4-я книга. 56-я гл. ЕЩЕ ОДИН СЫН...

.
  «Куда   ушлялся  этот   треклятый   «Хозяин»? – негодовала  Рита, - Наверно  на дачу  Вову  увез!».. Она   была  там  с Эвонгордовичем «на минуточку»..и видела   семнадцатилетнего  Алешу, восседавшего  среди  развала   инструментов…Тоненький  паренек  с  узким личиком, - по утверждению Сергея  «Компьютерный  гений»… -  Куда ж он  задевался?»-  недоумевала  Рита..
 …А он -  явился самолично! - и  не один,  а  с  белоголовым  сыном  Максимом! Бледненьким  смышленным  мальчиком  с  голубыми  глазами,  таким   худеньким, что   вызывал  жалость.
- Вот! – улыбался  Эвонгордович,  -  мой  сын, взамен  Володи! - и  у  меня   просьба…Пусть поживет  у тебя…Я  заплачу!..
-  Нет! - вскричала  Рита,-  Верни мне   сына! Зачем   ты  заманиваешь  его  играми? Используешь, как раба! Я на  тебя  заявление  написала  в милицию. Верни  его  немедленно!Иначе  -  никаких  просьб….
- Погоди!- как ни в чем ни бывало, улыбался  Эвонгордович, - Все  очень  просто! Твой  сын   у  меня  в подмастерьях, - поучится..
- Слыхала   басни! Приведи Вовку, тогда  и  поговарим...
- Послушай! Это  всё   истерика! Не надо   при  Максиме. Я  хочу   тебе  сказать   нечто  важное…
- Чего?! Ты  еще  не понял? Я дала  заявление  в милицию. Тебя   ищут,  тебе  грозит…Сказали, что  ты  под следствием,  но вышел..
- Да  погоди же! Это ты  не поняла.Я  ПРИВЕЛ  тебе  МАКСИМА. Предлагаю  обмен, чейнч!-  пусть  твой  сын   поживет  у меня, а  мой – у  тебя…месяц или два..Пожалуйста! Пойми: он  не может жить дома:  там  неприятная  ситуация, он  боится матери..Только  ты  можешь выручить  нас, - я  знаю! Пусть  пока  твой  сын  у нас, при деле...
- Ага, знаю! Голодный,  не спит! –…И зарплату не получает!
- Ничего подобного. Он  САМ ХОЧЕТ  ИГРАТЬ, и я  разрешаю. Ему    полезно…для  общего   развития!
- Все ночи подряд!- полезно? И голодом морить - «полезно»?!..
- Все не так..Ты женщина, путаешь. Выручи! Пусть  Максим поживет у тебя… Максим,  скажи,  ты хочешь  здесь пожить?..
   Рита  уставилась  на  мальчика, а  тот… неожиданно  подошел к  ней, взял ее  за руку, и  прижался  к  ней:
- Да…я тоже  очень  прошу! Пожалуйста. Я буду  хорошо себя вести.
- Вот видишь? – уперся   взглядом  Эвонгордович,- МЫ  оба  просим. Я буду  заходить. Выручи  нас,  ВРЕМЕННО…Я заплачу!..
- Ничего  не заплатишь! Знаю   я  тебя.Давай  тогда  сейчас...
Но  Эвонгордович  развернулся   уже   к двери
- Извини, срочно надо  бежать… Я зайду! На днях..
- Верни  мне  сына!..-крикнула  вслед  Рита,- а то  будет хуже..
   
