5-я Киркенесская Краснознаменная МРАД

5-я морская ракетоносная Киркенесская Краснознаменная авиационная дивизия

(5-я минно-торпедная Киркенесская Краснознаменная авиационная дивизия Дальнего Действия,5-я минно-торпедная Краснознаменная Киркенесская авиационная дивизия,5-я бомбардировочная авиационная бригада)

30.10.1942г. на основании Приказа НК ВМФ № 00373 от 23.10.1942г. и приказа Командующего ВВС СФ № 0187 от 23.11.1942 г. в составе ВВС СФ была сформирована 5-я бомбардировочная авиационная бригада (в/ч 26801).

Новое соединение с дислокацией управления и частей на аэр. Ваенга-1 было сформировано вместо Особой морской авиационной группы Резерва Ставки ВГК (ОМАГ). В состав бригады вошли 24 МТАП (с мая 1943г. – 9-й Гв. МТАП), 29 ПБАП и 255 ИАП. Управление бригады формировалось на базе управления ОМАГ.
С 12.11.1942г. в состав бригады был включен 121 БАП, ранее входивший в состав ОМАГ.

Состав и дислокация 5-й БАБ ВВС СФ на 01.12.1942г.:
- 24 МТАП аэр. Ваенга-1: 18/11 «Хемпден», 6/4 ДБ-3ф; аэр. Амдерма 1/0 ДБ-3; аэр. Нарьян-Мар: 3/2 ДБ-3ф.
- 29 ПБАП аэр. Ваенга-1: 8/6 Пе-2; аэр. Ягодник: 6/4 Пе-2.
- 121 БАП аэр. Ваенга-1: 8/7 Пе-3; аэр. Холмогоры: 1/0 Пе-3.
- 255 ИАП аэр. Ваенга-1: 7/2 ЛаГГ-3, 9/5 Як-1, 3/0 МиГ-3.

В феврале 1943г. в оперативное подчинение командира 5-й БАБ был придан 95 АП ВВС СФ.

На основании приказа НК ВМФ № 0528 от 09.07.1943г. с 20.07.1943г. 5-я БАБ была переформирована в 5-ю минно-торпедную авиационную дивизию ВВС СФ.

06.11.1943 г. дивизии было вручено Боевое Знамя части.

С 25 апреля 1944г. в состав 5-й МТАД вошел 36 МТАП ВВС ЧФ, вооруженный 14 самолетами А-20G, передислоцированный на аэр. Ваенга-1.

В июне 1944г. 29-й бомбардировочной полк вышел из состава дивизии, и был перебазирован на Черное море.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.10.1944г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение г. Петсамо (Печенга) и проявленные при этом доблесть и мужество 5-я МТАД награждается орденом Красного Знамени.

14.11.1944г. за мужество и героизм, проявленные личным составом в Петсамо–Киркенесской операции  приказом Верховного Главнокомандующего № 0369 дивизии было присвоено почетное наименование «Киркенесская».

За проявленные мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны 1722 военнослужащих соединения награждены орденами и медалями. 31 воспитанник дивизии удостоен звания Героя Советского Союза, а В.С.Ефремов стал дважды Героем Советского Союза.

Согласно официальным данным, за годы Великой Отечественной Войны экипажи соединения нанесли врагу следующий урон:
- уничтожено: 166 кораблей противника, из них 95 транспортов с живой силой и техникой, 4 танкера общим водоизмещением 500-660 тонн;
- повреждено: 46 кораблей, из них 39 транспортов;
- в воздушных боях сбито: 230 самолётов и 69 уничтожено на земле,
- уничтожено: 10 переправ, 18 артиллерийских батарей, 32 военных эшелона, 239 танков.

По состоянию на 1 января 1945г. в составе управления дивизии имелось три самолета А-20G «Бостон».

В июле 1945г. 36 МТАП выбыл из состава дивизии в связи с передачей во 2-ю МТАД ВВС ТОФ. Вместо него в состав дивизии был передан 46 ШАП, расформированный в октябре 1947г.

По состоянию на 1 января 1946г. в дивизию входили 9-й Гв. МТАП, 46-й ШАП и 255-й ИАП.

В 1947г. в состав дивизии был включен 574 МТАП (бывш. 95 АП).

В 1950г., в связи с реорганизацией МТА, 255-й ИАП на самолетах ЛаГГ-3 и Як-1 передан в состав 91-й ИАД ВВС СФ.

