Осеннее счастье

Мой глаз и сердце - издавна в борьбе:
Они тебя не могут поделить.
Мой глаз твой образ требует себе,
А сердце в сердце хочет утаить.

Клянется сердце верное, что ты
Невидимо для глаз хранишься в нем.
А глаз уверен, что твои черты
Хранит он в чистом зеркале своем.

Чтоб рассудить междоусобный спор,
Собрались мысли за столом суда
И помирить решили ясный взор
И дорогое сердце навсегда.
Они на части разделили клад,
Доверив сердце сердцу, взгляду – взгляд!

Торжественно звучали строки Шекспира, гости утирали слезы восторга, а молодожены трогательно держались за руки, не сводя друг с друга глаз. 

Иногда обстоятельства складываются так, что вдруг оказываешься в забавной житейской западне. Как раз это и произошло с нашей героиней - молодой девушкой по имени Катерина.

Она стояла на остановке под хмурым осенним дождиком. Слева навстречу к ней торопился молодой человек, справа - вечно куда-то спешащая ее любимая бабуля.
- Да, их надо познакомить, но не на первом же свидании! Ведь Юра такой скромный и ранимый, а бабушка кого угодно шокирует своими советами и критикой. И почему она не на работе?  - тревожны и хаотичны были мысли девушки.
- Ах, как же я сразу не сообразила, что мне нужно спрятаться! И тогда бабуля пройдет мимо. Только бы Юра заметил меня раньше нее. Ну же, Юрий, посмотри на меня. Ну вот! Теперь он решил что-то купить в киоске. Ах, наверное, цветы! Он такой милый! Так, что там бабушка? Она заметила меня. Машет.

- Ага, привет, бабуля.
- Здравствуй! У нас в библиотеке воду отключили и распустили по домам. Я как раз за неполный рабочий день тебе почти жилет довязала. Ну-ка, дай спинку померить.

И, о ужас, она без малейших колебаний достала пеструю недовязанную вещицу. Волевым движением развернула внучку к себе спиной и слегка надавила на плечи, приказывая немного согнуть ноги в коленях, чтобы было удобно проводить примерку. Ведь бабуля была ниже девушки на две головы.

С Тамарой Филипповной спорить было бесполезно, потому что спорить она не любила, зато очень любила, когда ей беспрекословно подчинялись.

- Замри, - командовала она, прикалывая английскими булавками к пиджаку девушки вязаную деталь.
- Бабуля! Перестань, пожалуйста, у меня сейчас здесь свидание! Убери немедленно эти тряпки. Ты ставишь меня в неловкое положение. Иди, пожалуйста, домой,- молила внучка.

- Свидание? Но где?
- Здесь.
- Но когда?
- Сейчас!
- А где твой партнЬОр? - манерно произнесла бабуля.
- Немного задерживается.
- Он опаздывает на свидание? Что за хамство?
- А вот и он. Сними же с меня это!!!

В общем, молодой человек застал Катю, бегающей по остановке от какой-то старушки. Девушка нервно забрасывала руки за спину, пытаясь освободиться от вязаной полосатой тряпки.
- Ой, Юра, привет. А это Тамара Филипповна, моя любимая бабушка. Сейчас закончит примерку и уйдет домой.
Последние слова явно были адресованы бабуле, и Катя вкладывала в них душу и внутреннюю мольбу: не учить жизни этого молодого человека, хотя бы здесь и сейчас.

- Так вот значит, кто смеет опаздывать к моей внучке на свидание, - строго произнесла бабуля. – А! Цветы? Это хорошо. Это вы подготовились. Давайте их мне. Им будет лучше дома в вазе с водой, - и она с уверенностью примы протянула руки к розам.
Но стеснительный Юрий вдруг поразил всех:
- Не волнуйтесь, Тамара Филипповна, — сам еле живой от волнения, сказал он, вручая букет именно Кате.
Но тут же уверенно добавил:
- Катерина, думаю, имеет опыт обращения с цветами.
- Бабушка, я сегодня увидела, что у тебя в одноклассниках висит непрочитанное сообщение. Нужно срочно проверить, что там! - девушка весело подмигнула бабушке, мягко подталкивая ее в сторону дома.
Тамара Филипповна гордо вскинула голову и произнесла с достоинством:
- Приятных мгновений вам. Я жду тебя, Катерина, не позже 11-ти вечера.

