Жестокость

Никогда не забуду то хмурое октябрьское утро, когда  нас заставили собраться в актовом зале школы. Мальчики и девочки, в пионерских галстуках, и наглаженной школьной форме, построившись по периметру  зала, глазели по сторонам, недоумевая, какая же причина могла вызвать отмену  урока. В углу возле пионерского знамени стоял дежурный с красной повязкой на рукаве. На стенах висели портреты Маркса, Энгельса и Ленина, а также героев –молодогвардейцев г. Краснодона, среди них был и портрет  О. Кошевого, имя которого носила наша школа.  Под потолком находился транспарант с большими ярко-красными буквами: «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ XXVII СЪЕЗДА КПСС». Внизу на стендах располагались черно-белые фотографии строителей коммунизма в едином порыве голосующих за незыблемость социалистических ценностей и идеалов.  Воспользовавшись возможностью сачковать школяры восторженно галдели и учителям, стоявшим у своих классов, стоило немалых усилий обуздать эту неуправляемую детскую ораву.  В то же время  некоторые дети по нервозной обстановке чувствовали, что произошло что-то неординарное. Неизвестность действовала угнетающе. Слухи одни страшнее другого носились между рядами учеников, заставляя собравшихся оживленно их обсуждать и спорить.  Слово: ЧП витало среди собравшихся и еще больше накаляло обстановку.  Наконец появился запыхавшийся директор в сером костюме и в галстуке. Это был высокий, крепкий мужчина лет 55 с коротко остриженной  квадратной головой и крепкими руками. Длинный нос в купе с коричневыми маленькими глазами делал его похожим на хищного коршуна, который стремиться догнать и схватить свою добычу. Пройдя на середину зала, директор  поднял правую руку, добиваясь тишины. Поскольку  шум не прекратился, директор своим зычным голосом привычно гаркнул:
А ну, тишина !   Зал мгновенно стих,  только задние ряды по привычке еще гудели, постепенно затихая.   
   В полной мере, оценив свою власть, директор хищными глазами обвел стройные ряды оробевших учащихся, а потом произнес. – Здравствуйте ребята! Мы хором ответили здраст!   Директор потер ладонью подбородок, а затем решительно продолжил. Я собрал вас, поскольку совершено вопиющее по своей жестокости преступление учениками нашей школы. Материалы расследования  направлены в правоохранительные органы, правонарушителей  поставили на учет в детской комнате милиции. Кроме того, их вызывали на комиссию по делам несовершеннолетних.  Также они три недели провели в ЦВИН - центре временной изоляции  несовершеннолетних. Директор посмотрел вдаль и произнес: а ну где эти герои? Попрошу выйти на середину  Шелемова Александра  и Власова Андрея из 5 «б».  Зал озадаченно зашумел. Вот оно что. Действительно некоторые ученики видели, как примерно с месяц назад этих мальчиков  прямо с уроков спешно вызвали к директору, а потом их куда-то увез милицейский уазик. Несколько недель они отсутствовали, а потом снова появились в школе. Ходили как в воду опущенные: тише воды ниже травы. Даже на перемены редко из класса выходили. Несколько раз их на педсовете прорабатывали.  На вопросы приятелей они или отмалчивались или отвечали что-то невнятное. Учителя их старались их к доске не вызывать, а лишь мрачно поджимали губы, когда авторучкой натыкались на их фамилии в журнале и проходили дальше по списку. Впрочем, в поведении этих мальчиков появилось что-то нервозное.  Как-то на контрольной по математике у  Шелемова случился нервный срыв: непонятно с чего он вдруг заревел, а потом начал биться в истерике, пуская слюни и сопли прямо на парту. Тогда его срочно увели в школьный медпункт, где фельдшер тетя Шура, как все ее называли, дородная, добрая женщина сделала ему успокоительный укол, после которого его отправили домой. Все недоумевали, лишь только наша учительница понимающе опустила глаза, словно, знала причину столь странного поведения ученика.      
- На середину, на середину выходите, кому говорят, - и директор нетерпеливо махнул рукой, когда правонарушители стали медленно выходить из рядов!   Наконец, ученики,  мрачно понурив голову,  вышли из рядов и  встали на середину  зала возле директора.
