Люди и времена 4ч

: Давыд Игоревич

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

Давыд Игоревич (ум. 1113), князь Владимиро-Волынский, Дорогобужский. Активный участник и инициатор междоусобных войн русских князей в конце XI в.

Сын владимиро-волынского, а затем смоленского князя Игоря Ярославича († 1060), внук Ярослава Мудрого.

После смерти отца остался на положении князя-изгоя, лишенного удела. По сведениям, приводимым В. Н. Татищевым (их достоверность не подтверждена), получил от своего дяди, великого князя Киевского Всеволода Ярославича, город Туров. По другим данным, пребывал во Владимире на Волыни, у своего старшего двоюродного брата князя Ярополка Изяславича.

18 мая 1081 г. вместе с князем Володарем Ростиславичем бежал в Тьмуторокань и изгнал отсюда Ратибора, посадника князя Всеволода Ярославича. В 1083 г. в Тьмуторокань вернулся из Византии князь Олег Святославич, княживший здесь ранее. Он захватил Давыда и Володаря, но затем отпустил их на Русь.

По сведениям того же Татищева, около 1084 г. Давыд, соединясь с Володарем и его братом Васильком Ростиславичами, изгнал Ярополка из Владимира-Волынского. Ярополк обратился за помощью к Всеволоду Ярославичу, и тот послал против князей своего сына Владимира Мономаха. Мономах изгнал Давыда и Ростилавичей и вернул город Ярополку. Именно с этими событиями Татищев связывает известный по летописи грабительский набег князя Давыда Игоревича на город Олешье в устье Днепра, на важном торговом пути, соединяющем Русскую землю с Византией.

По летописи, в 1084 г. Давыд напал у Олешья на «гречников» (т. е. купцов, которые вели торговлю с Византией) и отнял у них «все имение». Всеволод Ярославич, послав за Давыдом, привел его на Русь и, «довольно за его так многие безпутства наказав словесно» (слова Татищева), передал ему во владение город Дорогобуж (на Волыни).

Давыд Игоревич не оставил своих притязания на Владимир-Волынский, на который он, очевидно, претендовал как на свою «отчину», и даже сумел получить этот город, но лишь на короткое время. В 1085 г. волынский князь Ярополк Изяславич начал войну против киевского князя Всеволода Ярославича. Причиной его выступления, по сведениям (или догадке?) Татищева, стала передача Давыду Дорогобужа, на который претендовал сам Ярополк. По приказу Всеволода на Волынь двинулись полки князя Владимира Мономаха, и Ярополку пришлось бежать из пределов Руси. Во Владимире же Мономах посадил на княжение Давыда Игоревича.

Годом позже Ярополк вернулся на Русь, заключил мир с Всеволодом и его сыном и вновь сел на княжение во Владимире. Однако 22 ноября 1087 г. Ярополк был убит (как полагали, убийцами, подосланными князьями Ростиславичами — недавними союзниками Давыда). Очевидно, что тогда же Давыд вновь получил Владимир-Волынский (определенно об этом сообщает Татищев). Во всяком случае, летопись называет его владимиро-волынским князем под 1097 г. и особо отмечает, что этот город Давыд получил от Всеволода († 1093).

Вероятно, тогда же испортились отношения между Давыдом и князьями Ростиславичами, Володарем и Васильком, княжившими в соседней Галицкой земле. Татищев сообщает о том, что Ростиславичи разоряли Давыдову волость, на что князь жаловался Всеволоду Ярославичу. По сведениям, приведенным также лишь в «Истории Российской» В. Н. Татищева, Давыд Игоревич участвовал в походах русских князей в Польшу (1088 г.) и на греческий город Корсунь в Крыму (1095), а в 1096 г. вместе с Владимиром Мономахом и Святополком Киевским осаждал город Стародуб, в котором затворился князь Олег Святославич Черниговский.

В 1097 г. вместе с другими князьями Давыд участвовал в Любечском съезде русских князей; по заключенному тогда договору за ним был закреплен город Владимир-Волынский (В. Н. Татищев прибавляет к этому также «Луцк по Горынь»). Князья договорились о совместных действиях: «Да ныне отселе будем в одно сердце и будем блюсти Русскую землю; каждый да держит отчину свою» и целовали на том крест. Однако случилось так, что именно действия Давыда Игоревича привели к немедленному нарушению Любечского мира и положили начало кровопролитной междоусобной войне.

Вместе с князем Святополком Изяславичем Киевским Давыд отправился из Любеча в Киев. Здесь, по наущению своих мужей Туряка, Лазаря и Василя, он стал подговаривать Святополка против князя Василька Ростиславича Теребовльского: якобы Василько объединился против них с князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом и они намереваются отнять их владения — у Святополка Киев, а у него, Давыда, Владимир-Волынский. При этом Давыд открыто обвинял Ростиславичей в гибели Святополкова брата Ярополка Изяславича в 1087 г. 4 ноября 1097 г. Василько также прибыл в Киев (направляясь домой из Любеча). 5 ноября он был приглашен к Святополку и предательски схвачен на княжеском дворе. На следующий день Давыд, опасаясь нерешительности Святополка, увез Василька в ближний к Киеву город Белгород и там злодейски ослепил его, после чего перевез едва живого князя во Владимир-Волынский, где посадил под стражу.

Известие об этом неслыханном преступлении стало причиной новой войны: Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи двинули войска против Святополка; Святополк отрекся от преступления, обвинив во всем одного Давыда Игоревича. Князья согласились примириться со Святополком при условии, что он начнет войну против Давыда. Давыд, в свою очередь, попытался заручиться поддержкой Василька, которого держал в плену у себя во Владимире, предложив ему некоторые волости (Всеволож, Перемышль или Шеполь), но не Теребовль.