Через пару недель серой тоскливой осени неожиданно наступило ласковое бабье лето. Люди, не веря внезапному теплу, упрямо кутались в плащи и куртки, но те, кого солнышко все-таки допекло, сбрасывали с себя теплую одежду.

Катерина прогуливалась после университета и наслаждалась хорошей погодой. Ее внимание привлек милый старичок. Ничего особенного в нем не было, кроме ветки бордовых хризантем, что держал он в одной руке, а в другой была тросточка, которой он энергично стучал по асфальту. Дедушка очень спешил.
- И куда он торопится? Кому эти цветы? Может быть у него сегодня золотая свадьба?
Катерина уже было размечталась на эту приятную тему, как вдруг заметила свою бабулю. Та, почему-то, пряталась за тумбой с афишами.

Бабушка была в своей лучшей двойке бирюзового цвета из «мокрого» шелка и в жемчужной нитке «Матине». Все это свидетельствовало о каком-то значимом событии в судьбе Тамары Филипповны. Но Катерина о нем ничего не знала.
Девушка не верила своим глазам. Бабушка ни о каком рабочем мероприятии не предупреждала. Она, конечно, заядлая театралка, но сейчас всего 12 дня, для спектаклей рановато. Если только это не утреннее представление в ТЮЗе... Но, как говорит бабуля, -  Моих нервов не хватит, чтобы смотреть на престарелых Буратино в коротких штанишках и прочих «вечно юных» заложников своего амплуа!
Так что ТЮЗ исключался, что же тогда?

У Катерины вариантов больше не было, и она ринулась к бабушке, чтобы выяснить все. Но та вдруг сделала вид, что не видит девушку и обогнула тумбу с другой стороны. Страшная догадка пронзила Катерину:
- Она потеряла память и не узнает меня! Такое бывает со стариками...
- Тамара Филипповна, остановись!- панически крикнула девушка.
- Ах! - талантливо изобразила испуг Тамара Филипповна.- Это ты?! А у тебя разве не должны быть сейчас лекции? - сказала она, нервно сжимая в руках ветку бордовых хризантем.
- Преподаватель заболел - пары отменили. Что ты делаешь тут в таком виде? Вроде не первое мая.
- Дело в том... Понимаешь, э-э... Ты тогда меня зарегистрировала в «Одноклассниках», и я познакомилась там…   В общем, у меня свидание. Ты случайно не торопишься домой? Вон твой автобус.

- Свидание?! А вы встречались раньше?
- Нет, это наше первое.
- И как вы друг друга узнаете? Вдруг, у него на аватарке Ален Делон, а на самом деле придет совсем не он, - волнуясь, заговорила стихами девушка.
- Естественно, мы условились об опознавательных знаках.
- И где он? Так-так-так. Он что? Опаздывает?! - подражая бабушкиному тону, ехидно спросила Катерина.
- Нет, он уже здесь, но он очень воспитан и не подойдет, чтобы не нарушать наш разговор. И к тому же, ты его смущаешь!

Катерина в нетерпении огляделась и вдруг увидела того самого старичка с тростью и веткой бордовых хризантем. Он стоял около киоска, не сводя глаз с Тамары Филипповны, и смущенно перебирал пальцами лепестки цветов.
- Ах, опознавательный знак, - догадалась Катерина. - Ну, я тогда пойду- растерянно произнесла Катерина.
- Да перестань, давай еще часок поболтаем! - гневно ответила Тамара Филипповна.
- Бабушка, только не задерживайся. Буду волноваться.

