Второй шанс усадьбы

Отличная новость, искренне меня порадовавшая с самого утра, была связана с селом Подмоклово, которое расположено неподалёку от моего дома. Одно время я достаточно плотно занималась изучением краеведения этого уникального места на берегу Оки. На литературных сайтах были опубликованы три работы по истории Подмоклово, после чего отправила написанные статьи в журнал «Мост» (Санкт-Петербург). Ныне с журналами с моими публикациями может познакомиться любой читатель, зашедший в сельскую библиотеку. Я благодарна главному редактору «Моста» Диане Дорониной, которая также является автором proza.ru, за предложение издаться в своём журнале, благодаря чему моя работа по селу не осталась незамеченной, а великолепно выполненные номера украшают стенд с краеведческой литературой в читальном зале.

Подмоклово расположено на пути в Поленово, яркий и живописный уголок Подмосковья, о котором я тоже некогда писала на этом сайте и где в своё время создавал великие полотна известный художник Василий Дмитриевич Поленов. В центре усадьбы находился старый барский дом с целым каскадом прудов, что было когда-то модной особенностью старинных усадеб, раскидистый фруктовый сад, ставший в советское время приусадебным участком переселившегося из соседнего города детского дома, а также необычный по своей архитектуре храм Рождества Пресвятой Богородицы, переживший, наверное, только по милости Божьей, минувшее лихолетье. Церковь весьма красива! Построена она была в начале XVIII века князем Григорием Фёдоровичем Долгоруким, и редкой особенностью её являются статуи апостолов и евангелистов, венчающие культовое сооружение. Сие весьма необычно, поскольку объёмные статуи, согласитесь, более свойственны католической религии, нежели православной. Данный архитектурный ляп был замечен церковным руководством, однако, храм был открыт, освящён и действовал на протяжении всего времени существования. Закрыли его только в начале XX века, что в принципе не было удивительным для тех лет. Во многих источниках храм сравнивают с часовней-ротондой Темпьетто в Риме. Утратить жемчужину русского зодчество было бы непростительно, а потому в 2009 году было принято решение придать святыне изначальный вид, добавив современную «начинку». Сделанные по западно-европейским образцам русскими скульпторами, белокаменные изваяния признаны памятниками культуры, и их нахождение под открытым небом считается искусствоведами чреватым.

В настоящее время церковь понемногу восстанавливают. Порадовавший меня видеоролик рассказал и показал те работы, которые были проведены на двести миллионов рублей, полученных благодаря жителю села Виктору Зотову, являющегося руководителем Территориального управления Росимущества по городу Москва. Виктор Николаевич походатайствовал о включении реставрации в программу «Культура России». Согласно ей, и стало возможным выделение необходимых средств из федерального бюджета. По словам главы администрации Серпуховского района Александра Вячеславовича Шестуна, отреставрированный храм достоин стать одним из Всемирных наследий ЮНЕСКО.За 6 лет здесь появились электричество и система отопления. Фасад, окна и двери – всё это просто в идеальном состоянии. Храм засиял и засверкал! Однако, церковь нуждается ещё во внутренней отделке. Священник Дионисий (Крюков) отметил необходимость восстановления всего ансамбля подмокловской усадьбы. Первым этапом будет проведение дороги к храму и официальное оформление земельного участка бывшего владения. «Исторические скульптуры давно демонтированы и отправлены на сохранение в музей, - говорит отец Дионисий, - вместо них на балюстраде установлены точные копии, выполненные из бетона».

После окончания восстановительных работ и претворения запланированного, село Подмоклово будет включено в однодневный тур по поленовским местам. Туристы смогут насладиться красотой и прелестью приокского села и видом потрясающей церкви с зеленоватым куполом, золотым крестом и белыми фигурами строго глядящих апостолов.


Рецензии
Мдя... Хотелось бы съездить, посмотреть, послушать... А потом вдруг застит другое: надо дверь подогнать, полочку устроить, заборчик покрасить, кусты обрезать, плитку на дорожку уложить...
Что пересилит: удовольствие от поездки или радость ручного труда?

