Тренингрелигия и тренингзависимость как соцэпидеми
И раньше встречались "хронические" участники тренингов, страдавшие тренинговой зависимостью. Это люди, перекочевывающие из одного тренинга в другой, поскольку:
а) они "убегают" в тренинги от проблем реальной жизни;
б) тренинговая атмосфера заменяет им семью;
в) спустя несколько дней после завершения очередного тренинга они начинают испытывать абстиненцию, "ломку".
Но теперь таких тренингозависимых, для которых "тренинг больше, чем жизнь", становится все больше, потому что их "подсаживают" на тренинговую зависимость (включая личную зависимость от некоторых тренинговых "гуру"), используя общие механизмы социальной зависимости (в терминологии Е.Н. Волкова).
Во-первых, используются новые технологии продвижения, эвфемично именуемые "инфобизнесом", основаным якобы на возможности заработка путем платной ретрансляции тренингового контента. Якобы, оплачивая участие в тренинге, адепт инвестирует деньги в "инфобизнес", купив "уникальную" информацию, которую может перепродать, как высоколиквидный "инфопродукт". Манипулятивная арифметика соблазна проста: заплатил один раз, продал многократно и не только расходы окупил, но еще и прибыль получил. Однако в большинстве случаев подобные рыночно-тренинговые иллюзии лопаются, как мыльные пузыри, при соприкосновении с реальностью, усиливая фрустрацию .
Во-вторых, для более успешного "подсаживания" на тренинги, последние трансформируются в своеобразные псевдорелигиозные секты, основанные на сакрализации идеи "опыта удачи" (А.А. Игнатьев). Участники этих закрытых сообществ искателей успеха, новые "посвященные" ("цифровые масоны") якобы знают сокровенный "рецепт успеха", к которому неофиты приобщаются, проходя через ступенно-иерархическую систему "посвящений".
Свидетельство о публикации №215100100113