Мораль как диалог с Высшей Реальностью

Ерошенко Т. И.
                Ерошенко И.П.
Поэзис этики: этические образы мира и человека
 5.Мораль как диалог с Высшей Реальностью (В.Р.). 
            В.Р. – одно из трансцендентных и трансцендентальных  (запредельных ) понятий, традиционно используемых в религиозно-образном и моральном познании под различными именами: Духа, Бога (богов), Нирваны, Брахмы, Абсолютного, Абсолюта, Абсолютной Реальности, Высшего Разума и др. На рубеже XX – XXI в.в.в отечественных научных изданиях  появились опыты по философскому осмыслению этой категории применительно к современной естественно-научной картине мира. Культ развитых религий всегда представляет собой форму обращения к В.Р. Верующий полагает, что это обращение открывает ему возможность общения с В.Р., что в свою очередь поможет ему определить свое поведение в соответствии с божественным (высшим критерием человечного).            Верующий полагает также, что практика религиозного действа есть одновременно упражнение в нравственно-моральном поведении. И отход определенной части людей от религиозного сознания  не разрушил  формы упражнений в нравственно-моральном поведении. Моральные усилия сохранили форму диалога с кем-то Высшим.
               
       Российско-коммунистический режим боролся, как ему представлялось,  с религиозным сознанием, но сохранял на государственном уровне фактически религиозную по форме систему нравственного и морального воспитания ( культ самоотверженности, преданности Родине, трудовому народу, партии, вождю ), в ней достаточно чётко проступала  апелляция к актуальной и потенциальной всечеловеческой культуре.
       Эта система коррозировалась, но работала. Её результат нашёл отражение в появлении уникального советского человека, о котором с ностальгией вспоминает писательница Светлана Алексиевич [См.: 2].
  Это поколение З. Космодемьянской, Г. Королева, Н. Гастелло, А. Матросова, В.Гагановой, Ю. Гагарина, В. Терешковой и др.. Сила советской системы состояла в её ориентации на всесторонне развитие  личности, усваивающей лучшие достижения мировой (общечеловеческой) и национальной культуры (да, не всегда это получалось, но ориентация была такова).
    Обратимся вновь к феномену языка. (Кстати, этика как единство нравственности и морали, проявляет себя и в особом этическом языке).  Используя язык в своей повседневной жизни, человек одновременно и воссоздает и совершенствует его. И в этике (на её моральном уровне) человек воссоздает образцы идеальной социоантропологической  реальности и проектирует совершенствование её и себя. Итак, моральный процесс – диалог субъекта морали (Человека, Человечества,  Вселенной (Космоса)) с Высшей Реальностью…
       Оставляя  этику (оба её уровня моральный и нравственный), деэтизируясь, человек  разрушает социантропологическое пространство.    Россия сегодня переживает деэтизацию: личности (массово), групп (социально-этнических, социально-классовых, социально-профессиональных: педагогов, врачей, юристов, администраторов, офицеров и т.д.). Бизнес-сообщество (новые русские) вообще этики своей  не имели и не имеют. Деятельность бизнес-сообщества воспринимается в России в целом негативно. Само существование социантропологического пространства оказывается в России под угрозой исчезновения, что почти совпадает с процессом физического вымирания её населения.
          Русская православная церковь и другие религиозные организации вновь стремятся занять место ведущего института морально-нравственной социализации молодежи, поскольку государство от морально-нравственного воспитания молодежи фактически самоустранилось,  что демонстрирует аморальный характер реформ в образовании. Оно (современное Российское государство) само потеряло моральный авторитет у большинства своих граждан и разрушило его у школы и армии (после занятия должности министра обороны С. Шойгу авторитет армии стал восстанавливаться). Властвующая ныне в России элита воспринимается в массовом сознании как довольно безнравственная часть общества. Состояние перманентного этического (морально-нравственного) кризиса не дает России возможности цивилизованно вырваться из тисков экономической и технологической отсталости. Однако только государство, восстанавливая свой моральный авторитет, должно и обязано взять под свой контроль воспитание морально-нравственных качеств своих граждан в стране многонациональной и многоконфессиональной.  Оно должно представить такую идею, «российскую идею», которая бы олицетворяла для граждан России  В.Р., которая бы примиряла и православных и католиков и христиан и мусульман, и атеистов и язычников в ней живущих. Эта «идея» должна быть выводом из всех сегментов лучших достижений российской культуры и всечеловеческой культуры. Из имевшегося в прошлом опыта ближе всего к такой идее была коммунистическая идея. К сожалению, практика применения «идеи коммунизма» в нашей стране и за рубежом дискредитировало идею. А разве другие религиозные и нерелигиозные идеологии не дискредитировались в истории и не дискредитируются постоянно в  современности. 
       Функция же морали как параметра порядка как раз и состоит в «творении других областей», за счет которых расширяется пространство человечности,  вмещающее «вечные» общечеловеческие ценности. Не только у нас в стране, но и во всём мире наблюдается  разрушение традиционных систем социализации. И в тоже время многое из  наработанных за последние две с половиной тысячи лет ценностей общечеловеческой культуры, особенно нравственной культуры, остаются не освоенными. Сегодня много говорят о необходимости совершенствования экономической системы, политической системы, системы образования как системы подготовки функционеров – роботов, а о моделях систем, совершенствующих души людей, то есть систем нравственно-моральной социализации   политическая элита и не заикается. Для современной элиты в России её народ – «генетическое отребье». Похоже, что функцию совершенствования души человека целиком возложили на религиозные институты.
      Религиозные организации, конечно,  имеют огромный  опыт как положительного, так и отрицательного воздействия на души человека. Однако сегодня его недостаточно. Без современной системы просвещения - системы  совершенствования человеческих  душ, системы  презентации и усвоения лучших достижений мировой и национальной культуры, совершенствование общества невозможно.
      Правда в том, что властвующая элита в буржуазном, скроенном по западным моделям, обществе не заинтересована в том, чтобы дать народу качественную культуру.  Отсюда и ломка нашей школы, всей системы нашего образования, превращение его в конвейер по производству специализированных роботов. Высокопоставленные чиновники совершенно не стесняются называть желаемых им по качеству выпускников системы образования «хорошим продуктом».
     Полагаем, что цивилизованный выход России из её тупиковой или даже катастрофической ситуации состоит в обращении к реализации  идеи конвергенции (идеи, кстати, близкой А.Д. Сахарову и Е. Примакову). Вокруг этой идеи может сплотиться большая часть народа. Реализация идеи конвергенции позволит более плавно связать советскую и постсоветскую Россию.  Конвергенция развёртывается по следующим направлениям:  производственно-технологическому (модернизации), экономическому, социальному, политическому, геополитическому и главному, в нашем контексте,   –  идеологическому или духовно-нравственному. Надо, опираясь на всё лучшее культурное и этическое в  наследии России, в том числе и в её советском периоде, стремиться определить смысл существования современной России. Этот смысл не может определить один человек, будь он семи пядей во лбу, этот смысл не может придумать и так называемая властвующая элита. Смысл бытия страны определяется её народом…
 


