Мартышка и крестьянин
/кинобасня в прозе/
Как поэты определённой нации издеваются в художественной форме над прозаиками определённой нации, ярко демонстрирует художественный фильм «Дайте жалобную книгу».
Кто главный герой данной «картины не маслом»?Разумеется, товарищ Постников. Он представляет собой однополярный мир старшего поколения, родителей. Другими словами, «отцов».Обратите пристальное внимание на фамилию этого героя, мы к ней ещё вернёмся.
В божием «Одуванчике» старшее поколение представляет прежде всего заместитель руководителя данного питейного заведения в талантливом исполнении А.Д.Папанова. В.В.Кутайцев сурово осуждал «стиляжный вкус» и не потакал ему.Василию Васильевичу принадлежит и такая очень многозначительная фраза,которая ярко характеризует отношение государства к обществу,к его гражданам:"Мы не на модерна работаем,а на простого советского человека".Как мы наглядно убедились,В.В.Кутайцев делит советских людей на две неравные категории:простых и сложных.На "верхи"-начальство и "низы"-подчинённых.Естественно,Василий Васильевич сам себя относил к "верхам".
К "старикам" относился ВИА и его неизменная солистка в не менее блистательном исполнении Рины Зелёной. Запомнился эпизод, когда она поёт, что ей всего семнадцать лет, семнадцать вёсен. И как на неё в данный момент смотрит журналист Никитин. Словами это трудно передать. Это нужно только смотреть вживую.
Разумеется, нельзя забывать старого, даже древнего швейцара,придверника, который здесь больше для декорации, для антуража,чем для функции. Не зря же собака / не пёс/ Шарик так боялся и ненавидел швейцаров и принимал их за генералов.
Ещё ловкая и пронырливая буфетчица–фокусник Зинаида, которая из простой обыкновенной воды сотворяла горячительные напитки.Словом,"химичила".
И легендарная гайдаевская троица кинобогатырей:Вицин,Никулин и Моргунов. На первый план из этой троицы вышел Трус, который был далеко не трус, а нахал и циник. Вспомните его знаменитую фразу:начальство надо знать в лицо!
Да ещё самый главный торговый начальник всех этих торговых людей, образ которого создал незабвенный Николай Афанасьевич Крючков.Даже этот вышестоящий начальник опасается Постникова и делает фамилию последнего - нарицательной,когда признается не только самому себе:Постниковых ещё много.Таким образом,определяет социально-политическое явление - постниковщину.
Именно с данным социальным явлением и начинает борьбу журналист Юрий Никитин своим гневным газетным фельетоном "Испорченный вечер",вовлекая в неё окружающих.И прежде всего молодёжь-студентов.Другим словом,-"детей".Налицо социальный конфликт "отцов и детей",в котором побеждают "дети".Первый,кто невольно переходит на его сторону,директор ресторана "Одуванчик" Т.А.Шумова.При этом она проходит довольно очень сложный психологический путь от ненависти к любви.От формального равнодушия к объекту общественного питания к личной ответственности за порученное ей дело.
Так бы мы ничего и не узнали о весёлой и разгульной жизни старого поколения, у которого государственный план выполняется не в процентах, а в градусах, если бы их случайно не попросило потесниться молодое и незнакомое племя в лице «детей»:студентов, стиляг…И империи журналистов, которая вдруг по счастливому для них стечению непредвиденных обстоятельств разрушила однополярный мир старшего поколения, своих родителей…"отцов"...
А центром данного переустройства однополярного мира стал журналист, газетчик Юрий Никитин. В смысле, Никиты,ни Кити...ни Китижа...ни кипиша... Только не того Никиты, который тоже Сергеевич, а другого, который «ку-ку…руз-ник».Юзовский шахтёр. Одним словом, тот самый АН-2.Только не «Антон», не «Антей», а… «Аннушка»… Нет, не та Аннушка, на которую вы сразу подумали…Не Ахматова. Не Горенко…И не та, которая масло пролила… А совсем наоборот…Вот чёрт! Совсем запутался!..Да и как тут не запутаться, когда сам чёрт мерял и мерку сломал…А где мерял,а,самое главное,чем мерял, вы это потом у него самого спросите на досуге…
А началась вся эта котовасия, перестройка,перетряска,перезагрузка, переустройство старого мира как-то даже по обыкновенному буднично и просто.И даже совсем незаметно для самих участников перестройки, не говоря уже об окружающих.О людях со стороны. Словом, чёртово красное колесо закрутилось, завертелось…Чем дальше в лес, тем больше дров…
Кстати, слово «перестройка» камертоном проходит через весь фильм.
