Загадочный мир русского балета

   РУССКИЙ БАЛЕТ - АРХИПЕЛАГ, ОХВАТЫВАЮЩИЙ ВСЮ ПЛАНЕТУ

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.

Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Агния Барто

    Одно время мои внучки Настенька и Алeчка были увлечены балетом. Они буквально жили балетом. В этом им помогала мама Вика. Она делала все возможное и невозможное для того, чтобы девочки попали в хорошую балетную школу, имели бы все для успешных занятий. Не считаясь со временем, приходила и помогала перед балетными постановками.

   На сцене все  было ярко, красочно. Нарядные костюмы. Чудесные дeкoрации. Прелестная музыка. У  юных  балерин - приятный румянец на щечках. В завершении – море цветов. Балет–это феерия, праздник и чудо.

   Меня тоже "затянул" в свои сети  волшебник балет, но не на сцену,я был бы этому только рад.

    Известно,что во Франции,Англии, Дании, Марокко и других странах после революции в России работали замечательные балетные педагоги из Мариинского и Большого  театров.Они-то и воспитали новое поколение.Закончив карьеру танцовщиков, их участники сами открывали школы во всех концах света.

 Русский балет стал архипелагом, охватывающим всю планету, – «островки» всплывают абсолютно везде. И каждый раз, посетив Балет Сан-Хосе (Калифорния), я убеждаюсь, что и в солнечном  штате есть такой «островок».

СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ

    Вы знаете, мне всегда любопытно: откуда та или другая солистка или танцор. Интересны их истоки и наличие «русских корней».Карен Габай. Маленькой девочкой начинала она в Сан-Диего,а потом училась в прекрасной Школе американского балета.

  – Много у нас работало русских педагогов,– рассказывала Карен.– Мадам Александра Данилова и Джордж Баланчин учились балету в Санкт-Петербурге. Были солистами труппы Мариинского театра.Она танцевала на сцене Русского балета Монте-Карло,а он был хореографом. Они и познакомили меня с русским балетом.Заботливо передавали свое мастерство.Помогли стать настоящей балериной.

    Познакомился я и с балериной Каленой Опдайк. Она из красивого  калифорнийского  Монтерея.Первые шаги в балете делала в родном городе у мадам Киры Ивановской.

   –Ее отец был адмиралом царского военно-морского флота. Пришла революция,и семья вынуждена была бежать во Францию. В Париже Кира «заразилась» балетом. Искала и нашла себе учителей: солисток Людмилу Егорову (Мариинский театр) и Марию Невельскую (Большой театр).

    Это была настоящая академия русского балета.Семья радовалась:Киру пригласили  в Русский балет Монте-Карло.

  – Мне очень повезло,–рассказывает Калена,–что судьба свела  меня с таким чудесным человеком и прекрасным педагогом.

В вибрациях танца изящно порхали
Красивые кисти, столь тоненьких рук,
В них таинство звёзд, с отголоском печали,
Способность летать, несмотря на недуг.

Пусть строг хореограф, пусть жалость немая
В носочках натянутых чувствует боль,
Чтоб «Спящей красавице» рукоплескали
За самую первую лучшую роль!

Почти что актриса, звезда своей сцены,
Легко, виртуозно кружит в фуэте,
Не жаждя признания высшей богемы,
А просто стремясь к долгожданной мечте.
 Екатерина Шошорина

    Балерине Нине Новак выпала тяжелая судьба. Ее отца и брата немцы уничтожили в Освенциме.В газовой камере оборвалась жизнь танцора и балетмейстера Рене Влюма. Он долгие годы трудился в Русском балете Монте-Карло.Нина чудом осталась жива.Полюбила  балет.Танцы стали целью ее жизни.Помогли ей выжить.После войны стала прима балериной Русского балета Монте-Карло и «Нью-Йорк Сити Балле»,у истоков которых стоял Джордж Баланчин.

    Жизнь балерины на сцене,как известно,недолговечна.Нина вышла замуж и уехала в Венесуэлу.В столице открыла русскую балетную школу.