   …«Вот  хитрая  лиса!-  сердилась  она: ничего он  не заплатит,  шельмец, хотя  мог дать  немного  на содержание ребенка»…
И выходило   две  беды  на  ее плечи:   Вова  в ловушке,  а Максим -  на  иждивении!... «Глупый,глупый  Вовка,  - не понимает, куда   вляпался, - отчаивалась  она,- Ну,погоди  же, «хозяин» проклятый, я тебе устрою!»
Рита  разозлилась не на шутку. !» И где   его искать? Наверняка и  от следствия  опять  откупился….Она  взгдлянула   на  мальчика  и… растерялась:  как  жалобно  Максим   смотрел!.. Рита, заходя   в зал,  иногда  занималась с ребятами, и те  ее знали. Но  не  подозревала, что  мальчик  проникнется  к  ней  так, что  захочет  жить  у  нее…Видимо, отменно  достается  ему  от матери! И  что  тут  поделаешь? Рита  была  обезоружена…
  Она вспомнила, ей  недавно звонила мать Сергея,  просила   ее полечить. Но  Рита  сказала,  что  по  телефону  не лечит, и  рассказала про  мерзкую  «теорию»  ее сына: «никому  ничего не давать», назвав его жадным...
- Вы считаете,  он жадный? – возразила  пожилая  женщина,- Но он  еще   не такой  жадный, как его  отец…Тот, когда  садился  за стол,  - себе  одному   наливал  борщ, и  мясо сьедал! – а  остатки  -  троим  детям…А Сергей  вот  Максиму   на день рожденья  ботинки купил,  и  велосипед!...
  - Приходите,  поговорим о  Вашем  лечении, - сказала она, -  не став  обьяснять, что  это   она  научила  Сергея  купить Максиму  ботинки.
- Если  смогу,   то  приду,-  сказала   мать..Но не пришла. 
А  Рита надеялась, что  увидев Максима,  бабушка  заберет  мальчика  к себе.
  ...У Риты   с  финансами было неважно:  оттого, что   принципиально ушла  с  курсов...А в  Комитете  по правам платили копейки.Сплошная благотворительность! Придется   выкручиваться,побираться по друзьям..А  Максим искренне  радовался, что  остался! «Ладно  уж, один-то  месяц  как-нибудь  проживем, - вздохнула  Рита,- но  где искать его потом, -  когда  приедет  «возмездие»?»..Телефона его матери  она  не знала.
   Шестилетний  Максим, - в  противоположность Володе,- очень   любил  книги   и   рисовать! Заниматься с ним  было приятно. Они   рисовали  акварелью, пастелью  и  маслом…Рита  нарисовала  его  портрет, - к  великому  восторгу мальчика!- И началась  своеобразная   бурная  жизнь:   вместе  ездили   в  Москву,  -на кружок,  - в  пути  читая  книги,  уча  нараспев  стихи, и,конечно   вырезали все  на свете… Максим   скоро  научился читать и писать!..Ездили  и   по театрам, и по  выставкам, - чего без него бы  Рита себе  не  позволила:  время  тратить и деньги!»…Но как ни странно,  денег  хватало…хоть и с напрягом, - выручали друзья, -  так что еще  мотались  по  паркам с  каруселями, и  по гостям -  с ночевкой!  -где   ночевать   приходилось на одном диване  с  Максимом  в обнимку…
   Все это время   Вова  «гостил»   у  Новохолмских, а  Рита  переживала и    думала  о нем... И  как  не  думать: когда  Володе  уже приходили   повестки  в   военкомат. Как-никак, пошел  семнадцатый  год… Рита  сходила  в  их   двор,   подозвала мальчика,  попросив передать  Вове,  чтоб    шел  домой:  иначе  за ним пришлют с милицией! – потому   что    нужно   в военкомат…

   Так же  продолжали приходить  письма  из  Зоны  Красноярского края, и  близилось  время  окончания  срока   отсидки  Санди. А из Москвы  приезжали  больные  на  лечение…В кабинете  Предвидения она  принимать отказалась: слишком много  мороки, и времени  уходит,-к тому же директриса  мечтает о  больших   доходах..
 