Рецензии
«Мораль как диалог с Высшей Реальностью»

Мораль как отражение при помощи языка внутриродовых отношений!
Кстати, у Homo sapiens это получается хуже чем у его братьв меньших.
И никакой научный, прозаический и поэтический трёп это печальное
обстоятельство пока изменить не может.

Крепись, Умник, ты даже до Дикаря не дотягиваешь. А жаль!

Бабуин.

""Президент Зимбабве Роберт Мугабе выступил против повсеместного навязывания ценностей, не учитывающих особенности каждой страны.
Во своей речи на юбилейной сессии Генассамблеи ООН он резко раскритиковал позицию западных стран на международной арене. «Мы не согласны с применением двойных стандартов с целью сделать виновными государства, которые имеют смелость мыслить и действовать, не оглядываясь на страны, которые провозгласили себя образцом для других», — заявил он. По словам зимбабвийского лидера, неуважение независимости других стран со стороны Запада спровоцировало многие сегодняшние конфликты. «Мы также отвергаем попытки навязать нам новые правила, которые противоречат нашим ценностям, нормам, традициям и убеждениям. Мы не геи», — сказал он.""

Украина. ру. от 01.10.2015

Эдгарт Литау   01.10.2015 12:23     Заявить о нарушении
Конечно, хуже... "...Кто матерь Моя, и кто братья Мои?
И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои...". У бабуинов разве такое возможно?

Игорь Ерошенко   01.10.2015 17:03   Заявить о нарушении