидел из комнаты зарево и быстро сунул веник в печь, а загоревшуюся на полу краску быстро потушил. В другой раз мы с Любой находились не кухне, а Саша играл в комнате. Вдруг, слышим в комнате взрыв. По звуку я сразу понял, что произошло сильное замыкание возле кровати и конечно же не без участия Саши. Как ошпаренные метнулись в комнату - славе богу, обошлось и на этот раз. Смотрим стоит наш сыночек побледневший от сильного испуга, не в состоянии даже заплакать. В руке держит круглогубцы с оплавленными концами губок. Благодаря тому, что были изолированы рукоятки в круглогубцах Саше отделался испугом. Оказалось, что Саша сунул круглогубцы в розетку ради любопытства.

Был случай когда, играючи с меленькими пластмассовыми цветными фишками Саша сунул одну из них себе в ухе. Я попытался вытащить фишку с помощью пинцета, но у меня ничего не получилось. Пришлось срочно везти его ночью в больницу.

С малых лет я старался воспитывать у сыне интерес ко всему, что нас окружает и особенно стремился привить у него любовь к природе. Учил его радоваться жизни и ценить её, активно участвуя в процессе её преображения, обновления. С детства я ему внушаю, что жизнь очень коротка, года пролетают очень быстро, поэтому он должен стараться за свою жизнь как можно больше узнать, повидать, почувствовать прекрасного. Главное - как можно больше сделать, тем самим оставить свой след не земле как можно глубже, а это возможно если твоя жизнь была яркой, не пустой, не напрасной.

Мы с Любой часто делали вылазки на сопки, в распадки и всегда брали с собой меленького Сашу. Взбирались по крутым, порой даже скалистым, склонам не сопки и тем отдыхали. Случалось несколько раз вместе всем тушить лесные пожары, но чаще горящей сухой травы и бамбука. Пожар вообще страшное дело, особенно страшен на сопках, где гуляет ветер, а сухой бамбук вспыхивает, как порох и нет нигде воды, и пожарной машине туда не добраться. В таких случаях вся надежда на дождь и на наших курсантов.

37.

Каждое лето, в июле месяце, почти во всех городах и деревнях Сахалина праздновали день рыбака. Это один из любимейших и почитаемых праздников в рыбацком крае. Вспоминается один из последних "дней рыбака” во время моего пребывания на острове. Казалось, весь город собрался в одном из распадков, где Управление тралового флоте Невельска решило провести в честь праздника массовые мероприятия и гуляния. Не празднике были конечно же и курсанты училища. Мы, наше семья, тоже решили отдохнуть и повеселиться вместе со всеми.

Подготовке к празднику была тщательно продуманной и капитальной. Даже была расчищена лагуна в виде небольшого озерца для водных представлений, на базе протекающей в распадке речушки. В лагуне и вокруг неё проводились основные представления с водяными и русалками во главе с самим богом морей и океанов - Нептуном. Здесь же купали "грешников” и "грешниц", встречали "витязей прекрасных" и судили "пиратов".

Праздник начинался с официальной части, приветствий и награждений. Затем начиналось "застолье" прямо на траве. Одновременно происходили в различных местах в распадке различные аттракционы, игры, выступления коллективов художественной самодеятельности, веселья под баян и гармошку. Тут же устраивались импровизированные соревнования, например, кто лучше спляшет или споёт, или различные спортивные соревнования, типа поднятия гирь или перетягивания каната. В одной из многочисленных групп отдыхающих оказались курсанты из РТО. Увидев меня, пригласили помочь их команде перетаскивании канат. Курсанты вызвались победить группу мужчин-рыбаков. Я решил подключиться, помочь своим воспитанникам.

Объявили приз за победу - бутылка "Советского шампанского". Борьба была упорной - долго ни одна, ни другая сторона не могли перетянуть канат через Рубикон - начерченную линию. В конце концов всё же победили курсанты мореходного училища. Видимо желания выиграть бутылку шампанского у них оказалось больше, так как радости было больше не от самой победы, а от того, что выиграли шампанское. Праздник прошёл исключительно интересно, правда, в конце празднования не обошлось без инцидента.