Владимир Сайков   20.10.2016 18:52     Заявить о нарушении
Владимир, как говорится, работа не волк, в лес не убежит" А приезжать - конечно, приезжайте, уверяю вас, что не пожалеете. У нас есть много, на что стоит посмотреть, Подмосковье очень богато на красоту!
С теплом и улыбкой.

Наталья Вялкина   20.10.2016 20:46   Заявить о нарушении
Ну и Вы к нам в Ярополец! Могу коротко, часа за три, рассказать историю села.

Владимир Сайков   24.10.2016 17:11   Заявить о нарушении
А это какая область? Мы же не выездные, могём только к вам на страничку зарулить, если конечно пригласите!
С теплом, Натик.

Наталья Вялкина   24.10.2016 20:16   Заявить о нарушении
Подмосковье. Проще набрать это название в Яндексе и Вам тут же вывалят кучу сведений и фотографий.

Владимир Сайков   25.10.2016 17:47   Заявить о нарушении
Ну-у, фотографии - это как-то не про меня, да и рассказ, кажется, многим интереснее, нежели текст.
А вы от столицы далеко?

Наталья Вялкина   25.10.2016 19:01   Заявить о нарушении
Двадцать километров от Волоколамска. Село было разделено между двумя владельцами: Чернышёвыми и Загряжскими. Уникально уже только по этой причине. Одна из частей принадлежала тёще Пушкина, к которой он сюда заезжал. Сами понимаете, где Пушкин даже нужду остановился справить, там памятную табличку найдёте. Часть Чернышёвых - майоратное владение, а их было только два (Полотняный Завод). Гетман Дорошенко здесь почил, Ленин посетил - памятник работы Иконникова (это не какой-нибудь Церетели!) о сём свидетельствует. Иосифо-Волоцкий монастырь неподалёку. Там, кстати, Григорий Бельский упокоился - "достояние" России. Волоколамск - самый древний подмосковный город - 1137 год. Краеведы притягивают возраст Яропольца к тому же году - врут! Год 1527, 20 октября - первый документ, в котором точно упоминается Ярополец, датирован этим днём. Покуда не найден более древний, эта дата должна быть принята.
Спасибо за диалог. Надеюсь, он не закончен. А сейчас я еду в Ярополец до воскресения.

Владимир Сайков   27.10.2016 18:35   Заявить о нарушении
Чувствую я, что приглашения к себе на страничку от вас не дождаться, а потому придётся набраться наглости и припереться самой. Так что, ставьте самовар и доставайте баранки, приду чаёвничать. Тем более, мы не так далеко друг от друга, какие-то пара локтей по карте. Краеведение я уважаю, значит будет о чём побеседовать.
С теплом, Наташа.

Наталья Вялкина   27.10.2016 20:39   Заявить о нарушении
Я может быть не всё понимаю... Разве тут нужно приглашать на свою страничку? Тут при общении я испытываю некоторые трудности, связанные, вероятно, с моим природным слабоумием. Никак не могу сориентироваться в ветках диалогов и забываю, кому, когда и что отвечал на реплики и комментарии.

Владимир Сайков   30.10.2016 21:53   Заявить о нарушении
Да нет, в принципе, вы абсолютно правы! Это я так, кокетства ради в гости напрашивалась. Меж тем, уже побывала у вас.
Касаемо блуждания... представьте, каково мне, той, у кого абсолютно отсутствует зрение. Тут не поможет никакое знание компьютера! Но ничего, всегда найдётся тот, кто подсобит!
Судя по небольшому количеству читателей, вы тут не так давно, а потому со временем научитесь, если появится желание. Как говорится: Бог в помощь!
С чувством уважения, Наташа.

Наталья Вялкина   30.10.2016 23:39   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/avtor/zrimo071
Валерий Алпатов. У него та же беда, что и у Вас. Может быть пообщаетесь.
Есть у меня в Одессе одна родственница. Точнее, свойственница. Тётка свояка моего. Она запросто может провести экскурсию по городу, точно помнит количество шагов от угла до угла, купаясь в море, точно выходит на то место, откуда зашла. Зрение у неё практически отсутствует. Только день от ночи отличает, не более. Ей сейчас под восемьдесят. Ослепла в двадцать пять. Всю жизнь преподавала в музыкальной школе.