  – Я счастлива,что училась у нее,–рассказывала Ирена Иши.В Америку я поехала за своим будущим.Сколько было радости,когда меня приняли в Балет Сан-Хосе.Радовалась и моя учительница в далеком Каракасе.

    Однажды после балетного спектакля меня познакомили с двумя солистами Балета Сан-Хосе и сказали:с ними можно говорить по-русски.

 –  Моя учительница Марика Безобразова,– вспоминал Андреан Торнe,– была дочкой царского генерала. После революции оказалась в Дании. Здесь она познакомилась с приближенной императорского двора, бывшей солисткой Мариинского театра Матильдой Кшесинской. Школа мадам Кшесинской славилась по всей Европе. Марику стали приглашать многие балетные труппы. В Монако мадам Безобразова создала Академию танца, и я стал ее учеником.Учиться у нее было тяжело,и в то же время я получал большое удовольствие. Она добрый человек и требовательный педагог. Прошли годы, и я стал солистом Национального балета Кубы.

    Когда танцевал Роберто Алмагаер,мне казалось,что в нем заложена динамо-машина. Его энергии не было конца. Он  тоже был солистом Национального балета Кубы, выступал в главных ролях в мексиканском балете.Когда в Гавану приехал брат известной балерины Майи Плисецкой Азарий, они подружились и стали учить друг друга не только классическому танцу, но и языкам: русскому и испанскому. Азарий пригласил кубинца  в Москву.

  – Я люблю музыку Чайковского,–говорит Роберто.–Она всегда напоминает мне Большой театр,мою учебу у известных танцоров России.

    Уже много лет  Рони Малер–заместитель директора Балета Сан-Хосе и преподаватель балетной школы.

  – Учила меня танцу бывшая балерина Большого театра Мария Юрьева.Часто помогал  муж – Вячеслав Свобода, бывший солист Большого театра,– рассказала она.– В Нью-Йорке у мадам  Юрьевой была своя  русская балетная школа. Как лучшую ученицу она рекомендовала меня в Русский балет Монте-Карло,где балетмейстером был  Джордж Баланчин. С другим величайшим русским танцором и балетмейстером, Михаилом Барышниковым, я встретилась в Американском балетном театре,художественным руководителем которого он был. На этой сцене я танцевала с такими прославленными мастерами,как прима-балерина Мариинского театра Наталья Макарова и главный танцор Большого театра Александр Глазунов.

НОВЫЙ СОЛИСТ БАЛЕТА

    Жизни человека есть предел,учению – нет, гласит русская поговорка. Вы можете в этом сами убедиться, познакомившись с простым  русским парнем  Антоном Панкевичем. Если бы он писал стихи, то обязательно с радостью посвятил бы их родной Академии русского балета имени  Агриппины Вагановой. Видя его колоссальную любовь к своей будущей профессии, стремление освоить  все больше и больше, педагоги посоветовали продолжить балетное образование в Америке.

    Антон приехал в Вашингтон (округ Колумбия)в Кировскую академию балета. Первым, кого он встретил, был директор этой академии – народный артист СССР балетмейстер Олег Виноградов. Он был рад пополнению и делал очень многое для совершенствования своих подопечных.

    Быстро пролетела учеба. Что дальше? Антон решил поступить в Нью-Йорке в Школу американского балета, богатую русскими  традициями. Так и сделал. Ему было приятно узнать, что одним из ее основателей и главным хореографом был выпускник Академии русского балета, бывший солист Мариинского театра Джордж Баланчин.

    Конечно,с таким образованием работу долго искать не пришлось.Антона пригласили в Балет Сан-Хосе. Здесь танцевали и танцуют выпускники многих балетных школ: американских, китайских, японских, английских, немецких,французских.

    Антон отлично понимал,что он воспитанник русского балета, и это накладывало на него большую ответственность, но все трудности он успешно преодолел. Сейчас он солист, танцует в «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте», «Лебедином озере», «Щелкунчике» и многих других постановках. Выступал на сценах Национального балета Дании,Королевского балета Англии.

    Недавно в Балете Сан-Хосе танцевали и другие представители России:солистка Мариинского театра Александра Ковтунова и солист Большого театра России Александр Лапшин. Это уже новое поколение представителей русского балета.