   …Однажды   они  с Максмом  «зависли»  на Арбате, в  магазине «Пингвин», - ели   «от  пуза»   мороженое! –   необыкновенно вкусное,  разноцветное…Рита, истратив  деньги,  заработанные вырезанием,  осталась  совсем  без копейки..Но  домой   вернулись   счастливые.
 Так прошел  июнь, июль,август...А за Максимом  все не приходили! И Вовка не появлялся…Как-то  раз  Максим, - после   крепкого раздумья,-  вдруг  сказал:
-  А давай   понарошку  ты  будешь моя  мама, а  я твой -  сын?
-  Ой, не знаю, - испугалась  Рита,- поиграть  можно, но,  Максим,  у тебя  ведь   есть  мама. И она за тобой может   прийти!
- А  ты  не отдавай  меня,- жалобно  попросил   Максим,- очень тебя прошу, я   туда  не хочу,  - честное  слово!  Ну,пожалуйста. Не отдашь?
- Максим,  не обижайся, но  этого я   обещать не могу. Понимаешь, выходит  нечестно:  я   не имею  на  тебя  никаких  прав, хотя…мне  и  самой   немного  жаль, что ты не мой сын.Ты очень  хороший  мальчик!
- Ты  ко  мне привыкла,да?- потянулся к ней Максим, обнял за шею.
-  Конечно, Максим!  Мы уже  три  месяца  вместе. И где  твой  папа?
- Не знаю,-  равнодушно  пожал  он   плечами,-  Он часто уходит...

  Рита  не  могла  сказать мальчику  о   финансовой  нужде, и    нехватке времени. Ну, как  ездить с ним на вырезание портретов? Не  оставлять  же  одного! А  когда    садилась  за  пишущую машинку, она  давала  ему книжку:
- Вот   задание. Выполнишь,-  тогда  и   подойдешь!
  И  он  очень  старательно  читал  тексты, и пересказывал,  отрывая   ее  от  работы!..Мальчик  все выполнял правильно, Рита хвалила его. Но ведь  ей  нужно  зарабатывать…а таскать его  на все  мероприятия   рискованно…Лето проходило,  и  они  сидели вдвоем  на нищенскую  «помощь » от государства:  20 рублей!...
   
  Но  однажды  раздался звонок в  дверь.  Рита  в  глазок   увидела   лица  двух  женщин. Это  пришли  мать  Мксима  и  его  бабушка. Выбежал  в коридор  и Максим, узнал!, -  и   испугался:
-  Не  открывай  им!-  вскричал  мальчишка,  бросившись  в  дальнюю комнату, забился  за  диван.
- Откройте!Пожалуйста,  – просила  мать его матери,-  мы  Вам ничего  плохого  Вам  не сделаем,- честное слово! – мы  хотим   поговорить, -и просто посмотреть на  Максима…Пустите  нас, пожалуйста, умоляем! -  Мы знаем, что  Максим  живет у  Вас,  но  он  и  нам нужен…
-  Если  он   вам  нужен, то  как  Вы  могли   позволить так  зверски  с  ним обращаться, – спросила  Рита, - что  он  не  хочет с вами жить!
- Мы  все  обьясним! Мы  можем  его  не  забирать,- просто   поговорим, -  уверяла   мать Максима,-  все-таки  он  НАШ  ребенок..
- Но  он  НЕ  ХОЧЕТ   к  вам!…
- Мы  все знаем,  понимаем. Пустите  нас, пожалуйста!-  будьте  людьми, -  только  поговорить...- послышался плач, и  Рита  - открыла.   
 