В начавшейся междоусобной войне русские князья преследовали исключительно свои корыстные цели, то и дело меняя союзников и вступая в различные коалиции друг с другом. После Пасхи 1098 г. (пришедшейся на 28 марта) Давыд двинулся к Теребовлю, желая занять его. Однако у Бужска его встретил Володарь, брат Василька; Давыд не решился на битву и затворился в Бужске. Володарь добился выдачи Василька, после чего между князьями был заключен мир, а Давыд вернулся во Владимир. Той же весной Володарь и Василько начали войну против Давыда, приступом взяли город Всеволож и перебили в нем жителей. Давыд затворился во Владимире. Подступив к городу, братья потребовали выдачи Туряка, Лазаря и Василя. Под давлением горожан Давыд выдал Лазаря и Василя (Туряк бежал к Киеву), после чего между князьями был заключен мир. В последующих событиях Давыд Игоревич и князья Ростиславичи выступают уже как союзники друг друга.

Между тем войну с Давыдом начал его прежний союзник Святополк Изяславич Киевский, как оказалось, сам претендовавший на волынские и галицкие земли. Узнав об этом, Давыд обратился за помощью к польскому князю Владиславу I Герману (1079—1102), но поляки обманули его: взяли у него 50 гривен золота, а сами вступили в переговоры со Святополком. Давыд затворился во Владимире. Святополк осаждал город в течение семи недель и вынудил Давыда покинуть его. 9 апреля 1099 г. Святополк вошел во Владимир, а Давыд бежал в Польшу.

На этом, однако, военные действия не закончились. Святополк начал войну с братьями Ростиславичами, намереваясь отнять у них Галицкую землю. В битве на Рожне поле (у Звенигорода Галичского) войско Володаря и Василька Ростиславичей нанесло сокрушительное поражение Святополку. Тот отступил к Владимиру, оставил в нем своего сына Мстислава, другого своего сына Ярослава послал за помощью к венграм, а сам ушел в Киев. Венгерское войско вместе с князем Ярославом Святополчичем осадило Перемышль, в котором затворился князь Володарь Ростиславич. Там же находилась и жена Давыда Игоревича, оставленная им у своего теперешнего союзника. Сам Давыд к тому времени возвратился из Польши. Он сумел найти себе нового сильного союзника — половецкого хана Боняка, в предшествующие годы не раз разорявшего русские земли. По словам летописца, у Давыда было всего 100 человек, у Боняка — 300, и тем не менее они решили напасть на венгерское войско, насчитывающее будто бы 100 тысяч человек (явное преувеличение). В битве у Перемышля венгерское войско было почти полностью истреблено; по сведениям того же летописца, здесь погибло до 40 тысяч венгров. Давыд занял Червен и Сутейск и осадил Владимир-Волынский, в котором затворился Мстислав Святополчич. Осада отличалась ожесточенностью: Давыд «часто приступавше»; жители же города отбивались, так что «идяху стрелы, акы дождь». Одной из стрел насмерть был поражен находившийся на городской стене князь Мстислав Святополчич. Святополк послал против Давыда своего воеводу Путяту; к нему присоединился и луцкий князь Святослав (Святоша) Давыдович, будущий князь-инок и почитаемый святой. Между прочим, Давыд прежде заключил договор со Святошей, однако луцкий князь нарушил соглашение и схватил Давыдовых мужей. 5 августа 1099 г., в полдень, Путята внезапно напал на войско Давыда, расположившееся у Владимира-Волынского. Давыд и его воины в это время, по русскому обычаю, почивали, так что оказались полностью беззащитны. Давыд бежал в Половецкую землю, где вновь встретился с Боняком. Объединенное русско-половецкое войско двинулось к Луцку, осадило город и вынудило Святошу уйти в Чернигов к отцу. Давыд занял Луцк, откуда двинулся к Владимиру-Волынскому. Оставленный Путятой посадник князя Святополка Изяславича бежал из города, и так Давыд вновь захватил Владимир.

Однако его последнее княжение во Владимире продолжалось менее года. 30 августа 1110 г. в Витичеве состоялся съезд князей, на который был вызван и Давыд. Он сам просил князей принять его: «Хочу, братья, придти к вам и пожаловаться на свои обиды» — такие его слова, обращенные к князьям, приводил на съезде князь Владимир Всеволодович Мономах. Однако сформулировать свои «обиды» перед всеми князьями Давыд не смог. Старшие князья — Святополк Киевский, Владимир Мономах и Олег и Давыд Святославичи — держали совет относительно будущей судьбы Давыда, однако сам Давыд на этот совет допущен не был. В итоге князья решили отобрать у Давыда Владимир, «потому что, — как было сказано ими, — вонзил ты нож в нас, чего не было в Русской земле». Давыду были оставлены Бужск, Острог (если это не один город — Бужский Острог), а кроме того, Святополк передал ему Дубен и Черторыйск на Волыни, а Владимир Мономах и князья Святославичи — по 200 гривен: своего рода отступное за отказ от любечских соглашений, скрепленных их крестным целованием. Позже Святополк передал Давыду еще один город на Волыни — Дорогобуж, в котором Давыд и стал княжить.

Весной 1111 г. Давыд Игоревич участвовал в совместном походе русских князей против половцев. Князья «доидоша града Осенева и Сугрова, [и] вземше веже половечскые, и бишася с половци на Салне реце месяца марта в 24-й день, и победиша половце русскии князи». Это последнее известие о военных действиях князя.