В августе 1951г. 9-й Гв. МТАП первым из частей СФ переучивается на реактивную технику – торпедоносцы Ту-14.

В 1952г. в состав 5-й МТАД вошел вновь сформированный 1941-й МТАП (с 1955г. – 987-й МТАП), дислоцирующийся на аэр. Североморск-1, на самолетах Ил-28.

В начале 1950-х гг. дивизия имела следующий состав: 9-й Гв. МТАП, 574-й МТАП и 1941-й МТАП. В это время минно-торпедные полки были перевооружены на Ту-14 и Ил-28.

В августе 1954г. 574-й МТАП из 5-й МТАД был передан в состав 599-й САД БелВФ.

В апреле 1955г. в состав дивизии был принят 924 Гв. МТАП, прибывший из Порт-Артура на аэр. Североморск-3. На тот же аэродром перебазировался 987-й МТАП.

В 1956-58 гг. части дивизии начали переучивание на самолеты Ту-16 различных модификаций. В 1957г. 924-й Гв. МТАП закончил переучивание на новую технику.
 
На основании директивы ГШ ВМФ № ОМУ/4/30335 от 03.10.1957г. 5-я МТАД была переименована в 5-ю минно-торпедную авиационную дивизию Дальнего Действия.

В июле 1960г. экипажи 5-й МТАД впервые в Морской Авиации осуществили практический пуск АКР «К-10» на полигоне № 77 на Каспии, взлетев с аэр. Водопой (33-й ЦБП и ПЛС). Пуск первой АКР экипажем полковника Мызникова был произведен по танкеру «Чкалов» с недолетом 40 км, шедший следом экипаж подполковника Ковалева добился прямого попадания.

С 01.05.1961г., в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию на основании приказа МО СССР № 0028 от 20.03.1961г. и приказа ГК ВМФ № 048 от 13.04.1961г., 5-я МТАД ДД была переименована в 5-ю морскую ракетоносную авиационную дивизию.

Дивизия имела в своем составе: Управление, 9-й Гв. МРАП, вооруженный Ту-16кс, 924 Гв. МРАП, вооруженный Ту-16к-10 - оба на на аэр. Североморск-1; 987-й МРАП на аэр. Североморск-3, вооруженный Ту-16к-10.

22.08.1962г. командир 924-го гв. МРАП подполковник В.Ф.Курпяков осуществил пуск ракеты К-10с с ЯБЧ по наземной цели на Новоземельском полигоне (единственный случай в истории МРА применения ядерного оружия).

В 1965г. 924-й Гв. МРАП и управление 5-й МРАД были перебазированы на аэр. Оленья (п. Оленегорск), где и дислоцировались до расформирования.

В 1968г. в отряде управления 5-й МРАД имелось 2 самолета Ту-104 для перевозки руководящего состава дивизии и флота. 

В 1970г. дивизия участвовала в военно-морских маневрах «Океан-70». В том же году полки приступили к освоению ракетного комплекса Ту-16к-26.

01.06.1971г. 9-й Гв. МРАП был исключен из состава 5-й МРАД и передан в состав Авиации Балтийского флота с перебазированием на аэр. Веретье.

В 1975 г. 5-я МРАД всем составом участвовала в учениях ВМФ СССР «Океан-75».

В феврале 1983г. согласно директиве ГШ ВМФ от 03.12.1982г. и директиве Командующего СФ от 02.02.1983г. в состав 5-й МРАД был снова включен 574-й ОМРАП, дислоцирующийся на аэр. Лахта (п. Катунино, район Архангельска).

В 1970-90-х гг. дивизия, наряду с соединениями подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами, была дальним ударным кулаком Северного флота. Главной боевой задачей было нанесение поражения авианосным и корабельным группировкам противника в Норвежском море и северной части Атлантического океана.

С 1988г. 924-й Гв. МРАП и с 1991г.  574-й МРАП 5-й МРАД начали переучиваться с Ту-16 сразу на Ту-22м3. При этом 924-й Гв. МРАП получил новую авиационную технику с Казанского авиазавода, а 574-й МРАП - из состава 170-го Гв. МРАП ВВС БФ. Третий полк дивизии - 987-й МРАП оставался вооруженным Ту-16.