  Женщины  прошли  в  проходную  комнату,  сели  на диван  у стола. Мать  Максима  не подымала  глаз, - у   нее   было  отрешенное  заплаканное лицо. Рита  хорошо  знала  это состояние, и  прониклась к ней. Бабушка,  закутанная   в  длинную  красивую  шаль, сказала:
- Простите  нас, мы  очень переживаем!Мы  извелись с тоски…
- Так  чего Вы хотите? -  спросила  Рита.
- Разрешите  посмотреть  на  него!-  сказала бабушка, кутаясь в  шаль,-  спросить, как  ему  живется…Неужели он  по  матери  не соскучился?
- Но  мне сказали,  вы  не  нуждаетесь в нём,-  возразила  Рита,
- Знаем, -  но все, что  Вам говорили,  в   прошлом,-  пояснила  она  А мать Максима  по-прежнему  глядела  в пол…
- Она  и  правда  не хотела  родить, а  он заставил!- порвал направление на аборт…А  после   исчез! Он   ничего не дает на детей, и  она   измучилась  жить  с двумя -  без денег!...А как  он  уговаривал  ее  выйти за него,  плакал, и  даже  ложился   на пол, под дверь,  ночевал  на   пороге…И - бросил   с двумя  детьми, без  копейки!.-рассказывала пожилая женщина.
-  Я  все знаю,-  кивала  Рита,- Это так сказать  его «кредо»:   никому ничего не дает. Я не выдержала и  выругала его, -  заставила-таки  кое-что купить…
-  Да,  патологический жмот, – кивнула  бабушка,- и никогда ничего детям  не покупал..Поэтому, когда   купил  Максиму   ботинки  -  мы удивились:  это  неслыханно!..Он и жене   ничего  не дарил,  даже мелочи… Мы  нуждаемся! Еле  выживаем….Вот  и   она   стала   нервная, все  время плачет...Вы уж простите!
-  У  него  самого  по-моему  плохо  с психикой…-  сказала Рита,-  согласитесь,  что  нормальный   мужчина не  должен   так  поступать!Я имею  ввиду – ответственный…А чем   мотивирует?  Или вы не спрашивали, почему он   так себя ведет?..
-Вы  правы,-  сказала бабушка, -  «больной» во всю голову:  ни себе ни людям…Он  говорит:  «если  дети  ТВОИ , ты   их  и  содержи!..А если  МОИ, -  я  их  заберу, и  ты  их  больше   не увидишь…Воспитаю  один!».. А  вот  ее, -  кивнула на  молчащую дочь, -   он   покалечил, она   давно   не живет  по-человечески..И  развода  ей  не  дает:  главное  -   дети! Верните нам  Максима! –просила  она,- Дайте  хоть  взглянуть  на  него..Мы   его  не  возьмем, если  не захочет! Правда! Обещаем!..– бабушка  и мать  смотрели   умоляюще.
- Ладно,  пойду,  его  спрошу. – сказала  Рита,- Может,  согласится  пойти   домой,хоть   временно,-  а  после  может   вернуться?
-  Да, да,-  закивали  разом  они, и  Рите стало  их  очень жаль: «каков гад! – подумала  она,-   испортил   жизнь   всем  своим!»...
  Она  вошла  в  комнату…Максим тут  же  подскочил  к  ней, и,  упав  на   колени, обнял   Риту  за  ноги, -  рыдая:
- Не отдавай меня им! Прошу! Пожалуйста!  Умоляю  тебя!!!
Рита  нагнулась, погладила  его, подняла  и присела  перед  ним:
-  Максим! Это  ТВОЯ  МАМА. Она   тебя  любит. Честное слово! Потому  и пришла!  Я  это  вижу.  Поверь  и  успокойся…
- Не  любит! Не любит!!!- кричал Максим в  истерике, вешаясь на Риту, обнимая  ее   за шею, - я  не хочу к ним! Я  хочу   с  тобой жить! Пожалуйста, прошу  тебя,  не отдавай меня!.Я не пойду-ууу!!!...
- Успокойся, успокойся, - Рита   гладила  его, сама  чуть не плача,-  я  обещаю, что   не отдам   тебя,  если   сам не  захочешь. Ну,  разве ты   не скучаешь по маме? По  бабушке! Она же  тебе ничего плохого не сделала! Пошли, погляди   на  них, пойми, мама  имеет на тебя  все  права  и документы, а я – НИКАКИХ  прав не имею. Все равно  мне  тебя  не отдадут. По закону  ты еще маленький, чтоб принги мать решения. Понимаешь?..- Рита  понимала, что говорит  ерунду, которую  он   не поймет. Но ей   было жаль   всех…кроме Эвонгордовича!..
-  Она   не  тронет  тебя  больше, Максим, правда! – ведь  она  же  мама, и   ничего плохого  тебе   не сделает,-  поверь  мне! У  тебя  же  есть я…А если  что случится, - ты   всегда можешь ко мне прийти!   
  Пошвыркав  носом,  Максим  вышел  вместе  с Ритой… шел  -  как на казнь: еле-еле…так что  Рите  пришлось  тащить  его  за руку.  Но когда  Рита  подвела  мальчика,   обе  женщины  оживились! –и   бабушка    подбежала,  и  присела  перед ребенком  на корточки, обняв   внука:
- Максим! Неужели  ты  не  соскучился по маме,  по мне? Я же  ничего плохого  тебе  не  сделала! Правда? Три   месяца тебя  нет!..Мы очень   соскучились! Мама плачет,- погляди..И я тоже плакала..Пошли домой! Мы   тебя   любим,  и братишка  каждый  день  спрашивает  про  тебя...

