Он и она

После смерти жены, с которой он прожил много лет, жизнь для него замерла. Все чаще приходила мысль об окончании и своей жизни. Сначала он объяснял это своим возрастом и критически воспринимал окружающую действительность. Видимо, такова психология человека: хочется всегда пребывать в условиях, в каковых прошли лучшие годы. При этом все остальное, постылое, тягостное, уходит куда-то далеко-далеко. И еще одиночество… Оно незаметно, но систематически съедало его. И как бы хорошо не относились близкие и знакомые, одному жить ему становилось все тяжелее и тяжелее. Все напоминало о ней. Даже мелочи ежедневного быта, к которым он не был приспособлен, будто кричали: « Почему не сберег?»

Так и шли своим чередом дни, принося воспоминания и печали. Время ведь не остановишь, а безжалостный удар судьбы не так-то легко забыть. Это был самый мрачный период в его жизни. Оставшись один в большой квартире, он  пытался отвлечься чтением книг, которых у него было немало. Но и они не могли переломить его состояния. Все чаще он стал замечать, что теряет интерес к жизни. Она теперь казалась ему загадкой, которую нельзя разгадать. Он стал задумываться, для чего живут люди! Чего-то добиваются, чем-то хвалятся друг перед другом. Для чего? Если конец для всех один!

Раньше он всегда был веселым и отзывчивым человеком. Любил жизнь, свою работу и человека, который всегда был рядом с ним. Самой отрицательной чертой его характера было безмерное самомнение. Это приводило его нередко к спорам с близкими, к стремлению распоряжаться и командовать. Часто такие попытки воспринимали в штыки, и только она, все понимавшая, уступала ему в спорах. Уступала на какое-то время. Позднее она убеждала его, в чем он был неправ, и он, остыв от своей категоричности, соглашался с ней.

Думая об этом, он всегда слышал ее голос, видел ее голубые глаза и находился как бы под неуловимым влиянием ее рассуждений. Более того, он и сейчас ощущал ее присутствие рядом с собой, ее неизменный оптимизм и жизнерадостность, которые уравновешивали его категоричные размышления о неудовлетворенности окружающей действительностью.

Особенно эти воспоминания приходили бессонными ночами. Он думал о прошедших годах бурной эпохи. Эпохи трагедий и побед. Однако каждый раз эти размышления отодвигались главным. И главное заключалось в потере человека, роднее которого у него никого не было. Это бередило так, будто он стал наполовину другим, непохожим на себя. От этого хотелось и плакать, и напиться, и все забыть.

Так продолжалось более года. Иногда ему даже казалось, что она рядом с ним. На самом же деле одиночество все сильнее затягивало его в омут безвозвратной потери. Выдавая желаемое за действительное, судьба безжалостно хлестала его. Обычно она так и поступает с людьми, вроде него. С думающими и опережающими время, с теми, кому тяжелее перестраивать свои взгляды и привычки.

До ухода из жизни жены он почему-то считал себя самым главным в семье. Но оставшись одни, понял, что никакой он не главный. Он ничего не умел делать по дому. Этим занималась жена, а он отдавался работе и делал карьеру. И это у него получалось, ведь ему помогала жена. Проявлялась ее забота незаметно, тактично, с любовью.

Живя один, он катился в никуда и все чаще приходил к выводу, что дальше так жить не сможет. Что ему необходим рядом человек, который бы незаметно стал частицей его Я, второй его половиной, поддерживающей его.

Вскоре он встретился с ней. Видимо, этому желанию способствовали какие-то неземные силы. Встретился с ней случайно, ожидая в центральном парке своего знакомого. Она спешила с работы домой и, как позднее объяснила, сокращая путь, иногда ходила через этот парк. Он и раньше знал ее. Иногда они встречались на праздничных мероприятиях. Каждый раз ее сопровождал муж. Те короткие встречи сразу убедили его, что это необыкновенная женщина. Ее уверенность в себе и непринужденность чувствовались в каждом ее движении и в каждом слове. Она была воплощением молодости, радости жизни и красоты.

Увидев Его, Она обрадовалась. Но, услышав о смерти его жены, с печалью поведала о своей жизни. Во время той первой встречи особенно запомнилось ее внутреннее состояние. Опаленная бедой – смертью мужа и заботой о сыне Она казалась такой одинокой, что Он сначала и не обратил внимание на ее внешность. Разговаривая, они оба пытались выразить сочувствие друг другу. Слушая ее, он обнаружил в ней что-то новое. И это новое вызывало не только жалось к ее судьбе, но и желание как-то помочь ей.

В тот вечер он пригласил ее к себе. И она согласилась. Сейчас  он уже не помнил, о чем они говорили дорогой. Посматривая на нее, он увидел ее ухоженность. Смерть мужа, который погиб трагически, не сломила ее. Белые волосы были заботливо уложены на голове так, как это было и раньше. Одежда и шлейф дорогих духов подчеркивали ее заботу о своем внешнем виде. В меру подкрашенные губы и хрипловатый, взволнованный от неожиданной встречи голос говорили о ее скромности и стеснительности. Особенно поражали ее печальные, будто заплаканные глаза.

Идя с ней рядом, он почувствовал, что это встреча роковая и единственная. Это было как неожиданный удар молнии.

