Дюрер. Триптих Алтарь Паумгартнеров
Алтарный образ был заказан художнику братьями Паумгартнерами, Стефаном и Лукасом для церкви св. Екатерины в Нюрнберге (Katharinenkirche), может быть, в ознаменование благополучного возвращения Стефана Паумгартнера из паломничества в Иерусалим в 1498 году.
Центральная панель триптиха изображает сюжет Рождества, а две боковые створки — святых Евстахия (правая) и Георгия (левая), которым преданы черты заказчиков, братьев Паумгартнеров.
Давайте внимательно рассмотрим центральную часть. Она была написана позже остальных частей триптиха.
Тема панели РОЖДЕСТВО
Сцена происходит в руинах величественного старого здания, перспектива которого решена в строгом соответствии с ее научными законами. Необычное для сюжета, традиционно изображаемого в ночное время, яркое освещение позволяет рассмотреть все мельчайшие детали картины, которых здесь много. Крупный план отдан двум фигурам – Деве Марии и Иосифу, чьи одежды прорисованы яркими и контрастными по отношению друг к другу красками.
Центральные фигуры композиции — Мадонна и Иосиф, крохотное тело младенца, окружённое ангелами.К нему же стремится ещё один херувим, сияющий, спускающийся с небес.
Из окон за спиной Девы Марии выглядывают бык и осел, напротив них из окон выглядывают пастухи.
На следующем плане — два пастуха, одежды которых выполнены в контрастных цветах по отношению к одеяниям Марии и Иосифа. На горизонте теряется холм, на котором изображены пастухи, получившие известие о рождении Иисуса. С небес в золотом сиянии спускается ангел. Традиционно Рождество изображается в ночное время суток, здесь присутствует яркая иллюминация.
Небольшие фигуры по углам — 7 остальных членов патрицианской семьи Паумгартнеров, с гербовыми щитами у ног. Они были записаны в XVII в., когда портреты доноров вышли из моды, и открыты заново только в 1903 г.
Слева позади Иосифа — члены семьи мужского пола: Мартин Паумгартнер со своими сыновьями Лукасом и Стефаном, и бородатым мужчиной, который может быть Гансом Шонбахом, вторым мужем Барбары Паумгартнер.Справа изображена Барбара Паумгартнер, урождённая Фолькамер, со своими дочерьми Марией и Барбарой.
ЛЕВАЯ СТВОРКА
На левой створке изображен Георгий Победоносец с драконом у ног и св.Евстахий со штандартом с изображением оленя. На святых одежда рыцарей-современников художника.
Манускрипт XVII в. отмечает, что две эти доски были написаны в 1498 г., и моделями для святых послужили братья Паумгартнеры: Стефан для св. Георгия и Лукас для св. Евстахия. Это самое раннее задокументированное придание чертам небожителя сходства с лицом донатора.
ПРАВАЯ СТВОРКА
Святой Евстахий.
Приобретя триптих в 1614 г., баварский курфюрст Максимилиан I передал его на реставрацию и подновление художнику Иоганну Георгу Фишеру. Тот не ограничился простой реставрацией, а модернизировал «старомодную» картину. Например, святые на обеих створках были изображены Дюрером на простом чёрном фоне.
Фишер превратил его в пейзажный задник, добавил св. Евстахию фигуру живого оленя и превратил шапку в шлем. О произведённых записях забыли, и их принадлежность руке Дюрера не вызывала сомнений, так как Фишер использовал мотивы, заимствованные из других произведений Дюрера . О ликвидации уменьшенных фигур донаторов с центральной панели уже говорилось выше. Реставрация и открытие первоначального вида были произведены лишь в 1903 г.
Картина очень талантливо написана.. Любовно передан трепет листвы, кажется, что ветром изогнуты ветви кустов, которыми поросла каменная руина, мягко падают складки тканей, лоснятся шкуры и блестят огромные глаза коров.
На боковых створках алтаря, подобно двум стражам, стоят св. Евстафий и св. Георгий. Они опираются на древки знамен. Их латы сверкают. Это не только изображения святых, это портреты заказчиков - Стефана и Луки Паумгартнеров.
В 1988 г. картина была серьёзно повреждена 51-летним бескровным, который облил её кислотой вкупе с «Оплакиванием Христа» и «Семью печалями Марии». Реставрация закончилась в 1998 г.
Текст с иллюстрациями здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/3718595
Свидетельство о публикации №215100200877
Вдобавок, у Ваших комментариев есть ещё один аспект: они показывают, какой нелёгкой и даже несчастливой была судьба шедевров мировой живописи.
Норберто Норберто 29.10.2015 11:11 Заявить о нарушении
Алина Алексеева-Маркезин 29.10.2015 15:32 Заявить о нарушении
Норберто Норберто 29.10.2015 16:20 Заявить о нарушении
Алина Алексеева-Маркезин 29.10.2015 19:14 Заявить о нарушении
"Мне кажется ,что МП потихоньку прекращает своё существование. Уходят интересные люди.Не знаю,какие условия будут на новом ресурсе.Мне не хотелось бы терять друзей,интересных собеседников,просто любителей искусства.Ещё не решила уходить мне или нет,посмотрю по обстоятельствам."
Да, почитав дискуссии на Ваших ресурсах, я понял, что на прозе.ру у Вас более интеллигентная аудитория, чем на других ресурсах. Поэтому предпочитаю оставлять комментарии здесь. На МП, конечно, легче размещать картины, но в остальном - проза.ру лучше, ИМХО.
Норберто Норберто 15.11.2015 10:45 Заявить о нарушении
Алина Алексеева-Маркезин 16.11.2015 11:44 Заявить о нарушении
Норберто Норберто 17.11.2015 19:37 Заявить о нарушении
Алина Алексеева-Маркезин 17.11.2015 19:52 Заявить о нарушении