   Максим  горячо  прижался к бабушке, которая  продолжала  гладить его,  и  уговаривать:
-  Пошли  домой! Когда  захочешь, ты  сюда  придешь,  мы  отпустим.
   Максим молчал, но Рита  видела:  уже  соглашается! – хотя  и  было     немного  больно: она  тоже   привыкла к мальчику…
   
 …Нельзя  ребенка отрывать от матери! – какая  бы  ни  была,-  пусть    психически  больная…Мать   остается  матерью..
   Рита знала, как  это  больно, -  когда   отнимают ребенка, - отрывая   от сердца с кровью! - знала   на  собственном опыте…И,  помня, как  с ней   поступили  родители, она  не  захотела  повторять  их  ошибки.
- Ты   придешь ко   мне в  гости, Максим?-  спрашивала  Рита.
  - Приду,-  кивал   мальчик,весь  в слезах, обнимая бабушку.
- Вот и  хорошо,-  улыбалась  Рита, а  Максим  подошел   к  матери,  и  обнял   ее…Уходили  они  все вместе.

   «Правильно   сделали, что  пришли  ко  мне,-  поняла  Рита,-  это  верное  решение,  и  Максим  после  сам  оценит  его!»…Когда за ними закрылась дверь, Рита  опять  с  тоскою    вспомнила  про  Володю: «А  как  там  у  вас  мой  Вова?!»-  хотелось  крикнуть   вслед…Но тут  же   вспомнила, что  сказал Эвонгордович:  Володя   на    даче…
   
   Максим   и правда  несколько  раз  приходил     к  Рите,  но  не  оставался.  Они   пили  чай  и   делились  новостями..Макс готов  был  к  школе!
  В сентябре  опять зашел  Эвонгордович, - и  с чувством признался:
- Спасибо  за Максима!-  ты   «поставила его  на рельсы»,-   пошел   в школу, и  учится  лучше всех…А главное, любит  книги!..
- А где   мой  Вова? – спросила  Рита,-  почему  ты  его не  привел?!
- Он, -Сергей  усмехнулся,-   сам  не хочет  идти  к тебе!Я  говорил..-
- Как это «не хочет»,  совсем заигрался?! А между прочим, ты обещал  за Максима  заплатить…
- Я же  сказал,  что  я   хороший   «хозяин»,а  т вой Вовка  -раб…-  и  Рита, уже   начавшая  думать, что  зря   отнеслась  к  нему  так критически,  вновь  не на шутку  рассердилась:
- Так  ты отдашь мне сына?!-вскричала она. – ему повестки пришли..
- Не  обещаю,-  ответил  он косвенно, боком  выходя  в дверь.
   


Рецензии
... очетяпка: "смышленый" с одним "н". Интрига всё круче, из огня в полымя, шило на мыло...
:)

Рон Вихоревский   23.10.2015 14:48     Заявить о нарушении