Князь Давыд Игоревич скончался в Дорогобуже 25 мая 1112 г. Он был погребен 29-го числа того же месяца в церкви Святой Богородицы Влахернской Кловского монастыря (близ Киева).
Список литературы Повесть временных лет»; летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская.

Татищев В. Н. История Российская. Т. 2.



 Василий, книжник

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

ВАСИЛИЙ, автор повести об ослеплении князя Василька Ростиславича Теребовльского, читающейся в составе "Повести временных лет" под 1097 г.

Биографические сведения о Василии содержатся исключительно в составленной им повести. Из нее следует, что Василий находился на службе у владимиро-волынского князя Давыда Игоревича. Судя по подробностям, которые он приводит, он сопровождал князя и в Любеч, на съезд князей, где был заключен мир между князьями (конец октября — начало ноября 1097 г.), и оттуда в Киев, где людьми великого князя Киевского Святополка Изяславича и Давыда Игоревича был схвачен теребовльский князь Василько Ростиславич (5 ноября), и далее, вместе с Василько, в Белгород близ Киева, где Василько был злодейски ослеплен, и во Владимир на Волыни, где теребовльский князь содержался в заточении. В Великий пост 1098 г. (8 февраля — 20 марта) Василий определенно находился во Владимире-Волынском. Князь Давыд призвал его и поручил переговорить с Василько о возможных условиях примирения: в это время войну против Давыда начал князь Владимир Всеволодович Мономах, и Давыд через Василия обещал теребовльскому князю в случае, если ему удастся остановить

Владимира, один из городов на выбор — либо Всеволож, либо Шеполь, лиьбо Перемиль. Василий встретился со своим тезкой. Тот действительно обещал послать к Мономаху, "да быша не прольяли мене ради крови", однако выразил желание, чтобы ему вернули Теребовль (в Галиции). Василий записал свои весьма откровенные разговоры с ослепленным князем, а также подробно рассказал о злодейском ослеплении Василька и о событиях, последовавших за этим преступлением (1097—1100 гг.). Из-под его пера вышел яркий, исключительно живой рассказ, наполненный многими подробностями и, кроме того, исполненный глубокого нравственно-политического содержания: очевидно, что рассказ этот призван был показать страшные последствия княжеских междоусобиц. Стремление отстоять свою правду, не считаясь с правами других князей, по мысли автора повести, ведет к тягчайшим преступлениям, примером чему стало ослепление князя Василька — преступление доселе неслыханное на Руси. Показательно, что Василий резко осуждает действия своего вероятного покровителя — князя Давыда. Главным положительным героем его повести выступает князь Владимир Всеволодович Мономах, из чего, как правило, делается вывод о том, что сама повесть была написана по заказу Владимира, а сам Василий перешел на службу к Мономаху. Высказывалось и другое предположение: Василий находился на службе у киевского князя Святополка Изяславича и впоследствии был посадником Святополка во Владимире-Волынском (посадник Василь упоминается в той же летописной статье ниже, в связи с событиями 1099 г., однако вовсе не обязательно считать его одним лицом с автором повести).

Объем авторского текста Василия в составе "Повести временных лет" определяется исследователями по-разному. А. А. Шахматов ограничивал повесть лишь несколькими фрагментами статьи 1097 г., перемежающимися, по его мнению, с текстом летописца — составителя т. н. Третьей редакции "Повести временных лет". Однако литературная цельность большей части статьи 1097 г. заставляют предполагать, что Василию принадлежит весь текст статьи или, по крайней мере, ее большая часть (возможно, за исключением известия о Любечском съезде князей). С другой стороны, едва ли можно согласиться с мнением, согласно которому Василий был одним из основных авторов или редакторов "Повести временных лет" (так считал М. Х. Алешковский). Повесть Василия имеет все черты самостоятельного литературного произведения, отличающегося по стилю от других летописных текстов. Показательно, что в летописи, помимо повести Василия, имеется краткое изложение событий 1097—1100 гг., отчасти дублирующее рассказ повести. Из сравнения этих текстов, между прочим, хорошо видно, какие яркие, исполненные драматизма события могут скрываться за краткими летописными известиями и в других случаях.

Относительно социального статуса Василия ясности нет. Некоторые исследователи предполагают его духовный сан, считая Василия священником, которому будто бы исповедовался Василько, будучи в заточении во Владимире-Волынском. Однако в рассказе самого Василия на это нет никаких намеков.
Список литературы

Текст Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского: Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись, под 1097 г.

Хрущев И. П. Сказание о Васильке Ростиславиче // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. Кн. 1. Киев, 1879; Шахматов А. А. Повесть временных лет. Вып. 1. Пг., 1916. С. XXXI—XXXVI; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 217—219; Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 275—279; Алешковский М. Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в Древней Руси. М., 1971. С. 32—52; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. С. 79—80; Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. С. 91—92.
Василько Ростиславич

Категория: Биографии
(?-после 1112)

Князь теребовльский, сын тмутараканского князя Ростислава Владимировича. Малолетним Ростилавичам был дан Владимир-Волынский. После смерти Изяслава Ярославовича Киевского во Владимире княжил Ярополк Изяславович. В 1084 г. Василько с братом Рюриком, во время отсутствия Ярополка, захватили Владимир, но вынужден был его отдать, когда киевский великий князь Всеволод Ярославович послал на них своего сына Владимира. Уже в 1086 г. Рюрик княжил в Перемышле, и около того же времени, вероятно, Василько получил Теребовль.