Случайно я узнал, что один из курсантов сильно перебрал, сквернословит и даже бросается не всех драться. Необходимо было срочно вмешаться пока дело не примяло скандальный характер - тогда не оберешься неприятностей. Кроме дебошира, сильно пьяными оказались и другие курсанты. Я приказал ребятам, которые были потрезвее, смотреть за перебравшими, чтобы не нарушали порядка, не портили впечатление от праздника. Посоветовал, для скорейшего приведения в чувства хорошо бы их освежить, пусть искупаются в прохладней реке. Все дружно разделись и кинулись с радостью купаться в реке. Искупавшись и вытершись, легли отдыхать в холодке. Один буйный ни в какую не желал купаться. Пришлось искупать его помимо его воли, за что уже через пару часов ему пришлась благодарить товарищей. Инцидент был исчерпан и всё обошлось без широкий огласки.

38.

Почти каждый год, с приходом осени до пятнадцатого октября включительно (до праздника урожая) курсанты моручилища выезжали в колхозы и совхозы собирать урожай. При богатом урожае и неблагоприятных погодных условиях приходилось выезжать на север Сахалина в Адово-Тымовский район, но чаще выезжали в пригородные колхозы. В пригородных колхозах мне довелось побывать со своими группами раза три, а вот в дальнюю командировку в Адово-Тымовский район ездил только один раз - в семьдесят четвёртом году. Впервые мне "доверили" такое важное и ответственное дело. Я был назначен начальником отряда, выезжавшего на север острова в совхоз "Молодёжный" убирать урожай картофеля. Отряд состоял из четырёх групп - это, примерно, сто двадцать человек курсантов. Две группы из числа только-что принятых на первый курс училища и две группы теперь уже второкурсников. Командиром роты первокурсников был назначен Быков,  второкурсников - Ким, выпускник Владивостокского ВУЗа рыбной промышленности, привезённый с собой новым начальником Мореходного училища (он привез с собой целую команду). Зная характер Быкова, его своеволие и необузданность, жестокость в обращении с курсантами, я с самого начала решил всё поставить на свои места, чтобы потом не было никаких недоразумений. После нашего с ним откровенного, нелицеприятного разговора Быков хоть явно и не проявлял ко мне недоброжелательность, но косвенно всячески старался меня дискредитировать в глазах только что поступивших на первый курс курсантов совсем еще меня не знающих, а потому верящих своему непосредственному начальнику, каким был для них командир роты Быков.

Все его провокационные мероприятия были продуманы и на первый взгляд, казались безобидными. Например, заботой о порядке в роте поддержании дисциплины на высоком уровне. Вроде всё правильно, но на поверку оказалось, всё что он делает, ведёт к разжиганию вражды между курсантами, дедовщины, озлобленности, недовольства. Как результат, ведёт к апатии и нежеланию работать. Наоборот, возникает желание вылуживаться, подхалимничать, увильнуть от тяжёлого труда под дождём, притворившись больным.

Кроме нас на уборке урожая в совхозе "Молодёжный" работали и другие коллективы (курсанты судоводительского и судомеханического отделений), с которыми мы соревновались и здесь, студенты Александровского педучилища, рабочие различных предприятий из Ю-Сахалинска, живших в одном помещении с нами (в другой его половине). Если в вопросах дисциплины и порядке я опирался на командиров рот, то в бытовых, хозяйственных и т.п. вопросах мне впереться было не на кого. Именно вопросы жилья, питания, досуга и тому подобных доставляли мне больше всего хлопот, особенно в первые две недели по приезде. Буквально с первых минут на меня свалилось столько проблем, которые требовали безотлагательного решении. Нам выделили для жилья помещение, в котором было овощехранилище. Необходимо было привести его в порядок, переоборудовать, приспособить для боле-менее нормального проживания в течение полутора месяцев. На всё, про всё, нам отводился только одни день - день приезда. С завтрашнего дня мы должны были быть в поле, собирать богатый урожай.

На "камбузе" была ещё большая неразбериха (печь полуразваленная, большой котел с трещиной и до половины заваленный битым кирпичом и мусором, кругом пыль, битый кирпич и штукатурка. Я дал задание командирам рот, чтобы наводили порядок со своими группами (одному в помещении для жилья - в "кубрике", а второму - привести в порядок, навести идеальную чистоту на камбузе. Работа закипела. Все проблемы связанные и с работой, и с жизнеобеспечением курсантов приходилось решать срочно, за всё лежала ответственность на командире отряда. Чуть ли не каждый день мне приходилось бывать в конторе совхоза, обивать пороги директора, его заместителей, директора магазина.
С первого же раза пришлось выразить своё неудовлетворение тем, как нас приняли, что со стороны совхоза пункты обусловленные договором касательно жилья, питания и прочее не выполнены. Потребовал, чтобы об обустройство жилья и камбуза силами курсантов должно быть оплачено и день нашего приезда защитить первым рабочим днём. Этот разговор, естественно, директору не понравился, с тех пор у нас были натянуты отношения, но на мои претензии к администрации он вынужден был реагировать.
 
