Кантовская вещь-в-себе и христианство

                ***


Принято считать, что Иммануил Кант учил о непознаваемой вещи в себе, и познаваемой вещи для нас. Принято также его осуждать за то: дескать, это субъективный идеализм, и известный философ А.Ф. Лосев клеймит Канта за «философию галлюцинирующего невротика» (http://tululu.org/read56648/39/). Если воспринимать мысль кенигсбергского мыслителя лоб-в-лоб, то, пожалуй, фраза Лосева недалека от истины. Но нельзя ли взглянуть на утверждения Канта несколько иначе? Нельзя ли прочесть его изречения в христианском контексте? Вспомним, что согласно Библии Бог сотворил весь мир ради любви к человеку. И тогда любая вещь существует именно для нас, но никак не в себе. Тогда любая вещь в себе – это непознаваемое, темное иррациональное, к нам не имеющее никакого отношения; бессмысленная комбинация атомов и молекул, которая могла бы существовать и без нас; но не это сотворил Бог – Он создал мир, в котором даже маленькая песчинка имеет смысл для нас, и Адам дает имена всему творению. Даже пыль мироздания участвует в великом деле приобщения к Создателю, и помимо этого не существует. Кант, конечно, помнил основы догматики: ни одна вещь не существует помимо Бога. В его доктрине вещи-в-себе иной увидит стремление к антропоцентризму и атеизму: ни одна вещь не существует помимо человека. Но тут можно узреть и более высокий смысл: творение предназначено человеку, и даже антропный принцип современной физики это подтверждает. Вещь только для нас – это означает, что она ждет нашего участия в своем причастии к небесному первоначалу, из которого она вышла, сама указуя нам на Творца, в Котором спасение наше и всех, и вся.


Рецензии
Спасибо! Очень хорошо написано. Христианство ощущается не противоречием, а основополаганием! Так и есть)

Алевтина Ремаркина   11.11.2021 01:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.