О чем же говорил Барак Обама в ООН?

28 сентября 2015 г., скорее всего, войдет в историю ООН, так как в этот день выступили Главы Государств, наиболее значимые в мировом политическом раскладе, которые с трибуны Объединенных Наций продекларировали судьбу мира на следующие десятилетия (смотрим http://www.youtube.com/watch?v=pSA2u5jZvy4). Какими они будут: может быть мирные, а может быть опаленные кровью, но хочется надеяться, что, как и за предыдущие 70 лет существования ООН, удастся дипломатическими методами избежать очередной мировой бойни, которая может поставить жирную точку на существовании нынешней цивилизации.
В отличие от встреч на высшем уровне в различных форматах, трибуна ООН больше всего подходит для докладов на вольную тему, когда Лидер каждой страны говорит о том, что наболело в его Государстве, как это может повлиять на мировые дела. И каждое слово, произнесенное лидерами крупнейших стран перед делегатами со всего мира, является маркером будущих событий. Не стало исключением и выступление Президента США Барака Обамы, но вот только получасовое действо на трибуне ООН стало маркером несостоятельности страны, которая волей судьбы на пару десятилетий оказалась в положении супердержавы. (Волей неволей, но в голову приходит сравнение США с Римской Империей.)
С точки зрения зрителя, если объективно, то Барак Обама сильный и убедительный оратор, умеющий зажечь аудиторию, что показали аплодисменты зала, пару раз прерывающих доклад. Только суть речи, читаемой по памяти или экспромтом (с поддержкой телесуфлера), оставила слишком много вопросов как к США, так и к самой личности Президента. Фактически, все свелось к повторению слова «демократия» в самых разных сочетаниях в применении к разным странам, правда, с несколькими оговорками о возможности разного толкования данного ярлыка в азиатских странах. А приводимые примеры «демократии», если вспоминать об общественных волнениях в США последнего времени, вызывают чувство разрыва реальности, когда докладчик говорит об одном, но в реалии все обстоит прямо противоположным образом.
В общем, информационная составляющая доклада Президента Барака Обамы оказалась весьма близка к нулю, если не учитывать «демократию». Зато интересны оговорки докладчика, которые показывают политические и экономические тенденции в высших эшелонах власти США.
Правда, следует заметить, что, слушая синхронный перевод, можно ошибиться в тех или иных посылах, звучащих в вольной речи, но искусство дипломатии как раз и заключается в том, чтобы добиться собственных целей просто сотрясая воздух. Во всяком случае, англоязычная часть аудитории была очарована прозвучавшими словами.
Если отбросить стандартные фразы докладчика, то первый серьезное заявление Барака Обамы: «Сегодня мы видим коллапс сильных диктаторов». Под диктаторами, конечно, подразумеваются лидеры стран, которых западные СМИ разрисовали в жуткие черные тона. И набор стран стандартен: Ирак, Ливия, Сирия. Насчет Ирака и Ливии мы видим страшные результаты демократизации, когда население этих стран опущено ниже плинтуса, а Европу затапливает вал беженцев, которые несут анархию в некогда «благословенные» страны. Да, в конце речи опять-таки была упомянута многострадальная Ливия: «когда мы присоединились к международной коалиции под мандатом ООН» и «Когда мы старались помочь ливийскому народу сбросить тирана», и это в переводе означает, что виноваты европейцы, а не США.
Насчет Ирака сказано было еще много слов, правда, довольно сложно понять, а что он имел в виду в конце доклада: «ошибочные действия США» или что-то другое. Хотя, понятно, оратор устал и ему трудно строго формулировать аргументы «за» и «против».
