Лит. соревнования на портале ЧХА 011

Сегодня финал. Обсудим работы финалистов, узнаем победителя нашего первого «Пробного турнира».
Обсудим работы финалистов, узнаем победителя нашего первого «Пробного турнира». В финале: рассказ Вячеслава Гранта «Топь» и рассказ Александра Сороковика «Букет сирени».



   Олег и Манана Фурсины
   
   Итак, это случилось. Впервые за все время, что мы пишем рецензии, голоса наши разделились. Причем как-то кардинально, не так, как обычно. Обычно ситуация такова, что можно сделать приписку о несогласии каждого из нас в чем-то с автором, но согласии в целом в оценке произведения.
   Судите сами. Манана отдала свой голос Александру Сороковику. А я – Вячеславу Гранту. Решительно и безапелляционно. И как тут писать одну рецензию на двоих?
   У нас есть объяснения своим предпочтениям.
   Манана – поклонник работ Сороковика. Она находит его рассказы интересными для себя. Отметает все упреки в отсутствии увлекательного сюжета и экшена, каковые ей не всегда нужны, если разговор идет о литературе, притом жанра «просто о жизни». Не то чтобы она не знала, какие кунштюки порой выкидывает жизнь, она все же врач, а врачам приходится сталкиваться с жизнью лицом к лицу, и не всегда это удачно. Но жена говорит о том, что Чехов, например, соотносится со Стивеном Кингом примерно так же, как пшеница с грибами: растут на земле, являются растениями. Но Чехову быть великим писателем до скончания времен, а Стивену Кингу – просто писателем, удачливым автором бестселлеров нашего времени. Пусть будут и один, и второй, а еще лучше – когда все сочетается, но вообще-то, как она считает, так не бывает. А экшена у Чехова как-то маловато. Да, раздаются выстрелы за сценой, обычно в пьесах, да дело-то не в них вовсе, просто висело ружье изначально на стене, пора бы и выстрелить, и все как-то обыденно и просто.
   В данном случае жена определила, что рассказ Сороковика – добрый, о людях, занимающих активную позицию в жизни, о том, что случается чудо, если есть на то желание человеческое и воля судьбы. Она вздохнула облегченно, оттого, что хеппи-энд случился все-таки, да явно обрадовалась, что там говорить. Она отметила язык Александра, его грамотность.
   По поводу же рассказа Гранта отметила: «понятно, что девяностые, но ведь как заковыристо человека выбросило из судьбы. Прямо-таки как в индийском кино, безжалостно, бесповоротно, роком каким-то. Бывает, конечно, бывает. Все случается. И все-таки даже для девяностых – что же он, и в милиции не самоутвердился хоть криком, хоть складом речи…Ладно, был болен после удара по голове, согласна. Но очень это лихо, вот так из жизни выпасть». Я же возражал, что и сейчас все возможно. Увы, даже выстрелы в центре Москвы: было бы желание выстрелить…
   Пожаловалась на то, что Вячеслав испортил ей хеппи-энд вконец, убив главного героя, пусть и позже, но убив: ведь сразу печаль, и по его поводу, и по поводу Светланы….
   Все эти возражения я отмел. И то, что беда может прийти нежданно-негаданно, я знаю, и что бомжом можно сделаться, и желание женское хеппи-энда меня раздражает: в жизни-то по-всякому. И гораздо реже так, как у Александра, нежели чем как у Вячеслава.
   На это жена отвечала, что, пожалуй, как у Вячеслава, это так же редко, как у Александра…Успела упрекнуть Вячеслава в речевой неточности, в стилистических ошибках. Мне на это трудно реагировать: я не знаток, и уж никак не эстет.
   Словом, господа авторы дали нам повод для спора. Разрешили мы его просто, на уровне «нравится больше или меньше». То есть руководствовались эмоциями. Не ругаться же, в самом деле, когда определилось расхождение. Это и у нас бывает, когда работаем, стараемся тогда найти консенсус. Вот и теперь так получилось.
   Если позволите, голосовать мы будем за своих «кандидатов». Что поделаешь, живем в демократической стране. Того и гляди, обвинят в антиконституциональн­ом­ отношении к женщине. Ведь только что Лана хвалила совсем за другое, а я тут монстром пойду на жену.
   Один-один, господа финалисты. И обоим спасибо за то, что позволили думать и чувствовать.



   Вячеслав Грант - Олегу и Манане Фурсиным.
   Олег, ничья в Гостиной – это примирение двух работ. А в семье – это разлад. Будь я Николай Николаевичем, безапелляционно назвал: «бунт на корабле!». Что поделаешь, патриархат истребляют. )))
   Прошу прощения у Мананы за то, что «Вячеслав испортил ей хеппи-энд вконец, убив главного героя, пусть и позже, но убив: ведь сразу печаль, и по его поводу, и по поводу Светланы….» Манана, так ведь в иной ситуации тайна могла не раскрыться, и рассказ бы не состоялся.
   «И все-таки даже для девяностых – что же он, и в милиции не самоутвердился хоть криком» – Манана, люди бывают разные (еще и после сотрясения мозга и ран – врач знает, и с бодуна. А вспомните какой была милиция. За крик на представителя незыблемой власти можно было получить… неприятность).
   Раскаиваюсь за речевые неточности и стилистические ошибки. Очень постараюсь искупить свою вину.
   … Стивен Кинг – тоже ничо.
   
   Спасибо Манане за критику, Олегу – что не поддался, выстоял.



   Александр Сороковик - Олегу и Манане Фурсиным
   
   Спасибо большое вам, Олег и Манана! Когда рассказ заставляет переживать, вызывает сильные эмоции – это всегда бальзам на душу автора! Отдельный поклон – Манане, как почитателю моего творчества!
   Да, у меня экшена маловато. Ну, что поделать, стиль такой. Мне интереснее в душах копаться. И про хеппи-энд скажу. Для меня это слово всегда имеет немного презрительный оттенок – нечто слащавое и неестественное. Хотя, это и неправильно. Необязательно счастливая развязка неестественна. Другой вопрос – её подача. Я очень не люблю рассказы типа ребёнок пишет письмо Деду Морозу с просьбой подарить ему папу, а на следующий день раздаётся звонок в дверь и … в общем, все дружно рыдают от умиления. Ну, или… - сюжетов подобных море! В общем-то, я не люблю хеппи-эндовской определённости. «Букет сирени», пожалуй, имеет самый оптимистичный счастливый энд. Но и здесь всё заканчивается в начале: дядя Лёня обязательно выздоровеет, Санька с Юлей поженятся, это всё понятно и естественно, без всякого сарказма. Но вот фальшивым был бы такой финал: на свадьбе Сани и Юли, дядя Лёня произносит тост за жениха и рассказывает, как тот спас его своим букетом. Все гости утирают слёзы, а Санька искренне не понимает, что он такого сделал. Это уже сусальная фальшивка. Ну в общем, где-то так я понимаю этот вопрос. Во всех почти других рассказах у меня финалы пожёстче…



 В финале Вячеслав Грант победил Александра Сороковика со 4:1.
   


Рецензии