***

  В один из своих прошлых дней рождения по пути на работу я решил зайти в ближайший магазин и купить тортик. На углу Малого проспекта и Гаванской улицы располагалась «Пятёрочка»; как ни странно, моего любимого торта там не оказалось. Довольствоваться первой попавшейся безвкусицей мне не хотелось, и я пошёл дальше по Гаванской улице. Редкие магазины, разбросанные по обе стороны, выглядели невзрачно; стоило в них заглянуть, и сразу становилось ясно — разнообразием здесь и не пахнет. Наконец, на пересечении Среднего проспекта я зашёл в «Полушку». Это был последний магазин вверх по улице, и я надеялся, что уж здесь-то должно быть то, что я ищу. Чтобы зря не таскать вещи, я оставил их в камере хранения. Пройдя вдоль и поперёк все закоулки, я только с четвёртого раза увидел витрину с тортами, затесавшуюся между молочными продуктами. О счастье! Да вот же он, мой тортик! Один-единственный, но мне больше и не надо. Я взял торт и направился к кассе.

  — Извините, но мы не можем вам продать этот торт.
  — Не можете?! – тут у меня из рук выпал ключ от камеры хранения.
  — Вы можете выбрать любой другой, – успокаивала кассирша.
  — Другой я не хочу, – сказал я, пытаясь понять, куда упал ключ. — Я хочу этот.
  — Видите ли, этот торт должна увидеть комиссия, которая придёт с минуту на минуту. Он непременно должен там присутствовать.
  — Ах, комиссия. Но почему им важно показать именно этот торт? Там ведь полно других…
  — Я и говорю: возьмите другой.
  — Ладно, я подожду.

  День рождения. Я опаздываю, магазинов в округе больше нет, а здесь отказываются продавать единственно приглянувшийся мне торт. Комиссия, надо полагать, прибудет для аттестации магазина, и одним из пунктов получения высшего балла является наличие этого торта. Так я размышлял, пока не вспомнил про упавший ключ от камеры хранения. Куда же он запропастился?

  Пол уложен белою плиткой, заметить ключ — дело нехитрое. Беда в том, что я его нигде не видел. Осматривая поверхность пола под разными углами и расстояниями, я лицезрел лишь мельчайшие песчинки, что успели сюда занести ранние посетители. Ключа нигде не было. Может, он завалился под кассу? Кассирша обслуживала других покупателей; улучив момент, я подошёл к ней.

  — Комиссия ещё не пришла.
  — Я так и понял, у меня другая проблема. Ключ от камеры хранения куда-то упал. У вас под ногами не видно?
  — Нет.

  История принимала драматический оборот. Я вмиг позабыл о торте, первоочередная задача сейчас состояла в поиске ключа, без которого я не получу свои вещи обратно. Зазор между полом и кассовым столиком составляет меньше сантиметра; заглянуть туда не представляется возможным. Допустим, ключ там, но так просто его не вытащишь. Я обратился к одному из сотрудников магазина и рассказал о своей неприятности, попросив тонкую длинную палку с целью поковыряться под кассой. Он пожал плечами и обещал подумать. От нечего делать я стал взвешивать все «за» и «против». Кассовое оборудование прикручено к полу сложной системой креплений. На демонтаж установки уйдёт ещё полдня, не считая вызова специалистов. Пожалуй, им выгоднее меня пристрелить.

  Я отошёл в сторону и смотрел на других покупателей. Они ставили корзинки, кассир пробивала товар, люди платили и уходили. Почему-то казалось, у них всё складывается проще. Взгрустнулось.

  Спустя пятнадцать минут появился один из работников: он что-то нашёл и предлагает этим воспользоваться. Я обрадовался: шампур для шашлыка — то, что надо — и на глазах у покупателей полез шарить под кассой. Послышался дикий скрежет, кассир в страхе отпрянула к стенке, прибежал охранник, но ключ я вытащил довольно скоро. Какое облегчение!

  А закончилось всё тем, что комиссия так и не пришла, кассир сжалилась надо мной и продала тортик.

  Позже, когда мне довелось обедать, я вспоминал утреннюю историю и испытывал несказанное наслаждение, вкушая плоды своего долготерпения…


Рецензии