Жемчужная свадьба

1.
В комнате так душно, хочется открыть окно. Но я продолжаю  сидеть в кресле не шевелясь. Много чего мне хотелось бы сделать, но я знаю, что не встану. Все на что я способна - это налить себе чай. Чай... Оцепенение. Я не жива, не мертва. Жизнь в паузе.

Ты уехал на работу, через несколько часов ты вернешься домой. Ты принесешь продукты, мы сядем на кухне, и ты расскажешь мне, как прошел твой день. И я не против... Но вот что бы было, если бы ты не пришел сегодня? Хочу ли я, чтобы ты пришел?

Через неделю приедет наша дочь и будет восторженно рассказывать о своих каникулах в Вене. И ты будешь смотреть на нее с радостью и внимательно слушать. А я? А я буду бороться с желанием подойти к ней и хорошенько встряхнуть :  "Опомнись! Какая Вена? Зачем? Тебе уже двадцать восемь лет, а ты ведешь себя как будто тебе двенадцать!" Но я промолчу. Зачем мне ссориться с ней? Я промолчу. Она посмотрит на меня с укоризной и закроется в своей комнате.

Может быть, она все же выйдет замуж и родит ребенка. Это было бы хорошо. Но вряд ли. Кто ее возьмет с такими мозгами?  Как так получилось? Может быть, я виновата, что она такая? Я так старалась... Развивала ее... Делала с ней уроки, водила ее в разные кружки, музыкальную школу, танцы... Все в пустоту. Наверное, я виновата. Наверное, я не научила ее главному.

В соседней квартире живет девушка, которая старше нашей всего на год. И я видела как она росла, и я всегда говорила "Дочка, эта девочка плохая, с ней нельзя дружить." И правда, уже в тринадцать лет она начала дымить в подъезде, гоняли ее, гоняли - бесполезно; с четырнадцати начала гулять с мальчиками, да и не только гулять, сколько раз бывало утром выхожу я на работу, а она провожает очередного поклонника; сколько раз она пьянущая ехала со мной в лифте, еле на ногах держась. Ну что с нее взять, думала я, родители - алкаши, какое там воспитание. И жалко было мне ее, девчонке двадцать лет, а у нее уже пол района переночевало. Я думала, что она совсем пропадет. И что теперь? Теперь она ждет уже второго ребенка. Вышла замуж случайно забеременев, а парень оказался золотой. Спокойный, серьезный, интеллигентный, ее любит необыкновенно. Она бросила  курить и пить,  родителей своих лечит от пьянства. И сама цветет, хотя и не красавица. И сынок у них - чудесный малыш. Сейчас вот еще ждут.

А наша... умница и красавица.  А ведь это я объясняла ей, что такое женское целомудрие. И как должна вести себя девочка. Но, видимо, я упустила самое главное. А было ли это "главное" в моей жизни? Могла ли я научить ее?

2.

Уже через пару часов ты придешь. Как мне остановить время? Я хочу и не хочу тебя видеть. Но ты придешь, и я снова сделаю тебе больно, сама того не желая. Скоро у нас жемчужная свадьба. Я приготовлю мясо по-французски и сладкий пирог. И ты улыбнешься мне. Сдержанно и мудро. И ни о чем мне не напомнишь.
И мы помолчим, посокрушаемся о том, как скоротечна жизнь. Сколько всего было, сколько всего пережито вместе...

Мы вспомним, как познакомились в институте, я тогда только поступила, а ты был уже на третьем курсе. И мы сразу понравились друг другу. Ты провожал меня домой и мы держались за руки. Я нравилась твоим, а ты моим родителям. Мы были идеальной парой. На Восьмое марта ты подарил мне букет из красных роз, а я впервые поцеловала тебя в щечку. Ты знаешь, тогда я впервые почувствовала тебя так близко и очень испугалась своих чувств. А ты почувствовал тогда что-нибудь? Мне хотелось отдалиться от тебя, спрятаться, мне было так стыдно за то, что я испытывала к тебе. Ты же, напротив, был невозмутим. Потом были летние каникулы и мой день рождения. Мне исполнилось восемнадцать лет. И я пригласила подружек и тебя. Родители открыли бутылку шампанского и даже выпили вместе с нами. Как же неловко выпивать вместе с родителями. Потом мы пошли гулять, а девочки, видимо сговорившись, простились и уехали по домам. И мы остались одни в вечернем парке. Очень романтично. И наш поцелуй.

Потом была свадьба.

Скажи пожалуйста, зачем ты женился на мне?

