А вы могли бы поцеловать куклу 6

               




                В кабинете Екатерина и князь Потемкин.  Прислуга приносит записку -донос на фаворита Корсакова, которого Екатерина в шутку называла царем Пирром.


Екатерина (прочтя записку). У меня к тебе просьба, князь. Знаю, что ты с дороги устал, но у меня опять неприятности с Пирром. Вся его родня, которую он любит, сегодня ужинает у него, а он собирается, как он пишет, провести вечер у Марины Осиповны. Для чего не остаться дома? Если бы ты, князь, имел какого-нибудь осведомителя, который мог бы оказаться при выходе его от Осиповны или бы мог подстеречь его у двери Веры Николаевны, это было бы хорошо.

                Племянница Потемкина Катенька вбегает.

Катенька.Ваше величество! Мы играем с Алешей* в прятки. Дозвольте мне здесь от него спрятаться! Только один разочек. Пожалуйста, Ваше величество. Покорнейше Вас прошу!
Екатерина. Не налюбуюсь я на твою племянницу, князь. Умеет она в душу вкрасться. Все мне в ней нравится, а пуще всего ее смелость. Просить императрицу из своей комнаты удалиться!
Потемкин. Катя, душа моя, как не совестно? Разве можно государыню о том просить?
Катенька. Воля ваша, дядюшка, мне проиграть Алеше никак нельзя. Ежели я ему проиграю, со стыда сгорю!
Екатерина. Оставь ее, князь. Пусть поиграют… Надо будет и мне от моей Марьи Саввишны как-нибудь спрятаться, а потом вызывать ее колокольчиком – пусть поищет! То-то, я чаю, во дворце суматоха сделается. (Уходит с Потемкиным.)
Алексей (приоткрывает дверь). Нет, здесь она ни за что не станет прятаться. Впрочем, почему же нет? Она же сказала, что я ее ни за что не найду. А кому в голову придет искать ее в уборной комнате императрицы? (Входит, ищет Катеньку и, наконец, находит.)
Катенька. В другой раз спрячусь, ни за что не найдете.
Алеша. Как же теперь? Вы проиграли.
Катенька. Ну что ж! - А вы не могли бы поцеловать куклу, ведь это одно и то же.
Алеша. И вовсе нет. – Катя, я из-за вас в кадетском корпусе с лучшим другом подрался затем, что он сказал про вас дурно.
Катенька. Да? И что же он вам сказал?
Алеша. Что вы любите своего дядюшку.
Катенька. Вот новость! Конечно, люблю. Да как же мне его не любить, ежели он мне и моим сестрам как родной отец?
Алеша. За это мы бы не подрались. – Катя, вы разрешаете мне вас поцеловать? Вы ведь проиграли.
Катенька. Ну хорошо. Закройте глаза. И не подсматривайте!

Алеша закрывает глаза. Катя подставляет губки, и он бережно целует ее.

Алеша. Катенька, ангел мой, как же я вас люблю! Мне хочется бегать, кричать от радости! Катя, бежим сейчас на Неву! Я покажу вам сказочный сад и чудесный замок, какие стоят недвижимы над рекой в хрустальном прозрачном воздухе. Катенька, родственная со мною душа, бежим, бежим же скорее туда!
Катенька. Сумасшедший! Мне же нельзя никуда из дворца отлучаться!

                Убегают.  Е к а т е р ина и  Потемкин входят.

Екатерина. Ты там у себя делай что хочешь, мне с твоими бесами не справиться, а Катеньку мне побереги для Алеши. Ты знаешь, что он о ней говорит? Что она и любезнее, и внимательнее, и красивее, чем все остальные фрейлины. А еще сударь говорит, что у Катеньки больше ума, чем у  всех прочих женщин и девиц в городе. «И на чем же основывается это твое мнение?» - спросила я у него. И ты знаешь что он мне ответил? Что, на его взгляд, это доказывается хотя бы тем, что она носит меньше перьев, меньше румянится и украшается драгоценностями, чем другие.  А на днях в опере он сломал решетку своей ложи затем, что она мешала ему видеть Катеньку  и быть видимым ею. Я не знаю, каким способом он ухитрился увеличить одну из ячеек – и тогда прощай опера!  Он не обращал на нее больше внимания. На следующий день он защищался, как лев, от князя Орлова, который хотел высмеять его страсть. Он отвечал ему с таким остроумием, что заставил его замолчать. – Ты чего, князь, стоишь нахмуренный? Али тебе не по душе это?
Потемкин. Да нет… Молод он еще, ненадежен, сможет ли сделать ее счастье?
Екатерина. Друг мой, для того чтобы они были счастливы, надобно, чтобы это было делом, зависящим от них самих и их склонности. – А теперь поговорим о тебе, князюшка. Ты знаешь мое правило: хвалить громко, а ругать тихо, на ушко. Сейчас я намерена ему изменить. – Чего ты улыбаешься? Право, удивляюсь, как ты находишь это веселым? – Ты изволил  мне говорить, что тебе прибудет доход. Я любопытствовала у князя Вяземского  - как? Он мне сказал, что вместо  роста дохода, ты забираешь на десять лет вперед нынешний.
Потемкин. Я говорил это в надежде на урожай, но год-то какой нынче.
Екатерина. Те алмазы, что подарила я вам, вы можете продать или проиграть, но здесь речь идет о вашем жаловании, которое выбрано вами на десять лет вперед!  Благо вы этим бы хотели оплатить свои долги, тогда пожалуйста, в добрый час. Это меня могло только радовать. Но эти деньги употреблены вами на вещи, без которых можно обойтись, и вы остались по-прежнему обремененными долгами. Разве без нового дома нельзя вам прожить? Сознаюсь, что в первый раз в жизни я пожалела о том, что из любезности к вам я сделала.
Потемкин. Я, должно быть, простыл, знобит и голова будто вся не своя сделалась.
Екатерина. Прости ты меня, ради Бога. Мне бы надо сразу тебя уложить с дороги, я же стала тебе выговаривать. Хоть и заслужил, но время выбрала неудачно. Одно могу сказать в свое оправдание: мое положение вчера было так ужасно, что ныне все приводит меня в нетерпение.  Еще раз прости, батя; не болей, Бога ради! Идем, я тебя  отведу в твои покои. (Уходят.)


*Внебрачный сын Екатерины и Григория Орлова.

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии