Заварная пасха. Сладкие поцелуи

ИСТОРИИ МОЕЙ ПРАБАБУШКИ. Заварная пасха

Весной всегда наступало время крашеных яиц. Бабушка готовила навар из луковой шелухи, в котором варилось сразу много куриных яичек. Этот странный процесс и горка рыжих шаров на тарелке каждую весну и радовал, и удивлял меня необычайно. Ощущение праздника приходило каждый раз, когда из холодильника доставали снежную вершину из сладкого творога, украшенную маленькими конфетками из шоколадной глазури, изюмом и печенками. Мне неизвестное торжество случалось вечером, в гостиной зажигали свечи на круглом столе, комната украшалась свежими ветвями вербы, накрывали чай и угощались этими чудесными вещами. А утром целовались со словами "Христос Воскресе" и дарили друг другу куличи - круглые, с сахарной глазурью сверху хлебы, и крашеные яйца, которые я очень любила кушать.
Этому празднику предшествовало еще одно приключение. Как-то днем мы вышли на улицу, немного прошли по ней и сели на троллейбус. Мы были одеты тщательно и красиво, как на выход, и в самом дне чувствовалась некая праздничная торжественность. Мы проехали несколько остановок, потом еще прошли по улице, и вот передо мной распахнулись высокие дубовые двери. Мы оказались в Елисеевском магазине. Если бы кто-нибудь спросил меня: "А как ты думаешь, как там всё, в раю?" Я совершенно уверенно ответила бы: "В раю всё в точности как в Елисеевском магазине". И этим всё было бы сказано. Может быть, я не видела в Елисеевском Господа Бога, и продавщицы не очень напоминали ангелов. Но я видела на стенах и на арках в вышине виноградные кущи и ангелов из бронзы, а Господа Бога могла бы назвать товарищ Елисеев, взглянув на его портрет! Наверное так смотрели в Италии на фрески Сикстинской капеллы Микеланджело, как я на произведения в стиле художника и скульптора Альфонса Марии Мухи, которыми изобиловал старинный дворец Елисеевых.
Но я была еще маленьким ребенком. Всё божественное казалось мне естественным, как окружающая жизнь. Поэтому больше всего меня занимали вкусности, которые там были повсюду: развешенные связки колбас, перламутровые балыки, загадочные заготовки, палитра салатов, диковинные фрукты... Мои родные не ограничились сегодня обычным для меня набором продуктов. Были приобретены яства, названий которых я не знала, но вид необычайно радовал. Полностью привели меня в восторг прилавки со сладостями. Вот здесь я остановилась надолго, и мне позволили выбирать, пусть на вид, а не на вкус пирожные и конфеты.
Первое, что из этого сказочного магазина оказалось на столе, была камбала - удивительно вкусная морская рыба, плоская и круглая, как сковорода, на которой ее пожарили. Остальное было убрано до завтра. Вечером на кухне было особенно оживленно, мама и бабушка готовили праздничный пасхальный обед. А в холодильние стояла в деревянной форме и марле белая творожная пасха. Готовили ее мы вместе с прабабушкой еще в пятницу. Мария Федоровна повязала себе и мне белые косынки, и пока мы пекли пасху, шептала какаие-то слова. Я услышала только: "Беда за порог, яйца в творог, замеси тесто, христова невеста, бело, как тело, будет Пасха спела..."
Сначала мы взбивали до белой пены дюжину яиц (это десять и еще два), потом просеяли немного муки и протерли с сахарной пудрой и ванилью кило сладкого жирного творога, добавили муку в белую яичную пену. Творог чуть подогрели в теплой духовке и смешали с тестом, кусочками шоколада и измельченными грецкими орехами. Полученную пасту выложили в форму, покрытую чистой марлей, и накрыв, снова поставили в остывающую духовку на полчаса. Пасха была готова, оставалось остудить ее в холодильнике. Мне было интересно, откуда пошел такой обычай, и что означала эта форма. Мария Федоровна ответила, что пасха - это Гроб Господень, из которого Он воскрес на третий день после смерти, поэтому и должна была простоять в холодном погребе три дня. А пробуют ее в Воскресенье, и она должна быть вкусная, словно жизнь в Раю.
Так что теперь про Рай я знала все!


Рецензии