Правда о наших танках

 Танки идут по Праге,
 В закатной крови рассвета,
 Танки идут по правде,
 Которой нет в газетах...
(Евгений Евтушенко - русский поэт, постоянно проживающий в США 1968 г.)

Двумя годами ранее, в апреле 1966 года, сразу после землетрясения, танки вошли в разрушенный Ташкент, об этом тогда в газетах не писали и  голоса не "голосили".

Что они там делали?
- они броней и гусеницами ровняли с землей руины глинобитных кибиток Кашгарки и Старого города.

Никто по этому поводу не возмущался - все понимали, что без них быстро подготовить строительную площадку для восстановления целого города, с почти миллионным населением, было невозможно.

Спасать из под руин было некого и нечего, практически все пострадавшие выбрались сами, а нехитрый свой скарб они  перетащили в палатки, поставленные военными из неприкосновенного запаса ТуркВО в течение первых же суток.

Отстраивать Ташкент помогал весь Союз. К зиме палаточные городки были разобраны, а еще через год все пострадавшие получили квартиры в новых домах.

Мы въехали в свою отдельную квартиру с газом, канализацией, центральным отоплением и водопроводом  7 марта 1967 года. После тесной коммуналки с дровяной печью, общим туалетом и керосинками в длинном и темном коридоре, это были царские хоромы...

Кроме жилья, в Ташкенте строились промышленные предприятия, в 1994 году, будучи в Швеции я разговаривал со шведом, который тоже принимал участие в восстановлении Ташкента - он монтировал шведское оборудование на Ташкентском мебельном комбинате.

В марте 1994 года в шведском парламенте - риксдаге  шли дебаты о закупке по примеру соседней Финляндии, российских танков Т-72 первой комплектности, в количестве ста единиц со всеми необходимыми средствами технического обслуживания, что было вполне приемлемо по деньгам, но в последний момент решили закупить немецкие "Леопарды" бывшие в употреблении - видимо кто то хорошо и не без личного интереса пролоббировал сделку.

Танк машина дорогая. Советский танк Т-64А в 80е годы стоил около 450000 рублей, тогда как грузовой автомобиль ГАЗ-53, самая распространенная в колхозах "лошадка",  стоил всего то 3300 рублей.

Зачем Союзу было  столько танков и не они ли его погубили?

- Вопрос сложный, но с позиций простого обывателя ответ на него может быть прост как "сермяжная правда" - мы не преуспевали по поводу изысканной роскоши и качественного ширпотреба, зато у наших быстрых танков была крепкая броня и наши люди, несмотря на скромный быт,  были мужества полны. Мы были непобедимы в войне, но капитулировали поддавшись на "обещания прочного мира",  подкрепленные какими то тряпками  и жестянками западного производства.

Нужны ли нам танки сегодня?
- Если на наших границах опять "тучи ходят хмуро", то ответ на него может быть только положительный. Скажу более, танков нужно много и их боевые возможности должны быть на порядок выше боевых возможностей техники эвентуального противника.

Где взять деньги на новые танки?
- Думаю надо поискать их на земле, если подойти с умом к конверсии военной техники, то можно, подняв новую Целину в российском Нечерноземье и на Севере, очень быстро получить необходимые для этого средства - спрос на продовольствие сегодня огромный.

Что то не очень здорово у нас с конверсией  дела идут, как бы не "прогореть" на ней в очередной раз...
- Примеров удачной конверсии танков на самом деле немало, но о них почему то очень мало пишут. Легендарные Харьковчанки, созданные на базе танка Т-55 до сих пор работают в Антарктиде, будучи завезены туда более полувека назад.

Почему конверсия танков в 90е годы  заглохла, почему о ней не слышно сегодня?
- Дело в том, что к конверсии военной техники, как и ко всякому делу,  нужно относиться серьезно на глубокой научной основе. Для того чтобы использовать танк по прямому назначению есть специалисты - эксплуатационники, которых массово готовили в танковых училищах и академиях, а вот специалистов по конверсии и утилизации военной техники не готовят нигде, поэтому дальше использования танков для трамбовки силоса в колхозах дело не пошло, да и там оно заглохло едва начавшись - эксплуатация танка дело не из дешевых.

Сразу после выпуска из училища мне доверили сразу три танка Т-55, снабженных навесным бульдозерным оборудованием и один "гражданский" бульдозер ДТ-75, задачей моего "танко-тракторного" взвода было строительство дороги в условиях горно-лесистой местности, во что бы обошлось такое строительство с использованием обычной техники я не знаю, но я видел, как корчеватель на базе трактора С-100, выделенный местным лесхозом,  мучился более часа над каждым пнем, а к обеду, при попытке выкорчевать третий пень, вообще вышел из строя, тогда как мои танки обкапывали пни с двух сторон и выворачивали их без особого труда всего за несколько минут, после чего быстро выравнивали очищенное пространство и готовили его к укладке дорожного покрытия.

Сегодня потребность в строительстве дорог огромна, а вот специальной техники для этого большая нехватка, может быть стоит для этой цели использовать танки?  Они с этим справятся.

Очень ценным ресурсом для использования в народном хозяйстве могут быть танковые радиостанции. Если их использовать в качестве базовых станций мобильной  сотовой связи, то даже в самых отдаленных и труднодоступных местах можно наладить устойчивую цифровую связь, что станет основой для быстрого развития этих отсталых в экономическом отношении регионов. 

Устойчивая связь и хорошие дороги - этого достаточно для развития любого, даже самого отсталого края.

В общем дело за малым, необходимо желание помочь своей стране и народу со стороны должностных лиц, в ведомстве которых на длительном хранении находится весьма ценная техника, которую сегодня массово сдают на металлолом.

На верхнем снимке - Наши танки на улицах Минска 3 июля 1944 года, этот день отмечается как главный национальный праздник Республики Беларусь.

Внизу - танки на улицах Ташкента, у среднего катка танка на левом  фото автор.
Май 1966 года.

Изобретатель, лауреат ВДНХ СССР,
внештатный корреспондент газеты "Рэспублика",
Капитан запаса.

Андрей Бухаров

2 октября 2015 года,  Смолевичи


Рецензии
По поводу Праги и Ташкента... Не надо путать дар божий с яичницей...

Что же до танков, то они завсегда нужны, всем и каждому...

Медобок Яишный   08.10.2015 18:15     Заявить о нарушении
Танки в городе, всегда плохая примета...

В Ташкенте сначала было весеннее землетрясение (26 апреля 1966 года), потом в город вошли танки, которые готовили место для новых домов, и не каких то саманных, как прежние, а самых современных со всеми удобствами.

В Праге было "весеннее обострение" и "майданные настроения" по поводу евроинтеграции. Пришлось лечить по симптоматике, а за неимением других методик, использовали танки.

Кстати, в 1973 году в Сантяго, тоже вводились танки, которые даже стреляли, но там вообще дело темное, Пиночет "лечил" Альенде, потому что тот его не "вылечил" раньше...

Что то подобное происходило в Москве, в октябре 1993 года.

Андрей Бухаров   08.10.2015 19:50   Заявить о нарушении
И в Грозном, под Новый год, без танков не обошлось, раз уж на то пошло...

Медобок Яишный   08.10.2015 20:00   Заявить о нарушении
См. Зачем танки в городе?

Андрей Бухаров   08.10.2015 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.