О Сирии можно не говорить, так как видео разрушенных городов заставляет задуматься, а нужна ли такая демократия. Кстати, из всей фактологии сирийского кризиса было упомянуто лишь то, что Башар аль-Асад использует бочковые бомбы (поясним, объемного взрыва) против мирного населения, и это все значимое о Сирии. Если следовать логике, то тогда удивительны слова, как это он сказал чуть позже, что ему каждое утро на стол ложится доклад о состоянии дел в мире; и вот тут возникает вопрос о компетенции сотрудников Белого дома, которые не только не разбираются в географии, но и не помнят даже существенные события в значимых для США странах.
Наиболее неприятная оговорка, произнесенная докладчиком, которая зловеще звучит на русском языке: «Наша страна обладает могущественными вооруженными силами». А далее: «Мы не замедлим использовать односторонним способом в плане защиты друзей и сторонников». Возможно, дело в переводе, но, говоря о миролюбии, заявлять о «вооруженных силах» и «одностороннем использовании» с трибуны ООН дело весьма скользкое, которое имеет успех лишь у талантливых дипломатов.
Любопытно, но в речи были упомянуты НКО, которые, как считает оратор,  являются основой гражданского мира и демократии. Мда, за чужие деньги строить новый мир – что может быть приятнее для предателей нации.
Слова «Когда я стал Президентом США» эмоциональны, но вряд ли несут позитивную информацию, так как США за семь лет стали слабее и растеряли множество союзников.
России, конечно, было уделено внимание, но, что удивительно, не так много, да и ближе к концу речи: чуть позже сентенции об НКО и перед проблемами Южно-Китайского моря. Эмоционально заявлено: «анексия Крыма» и «агрессия в восточной части Украины», а вот о преступлениях бандеровских ублюдков, естественно, ни слова. О самой России: «падает рубль» и «происходит эмиграция хорошо образованных россиян»; кхе, если смотреть на американские биржи, то впору вытирать слезу, наблюдая, как паникуют спекулянты. Как видите, вроде пинок по России, но тут же расшаркивание перед ней: «Мы заинтересованы, чтобы Россия была сильной».
Очень существенно было сказано о том, что «Южно-Китайское море…  это свобода навигации» и «у нас достаточно сил, чтобы оградить… если дипломатия не сработает». Т.е., это как бы заявление о том, что интересы США переносятся из Европы в другой регион, а уж Старый Свет пусть сам расхлебывает круто заваренную кашу.
Слова, что после 50 лет блокады Кубы, если в стране произойдет восстановление демократии, то конгресс снимет эмбарго, вызвали бурные аплодисменты. Правда, для этого нужно сделать то, что мы уже видели на выборах 2011 года в России, и разрешить «не системной оппозиции» свободу рук, конечно, об этом было сказано значительно более округло и «демократично».
Естественно, был упомянутый «апокалипсический культ как ИГИЛ», а также: «США готовы работать с любой страной, включая Россию и Иран». Но, увы, заявление о том, что «должна сформирована новая коалиция для перехода от Асада» позволяет усомниться в желании США бороться против новой чумы цивилизации в виде Халифата. (Жесткая позиция США по поводу Асада была несколько смягчена после ряда дипломатических переговоров.)
Российским либералам будет интересно услышать: «Считаю, капитализм был лучшим фактором формирования богатства и возможностей за всю историю человечества». А также полезно узнать: «Мы показали, как победить эболу»; кто не знает что это такое, то пусть посмотрят ролик из Африки, где врачей в космической экипировке встречает охранник аэропорта в обычной одежде.
В конце речи Барак Обама упомянул о «Тихоокеанском партнерстве», которое, видимо, является наиболее важным экономическим вопросом для США, правда, каких-либо подробностей приведено не было, так как данная тема окружена флером умолчания.
В заключение данного обзора можно только подсказать любопытствующим: подсчитайте, сколько раз было произнесено слово «демократия». И также обратите внимание, а с чем склоняется данный ярлык, например, «Демократия … Благодаря этому мы стали самой сильной нацией в мире», «Что верно для Америки – верно и для всех демократий» и «Абсолютная власть несет абсолютную коррупцию».

Даниель Громов
30 сентября 2015 г.


Рецензии