Владимир Сайков   31.10.2016 19:07   Заявить о нарушении
Спасибо! Конечно, я полюбопытствую.
Что же касается ориентировке на местности... Владимир, у меня несколько иное происхождение слепоты, "обезглазилась" не сама и постепенно, а, в результате врачебной ошибки, не то резанули при операции. Ошибиться может каждый, тем более, когда это касается головного мозга!
Увы, мне не повезло, не смотря на популярность и громкость клиники, на её столичность, косорукие специалисты попадаются повсюду. Вот как-то так!
А в Ярополец я как-нибудь всё-таки приеду, пусть и не в эту жизнь. Вы же меня дождётесь, правда?
С улыбкой и с искренними пожеланиями всего самого доброго, Наташа.

Наталья Вялкина   31.10.2016 20:03   Заявить о нарушении
Я бы мог Вас и по льду Ламы на коньках прокатить, но моя половина может за такие забавы... не знаю, что может... Что в руки попадёт... Может и арбалет в руки попасть. Тогда болт точно прилетит.
Я понимаю, Вас гложет обида и досада, Вам практически поломали жизнь. А мне врачи, наоборот, дали её. Без них я сейчас был бы развалиной. И вдовцом. Если бы не врачи, моей узкоглазой половины сейчас со мною бы не было.

Владимир Сайков   31.10.2016 21:20   Заявить о нарушении
Владимир, вы знаете, самое интересное то, что меня ничто не гложет и ничто не печалит!
В какой-то степени я даже благодарна такой судьбе.
Поверьте, что приобрела гораздо больше, нежели утратила.
Да, это может показаться чересчур пафосным и вроде бы как утешающим самоё себя, но ценности духовные и душевные гораздо дороже. Есть две вещи, о которых я искренне сожалею: это невозможность материнства и мама, она очень у меня старенькая, и я боюсь, очень боюсь остаться одной.
Меня улыбнуло ваше упоминание о супруге, как о этакой Амазонке с арбалетом, и тронула ваша готовность покатать на льду, но я от всего сердца желаю вам семейного счастья, а потому не позволю себе искуситься ветром в ушах. Давайте лучше по-доброму дружить, ведь в мире так всё легко поломать, а вновь построить... как всегда, не хватает средств.
Дабы легко вас было искать и следить за новинками, добавлю-ка я вас в свой список избранных.
С уважением и дружеским теплом, Татка.

Наталья Вялкина   31.10.2016 22:11   Заявить о нарушении
Нормального человека всегда что-нибудь гложет и печалит. Моя мама приходила с работы, а потом часто плакала: она была рентгенологом и ей было жаль больных.
Почему утеря зрения исключила материнство? Ведь ребёнок... это... он пахнет так, что... Помню, с какой злобой в либеральных кругах обсуждался случай, когда Путин чмокнул мальчика в животик. Политик должен сдерживать эмоции, а он не сдержал. Я его понял: сработал инстинкт отцовской заботы, совершенно естественный мужской инстинкт. Потому моя благоверная и исходит от ревности: нам уже за пятьдесят, в таком возрасте детей не рожают. Но она знает, что я очень хотел бы потискать маленького, и что я ещё в состоянии... эээ. Ну, ладно... Может даст Бог внуков, будет на кого излить не растраченное.
А мама... Я был готов к тому, что мне придётся рано или поздно хоронить родителей. Конечно, их уход был ударом. Здесь более всего утешает мысль о том, что это не трагедия. Трагедия - это когда родители хоронят детей. Разумеется, я хочу и должен уйти раньше своих сыновей.

Владимир Сайков   01.11.2016 07:52   Заявить о нарушении
Владимир, у меня всё достаточно сложно! Если в одно предложение, то врачи "приложили все усилия", чтобы жизнь моя в полной зависимости находилась от всего-всего, в том числе и от материнства и того, что к нему ведёт. Мне не возможен даже малейший риск, включая такую, казалось бы, мелочь, как удаление апендицита! Но всё хорошо, пытаюсь довольствоваться тем, что разрешено, скуля иногда в подушку и воя!
Не хочу дальше об этом, а потому... добра вам и жизненного позитива!
С теплом и уважением, Нат.

Наталья Вялкина   01.11.2016 10:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.