Доппи

- <транскрипция – доуппы> так по-узбекски называется мужской головной убор, по-русски ее называют тюбетейка, допушка, а те, кто никогда не был в Средней Азии,  просто говорят – шапочка. Между тем, мужчины на Востоке к этому головному убору относятся с любовью и очень строго, особенно в дни религиозных, семейных торжеств или горести. Каждый  мужчина обязан иметь доппи и в такие дни обязан покрывать ею свою голову. Эта традиция, скорее больше национальная, чем религиозная, мусульманская, так было принято всегда, и даже коммунисты, во времена советской власти на Востоке, смирились с этим и разрешали своим однопартийцам носить тюбетейки повсюду, даже находясь в зале партийного съезда. Вот такая богатая история и этой чудо шапочки.
У славянских мужчин такого национального головного убора никогда не было. Зимняя шапка была – треух или малахай, а вот летом мужики ходили, как то так, все больше с непокрытой головой или, под старость лет, круглый год не расставались со своим малахаем. При этом, любой головной убор, нужно было снимать перед старшим по возрасту, по званию или просто в знак уважения, в церкви находиться и покойника провожают в последний путь, опять же – с  непокрытой головой.
Сейчас, славяне в России носят все что угодно, зимой самые разнообразные шапки, весной и осенью, когда дожди – кепки, фуражки или же, пик моды – утепленные  бейсболки. Летом все поголовно носят, сделанные из простого материала эти самые бейсболки.  Порою  кажется, что мы не в России, а в далекой Америке – так полюбилась нашему населению эта кепка. А если внимательно к ней присмотреться, то она сильно напоминает чашечку от женского лифчика большого размера, с приделанным к ней длинным козырьком. Вот такие ассоциации вызывает эта иностранная шапочка.
Я старался избегать одевать ее на свою голову и не потому, что - женоненавистник, а потому что мне как то сразу претило слепое подражание всему американскому. Я долгое время носил зимой кожаную, с мехом внутри, а летом – простую, белую парусиновую кепку. Хотя прекрасно понимал, что кепка это французский национальный головной убор.
Этой весной, я попросил друзей из Ферганы, прислать мне настоящую, маргиланскую тюбетейку. Прислали, и я с радостью стал ее носить в теплое время года. По-разному реагировали местные жители, на мой, не совсем обычный головной убор. Видимо, все знали ее происхождение или считали что это атрибут мусульманской религии.
Хорошие знакомые и даже друзья спрашивали:
- Что ностальгия замучила, узбеков вспомнил?
На что, как мог, я объяснял, что никакая ностальгия меня не волнует, просто не хочу подражать америкосам.
Незнакомые люди, смотрели на меня подозрительно или с презрением, как на вероотступника. Мол, чего это, с виду русский мужик, такой весь светленький, голубоглазый, а тюбетейку напялил? Уж не моджахед ли, в наших краях завелся? Ну не будешь же каждому объяснять, что я сорок лет своей жизни прожил в Узбекистане, мне нравились, до определенного момента, обычаи и традиции народа, которые я с удовольствием готов и сам использовать в своей повседневной жизни. Нравится мне их гостеприимство, уважение к людям старшего возраста, да и сохранение своей, национальной формы одежды. В, конце – концов, я перестал обращать внимание на недобрые взгляды и людям вокруг примелькался мой необычный для русских селений головной убор, перестали так откровенно меня разглядывать.
И еще, про свою тюбетейку хочу сказать. На ней вышит особый рисунок, который говорит знающему человеку, из какой ты местности. В частности моя доппи обозначает, что я из маргиланского клана. А есть еще андижанские, ташкентские и бухарские доппи, и каждая из них безошибочно говорит о принадлежности к той или иной местности.      


Рецензии
Александр, очень интересный получился у вас рассказ. Спасибо!

Ирина Некрасова   05.07.2017 10:41     Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.