Громоздкость вместо сложности и её неизбежный крах

Мы живём в мире, созданном неэффективной системой принятия решений - решений, стремящихся видоизменить имеющиеся у нас проблемы (подавляющая часть которых иллюзорна и проблемами не является) за счёт их переноса в будущее, а также их трансформации, диверсификации, накопления и игнорирования.

Вся современная техногенная цивилизация - это нелепое нагромождение будущих трудно утилизируемых отходов, внешне кажущихся великим достижением.

Ограниченный человеческий разум, основанный на эгоизме, логике, прямолинейности, очевидности, статистических усреднениях, компромиссах, расчётах, действуя ситуативно под давлением страха со стороны естественных и искусственных угроз своему статусу и стремления к закрытости от негативного действия обратной связи, а также безудержного стремления к комфорту создал катастрофическую инфраструктуру, которая непрерывно накапливает громоздкость, уродует, отравляет и уничтожает живую природу, в том числе самого человека.

Ложная картина мира, сформированная под влиянием частных интересов формальных и теневых распорядителей общественных ресурсов, а также политиков, менеджеров и администраторов социальных систем, всех профессиональных временщиков, погружает общество путём его массовой медиадезинформации в психоделический самообман, квинтэссенцией которого будет неизбежная гибель человечества, если этот самообман своевременно не исключить.

Техногенная цивилизация в её нынешнем виде просуществует по инерции ещё пусть 100-150 лет, далее ресурсы её развития будут исчерпаны. Между тем, горизонт планирования любых идеальных решений в максимальном удалении от наличных проблемных ситуаций должен быть бесконечным: любые решения и созданные на их основе продукты должны быть, как минимум, абсолютно безвредными для биосферы.

Громоздкость отличается от инфраструктурной сложности тем, что в такой системе массово тиражируется неуникальная информация (псевдоинформация), вытесняя из неё всякое натуральное разнообразие, которое служит фундаментом устойчивости каждого отдельного живого существа и биосферы в целом, подменяя его массовым однообразием в составе безжизненной, бессмысленной, бесполезной невыразимой всеобщности, не имеющей никакой субъективной ценности и закреплённой в инструкциях для биороботов, накапливаемых по нарастающей и усложняющих жизнь.

Инфляция деперсонализированных ценностей порождается чисто информационным фактором: проекция результатов (опыта), параметров (состояния), связей, намерений, отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности аналоговых систем на цифровую среду подгоняется под рамки цифровых возможностей, которые хотя и расширяются стремительно день ото дня, но всё равно никогда не смогут полностью обслужить и отразить прогрессивно усложняющуюся индивидуальность.

Редукция, упрощение бюрократических ограничений сбросит искусственный балласт.

Накапливаясь в социальной и натуральной инфраструктуре, громоздкость непрерывно усиливает давление на хрупкие архитектуры живого, а возбуждённый очевидными, но фиктивными идеями разум воспроизводит новые и новые, всё более масштабные по своему охвату решения, затрагивающие и разрушающие всё большую и большую часть будущего его самого.

Разум каждого отдельного человека в традиционной, устоявшейся системе принятия решений находится в заложниках установленных им самим для самого себя границ, накопленных баз собственного и заимствованного опыта, сколь он ни был бы грандиозен. Прогрессивное наращивание опыта ни к чему хорошему не ведёт: оно рождает лишь возможности сильнее давить на окружающий мир, приспосабливая его человечеством под себя, а не давая самому себе реализоваться в нём и управлять собственной эволюцией.

Господствующая система принятия решений формирует закреплённые на законодательном уровне ценности в качестве поведенческих ориентиров, которые не позволяют отказаться от пороков ограниченного разума в его стремлении исследовать и описывать окружающую среду, и процесс такого описания по мере описания становится всё более и более бессмысленным (а процесс чтения лишь отнимает время): вместо того, чтобы гармонизировать взаимоотношения с окружающим миром, человек сражается за абстрактное место под солнцем, за избыточно потребляемые им ресурсы, за визуально и формально выраженный успех, не имеющий отношения к личностному прогрессу.

Время от времени система, критически переполненная громоздкостью, обрушивается под действием последней её капли по катастрофическому сценарию и хоронит под собой массивы неисчислимых жертв, уничтожая, обнуляя созданную безжизненную инфраструктуру. Процесс никого ничему не учит и перезапускается с новой силой после разгребания завалов, с ещё более продвинутыми технологиями эксплуатации живого и с ещё более печальными и долгосрочными последствиями.

Единственной возможностью, отрицающей накопление громоздкости, является стирание всяких разумных границ с целью принятия таких решений, которые увеличивают сложность системы, не наращивая балласта, который внешне, как и всегда, выглядит вполне презентабельно и зачастую весьма привлекательно с точки зрения рационального, т.е., запрограммированного, фатального восприятия.

Действовать во имя устранения реальных угроз жизни, здоровью и счастью людей эффективно нужно всегда и только вопреки всякому здравому смыслу, отказавшись от арсенала ценностных предустановок, от страхов, стремлений, логики, наслаждений, расчёта и всех иных инструментов, создающих жёсткие поведенческие программы, конечный результат выполнения которых однозначно губителен, хотя процесс их выполнения производит в ментальном пространстве индивида нейроэффекты удовольствия, удовлетворения и счастья, а также все обратные перечисленным.

Разум раздвигает собственные границы, когда действует, исходя из признания всех элементов своего естественного жизнеспособного окружения столь же ценными, как и его обладатель. Действовать ситуативно можно и нужно, не рассуждая долго, погружаясь в понимание событий не на аналитическом, а на синтетическом уровне в форматах озарений, впечатлений, образов и подобий, переживая эмоциональные реакции на происходящее не с целью понять как будто само по себе происходящее (моделируя так называемую объективную реальность), а принять место человека в нём без всяких избыточных моделей и условностей, непосредственно, чтобы затем сформировать роль соучастника переживаемого процесса в проектировании следующих, ещё более жизнеутверждающих событий на основе данного, т.е, выразить по отношению к нему своим действием полный личностный субъективизм.

Накопленный инфраструктурный груз (здания, автомобили, самолёты, магистрали, техника, упаковка, все продукты длительного или даже почти вечного разложения в природе) рано или поздно придётся похоронить. Чудовищная экономика сверхпотребления с проявлением элементов насилия и безответственности не в состоянии переработать, утилизировать этот груз в природной среде без заметного ущерба для неё. Кладбища отходов занимают непрерывно и прогрессивно растущую площадь поверхности суши и мирового океана, создавая очаги экологической опасности.

Приспосабливать, приспосабливаться и взаимодействовать - из этих трёх стратегий правильная для человека лишь третья, а для животных - в том числе вторая. Первая вообще неприемлема, поскольку ограниченный интерес и понимание происходящего, эгоизм ни в коем случае не должен управлять событиями в жизни каждого отдельного человека и социальных групп любого масштаба.

Нам нужно с целью долгосрочного выживания идти по принципиально иному пути. Мы должны найти в себе и окружающей нас природе готовые прототипы для будущего биоантропогенного прогресса и овладеть силами и природосообразными гуманитарными технологиями, способными предотвратить развитие катастрофических сценариев, вернуться в живой мир, сотрудничать с ним, обучаться, обучать, мотивировать друг друга, общаться со всеми субъектами живой природы, способствующими нашему личностному росту.

В противном случае, сколь бы далеко мы ни отодвигали традиционными ограниченными решениями свой собственный конец, ему суждено произойти.


Рецензии