Без милиции, конечно, тут тоже не обошлось, иногда третий совсем не лишний. Не посторонний, если люди живут по принципу:ты – мне, я-тебе. Нет, ты-мне, я-себе. Под воздействием определённой нации этот принцип несколько видоизменился.Так сказать, трансформировался в сторону меньшинства. Меньшевиков…
И какая же история может развиваться без вмешательства студентов с их Татьяниным днём и, особенно,Татьяниной ночью. Как говорится, день и ночь –сутки прочь! В том числе и для суточников. Без суточных! У суточников рабочий день измеряется в сутках, а у студентов, которые подрабатывают на стройке,- в рублях. Такая вот плановая и рыночная экономика в одном стакане устаканилась у стакановых. У рабочего класса и пролетариата как гегемона.
Как-то в стороне, в тени у нас осталась женщина. Поэтому- ищите женщину по фамилии... Шумова! И она нашлась в лице миловидной и очаровательной Ларисы Голубкиной. Шуму эта женщина наделала очень много с помощью своего нового друга Юрия Никитина. Одна только её фраза самому Постникову:вы- вчерашний день! многого стоит.
Информация для размышления и фраза Тенгиза, друга и коллеги Ю.Никитина, о том, что он должен получить руководящие указания…от жены.
И не нарисовался бы любовный треугольник, если бы в фильме не появился старый друг, однокурсник Т.А.Шумовой,- Иван Кондаков. Очень примечательная личность с деловой хваткой и с примечательным отчеством -Ильич. Если вспомнить старый советский каламбур:от Ильича до Ильича-без паралича. С большим размахом и полётом мысли, прямо скажем, личность И.И.Кондаков. Можно даже сказать, с мировым размахом, если не космическим, не вселенским. Он территорию своей торговой империи измерял…государствами. Вот такой у него был размах и масштаб. Выше такого масштаба только …баба.Мясницкого масштаба. Снежная баба. И Снегурочка-дурочка, у которой и лицо и фигурочка, да ещё дед Мороз Красный Нос.Такая вот весёлая компания.
И началась тут гражданская война не на шутку между двумя империями в лице их представителей Ю.Никтина и И.Кондакова за право обладать…Одним словом, как всегда, ищите женщину. И она нашлась и отдалась в руки не родной империи, а чужой – печатной империи. В руки рыцаря печатного образа.Рыцаря печального образа.
К слову сказать, Юрий Никитин работает корреспондетом в столичной газете «Юность».Сама собой напрашивается параллель с журналом «Юность».
Да, чуть не забыл! А при чём тут фамилия Постникова? На Руси очень любят усечённые фамилии.Традиция такая по боковой внебрачной линии. Это своего рода операция «Ы», чтоб никто не догадался. Вот и наш герой на самом деле, оказывается, и вовсе не Постников, а Крепостников. Представитель русского крепостного права… Русского крепостного духа, который жив ещё и по сей день со своим телефонным правом. Вот только одна очень характерная, даже типичная фраза для русских чиновников-бюрократов категории постниковых:
- Что это Вы идёте против течения?
-Неправильная формулировка. Это течение идёт против меня.
Как видно из данного диалога,у Постникова очень большое самомнение.Настолько огромное,что даже выходит за грани разумного и здравого смысла.Но это,как говорил один известный литературный герой,уже медицинский диагноз.Атрический диагноз.Атральный.Атросный.Атросовский.
Вот так легко они могут с больной головы перенести на здоровую. Так что учитесь, господа-товарищи хорошие, правильно формировать и формулировать свои мысли в чеканной форме.Для протокола.Это вам не тут,то есть не Эзопов язык!Не поповский язык попиков и папиков!
Но всё это уже аллегория Гор-иных, высшая поэтическая сфера, куда нет доступа даже царям. И это уже другая тема, не для прозаиков – заик…А для Зайки. Для Зайчика. Для солнечного зайчика. И деда Мазая…
P.S.А швейцар-таки один из стариков остался на своём рабочем месте слушать песню «Добрый вечер» в исполнении Ларисы Мондрус,если,правда, не брать во внимание Кутайцева и... Кстати, на один фильм две Ларисы.
Свидетельство о публикации №215100100973