Было много друзей и много вина. Помнишь, какой веселой была наша свадьба? И ты выпил лишнего. Хотя я несколько раз тебе намекала, что хватит. Но ты, как человек непьющий, быстро захмелел. И первая брачная ночь не состоялась. Знаешь, как я хотела тебя в ту ночь?  Ты спал. Больше никогда в жизни так сильно я не хотела тебя. Потом мама меня спросила как. Как?

Заканчивали институт, искали работу, решали квартирный вопрос, родилась наша дочка, купили дачу, садик, школа, поступление в институт... двадцать лет пролетели быстро. И все хорошо, все вполне благополучно. Но что же случилось?
 Почему теперь мы молчим по вечерам?

И почему, прожив всю жизнь с тобой, я вспомнила о нем?

3.
Вы с дочкой теперь одна команда, играете против меня. Как  заговорщики. Ты с ней ближе, чем со мной. Ведь тебе интересно чем она живет? А чем живу я? Я так и осталась тебе чужой? Скажи, пожалуйста, зачем ты женился на мне? Ведь ты никогда не любил меня.
Я для вас теперь не мама и жена, а безумная женщина, с которой вы вынуждены жить под одной крышей, которую вы не можете отпустить или бросить, ведь я  - ваша. Вы стыдитесь меня. Я знаю, что вы говорите у меня за спиной.

Скажи, пожалуйста, что же тебя так задело в этой истории?
То, что он поцеловал меня один-единственный раз? Или то, что я сказала тебе, что всю жизнь я любила его? К сожалению, подчеркну, к сожалению, это я сказала с горяча, чтобы сделать тебе больно. И мне очень горько самой осознавать то, что любила всю жизнь я именно тебя! И именно ты  - моя боль и мое разочарование. Не он. Да и что он?

На пятом курсе поставили нам молодого преподавателя, аспиранта. Он был умный, мужественный, грубоватый и очень строгий, даже чересчур. Смотрел он пристально на каждого, не только на меня. Но только меня его взгляд трогал до глубины души. Потом я поняла, что тоже нравлюсь ему. Он знал, что я замужем, поэтому всегда вел себя скромно. Но тон его голоса менялся, когда он обращался ко мне. Он был вынужден иногда спрашивать меня на занятиях, чтобы поставить мне оценку. Какая же это была мука для нас обоих. В конце года мы сдавали зачет, по очереди заходили в класс и отвечали. Я все не решалась. В итоге я дотянула до последнего. Все ушли. И мы остались с ним наедине. Тогда в первый и последний раз в жизни мы поговорили с ним откровенно. И мы целовались. Тебе и не снились такие поцелуи.

Больше я не видела его. А знаешь как мне хотелось бежать к нему? Помнишь все лето после института я болела? Я пыталась забыть его. Я вырвала его из сердца. Я не могла так поступить с тобой, я не могла изменить тебе. Ты знаешь, меня так воспитали. Когда родилась дочка мне стало легче. Заботы меня поглотили.

Ты знаешь, каково женщине видеть, что ее молодость и красота увядает? Ты знаешь каково женщине понять то, что любовь прошла мимо нее?

4.
Минут через десять ты придешь. И что мне делать? Что мне остается? Простить тебя. Простить твое непонимание, твою нечуткость, бесчувственность. Твою грубость и рациональность. Конечно, куда мне деваться, я у тебя в кармане. Я всегда была твоей. О чем тебе беспокоиться? 

Да, в тот день действительно что-то сломалось во мне. Поэтому я тебе рассказала о нем. Спустя двадцать пять лет! И какую реакцию я встретила? Осуждение, упрек, непонимание. Как всегда. Ты не упрекнул себя, ты упрекнул меня. Через три дня ты где-то раздобыл его телефон. Объясни мне, зачем? Зачем я буду звонить ему через двадцать пять лет? Ты решил наказать виновницу? Когда я отказалась ему звонить, ты позвонил ему сам.

- Здравствуйте, Вы помните, у Вас двадцать пять лет назад училась такая-то студентка? Я  ее муж. Так вот она заявила мне, что, оказывается, она всю жизнь любила Вас, а не меня. Вы не могли бы с ней поговорить?

А на что ты надеялся? Что он не вспомнит меня? Или ты надеялся, что я умру в эту минуту? Да, кажется, я была близка к этому. Сорок минут разговора с ним - ни о чем - а о чем? - под твоим присмотром - это так по-нашему, по-советски.
Преступница наказана. Потом ты искал меня пол года. Что - понял, что перегнул палку? Или куда я делась? Я же должна и обязана быть рядом, должна и обязана любить тебя. Хорошо тебе - для тебя - любовь - данность.

Ты думал, что я решила бросить тебя? Что я решила в пятьдесят лет начать новую жизнь? Нет. Я просто не могла быть с тобой. Не могла. Ты понимаешь, как это - не мочь?
 


Рецензии