Заготовка силоса

              Лето продолжалось.
         С постоянной работой у нас не получалось.

         Лучшие места, а это на поливе кукурузы и люцерны, были заняты.

                И вот нам повезло, за Широковским мостом от канала и до птичника, от элеватора и до шлюза на канале, поле кукурузы на богаре в начале восковой спелости, решили скосить на силос.

          Собрали бригаду для заготовки силоса, в неё вошли: дядя Петя на тракторе  «Беларусь» с прицепным комбайном КИРом.  Два грузовика с нашитыми бортами,  марки ГАЗ -51,   и мы школьники.   

            Два Николая и Игорь, учившиеся на класс старше нас с Саней, но все мы были одного года рождения.

      Силосная яма находилась рядом на поле возле птичника с восточной стороны и тянулась с севера на юг.

             Сюда должны были привозить  на грузовиках свежескошенную и измельчённую кукурузу, предварительно заехав на весовую, которая была рядом с полем у элеватора.

             Первый день долго возились с техникой, налаживая комбайн, нашей же задачей было забраться в кузов грузовика с вилами и равномерно раскладывать поступающую кукурузную массу по кузову грузовика.

         Водители, получавшие зарплату за перевезённый груз, требовали максимально заполнять кузов.

            Выгрузка силосной массы происходила таким образом, крючок на тросу закрепленный за трактор Т -74, перебрасывали через яму, а затем в кузов на силосную массу, потом крючок цепляли за торчащий трос у кабины, который крепился за крепкое брёвнышко.

           К брёвнышку, а их было два, крепилась сетка из прочных  ремней – тесёмок, сетку раскладывали по дну кузова, одно бревно укладывали у борта кабины, другое в конце кузова.

               Машина подъезжала к краю ямы, где на краю лежало бревно, которое служила ограничителем, чтобы машина не свалилась в яму, открывался задний борт.

           Когда крючок закрепляли за трос, цепляющий крючок слезал на землю и отдавал команду, что всё готово.

             Водитель давил на тормоз, а тракторист на акселератор, включал скорость и начинал движение от ямы.

                Трос натягивался в струну, и начинал сваливать измельчённую массу  в силосную траншею, в это время нос машины приподнимался вверх, сетка заворачивала всю массу в рулон, который сваливался прямо в яму.

              В кузов залезал один из наших ребят, сбрасывал из кузова остатки силосной массы, стучал по кабине и машина медленно отъезжать от ямы, волоча за собой сетку привязанной к машине другим концом с брёвнышком.
             Трактор синхронно с машиной сдавал назад до самой ямы, чтобы крючок с тросом оставался со стороны подъезда машин.

             Сетку затягивали в кузов машины, раскладывали, трос укрепляли за кабиной  машины, закрывали задний борт, теперь всё было готово под новую загрузку.

                А теперь немного о том,  как мне приходилось стоять  под идущим плотным потоком из  комбайна кукурузной массы, и разбрасывать её по углам кузова.

                Водитель дядя Коля требовал, чтобы углы забивались и утаптывались.

               Подъезжали мы к комбайну в кабине машины, вилы уже лежали в кузове, я покидал кабину и залезал в кузов, трактор с КИРом начинал движение, а с ним и машина.

             Масса валила плотным потоком, я начинал разбрасывать массу по углам.

                Бросать приходилось в темпе, немного замешкался и уже вилы с трудом выдёргивал из навалившейся кучи.

                Машину бросало по сторонам на неровностях поля, приходилось удерживать равновесие, когда кузов был пуст, то сохранять равновесие позволяли борта машины, на которые опирался при случаях отклонения.

               Масса силоса заполняла кузов, а я вращался вокруг силосопровода, разбрасывая измельчённую массу.

              Нашитые борта дополнительными досками оставляли не большой зазор между массой кукурузы в кузове и  изогнутым концом силосопровода.

                Моё положение, в котором  я оказывался выше комбайна.

           Силосная масса уже не успевала вываливаться, прессовалась и выскакивала  в стороны большими кучками.

            А под ногами ровная площадка на уровне верха бортов, одно неловкое движение и можно свалиться в низ, с довольно приличной высоты, для сохранения равновесия пользовался вилами, в нужный момент опирался на них.

              Когда заполнялся кузов, я обливался  липким потом, работая в темпе вилами, на  тело оседала пыль и мелкие частицы силоса,  тело и волосы головы становились грязными, а когда машина и трактор останавливались, то от напряжения в руках  чувствовалась усталость.

            Я слезал с кузова, садился в кабину и ехали с поля на весовую, для большей перевозимой массы водителем, оставался в кабине.

            Производилось взвешивание, вес записывался в ведомость и теперь прямым ходом к траншее.

             Так продолжалось не меньше недели, работали с раннего утра и до позднего вечера.

            Однажды прокатиться со мной в машине решил мой одноклассник Саня, он тоже,  как и я, был под раскладкой в кузове машины, мы только менялись очерёдностью.

                Машину дяди Коли с силосной массой раскладывал я, потом эту же машину раскладывал Саня.

              Я был в кузове под раскладкой, а мой товарищ в кабине, когда машину заполнили с горкой над бортами, я весь взмыленный слез и забрался в кабину.

            Здесь меня мой товарищ удивлённо спросил:
                -  А зачем ты сразу начинаешь разбрасывать силос?

              - Так дядя Коля так сказал, забивай и утаптывай углы.

           Саня посмеялся над моей глупостью и объяснил:
                - Когда следующий раз полезешь в кузов, стань в один из углов у кабины,  стой  и жди, когда кузов почти полностью заполниться, а потом когда горкой будет накаливаться силос, сталкивай его по углам.

                Вот это подсказка, а ведь это не первый раз, когда Саня давал дельные советы.

            Вон припоминаю случай, когда за каналом пропалывали тыквы, там тогда у Сани мать была звеньевой, он подсказал, как быстро пропалывать тыквы и после этого норму выполняли до обеда.

                Машина переваливалась на неровностях поля, треща натруженностью рессор, Саня мне рассказывал, как облегчить свой труд.

                Тут вмешался дядя Коля, управляя машиной, которая ревя оборотами на низкой передаче, везла такую тяжесть:
               - Чё ты ему подсказываешь! Пусть поработает.

         Вот у меня  слегка и покачнулось мнение о классном мужике, любимце хуторских пацанов.

           Подскажи он мне, как нужно без больших затрат и сил заполнить качественно кузов, моё уважение возросло к нему во много раз.

                Или промолчал в это время, когда Саня объяснял, как поступать с загрузкой, моё мнение осталось прежним, а так  закрался червячок недоверия.

                Следующую машину заполнял по подсказке одноклассника, как это оказалось просто и легко, такая работа просто одно удовольствие, прокатился на машине в одну сторону, немного пошурудил вилами по кузову и снова прокатился в своё удовольствие обратно.

               Уборка кукурузы на силос продолжалась.

               А перед началом уборки немного пришлось по конфликтовать с начальством.

               А как это получилось в следующем рассказе.


30 сент 2915 г.


Рецензии