 Деятельность Василько до Любечкого съезда проходит в борьбе с Польшей. Он “сотворил много зла ляхом”, задумывал большой поход с помощью брата Володаря, владимирского князя Давыда Игоревича, торков, и печенегов. Один из таких походов отмечен летописью под 1092 г. Думает Василько и о половецком походе “за Русьскую землю”. Свою волость он хочет поднять при помощи переселения дунайских болгар. На Любечком съезде (1097) за Василько была утверждена его волость.

 События последующих лет стали предметом особого сказания, включенного в летопись под 1097 г. и написанного еще при жизни Василько, но не ранее 1112 г. (смерть Давида Игоревича). Тотчас после съезда Давид Игоревич, по наговору “некоторых мужей”, заподозрил Василько в заключении союза с Владимиром Всеволодовичем против него и Святополка Изяславовича. Давид, обвиняя Василько в убийстве Ярополка, брата Святополка, уговаривает Святополка схватить Василько. Святополк приглашает Василько прийти, “да поцелуешь меня и посидим все с Давидом”. Василько едет, хотя встретившийся ему отрок предупреждал его, что его “хотят яти” (схватить). После приезда он был закован, а на следующий день Святополк созвал “бояр и Киян”, изложил им дело с точки зрения Давида, и они согласились на казнь Василько, если он виноват. Несмотря на заступничество духовенства, Василько был отвезен в Звенигород и здесь ослеплен. Его перевезли затем во Владимир.

 Давид думал завоевать Теребовль, но у Бужска его встретил Володарь и вынудил его выпустить Василько, который сел опять в Теребовле. Братья мстят Давиду: берут Всеволож и “творят мщенье на людях неповинных”, приказав их иссечь; затем идут к Владимиру и требуют выдачи виновников ослепления Василько: двоих выдали (они были казнены), а третий убежал. Владимир Всеволодович (Мономах), узнав об ослеплении Василько, “ужасася и всплакася вельми” и вместе с Давидом и Олегом Святославичами (они “печална быста велми”) пошел на Святополка; Святополк, оправдываясь, указал на Давида как на виновника; тогда ему поручили “идти на Давыда”. Святополк нагнал Давида, но вспомнил, что волость Ростиславичей — “волость отца его и брата”, и решил занять ее. Оставив во Владимире сына Мстислава, Святополк послал другого сына — Ярослава — за помощью к венграм. А Давид обратился к половцам, которые помогли ему одолеть и венгров.

 Последним актом борьбы явился Уветичевский съезд (1100), участники которого предложили Васильке уйти в Перемышль к брату или соглашались “кормить” его сами. Ростиславичи “не послушали сего ” и остались в своих волостях. Дальнейшая деятельность Василько нам неизвестна.



 Володарь Ростиславич

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

Володарь Ростиславич (ум. 1125), князь Перемышльский (с 1092).

Второй сын князя Тьмутороканского Ростислава Владимировича († 1067). После смерти отца, отравленного греками, братья Ростиславичи — Рюрик († 1092), Володарь и Василько († 1124) — остались на положении князей-изгоев, лишенных своих уделов. В ходе длительной борьбы со старшими князьями, прежде всего своим двоюродным дядей Всеволодом Ярославичем († 1093; великий князь Киевский с 1078), старшему из братьев, Рюрику, удалось добиться удела на западе Руси, в Перемышле (в Галицкой земле).

Володарь впервые упоминается в летописи под 1081 годом. 18 мая этого года он вместе со своим двоюродным дядей Давыдом Игоревичем, таким же князем-изгоем, как он сам, захватил город Тьмутаракань (русский анклав на Тамани), который за два года до этого перешел в руки великого князя Киевского Всеволода Ярославича. Князья захватили в плен Всеволодова посадника Ратибора и начали княжить в этом городе. Однако спустя два года, в 1083 году, в Тьмуторокань вернулся из Византии княживший здесь ранее князь Олег Святославич и схватил Давыда и Володаря; вернув себе город, он перебил тьмутроканских хазар, "иже беша светници (советчики. — А. К.) на убьенье брата его (Романа Святославича, также бывшего князя Тьмутороканского. — А. К.) и на самого, а Давыда и Володаря пусти".

Володарь вернулся на Русь. Его с братом Васильком приютил другой их двоюродный брат Ярополк Изяславич, княживший во Владимире-Волынском. Однако братья ответили черной неблагодарностью Ярополку: в 1084 году, воспользовавшись отсутствием Ярополка в городе, они изгнали его из Владимира-Волынского. Великий князь Всеволод Ярославич послал против Ростиславичей своего сына Владимира Мономаха, и тот выгнал братьев и снова посадил во Владимире Ярополка.

22 ноября 1086 года Ярополк был убит — как считали все, по наущению Ростиславичей (его убийца — некий Нерадец — бежал в Перемышль к Рюрику). Владимир-Волынский, однако, перешел к князю Давыду Игоревичу. С этого времени начинается вражда между Давыдом и братьями Ростиславичами.

В 1092 году умер старший брат Володаря Рюрик, и Володарь получил после него княжеский стол в Перемышле. (Его младший брат Василько около этого времени стал княжить в Теребовле, также в Галицкой земле.)

Уделы братьев были закреплены за ними на съезде князей в Любече осенью 1097 года. Съезд, созванный по инициативе князя Владимира Всеволодовича Мономаха, утвердил "отчины" князей и признал принцип их нерушимости ("кождо да держить отчину свою"). Однако любечские установления были нарушены почти сразу же после завершения съезда. 5 ноября 1097 года в Киеве был схвачен брат Володаря князь Василько Теребовльский и на следующий день ослеплен людьми князя Давыда Игоревича; Давыд отвез его, едва живого, во Владимир-Волынский.

