Вечность

В чем состоит природа Вечности? Что это такое? Из чего она сплетена? Мыслящий человек хоть раз, да задумывался над этим вопросом, потому что страх перед неизвестностью, ожидающей нас после жизни, инстинктивно побуждает попытаться узнать или хотя бы почувствовать Вечность. Кто-то ощущает ее через религиозный экстаз и разъясняет посредством канонических текстов, созданных людьми древнего мира; кто-то видит ее в загадочной звездной бесконечности, в ошеломительно-красочном танце разбегающихся галактик; а кто-то – в непостижимой тайне Бытия. В любом случае, четкого, всех удовлетворяющего определения Вечности не существует. А может быть ее нет вовсе, может она является игрой человеческого воображения да и только? Кто знает? Я не раз думал  о Вечности, представляя ее всё охватывающей Матерью, вмещающей в себя все измерения, которые может и не может представить человеческий разум; но иногда, при мысли о ней, во мне раскрывается черная бездна моцартовского реквиема. Величественно и страшно, загадочно и неразрешимо. Вот так действительно лабиринт для ума.
          Мне как-то случилось побывать в отпуске в октябре месяце. Удивительная пора для южного города – череда теплых дней и прохладных ночей в симфонически цветном многозвучии опадающей листвы. В один из таких дней, ранним утром, я провожал свою дочку-второклассницу в школу. Сначала мы ехали в наполненном трамвае, который из-за утренних пробок, останавливался через каждые несколько метров. Созерцая медленно меняющиеся декорации проезжаемых улиц, я снова конструировал в голове различные модели Вечности. Мне казалось, вот-вот и найду для нее философски наиболее точное определение. Но, в самые "ответственные" моменты мысленных рассуждений, моя дочь то что-то чирикала  о проблемах с любимыми киногероями,  то настойчиво, по нескольку раз, задавала интересующие ее вопросы, на которые я, чаще всего, отвечал невпопад.                И вот она меня громко спросила: "Папа, хочешь посмотреть раскопки?" Я не понял о чем идет речь и переспросил: "Какие раскопки, о чем ты говоришь?" Дочка продолжала: "Мы  с мамой их видели, они на бульваре возле Пушкина. Это очень интересно. Давай выйдем на одну остановку раньше и я тебе их покажу". Посмотрев на часы, и увидев, что времени для небольшой прогулки было достаточно, я согласился. Когда мы вышли из трамвая, Ангелина буквально потащила меня по известному ей маршруту. Пройдя по Дерибасовской, мы свернули к оперному театру. Забавно было наблюдать, как вокруг большой цветочной клумбы, с ярким узорчатым рисунком из цветов, стрекозой пролетает твой ребенок и простодушно улыбается тебе, прищурившись от ласкающего утреннего солнца. Сама радость и беззаботность. Затем мы вышли на Приморский бульвар к памятнику Пушкину. "Это Пушкин папа" – выпалила моя дочь и побежала по центральной аллее. Я медленно следовал за ней,  наслаждаясь игрой осенне-красочной перспективы Приморского бульвара, воздушно пролегающего над головой Лунного сквера. Осень. Именно в это время года наиболее остро ощущается глубина Бытия. Меня всегда будоражит удивительная прохлада по-осеннему теплого воздуха, насыщенного ароматной палитрой сверкающего моря и угасающим дыханием растений. Осень – красота, величие, итог  и загадочность…
          "Папа, скорей иди сюда!" – раздался радостный крик Ангелины. И тут         я увидел свою дочь, обходящую стеклянную пирамиду, по ширине и длине как внушительный автобус, а по высоте – в высокий человеческий рост. Подойдя к необычному архитектурному сооружению, я вместе с дочкой стал рассматривать, лежащие на рассыпанном по дну пирамиды песке, различные предметы давно ушедшей эпохи. Это были разбитые кувшины, якорь, специальной формы камень, ракушки, высохшая челюсть какого-то животного и еще множество мелких предметов. "Ну что папа, видишь какие раскопки? Я тебе о нИх говорила. Мы с мамой уже были здесь". Вот они мгновения Вечности, – простые предметы обихода некогда живших людей со своими верованиями, страстями, понятиями о добре и зле, со своими радостями и несчастиями. Живая истина застывшего времени под стеклом  от непогоды. Иронично, не правда ли?
          Задумавшись возле пирамиды, я совершенно потерял чувствительность              к текущему дню, к тому, что я в отпуске, что сейчас веду ребенка в школу, что сегодня замечательное утро и так далее. Я, наверное,  стоял бы так довольно долго, если б ни охапка листьев, осыпавшая меня в сопровождении                с приглушенным смешком за спиной. Оглянувшись, я увидел уже громко хохотавшую Ангелину. Лукавые детские глаза смотрели на меня, ожидая реакции. Я улыбнулся. Такой ответ на происшедшее поверг ребенка в восторг, и Ангелина быстро начала собирать новую охапку разноцветных листьев. Высалютав ее, но уже над собой, она собрала свежую, затем следующую, затем еще одну и еще. Дочка каждый раз отбегала от меня, чтобы собирать охапку за охапкой и,  возвращаясь, со смехом разбрасывала листья вокруг нас. Вот она Вечность! Вот они мгновения Вечности, мгновения играющего и смеющегося дитя! Радостное  чувство бесконечной любви к жизни. Это чувство не продается, не подкупается. Это чувство глубокое и безграничное, потому что владеет им наивный ребенок. Здесь нет двуличной фальши, клеветы, зависти, нет разрушающей злости  и обмана, а есть только маленький человечек со своей чистой любовью и ты – его защитник, его пример, источник его будущности – добродетели и зла…    
          Так, играя листьями, мы подошли к памятнику Дюку и, постояв немного возле него, повернули в сторону школы. Это утро я могу назвать одним из самых запоминающихся в моей жизни. Отведя Ангелину в школу,                я намеренно возвращался домой тем же маршрутом, чтобы снова испытать наслаждение Вечностью. Но, проходя мимо Дюка, мимо стеклянной пирамиды, мимо Пушкина, слушая говор листьев под ногами и вдыхая аромат октябрьского моря, я смог немного насладиться только лишь тогда, когда представил, что где-то неподалеку моя дочь, что она рядом, просто спряталась за каким-то деревом. Прожив бесконечный миг волшебных ощущений, я понял – этот замечательный осенний день сохранит себя в моей памяти вечно.         
          Возвратившись домой, я сознательно открыл книгу "В мире мудрых мыслей", где среди прочих определений Вечности, нашел следующее высказывание немецкого ученого и публициста Вильгельма Швебеля: "Никакая вечность не длится больше, чем человеческая жизнь".



22.10.08               


Рецензии