В этот вечер они переговорили о многом, пытаясь ближе понять друг друга. Слушая ее, он невольно думал, почему так поздно встретился с ней? А она продолжала говорить, будто понимала, о чем он думает, и отвлекала от грустных мыслей. В тот вечер он обнаружил в ней что-то новое. Обнаружил, что ее глубоко волновали и тревожили вопросы несправедливости и непорядочности. Стараясь быть вежливой, она, тем не менее, позволяла в разговоре резкие суждения. От этого создавалось впечатление, что собственные ее выводы и интересы, для нее важнее мнения других.

Тем не менее это нравилось ему. Будто забияка, она с отчаянием отстаивала только свою точку зрения. Было что-то вдохновенное в отстаивании ею своей точки зрения, в ее страстном интересе к жизни. Особенно привлекало ее стремление к свободе и независимости. Заметной была ее неприязнь к навязыванию ей каких-либо других взглядов. При этом она подчеркивала, что мужчина не должен ограничивать женщину в ее правах. Только свободное общение мужчины и женщины принесет им радость и духовный подъем.

Слушая в тот вечер ее откровения, он видел в ней уверенность в себе и непринужденность. Видел обаяние и целеустремленность. В ее судьбе были и удачи, и ошибки, за которые она расплачивалась дорогой ценой сомнений и переживаний. Но главное, несмотря на проблемы, она не сломилась, она продолжает бороться за счастливую жизнь.

Провожая ее, он договорился о следующей встрече и, как в юности, готовился к ней. Фрукты и шампанское были приготовлены. И вот, ожидая возле своего дома, он увидел ее, спешившую к нему. Одета она была празднично. Подойдя, тихо спросила: «Я не опоздала? Ну, показывай, чем будешь удивлять сегодня».

В квартире он сразу провел ее в зал и усадил за стол. Несколько минут царила напряженность. Затем как и накануне завязался разговор. К этому времени он уже кое-что узнал о ее жизни. О работе в школе. Разговорившись, она много рассказывала о своей  маме и сестре. И лицо ее на некоторое время становилось озабоченным. В ее словах, манере держать себя отчетливо угадывалась судьба человека, немало повидавшего и испытавшего в жизни. Она не умела хитрить и обманывать. Ее искренность подкупала.

Может быть, именно поэтому он обнаружил, что она нравится ему больше, чем прежде. Однако в этот вечер в разговоре с ней он заявил, что духовные интересы будут главными  в их отношениях. Видимо, он чувствовал в ней особый деликатес, который подается только на десерт и опасался своей настойчивостью оттолкнуть ее. В тот вечер он обнаружил, что ее волновали и тревожили те же вопросы, к которым и он был неравнодушным. Просматривалось немало общего в их взглядах на жизнь и оценках. Ее душевная отзывчивость и человечность не позволяли ей спокойно относиться к страданиям людей и мерзостям жизни. Эта отзывчивость особенно и сближала их.

Заинтересованные друг другом, они после этого вечера стали встречаться ежедневно, подолгу разговаривая на разные темы. Разговаривая, они как бы исповедовались, не утаивая ничего. Иногда они спорили. И в такие  минуты дух противоречия особенно властвовал над ней. Она не задумываясь, отстаивала только свое мнение. Более того, высказывалась даже против сложившегося общественного мнения и авторитетных личностей, заявляя, что не делит людей по должностному положению и уровню достатка. Эта черта характера иногда не знала границ и приводила ее к повышенному самомнению. В такие дни она становилась раздражительной и нетерпимой к замечаниям в свой адрес. А это отражалось и на работе. Самообольщение и иллюзорность оценок, кроме неприятностей, ничего другого не приносили. Более того, накопленный годами огромный опыт работы руководством школы как бы и не замечался. Это ущемляло ее самолюбие и раздражало, хотя в коллективе учителей она пользовалась большим авторитетом.

И все же она была незаурядной женщиной. Особенно трогательно заботилась о сыне, который к этому времени уже  был женат. Ее любовь к сыну и к нему не знала границ.

Понимая  ее внутренний мир, он был рад, что встретил человека с родственной душой. В ней не было расчетливости, и по своим душевным качествам она имела много общего с ним. Поэтому в ее присутствии он чувствовал себя человеком, для которого унылое одиночество сменилось жаждой жизни. Каждый день он с нетерпением ждал ее прихода. Он любил ее, волнующую и неожиданную. Любил все, что было связано с ней, нежной и категоричной, упрямой и гордой, живущей по своим правилам, не прощавшим ошибок.

После каждой встречи он убеждался в том, что природа щедро наградила ее всевозможными задатками и таким стремлением достижения цели, что остановить ее было невозможно.

В чем-то, конечно, они и отличались друг от друга. Но имея много общего, опаленные потерей любимых, они трепетно и бережно относились друг к другу. Он видел, как она нуждалась в нем и в его советах. За ее показной самоуверенностью просматривалась нехватка жизненного опыта во многих вопросах. Особенно в оценке людей. Ей всегда хотелось видеть в других только порядочность, а так было отнюдь не всегда. Она не могла забыть то хорошее, что получила в детстве от матери и не хотела понимать того, что живет в другое время с другими людьми. Время как бы не властвовало над ней. Все это сильнее и сильнее скрепляло их отношения, которые становились выше и значительнее привычек, приобретенных когда-то каждым. Выше настроений и капризов. В этом, они считали, и заключалась теперь их жизнь.


рис. Вл. Любарова


Рецензии
Геннадий, с удовольствием прочла ваш рассказ. Действительно так важно находить в себе силы и желание жить дальше.И быть опорой для другого человека. Особенно в конце жизни ,когда уходят самые близкие. Спасибо за светлую грусть. Мария

Мария Новикова 3   16.11.2015 22:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.