Это преступление, прежде неслыханное в Русской земле, привело к большой междоусобной войне, в которую оказались вовлечены многие русские князья, в том числе великий князь Киевский Святополк Изяславич, один из главных виновников случившегося.

Весной 1098 года (после 28 марта) Володарь во главе своего войска выступил против Давыда, намеревавшегося "переяти" волость Василька. Давыд затворился в Бужске, а Володарь осадил город, требуя возвратить ему брата и обещая за это мир. Давыд послал во Владимир за Васильком, и князья заключили мир, однако той же весной Володарь и Василько начали войну с Давыдом. Князья заключили новый мир только после того, как Давыд выдал на казнь виновников клеветы, возведенной на Василька.

9 апреля 1099 года Святополк Изяславич захватил Владимир-Волынский. Победив Давыда, он вознамерился изгнать из своих волостей и обоих братьев Ростиславичей, считая Галицкую землю по праву принадлежавшей ему. На Рожне поле (у Звенигорода Галичского) произошло кровопролитное сражение, победу в котором одержали войска Ростиславичей. Летописец особо подчеркивает, что братья не стали преследовать отступающего врага, довольствовавшись тем, что отстояли свою волость. С Давыдом же братья заключили союз и даже приняли под свою защиту его супругу.

Между тем Святополк обратился за помощью к венграм, "вабя", то есть призывая, их "на Володаря". Венгерский король Кальман (Коломан) († 1114) во главе своего войска осадил Перемышль, а Володарь "затворися в граде". Тем временем Давыд Игоревич заключил союз с могущественным половецким ханом Боняком, который внезапно напал на венгров у Перемышля и почти полностью истребил их войско: часть венгров была перебита, часть утонула при переправе через реки Вагр и Сан (по данным летописи, несомненно, преувеличенным, венгры потеряли 40 тысяч человек).

В августе 1100 года в Витичеве на Днепре состоялся съезд русских князей, на котором были подведены итоги войны. Братья Ростиславичи на съезде не присутствовали. 30 августа князья (вероятно, по инициативе Святополка) предложили лишить Василька Теребовли как увечного и недееспособного князя и поручить его заботам брата Володаря. "Поими брата своего Василка к собе, — обращались князья к Володарю, — и буди вам едина власть Перемышль, да аще вам любо, да седита; аще ли ни, да пусти Василка семо, да его кормим сде". Ростиславичи ответили решительным отказом, что едва не привело к новой войне. Как можно догадываться, войны удалось избежать из-за твердой позиции князя Владимира Мономаха.

20 июля 1104 года Володарь Ростиславич выдает свою дочь за сына византийского императора Алексея Комнина († 1118), предположительно Исаака. Другая дочь Володаря 11 сентября 1114 года стала женой князя Романа Владимировича, сына нового великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха.

Союз с Владимиром Мономахом был направлен против владимиро-волынского князя Ярослава Святополчича, сына прежнего великого князя Киевского Святополка Изяславича. Летом 1117 года Володарь вместе с братом Васильком и другими князьями принимает участие в походе Мономаха к Владимиру-Волынскому против Ярослава. Ярослав был вынужден заключить мир с Мономахом, а в следующем, 1118 году бежит из Владимира-Волынского в Польшу.

В "Истории Российской" В. Н. Татищева сообщается еще об одном военном предприятии Володаря этого времени. В 1119/20 году по просьбе венгерского короля он ходил в помощь ему против византийского императора Иоанна II Комнина, "и со многим богатством возвратился".

Положение Перемышльского княжества на крайнем западе русских земель стало причиной вовлечения Володаря в польские дела. Как и его союзник Владимир Мономах, Володарь находился во враждебных отношениях с польским князем Болеславом III Кривоустым (1102—1138), женатым на родной сестре их общего врага Ярослава Святополчича. О войнах Володаря с поляками подробно рассказывают польские средневековые источники — Хроника магистра Винцентия Кадлубека. "Великопольская хроника" и Анналы Яна Длугоша, польского хрониста XV века, а также В. Н. Татищев, пользовавшийся в том числе и польскими источниками.

По их сведениям, в начале 20-х годов XII века Володарь неоднократно нападал на Польшу, равно как и поляки неоднократно воевали в пределах его княжества. Один из эпизодов этой войны стал роковым для Володаря. В 1122 году (дату приведена в Ипатьевской летописи) полякам удалось захватить перемышльского князя в плен "лестью", то есть обманом. По сведениям польских источников, это стало результатом тщательно спланированной акции: один из видных польских сановников палатин Петр Властович в сопровождении "небольшого, но отборного отряда", притворившись перебежчиком, явился к Володарю и притворно перешел к нему на службу; внезапно, во время трапезы (по другим сведениям, во время охоты), он врывается к Володарю и "его, обедавшего, оттаскивает от стола, повергает на землю, побежденного заключает в оковы и связанного доставляет королю Болеславу как знаменательный дар".

Князя Володаря удалось выкупить из плена его брату Васильку и сыну Владимирко за огромную сумму в 20 тысяч марок серебра: немедленно было выплачено 12 тысяч, а в залог оставшейся суммы полякам был передан один из сыновей князя (вероятно, Ростислав); выкуп был привезен в Польшу на колесницах и верблюдах в виде "золота, и серебра, и всяких драгоценностей в вазах (кубках. — А. К.) и одеждах, и разного рода богатств". Одним из условий выкупа стало заключение мира между Володарем и Болеславом. 22 июля 1122 года (дата приведена Яном Длугошем) Володарь вернулся в Перемышль.