На 01.01.1991г. 5-я МРАД имела на вооружении 76 самолетов: 42 Ту-22м3 и 34 Ту-16 различных модификаций. Части дивизии базировались:
- Управление 5-й МРАД и 924-й Гв. МРАП (20 Ту-22м3 и 5 Ту-16) - аэр. Оленья;
- 574-й МРАП (22 Ту-22м3) - аэр. Лахта;
- 987-й МРАП (29 Ту-16) - аэр. Североморск-3.

В конце 1993г. 987-й МРАП был расформирован, в связи со снятием с вооружения ВВС и Морской Авиации самолетов Ту-16. С этого времени на вооружении дивизии остались только ракетоносцы Ту-22м3.

В 1995г. полками дивизии были успешно осуществлены практические пуски 4-х АКР Х-22.

На 01.01.2000г. дивизия имела на вооружении 40 Ту-22м3 в составе обоих полков (574-го МРАП и 924-го Гв. МРАП).

С 01.09.2002г. на основании директивы ГШ ВМФ № 730/1/091 от 01.11.2001г. управление 5-й МРАД и 574-й МРАП подлежали расформированию.

30 августа 2002г., два месяца до своего 60-летнего юбилея, дивизия простилась с Боевым Знаменем... Почетное наименование «Киркенесская» и орден Красного Знамени были переданы на хранение 830-му отдельному противолодочному вертолетному полку ВВС СФ.

В состав 5-й МРАД в различное время входили:
- 24-й МТАП / 9-й Гв. МТАП / 9-й Гв.МРАП  (1942 - 1971 гг.);
- 29-й ПБАП (1943 - 1944 гг.);
- 36-й МТАП (1944 - 1945 гг.);
- 46-й ШАП (1945 - 1947 гг.);
- 95-й АП (1943 - 1944 гг.);
- 121-й АП (1942 - 1943 гг.);
- 255-й ИАП (1942 - 1950 гг.);
- 574-й МТАП / бывш. 95-й АП  (1947 - 1954 гг.);
- 574-й МРАП / бывш. 574-й МТАП  (1983 - 2002 гг.);
- 1534-й Гв. МТАП / 924-й Гв. МТАП / 924-й Гв. МРАП  (1955 - 2002 гг.);
- 1941-й МТАП / 987-й МТАП  / 987-й МРАП (1952 - 1993 гг.);
- 49-й ОИАО / 268-я ОИАЭ (1958 - 1960 гг.);
- 629-я ОУТАЭ (1950 - 1954 гг.).

На вооружении дивизии в различное время стояли самолеты: ДБ-3ф, «Хемпден», Пе-2, Пе-3бис, А-20 «Бостон», Як-1, Р-39 «Аэрокобра», Ил-28, Ту-14, Ту-16к, Ту-16спс, Ту-16е, Ту-22м3, По-2, Ан-26, Ли-2, Ил-14, МиГ-17СДК.

Командиры соединения:
- Н.М.Кидалинский (1942 - 1944 гг., 1945г.),
- ГСС А.Я.Ефремов (1944 - 1945 гг., ВрИД),
- С.М.Шевченко (1945г., 1947-48 гг., ВрИД),
- ГСС Г.П.Губанов (1945 - 1948 гг.),
- М.Д.Нижегородцев (1948 – 1950 гг.),
- М.А.Курочкин (1950 - 1952 гг.),
- А.М.Наконечный (1952 - 1953 гг.),
- С.М.Рубан (1953-55 гг., 1956-61 гг.),
- В.К.Недодаев (1961 - 1963 гг.),
- И.Г.Татьянин (1963 - 1968 гг.),
- В.Е.Ручков (1968 - 1971 гг.),
- В.П.Потапов (1971 - 1974 гг.),
- Г.М.Благодарный (1974 - 1976 гг.),
- Э.С.Катаев (1976 - 1979 гг.),
- В.Г.Дейнека (1979 - 1984 гг.),
- Н.А.Рогов (1984 - 1986 гг.),
- В.Ф.Рубан (1986 - 1988 гг.),
- Н.А.Мордовалов (1988 - 1990 гг.),
- Н.Д.Бурачук (1990 - 1993 гг.),
- А.Я.Бирюков (1993 - 1994 гг.),
- В.В.Попов (1994 - 1999 гг.),
- И.В.Сапрыкин (1999 - 2002г.),
- В.А.Панов (2002г.).

Источник: Левшов, П. В. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010) : Справочник / П. В. Левшов, Д. Е. Болтенков. - СПб., Специальный выпуск альманаха "Тайфун", 2012. - 768 с.


Рецензии