АЛЕКСАНДР ПУШКИН НЕ ОШИБСЯ

    Балет Сан-Хосе имеет славную историю. В течение 25 лет на его небосводе сияли немало больших и малых балетных звезд Франции, Аргентины, Кубы, Испании, Канады, Японии. Но навсегда вошли в  историю балета выступления знаменитых  русских танцоров, бывших солистов Мариинского театра Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриева.

  – Уже давно нет великого танцора Рудольфа Нуриева. Но я до сих пор помню его выступление на нашей сцене в балете «Коппелия», поставленном по сказке Гофмана. Чудесная музыка Делиба. Превосходный танцор Нуриев в роле профессора алхимии Коппелиуса. Его партнером была наша прима-балерина Карен Габай. Публика была в восторге,–вспоминает режиссер балета Раймонд Родригес (Raymond Rodriguez).

    Александр  Иванович Пушкин более 30 лет отдал Академии русского балета имени  Агриппины Вагановой. Талантливый педагог подготовил сотни толковых танцоров.Но особенно выделил он трудолюбивых и целеустремленных мальчиков Олега Виноградова,Рудольфа Нуриева, Михаила Барышникова. В классе Самуила Андрианова и Павла Герта учился Георгий Баланчивадзе. Педагоги были уверены, что эти ребята далеко пойдут.И не ошиблись.

    Иосиф Бродский был большой поклоник русского балета и посвятил поэтические строчки танцору Михаилу Барышникову:

     Классический балет есть замок красоты,
     Чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
     Пиликающей ямой оркестровой отделены.
     И задраны мосты...

     Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
     Барышников зреть. Талант его не стерся!
     Усиление ноги и судорога торса
     С вращением вкруг собственной оси

     Рождают тот полет, которого душа
     Как в девках заждалась, готовая озлиться!
     А что насчет того, где выйдет приземлиться,
     Земля везде тверда;рекомендую США.

БИЛЕТ НА БАЛЕТ

    Мариинский государственный  театр – один из старейших в России. С его именем связаны такие известные деятели  русской сцены, как Галина Уланова, Анна Павлова, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Джордж Баланчин. Приезд в Сан-Хосе балетной труппы театра воистину вылился в большой праздник  русского балета.

    Поклонники русского балета могли посмотреть в Сан-Хосе и постановки  известных театров России – Московского балета классического танца и Екатеринбургского балета. Кстати,Сан-Хосе и Екатеринбург – города-побратимы.

  – Художественный директор Балета Сан-Хосе Деннис Нахат отлично знает русский балет, его  традиции, – говорит музыкальный  руководитель Академии русского балета дирижер Валерий Овчиников,– хорошо знает и русскую хореографию. Нам всегда есть, о чем поговорить и чему поучиться друг у друга. Мне приятно, что балетмейстером и хореографом многих балетов на музыку русских композиторов является сам Деннис. В эту работу, опираясь на классическую хореографию, он вложил свое видение балета, свои ощущения.

    Теперь давайте вместе посмотрим на репертуар Балета Сан-Хосе. За 25 сезонов – более 120  балетов. Здорово! Немало среди них постановок на музыку русских композиторов: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Серенада»,  «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, «Жар-птица», «Агон» и «Аполлон» Игоря Стравинского, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Шахерезада» Николая Римского-Корсакова, ряд балетов в хореографии Джорджа Баланчина.

    Вы обязательно спросите, почему русский балет так популярен в Сан-Хосе, в чем секрет. А ларчик просто открывается.

    В шесть лет мама записала Денниса Нахата в Детройтскую музыкальную школу. При чем тут балет? Не торопитесь! Через несколько лет его с удовольствием приняли и в танцевальную школу. Танцы  брали верх. Учителя были замечательные. Но ему особенно запомнилась мадам Анна Соколова (1912–2000).