Во исполнение договора с Болеславом III Володарь и его брат Василько в следующем, 1123 году присоединились вместе с поляками и венграми к войску князя Ярослава Святополчича, подступившего к Владимиру-Волынскому, в котором княжил сын Мономаха Андрей. Однако во время осады города Ярослав был убит, и союзники разошлись, а Володарь и Василько поспешили снова заключить мир с Владимиром Мономахом.

Разорвав прежний договор с Болеславом, Володарь начал новую войну с Польшей, отправив туда своего сына Владимирка. По свидетельству польских источников, тот "вражески свирепствовал, опустошая поля и сжигая кровли, вплоть до Беча (в верховьях Вислоки, между Верхней Вислой и Карпатами. — А. К.), не встречая никакого сопротивления, и, захватив и согнав в виде добычи множество скота, увел его на Русь" (перевод Н. И. Щавелевой). В ответ Болеслав вступил на территорию Перемышльского княжества и нанес поражение Володарю у местечка Вилихов (его местоположение неизвестно).

По сведениям В. Н. Татищева, Володарь, "собрав войско, изготовился идти войною" на Польшу, однако "в то самое время разболелся и вскоре умер". О его смерти летопись сообщает под 1124/25 годом; точную дату приводит Ян Длугош — 19 марта (очевидно, 1125 года). Князь был погребен в Перемышле, в соборной церкви Святого Иоана Крестителя, которую он сам и возвел.

Князь Володарь Ростиславич оставил двух сыновей — Ростислава и Владимирка, между которыми и разделил свое княжество: Ростиславу отошел Перемышль, а Владимирку — Звенигород-Галичский.
Список литературы

"Повесть временных лет"; Ипатьевская летопись; "История Российская" В. Н. Татищева.

Щавелева Н. И. Польские латиноязычные средневековые источники: Тексты, перевод, комментарий. М., 1990; она же. Древняя Русь в "Польской истории" Яна Длугоша (Книги I—VI): Текст, перевод, комментарий. М., 2004; "Великая хроника" о Польше, Руси и их соседях XI—XIII вв. / Перев. Л. М. Поповой. М., 1987.




  Василько Константинович

Категория: Биографии

Карпов А. Ю.

Василько (Василий) Константинович (1208—1238), князь Ростовский, мученик. Старший сын Константина Всеволодовича († 1218), князя Ростовского и великого князя Владимирского (с 1216), и княгини Агафьи (имя, принятое ею в иночестве) († 1221), дочери великого князя Киевского Мстислава Романовича Старого. Родился в Ростове 7 декабря 1208 г. (В литературе рождение Василька обычно относят к 1209 г., но это, по-видимому, неверно: 18 июня 1210 г. у Константина родился еще один сын, Всеволод, чего не могло быть, если бы Василько появился на свет в декабре предыдущего года. Следовательно, остается предположить, что дата рождения Василька (6717 г.) обозначена в Лаврентьевской летописи по ультрамартовскому стилю.) 23 мая 1212 г. в Ростове же был совершен обряд "постригов" Василька и его младшего брата Всеволода, что символизировало их переход в отроческий возраст.

Зимой 1217/18 г., предчувствуя близость кончины, великий князь Константин Всеволодович отправил девятилетнего Василька на княжение в Ростов, а его младшего брата, семилетнего Всеволода, — в Ярославль. (Их третий брат, Владимир, был еще слишком мал.) Летопись сохранила предсмертное наставление Константина сыновьям: "…Будита межи собою в любви, Бога боитася всею душею, заповеди Его во всем сблюдающа, и моя нравы вся всприимете…" Эти заветы отца князь Василько хранил в течение всей своей жизни. Ростовский летописец отмечает его благочестие, братолюбие, милосердие, заботу о нищих и убогих, покровительство церквям, а также особенную любовь к боярам и заботу о них.

В соответствии с отцовскими наставлениями, Василько после кончины отца (2 февраля 1218) во всем слушался своего дядю, князя Юрия Всеволодовича, занявшего великокняжеский стол. Фактически он не выходил из его воли до конца жизни, признавая "в место отца", и полностью отказался от какой-либо самостоятельной политики. По повелению дяди, летом 1220 г. Василько отправляет свои полки — ростовцев и устюжан вместе с воеводой Воиславом Добрыничем — в большой поход на волжских болгар, во главе которого великий князь поставил своего брата Святослава Всеволодовича и опытного воеводу Еремея Глебовича. Поход оказался исключительно удачным: русские взяли болгарский город Ошел и несколько других городов и возвратились домой со многим полоном и богатой добычей. Зимой 1220/21 года уже сам Юрий выступил в поход на болгар, приказав двенадцатилетнему Васильку лично идти со своими полками на соединение с ним к Городцу (на Волге). Здесь состоялись переговоры с прибывшими болгарскими послами, в которых участвовал и Василько; Юрий, хотя и нехотя, согласился на мир. В следующем, 1221 г. в ознаменование великой победы и "вечного" мира с болгарами был заложен новый город на Волге, в устье Оки, — Нижний Новгород.

В мае 1223 г., опять же по поручению Юрия Всеволодовича, Василько был послан на помощь южнорусским князьям, выступившим против татар, впервые появившихся в южнорусских степях. Василько вместе с ростовцами дошел только до Чернигова и здесь узнал о жестоком поражении русских в битве на Калке (30 мая), после чего повернул обратно к Ростову.