Ближе к вечеру привезли свежей соломы для набивки матраце и подушек, огромный новый котёл (и тут же вмазали его вместо треснутого), привезли несколько рулонов толи. Котёл внутри курсанты почистили металлическими щётками, затем начистили до блеска кирпичом, залил водой и кипятили её несколько минут, прежде чем начать готовить в нём пищу на ужин.

Беда была с дровами, приходилось посылать за дровами курсантов, но в конторе мне пообещали, что в ближайшие день-два дрова для камбуза будут. Толью мы обили летнюю пристройку, служившую нам в качестве столовой, чтобы не продувало во время приёма пищи, а также покрыли крышу, чтобы не капало когда начнутся дожди. Так что дело осталось за поварихой, которую мы привезли с Невельска - верить вкусно и сытно кормить.

Чаще всего мне приходилось встречаться с бригадиром и поддерживать контакты, получать от неё задания чуть ли не на каждый день, сверять сколько сделано и сколько предстоит ещё сделать на том или другом участке, нормы выработки и т.д.

Итак первый день и первое испытание для меня, одно из самых тяжёлых в качестве начальника большого отряда, я выдержал и теперь, вспоминая каким всё было, когда мы только выгрузились (куда ни глянь - развалины, разбито, поломано, грязь, мусор. Казалось, что за один день ничего нам не сделать, но, как известно, глазам страшно, а руки делают. К концу дня всё основное было сделано.

39.

Каждый день на камбуз выделялось два человеке помогать поварихе Они должны были вставать часам к пяти утра с тем, чтобы к семи часам завтрак был готов. В их задачу входило: чистить картошку, топить печь и плиту, рубить дрова, мыть котёл и кастрюли (выварки), посуду, доставлять из магазине продукты и т.п. Им доставалось не меньше, чем на уборке картофеля, но меня настораживало то обстоятельство, что в то врем, как другие отказывались дежурить по камбузу, два брата-близнеца Лобовы с удовольствием соглашались дежурить вместо других. Я высказал своё замечание командиру роты и попросил узнать почему, подозревая неладное. Оказалось мои опасения были не напрасны. Когда Быков проверил чем занимаются братья ночью, то оказалось, что они ходят на реку браконьерничать. Сделали из проволоки специальные крючки и таскают ими горбушу, идущую на нерест прямо из ручья впадающего в реку. Икру забирали, а рыбу выбрасывали. Так вон оно что. Вспомнилось, как один из Лобовых спросил однажды, подавая мне ужин: "Икорочки не хотите ли, а то мы можем сообразить?" Я тогда не понял "юмора" и скромно отказался.
 
Правда, ещё раньше, убирая двор, один из курсантов наткнулся в высокой траве на целлофановый мешок полный выпотрошенной горбуши. Но тогда подумали, что это дело бригады заводских рабочие живших в овощехранилище через стенку вместе с нами. На всякий случай, о находке сообщили рыбнадзору. Я должен был решить, как поступить с братьями-браконьерами, как после этого их стели называть в шутку. Ребята в общем-то были хорошие (работящие, покладистые, безобидные. Повариха бывало ними не нарадуется, всегда их только хвалила, какие они послушные и безотказные в работе. Я в этом не сомневался, больше того, был уверен, что благодаря Лобовым не было ни одного случая, чтобы сорвалось время приёма пищи.

На первый курсе, как всегда, было принято человек не пять больше положенного, что являлось резервом, на всякий непредвиденный случай, отсев по причине неуспеваемости, болезни и т.п. Наличие резерва было оправдано -это стимулировала повышению успеваемости, повышало дисциплину. Выпуск специалистов был более полнокровным и качественным. Пришлось братьев Лобовых перевести в резерв (я, как начальник отряде имел такое право), тем самым, дать им ещё шанс закончить училище. Дальнейшее показало, что я сделал правильно, что не уволил их, а перевёл в т.н. резерв. Из них получились хорошие специалисты.


(продолжение следует)


Рецензии