 – Ну вот, полюбуйтесь на них,  - и директор язвительно хмыкнул, а потом схватил мальчиков за головы и резким рывком заставил их поднять и держать прямо. Лица мальчиков дернулись от боли. На белокуром по детски ангельском  лице Сашки Шелемова застыла маска ужаса и страдания.  Из глаз потекли слезы, а рот начал расплываться  в слезливой гримасе. Напротив Андрей Власов смотрел вперед по военному прямо черными немигающими глазами, словно, понимая, что теперь уже поздно просить пощады. Его некрасивое смуглое лицо с большим угристым носом не выражало ничего кроме презрения и злости к собравшимся. Он готов был принять любое наказание. – Вы только подумайте, что натворили эти выродки, - директор, едва сдерживаясь, вновь продолжал!  Месяц назад эти ребята убежали с уроков в поля жарить картошку. Но это еще полбеды. В поле они поймали ученика 2 «а» класса Вову Ильина, который возвращался с уроков домой, и захотели поиграть в фашистов. Связав малыша, они раскалили на огне железный прут и прямо на лбу ребенка стали выжигать свастику.  Затем, испугавшись, что им за это попадет, они решили убить мальчика и несколько раз ударили его перочинным ножом в живот, пока нож не сломался. Затем эти варвары, - и директор с шумом выпустил сквозь зубы воздух, - другого слова я, к сожалению, подобрать не могу, - попытались  сжечь ребенка и бросили его в костер!  Истекающего кровью мальчика спас проходивший неподалеку работник ТЭЦ, который  услышал крики и вытащил его из костра. Сейчас Вова с сильнейшими ожогами находится в больнице, и врачи борются за его жизнь.  После содеянного считаю, что таким не место в пионерской организации. – Прошу, - обратился он к мальчикам, - снять свои галстуки. Вы не достойны их носить! Мальчики нехотя стали развязывать и снимать галстуки.  Кроме того, - не успокаивался директор, в настоящее время решается вопрос о переводе вас в специнтернат.  А ваши товарищи пусть решают стоит ли с такими как вы дружить. - Как вы посмели такое совершить, - и директор от возмущения сжал кулаки? -   Подумать только! Так унижать и мучить ребенка. Разве этому вас учит школа и пионерская организация ?!  Разве для этого мы учим историю, чтобы самим фашистами становиться?  В школе есть музей, посвященный подвигу молодой гвардии. Я вырос на оккупированной территории  и воочию видел, что фашисты  творили на нашей многострадальной земле, - говорил директор, не на шутку распаляясь!   
 - Вот ты, Шелемов, - и директор кивнул на бледного Сашу, - ты же в редколлегии состоишь, стенгазету оформляешь, активный тимуровец, отличник, - и как же ты мог такое совершить?! У тебя же мать врач, а отец инженером работает в Главремспецстрое. Вы не только себя, но и их опозорили. Их коллеги по работе, наверняка, узнают, что вы тут натворили.  Как после всего совершенного вы еще можете смотреть в глаза  своим товарищам, учителям, родителям, - и директор, не сдержавшись, отвесил Шелемову смачный подзатыльник, от которого он  заревел, размазывая слезы по измученному лицу. – Нет, - подытожил директор, - вы не ученики, не дети и даже не преступники, вы – чудовища, палачи!  Это даже хуже предательства! За такое нет прощения!  И если вы  сами это не осознаете, то вы не достойны, считаться людьми.      – Постойте тут  и подумайте  над содеянным, а остальных прошу 10 минут не расходится, - сказав это, директор быстрым шагом покинул помещение, а мальчики остались стоять в центре на виду у всех учащихся. 
