Время - река

1 октября 2015

Время. Наше главное достояние и наше проклятье. Речь сейчас не об информационной программе Первого канала, хотя Екатерина Андреева могла бы поспорить, а о форме протекания всех механических, органических и психических процессов, как грамотно сформулировали философы. Парадокс: время даровано нам, чтобы жить, и оно же нас беспощадно убивает. Мы рождены, чтобы умереть. Печальная истина, но с ней надо смириться. Memento mori. Осознание того, что каждое мгновение может стать последним, весьма помогает в жизни: любые проблемы кажутся незначительными.

Платон характеризовал время как «движущееся подобие вечности». Поэзия, не иначе. «Время – река, море – сердце. Вытрусь пока – дай полотенце». Это уже опус вашего покорного слуги. Так сказать, из раннего творчества. На лавры Пушкина не претендую. Да и разве можно затмить Солнце русской поэзии? Самому Александру Сергеевичу было отмерено слишком мало: 37 лет – возраст, когда все только начинается. Правда, за эти годы он успел сделать столько, что кажется, будто время над ним не властно. Вот и теперь великий пиит живее всех живых. И его нерукотворный памятник уже не смогут столкнуть с корабля современности, как это сегодня происходит со статуями вождя мировой революции в некогда братских республиках.

1 октября мир отмечает Международный день пожилых людей. Как известно, старикам везде у нас почет. Правда, чаще всего, дальше избитой фразы дело не движется. В нашей стране более актуально звучит другая истина: старость не радость. Мне сложно представить, что будет лет через сорок, когда я превращусь в почтенного седого старца. Но я точно не буду рассчитывать на помощь государства. Обидно за тех, у кого нет другого выбора. Многие пенсионеры не живут – доживают. Или, скорее, выживают, несмотря ни на что. Меня не страшит старость: я отношусь к ней философски. «Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить». Как тут не согласиться с великим Эльдаром Александровичем Рязановым? Единственное, что меня пугает: как будет выглядеть в старости подрастающее ныне поколение, предпочитающее увеличивать оперативную память гаджетов, а не свою собственную. Какие песни они будут петь? Нюшу? Представляю себе пенсионеров со змеиными языками, тоннелями в ушах и татуировками на пояснице. Как можно серьезно воспринимать нравоучения таких дедушек и бабушек? Собесы и поликлиники станут больше похожи на ночные клубы, посиделки на скамейке у подъезда превратятся в автопати, а вязать будет разве что во рту с похмелья. И хотя сегодняшние мальчики и девочки подвержены активной атаке маркетинга и массовой культуры, загрязняющей разум, есть надежда, что опыт – сын ошибок трудных – научит их жить своею головой и сердцем, а не искусственным интеллектом смартфонов, телевизоров и планшетов.


Рецензии