В 1224 г. Василько принимал участие в походе своих дядьев, Юрия и Ярослава Всеволодовичей, к Торжку, против новгородцев, а в 1226-м сопровождал Юрия Всеволодовича, выступившего на помощь своему шурину, князю Михаилу Всеволодовичу Черниговскому, против Олега Курского. В обоих случаях дело не дошло до военных действий: Юрию удалось заключить мир и с новгородцами, и с Олегом.

Союзнические отношения с князем Михаилом Черниговским напрямую отразились на судьбе Василька. В конце января — самом начале февраля 1228 г. Василько женился на дочери Михаила Марии. Инициатором этого брака летопись называет Юрия Всеволодовича: "…ожени великыи князь Гюрги… сыновца своего Василка Костянтиновичя…" Венчание было совершено в Чернигове, в церкви Благовещения, а 12 февраля, в 1-ю субботу Великого поста, "вниде христолюбивый князь Василко в свой Ростов с своею княгинею… и бысть радость велика в граде Ростове". Княгиня Мария Михайловна родила мужу двух сыновей — Бориса (родившегося 24 июля 1231 г.) и Глеба (дата рождения неизвестна).

В сентябре 1228 г. великий князь Юрий Всеволодович посылает Василька вместе со своим воеводой Еремеем Глебовичем в поход на мордву. Войска, однако, лишь миновали Нижний Новгород и вынуждены были вернуться из-за непогоды: "бяхут бо дождове велми мнози день и нощь". На зиму уже сам Юрий вместе с братом Ярославом выступил в поход на мордву; в состав русской рати вошли и Василько и Всеволод Константиновичи со своими полками, а также муромский князь Юрий Давыдович. В январе 1229 г. русские войска сожгли мордовскую землю, потравили хлеб, побили скот и захватили большой полон, однако "молодые" дружинники Ярослава и братьев Константиновичей ("младшая дружина"), желая отличиться и захватить побольше добычи, "утаившеся" от старших, заехали слишком глубоко в мордовские леса, были окружены мордвой и частично перебиты. Тем не менее летописец сообщает, что князья "со всеми полкы взвратишася в своя си добри здорови".

В том же 1229 г. между князьями Константиновичами и великим князем Юрием Всеволодовичем произошла некая размолвка, суть которой не ясна. По летописи, виновником случившегося был брат Юрия князь Ярослав Всеволодович: он "усумневся брата своего Юргя, слушая некыих льсти, и отлучи от Юргя Костянтиновичи 3: Василка, Всеволода, Володимера, и мысляшеть противитися Юргю, брату своему". 7 сентября в Суздале состоялся княжеский съезд, на котором и произошло примирение князей: "и исправивше все нелюбье межю собою, и поклонишася Юрью вси, имуще его отцем собе и господином, целоваша крест… бывше весели и одарены с мужи своими и розъехашася". Любопытно, что в тот же день состоялся суд над ростовским епископом Кириллом I, на котором председательствовал князь Ярослав Всеволодович, и в результате разбирательства у епископа было отобрано почти все его имущество ("все богатьство отъяся от него некакою тяжею, судившу Ярославу тако"). Тогда же Кирилл I, уже тяжело больной, оставил кафедру, а весной следующего года Василько с братьями обратились с просьбой к Юрию отпустить на освободившуюся ростовскую кафедру игумена владимирского Рождественского монастыря, тоже Кирилла, ставшего новым ростовским владыкой (рукоположен 6 апреля 1231 г. в Киеве, для чего Василько специально посылал к киевскому князю Владимиру Рюриковичу и митрополиту Кириллу I).

В 1230 г. Василько с братьями принимал участие во встрече князей Юрия и Ярослава Всеволодовичей с прибывшими из Южной Руси митрополитом Кириллом, черниговским епископом Порфирием и киевским игуменом Петром Акеровичем, которые представляли интересы киевского князя Владимира Рюриковича и черниговского Михаила Всеволодовича, тестя Василька. Целью встречи было предотвращение войны между Ярославом Всеволодовичем и Михаилом Черниговским из-за Новгорода. Ярослав, под давлением брата Юрия и южнорусских иерархов, согласился заключить мир с Михаилом, однако продержался этот мир очень недолго. И похоже, что в борьбе Ярослава с Михаилом князь Василько Константинович поддержал не тестя, а дядю. Так, осенью 1232 г. Василько с братьями выступил вместе с князем Ярославом Всеволодовичем в Черниговскую землю. Князья сожгли город Серенск (в нынешнем Мещовском районе Калужской области), а также воевали около Мосальска и "ино же много", "истратив обилия много" (т. е. уничтожив хлеб на полях), и возвратились "без мира".

При князе Васильке украшается город Ростов. Летописец с восхищением описывает соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, с невиданным великолепием украшенную епископом Кириллом II: "…бысть убо украшенье ея чюдно зело"; святые кресты и многочисленные мощи святых были принесены и положены в церковь "в заступленье и покров и утверженье граду Ростову и христолюбцу князю Василкови, и княгине его, и сынови его Борису" (это писалось еще до рождения Глеба).

Ростовский летописец неоднократно называет князя Василька Константиновича "благородным", "благоверным" и "христолюбцем". Но главный подвиг князя был впереди.