   Нет, никто не бросился на мальчиков и не начал их ругать или задавать бессмысленный вопрос: почему?  В зале повисла тишина. И эта тишина для малолетних палачей была страшнее самых страшных ругательств. Все были поражены беспощадной правдой в самое сердце. Андрей Власов считался отъявленным хулиганом и двоечником, поэтому его поведение ни у кого не вызывало вопросы.  Он рос в неблагополучной семье без отца, а мать работала уборщицей в больнице.  Но как на такое  решился Саша Шелемов из интеллигентной семьи, которая для многих являлась образцовой? Дома солидная библиотека приключенческой и научной литературы.  Сашка и животных очень любил. Несколько лет возглавлял в школе живой уголок. Родители с высшим образованием, непьющие.  Ребенка своего баловали и опекали безумно. Игрушки, школьные принадлежности и одежда все у него всегда было самое лучшее. Отец в лепешку расшибался, чтобы ребенку достать что-то модное, заграничное. Дом Ильиных, в котором жил Вова, располагался на соседней улице недалеко от дома, где жила семья Шелемовых и, безусловно, Саша знал и его родителей и самого Вову. Родители Вовы находились в длительной заграничной командировке, а за Вовой присматривала бабушка, которая  теперь лежала в больнице с инфарктом:  больное сердце не выдержало страшной новости. Как же мог Саша совершить такое с ребенком, с которым, наверное, недавно общался, играл в общие игры. Может быть, потому они и выбрали Вову, как знали, что за него некому будет  заступиться, кроме немощной старушки. Все дети на пути взросления проходят этапы приобщения к жестокости. Но у одних детей при соприкосновении с ней  возникает  отвращение, а у других наоборот привыкание.  Одно дело, когда мотыльку крылья оборвать или кошке к хвосту привязать консервную банку. А потом, угорая от смеха глядеть, как бедное животное носится сломя голову по двору. Другое дело, если ребенок совершает такое неслыханное злодеяние. Где же граница, водораздел, который  превращает еще недавно улыбающееся ангелоподобное существо в злобного и хитрого монстра, готового не раздумывая уничтожить себе подобного? И ради чего? А просто так, ради забавы.  Кто в этом виноват? Окружение, школа или дурная наследственность?  Но в школе этому явно не учили, а наоборот учили помогать ближнему, не обижать малышей, слушаться родителей.  Может виной расхождение с реалиями жизни?  Когда ребенок видит, что говорят одно, а в жизни все немного по другому.  Социалистические лозунги  – красивый пафос, ничего не имеющий общего с реальной действительностью.  Доброта стала синонимом глупости и профанации. Может быть, их самих в детстве старшеклассники обижали? Но все учились в школе, наверняка, видели этот диссонанс  между нравственными мифами и реальностью, однако преступниками так и не стали.  Выходит опять возвращение к истокам: что такое хорошо, и что такое плохо?  Вероятно, что в таких ребят в детском возрасте недолюбили или  забыли в головы вбить непреложную истину, что делать недопустимые вещи - табу. Именно вбить потому, как они еще не способны рассуждать, наравне с взрослыми. Или, может, тормоза у людей  разные? Как у автомобилей. У кого-то хорошие, а у кого–то и не очень. И разве можно детскую психику сравнить с холодным механизмом автомобиля.  И что теперь будет с малышом. Это же травма на всю жизнь. Еще недавно он, провожаемый бабушкой, с ранцем за спиной и  букетом гладиолусов в руке, мило улыбаясь, шел в школу.  Он очень хотел учится.   С детской наивностью он слушал учительницу, которая говорила детям, что взрослых  надо уважать, что старшие ребята должны заботиться о младших, защищать их. А старшие ребята, поймав, долго над ним куражились, избивали ногами. Не слушая мольбы и крики несчастного, тушили сигареты о его лицо, упиваясь своей безграничной властью над беззащитным, слабым ребенком, чтобы потом  беспощадно бросить в костер. 
    Юные палачи стояли  молча.  Изредка Сашка всхлипывал, утирая слезы рукавом. Андрей злобно глядел вдаль тусклыми, пустыми глазами. Под тяжестью вины их сгорбленные фигуры одиноко  чернели в центре зала, куда не мигая, смотрели десятки детских глаз.  Юных изуверов уже было жалко.  Однако интуитивно они понимали, что, совершив, этот поступок они автоматически перестали быть для всех своими, а наоборот вошли в число неприкасаемых или школьных изгоев, которых все будут презирать и ненавидеть. Словно они уже будут не людьми, а какими-то тварями, наподобие тараканов, вызывающих омерзение от одного своего вида.  До конца школы на них будут показывать пальцами, с ними перестанут общаться и дружить. Кроме того, с этим поступком им придется жить до конца дней. 
Через несколько минут раздался звонок и ученики, облегченно вздохнув, разошлись по своим кабинетам. Занятия возобновились и дети, как ни в чем не бывало, взялись за учебу. На переменах  детские игры и смех  вновь оглашали длинные школьные  коридоры. Однако на уроках очень многие ученики снова и снова вспоминали школьную линейку, связанные с ней события,  заплаканные лица юных палачей и думали и думали….   


Рецензии
Вот так и появляются фашисты.Жестокость.А ведь она была у нас в СССР...

Марина Панферова-Лабиринт   29.11.2023 07:17     Заявить о нарушении
Была, и ещё какая. Тут Вы совершенно правы. Не вполне правда понятны её корни, когда дети из благополучных семей начинают творить такое. Может, это реакция на окружающий мир, который несправедлив или же на враньё взрослых или просто подражание более старшим товарищам. Спасибо за неравнодушие и отзыв.

Антон Серебряный   29.11.2023 07:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.