    Она родилась в семье еврейских иммигрантов. Увлеклась балетом. Танцевала в Нью-Йорке, Бостоне и других городах Америки. Стала замечательным балетмейстером и хореографом, входившая в балетную  группу  Марты Грэхем. Одно время жила в Израиле, помогая в организации балетных школ. Вехой в развитии молодой израильской хореографии было создание в 1949 году ансамбля «Инбал». Для его танцовщиков, не имевших никакой профессиональной подготовки, была приглашена Анна Соколова.Параллельно она организовала группу «Ха-театрон ха-лири» («Лирический театр").

    -  В 1934 году Анна Соколова гастролировала в СССР, - рассказывал Деннис Нахат. - Через пять лет организовала в Мексике первый ансамбль танца-модерн "Голубой голубь". Многие её  композиции  посвящены трагическим темам современности: «Плач по умирающему тореадору»  по мотивам поэзии Ф. Гарсиа Лорки (музыка С. Ревуэльтаса); произведения о Катастрофе, «Сновидения»,( музыка И.С. Баха и А. Веберна) и «Памяти № 52436» , (музыка Берда), «Комнаты» ( музыка Хопкинса) об одиночестве человека в большом городе, «Превращение»  по рассказу Ф. Кафки.На всю жизнь она привила мне  любовь к русскому балету, к русской классической музыке. Думаю, что моя карьера сложилась удачно. Посудите сами: я был принят в один из лучших нью-йоркских театров – Американский балетный театр. Мне очень повезло. Художественным руководителем и  балетмейстером был знаменитый  русский танцор из Мариинского театра Михаил Барышников. Тут было много русских звезд, и было, у кого учиться. Сюда приглашались и выдающиеся хореографы и балетмейстеры. Был среди них и всемирно известный Джордж Баланчин. Вот и все мои "любовные" секреты балетмейстера.

    Мы с внучками покидали русский балет «Щелкунчик» в постановке американского балетмейстера и хореографа  Денниса  Нахата. Зал горячо аплодировал. Настроение было праздничное. Отличное осталось впечатление от музыки композитора Петра Чайковского,  ярких темпераментных танцев, красочных декораций. Я еще раз увидел  этот всеми признанный «островок» – Балет Сан-Хосе.

ЛЮБОВЬ НАВЕЧНА

     У меня русские корни, но я родился в Америке.
     Я даже немного говорю по-русски, ведь я учился
     в Москве, в Академии Большого театра.
     Поэтому моя любовь к русской классике навечна.
                Саша Радетский

    На северном берегу залива Монтерей раскинулся город Санта-Круз. Его словно в плен взяли чудесные горы, покрытые фантастическими лесами – знаменитыми калифорнийскими секвойями. Ходят легенды: эти деревья способны передавать мистическую силу людям и помогать им во всем.

    Мы с женой часто бываем среди этой красоты: тут живут родственники. Они хорошо знают, что меня очень интересует балет, но в особенности – его русские корни.– Тут от нас недалеко, на соседней улице, живет русская семья Радетских, – поведали они. – Случилось так, что двенадцатилетняя дочка увлеклась по-настоящему балетом. Потом и пятилетний Саша заразился от нее танцами. Да так, что раз и навсегда. Сначала учился танцевать в Сан-Франциско, а сейчас улетел в Россию.

    C тех пор много воды утекло, как говорят, да и значительно уже «подросли» знаменитые деревья. И снова мой источник сообщил: – В семье Радетских недавно сыграли свадьбу: Саша женился. Представьте себе, он так был влюблен в балет, что и в жены взял приму-балерину Американского театра балета Стеллу Абрера.

  - Чтобы сделать хороший балет,- говорил  великий  балетмейстер Джордж  Баланчин,- нужно любить красивых женщин.

    Талант есть талант. Мальчика из Калифорнии с большим удовольствием приняли в Академию балета Большого театра. Определили в класс Петра Антоновича Пестова. Весьма опытного педагога – заслуженного артиста и заслуженного деятеля искусств России. Среди его учеников – немало звезд мирового балета: Владимир Малахов, Алексей Ратманский, Николай Цискаридзе и многие другие.