Зимой 1237/38 года на Северо-Восточную Русь обрушился страшный удар монголо-татарских орд хана Батыя. Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович покинул стольный Владимир и ушел собирать полки на Волгу. Сюда же к нему пришли его племянники Василько, Всеволод и Владимир Константиновичи. 4 марта 1238 года на реке Сити русские войска потерпели сокрушительное поражение. Сам Юрий Всеволодович пал в битве, князя же Василька татары "яша руками" (то есть захватили в плен) и "с многою нужею" (то есть с притеснениями) повели в свои станы, к Шеренскому лесу. (Этот лес находился между Кашиным и Калязином; впоследствии здесь, на речке Шеринке, был основан Шеринский монастырь.) Встав станом, татары, по летописи, "нудиша и (его. — А. К.) много… обычаю поганьскому быти в их воли и воевати с ними". Князь с негодованием отверг эти предложения и, напротив, начал обличать нечестивцев. Летопись приводит его молитву к Богу и отповедь, обращенную к татарам: "О глухое царьство оскверньное! Никакоже мене не отведете хрестьяньское веры, аще и велми в велице беде есмь…" Окаянные "без милости" убили князя-мученика и бросили его тело тут же в лесу.

Летопись рассказывает, что некая жена поповича увидела брошенное тело и рассказала об этом мужу. Они взяли тело князя Василька, завернули его в саван и схоронили в укромном месте. Когда об этом стало известно епископу Кириллу Ростовскому и вдове князя, княгине Марии Михайловне, тело мученика было принесено в Ростов, где его встречало множество народа, проливавшего горькие слезы, ибо князя искренне любили все — и богатые, и убогие. Князь был погребен в ростовском Успенском соборе, рядом со своей матерью, княгиней-инокиней Агафьей.

В летописи сохранился некролог князя Василька Константиновича, в котором имеется описание его внешности и нрава: "Бе же Василко лицем красен (красив. — А. К.), очима светел и грозен, хоробр паче меры на ловех (охотах. — А. К.), сердцем легок, до бояр ласков; никто же бо от бояр, кто ему служил, и хлеб его ел, и чашю пил, и дары имал, тот никакоже у иного князя можаше быти за любовь его; излише же слугы свои любляше; мужьство же и ум в нем живяше, правда же и истина с ним ходяста, бе бо всему хытр и гораздо умея; и поседе в доброденьствии на отни столе и дедни…"

Князь Василько Константинович причтен Церковью к лику святых. Его память празднуется 4 марта, а также 23 июня — в Соборе Владимирских святых, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых, и в воскресенье после 29 июня — в Соборе Тверских святых.
Список литературы

Летописи: Лаврентьевская, Радзивиловская, Новгородская Первая, Никоновская, Московский летописный свод конца XV в. (под указанными в статье годами).

Доклад: Василий Юрьевич Косой

Категория: Биографии
(1421-1448)

Князь звенигородский, старший из троих сыновей Юрия Дмитриевича, князя Галицкого. Василий Косой начинает упоминаться в летописях с 1433 г. Тогда, вместе с братом своим Димитрием Шемякой, он пировал в Москве на свадьбе великого князя Василия, на которой разыгралась сцена из-за пояса.

 Софья Витовтовна велела снять с Василия Юрьевича Косого ценный золотой пояс, признав его за некогда принадлежавший супруге Димитрия Донского.

 Открылась продолжительная междукняжеская усобица. Оскорбленные Юрьевичи немедленно ушли к отцу в Галич; по дороге они “пограбиша Ярославль и казны всех князей разграбиша”. В том же 1433 году Косой участвовал в битве отца своего с великим князем на берегу реки Клязьмы. Юрий занял Москву, народ стал перебегать к великому князю Василию в Коломну, данную ему Юрием в удел по совету боярина Морозова. Юрьевичи убили этого боярина, считая его виновником неблагоприятного для них оборота дел, и бежали в Кострому. Между тем отец их примирился с Василием, уступив ему Москву и обещавшись не принимать к себе двух старших сыновей своих и не помогать им. В происшедшей затем на берегу реки Куси битве Юрьевичи взяли верх, а в 1434 г. великий князь разорил Галич за то, что, вопреки договору, войска Юрия участвовали в битве при реке Куси. Это обстоятельство восстановило связь между отцом и детьми. После битвы в Ростовской области Юрий занял Москву, но вскоре скончался (5 июня 1434 г.), а Василий Косой объявил себя великим князем, о чем извещал младших братьев своих, бывших тогда во Владимире. По зависти или по другим каким-нибудь побуждениям младшие Юрьевичи послали в Нижний Новгород звать Василия Васильевича на великокняжеский стол, а старшему брату отвечали: “Если Богу неугодно было, чтобы княжил наш отец, то тебя-то мы и сами не хотим”. При приближении соединенных князей к Москве, Василий Юрьевич, забрав казну отца своего, бежал в Великий Новгород. Пробывши в Новгороде месяца полтора, Косой пошел в Заволочье, потом в Кострому и начал готовиться к походу на великого князя. Побитый на берегу реки Которосли, он бежал в Кашин. После недолговременного мира великий князь выступил против Василия Косого с его же братом, Димитрием Красным. Враги сошлись у села Скорятина, в Ростовской области. Не надеясь на свои силы, Василий Юрьевич пустился на хитрости: желая “искрасти великого князя”, он предложил ему перемирие до утра, что и было принято. Великий князь распустил своих ратников “кормов деля” (на фуражировку), а Косой, пользуясь этим, хотел напасть на него. Но Василий Васильевич вовремя извещен был о грозившей ему опасности, и московские полки успели собраться благовременно: Косой был разбит, схвачен и приведен к великому князю, который отправил его в Москву. Часть вятчан, не успевшая вовремя прийти на помощь Косому, князя Брюхатого взяла в плен. Взявши с него окуп, вятчане, однако, не освободили князя. Василий Васильевич, узнавши о таком вероломстве сподвижников Юрьевича, приказал ослепить последнего. Затем летописи не говорят более об этом Юрьевиче до самой кончины его, последовавшей, вероятно, в заточении в 1448 г.


Рецензии