В этот раз Катерина вернулась домой только под утро. Предвкушая неприятный диалог с бабушкой, она пыталась придумать весомое оправдание столь поздне-раннему возвращению.
На пороге квартиры девушка удивленно замерла. Из кухни доносился восхитительный аромат оладий и звуки романса в бабушкином исполнении:
- Отвори потихоньку калитку-у-у-у…
- Бабуля, сейчас 5 утра. У тебя ранний завтрак?
- Ах, ты вернулась! Я тоже недавно зашла и так голодна!
- Ты всю ночь была на свидании? Ну ты отжигаешь... И что вы делали до утра?
- Мы гуляли по набережной, читали стихи, пели романсы, ну, в общем, все, что должно происходить на первом свидании.
- Теперь он обязан жениться, раз провел ночь с тобой, -  подмигнула бабушке Катерина, с удовольствием уплетая оладьи.

Бабушка резко развернулась к ней, демонстрируя растопыренные пальцы левой руки. На безымянном сверкало изящное колечко.
- Уже! - победоносно произнесла Галина Филипповна. - Он сделал мне предложение.

Девушка закашлялась.
- Бабушка, вот я сейчас тебе тебя и процитирую: «Ты меня до инфаркта доведешь!». И кто сказал, что со стариками скучно?

- Мы не старики. Мы молодожены!

- Но ведь вы же совсем друг друга не знаете. Ты такая легкомысленная!

- Ох, милая, да мы настолько перегружены жизненным опытом, что достаточно взглянуть на человека, чтобы понять, наш ли он. К тому же в моем возрасте каждый день на счету. И встречаться, как вы с твоим этим Юрием, по полгода для нас непозволительная роскошь.

- В каком ЗАГСе будет регистрация? - обратилась девушка к более приятной теме.
- Ты что? Я терпеть не могу этих государственных служительниц. Только вспомню свадьбу твоей мамы, сразу в ужас прихожу. Когда эта женщина в платье цвета вареной свеклы с майонезом, спрашивала металлическим голосом: «Согласны ли вы?..» Как тут не согласиться, когда такое давление?

-Ты слишком строга к ним, бабуль. То есть не в ЗАГСе? А где?
- Хочу выездную современную регистрацию. Прекрасную, как сонеты Шекспира.

Стояли холодные, но солнечные деньки. На деревьях дрожали последние сухие листья.Осень сдалась, признавая власть зимы. Природа словно затаилась в ожидании первых снежинок и везде стояла необыкновенная тишина. Везде, кроме квартиры наших героинь.

- Ну что за очередная гениальная мысль - украсить трость Геннадия Степановича? По-моему, все и так достаточно экстравагантно. И почему именно сейчас? За пару часов до торжества! - ворчала Катерина, старательно обматывая трость лентами и пытаясь приладить бутоньерку.

- Ты не понимаешь, внученька. Цветущая трость - это символ нашей свадьбы. Она символизирует юность любви в любом возрасте! Я понятно изъясняюсь?
- Понятно-понятно. Нужно было мне сказать за несколько дней, я бы декупажировала ее. Был бы самый модный в Петербурге дед.

Уже через несколько мгновений гости и молодожены внимали прекрасным строкам и утирали слезы умиления…

Мой глаз и сердце - издавна в борьбе:
Они тебя не могут поделить.
Мой глаз твой образ требует себе,
А сердце в сердце хочет утаить.

Клянется сердце верное, что ты
Невидимо для глаз хранишься в нем.
А глаз уверен, что твои черты
Хранит он в чистом зеркале своем.

Чтоб рассудить междоусобный спор,
Собрались мысли за столом суда
И помирить решили ясный взор
И дорогое сердце навсегда.
Они на части разделили клад,
Доверив сердце сердцу, взгляду – взгляд!

- Теперь, дорогие молодожены, в знак любви и нежности подарите друг другу обручальные кольца.

Неожиданно для всех Геннадий Степанович выдал экспромт:
- Мое ты сердце научила петь, а трость заставила цвести
И пусть я вовсе не Шекспир, но нам с тобою по пути!

Ликованию гостей не было предела, а влюбленные трогательно держались за руки и с каждым мгновением молодели от счастья. 

В рассказе использован сонет 46 У.Шекспира в переводе С.Марашака.


Рецензии