  – Пестов был поглощен балетом, педагогикой. Мне очень нравились его уроки. Они никогда не были простыми, – вспоминает Саша, – но приносили мне так много пользы. Я понимал: чем старательней занимаешься в школе, тем лучшим танцовщиком станешь на сцене.

    Одна из поговорок гласит, что учиться – все равно что плыть против течения. Стоит остановиться – тебя отнесет назад. Так что наш молодой американец продолжал плыть по волнам бескрайнего океана по имени Балет, и снова он очутился в русской среде – в Кировской академии балета в Вашингтоне, округ Колумбия.

    Дело в том, что эта одна из престижных балетных школ мира построена по образцу санкт-петербургской Академии русского балета имени Вагановой. Ее художественным руководителем уже много лет является Олег Виноградов– народный артист СССР, балетмейстер. Да и учат здесь известные русские танцоры.

    Саша прилежно учится и в балетной школе Американского балетного театра. И снова изучает традиции классического русского балета, и снова рядом выдающиеся русские танцоры-учителя.

    Американский балетный театр возник в 1939 году благодаря эмигранту из России, бывшему премьеру Большого театра Михаилу Мордкину. В 1990 году его возглавила мировая звезда балета Михаил Барышников. В 2009 году лучший российский хореограф Алексей Ратманский, бывший художественный руководитель Большого театра, занял пост резидента-хореографа Американского балетного театра.

    Как-то доцент Академии балета Большого тетра Илья Кузнецов, ее выпускник, посетил своих бывших одноклассников в Американском театре балета.– Везде русская речь. Костюмеры, пианисты, гримеры и, конечно, танцовщики с балеринами – многие говорят на родном языке, – рассказывает он. – Ко мне подошел парень и сказал: «Привет! Как дела? Помнишь меня?» Тут солист балета Геннадий Савельев мне напомнил о маленьком америкашке, который бегал по школе с огромным рюкзаком и косичкой. Это Саша, наш солист.

    В Сити-центре Манхэттена состоялся гала-концерт в честь  юбилея замечательного русского балетного педагога Петра Пестова. Со всего мира здесь собрались известные звезды балета – его бывшие ученики. Организаторы пригласили и Радетского.– Саша, как сложилась твоя творческая жизнь? – поинтересовался Петр Антонович.

   –Начал в Американском балетном театре, затем пригласили премьером в Королевский балет Дании. Сейчас снова танцую в американском балете, – ответил Радетский.

  – Хотелось бы знать, что танцуешь.

    Молодому танцору было что сказать своему учителю. В его репертуаре немало русской классики: в балетах на музыку Петра Чайковского – в «Щелкунчике» Принц и в «Спящей красавице» Синяя птица; Игоря Стравинского – в «Петрушке» Петрушка; Сергея Прокофьева – в «Ромео и Джульетте» Тибальт и в «Золушке» Принц.Саша крепко полюбил Россию. В прошлом году ему посчастливилось выступать в Москве, где проходили гастроли Американского балетного театра.
 
    На Новой сцене Большого театра танцор выступил в балете на музыку Леонарда Бернстайна «Матросы на берегу», поставленном в духе бродвейского мюзикла.Этот балет "родился" еще в далеком 1944 году,с помощью сына иммигранта из России Джером Роббинс (Рабинович). Кстати, он обладатель награды за режиссуру и хореографию известной постановки «Скрипач на крыше». Саша блеснул своим талантом и в балете «Тройка» в постановке французского хореографа Бенджамина Миллепье.

    "ЗОЛУШКА"-ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

Она Золушкой звалась.
И красавицей притом
В мать родную удалась
Кротким нравом и умом.

Рано матери лишилась.
На другой отец женат.
Так судьбою всё свершилось.
Хоть ты этому не рад.

Злая мачеха имела
Своих взрослых дочерей.
И всегда она хотела
Приласкать родных детей.

Ну, а Золушку, конечно,
Замарашкою звала.
Никогда она сердечно
Ей руки не подала.

Всю тяжёлую работу
В доме Золушка вела.
И о живности заботу
Проявляла лишь она.

Наша Золушка до ночи
Чистит, варит, моет, трёт.
Устают и ноги, очи –
Так, что сон их не берёт.

День за днём идёт мелькая,
Зная времени черёд,
А девица молодая
От судьбы «чего-то ждёт».
Галина Федосеева

   «Золушка» впервые появилась в Москве в победном 1945 году в Большом театре. Через три года балет Сергея Прокофьева был поставлен в Лондоне–Королевским балетом. Известный танцор и балетмейстер Рудольф Нуриев в 1987 году создал «Золушку» во Франции. В 2002 году и в Мариинском театре прошла премьера этого балета. «Золушка», волшебная сказка Шарля Перро, постоянно привлекала композиторов и балетмейстеров. Сюжетом служила всем известная сказка о девочке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую жизнь.

     Трудно даже передать, сколько было восторга в начале мая у любителей балета, особенно детворы, когда Балет Сан-Хосе поставил «Золушку». Интересно, что Принц, чтобы ее найти, специально прилетел из Нью-Йорка. Его роль исполнял, как вы уже сами, наверное, догадались, солист Американского балетного театра Саша Радетский.

     Мне остается сказать, что я позвонил моим родственникам в Санта-Круз и сообщил приятную новость о предстоящей премьере. «Золушку» смотрели вместе. Им интересно было увидеть известного в балетном мире соседа.


Рецензии
Уважаемый Борис! С особым интересом прочитал Вашу работу о балете. Много имен, много истории. НО!!! Не увидел двух великих имен, прославивших русский балет, его школу. Это Леонид Мясин (естественно к кузену моего отца у меня особое отношение) и Сержа Лифаря. Один выходец из России Джордж Баланчин, конечно, тоже велик, но Мясин и Лифарь прославили русский балет не меньше. Кстати, Леонид Мясин в 1947 году стал гражданином США и помню в начале 60 мы в семье с удовольствием и гордостью прочитали в журнале "Америка" на русском языке, который у нас было достать чрезвычайно трудно, в серии "Великие русские в Америке" огромную статью о Леониде. С 1913 года он не жил в России и его балеты были восстановлены в Большом в 2005 году сыном Леонидом Леонидовичем (Лоркой) Мясиным. У него были планы поставить еще балеты в Мариинке, но что-то сорвалось. Еще один нюанс: остров Гали, где у Леонида был свой особняк, после его смерти купил Нуриев. Сейчас его купил какой-то итальянец с русской фамилией, собирающийся преврать остров в место отдыха и развлечений. Печальна и судьба дома в Зенигороде, где прошло детство Лонида и моего отца. Его выкупил Лорка, собираясь сделать там музей. Но по какой-то причине отказался и продал его. Последняя его хозяйка Евгения Михайловна Закуваева (Мясина) скончалась два года назад на 98 году жизни. Похоронена в Звенигороде. http://www.proza.ru/2016/06/02/1557 Всех Вам благ, Е.М.

Евгений Борисович Мясин   17.11.2017 16:15     Заявить о нарушении
Дорогой Евгений!

Ваши отзывы всегда от души, от всего сердца!

Ваши рекомендации реализованы в другой статье.

(Свидетельство о публикации №215082600140 ).

С уважением,

Борис Гольдин   18.11.2017 07:27   Заявить о нарушении
Уважаемый Борис! № свидетельства мне ничего не дает, Хотелось бы получить ссылку, более доступную. Всего доброго, Е.М.

Евгений Борисович Мясин   18.11.2017 11:33   Заявить о нарушении
Название публикации:

"Тут русский дух, тут Русью пахнет".

С уважением,

Борис Гольдин   19.11.2017 00:30   Заявить о нарушении
Уважаемый Борис! Спасибо, я вспомнил, что я уже ранее обращал Ваше внимание на отсутствие имени Леонида Мясина в Вашей другой работе, только не помню в какой.В Ваш "Русский дух" Вы ее включили в основной текст, добавив еще кое-какие детали. Если Вы в дальнейшем решите ее опубликовать (издать)в виде энциклопедии, то советую по-дружески не забывать имена Мясина и Лифаря. Еще раз спасибо, успеха и удачи! Е.М.

Евгений Борисович Мясин   19.11.2017 01:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.