Троил и Крессида, 4-5

АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ
СЦЕНА ПЯТАЯ

Лагерь греков. Арена для поединка.

(Выходят Аякс, облачённый в доспехи, Агамемнон,  Ахилл, Патрокол, Менелай, Улисс, Нестор и другие.)

АГАМЕМНОН:
Ты здесь до срока, воин славный,
Твоя отвага – козырь главный.
Буди же Трою звуком брани,
Пусть гром трубы гордыню ранит.
Грозят троянцам смерть и беды,
Пришёл Аякс вершить победу.

АЯКС:
Лови мой кошелёк, трубач,
Услышит Троя медный плач.
Пусть дует в трубы Аквилон,
Пока, трубя, не лопнет он.
А Гектор клич, услышав твой,
Немедля явиться на бой.

(Звучит труба.)

УЛИСС:
Никто на зов не отвечает.

АХИЛЛ:
Похоже, Троя почивает.

АГАМЕМНОН:
Не Диомед ли там на трассе
Под ручку с дочерью Калхаса?
УЛИСС:
Да, это он. Его манера,
Не знаю равного примера
Неотразимы дух и вид:
Он будто над землёй парит.

(Входят Диомед и Крессида.)

АГАМЕМНОН:
Так это и Крессида есть?

ДИОМЕД:
Да, ваша царственная честь.

АГАМЕМНОН:
Добро пожаловать, красавица, к эллинам.

НЕСТОР:
Облобызать тебя монарху есть причина.

УЛИСС:
Монарх целует первым потому,
Что мы восторги вверили ему.

НЕСТОР:
Для старца неуместен торг,
Прими от Нестора восторг.

АХИЛЛ:
Крессида, я иначе поступлю:
Лёд на устах от старца растоплю.
Прими привет от воина Ахилла,
Достаточно и страсти в нём и пыла.

МЕНЕЛАЙ:
И я когда-то помню, целовался.

ПАТРОКОЛ:
Тот образ только в памяти остался.
На тех устах господствует Парис.
Не для тебя сегодня сей каприс.

УЛИСС:
Рога его настолько велики,
Что бьются греки смыслу вопреки.

ПАТРОКОЛ:
Вот поцелуй!
Пусть рогоносец знает!
Теперь Патрокол от себя лобзает.


МЕНЕЛАЙ:
Всё делаешь, Патрокол, с плеча рубя.

ПАТРОКОЛ:
Парис и я целуем за тебя.

МЕНЕЛАЙ:
Обиду вам я эту не прощу,
И своего теперь не упущу.

КРЕССИДА:
Ты, рогоносец, честь мою поносишь.
Срываешь поцелуй ты или просишь?

МЕНЕЛАЙ:
Когда желаю,
И прошу я, и срываю.

КРЕССИДА:
Я сделок в этом избегаю.

МЕНЕЛАЙ:
Я весь горю уже внутри.
За твой один – отдам я три.

КРЕССИДА:
Мне до количества нет дела.
И спорить, право, надоело.

МЕНЕЛАЙ:
Почто меня так отвергают?
Почто других предпочитают?

КРЕССИДА:
Парис с твоей супругой нежен,
Ты по его вине отвержен.

МЕНЕЛАЙ:
Щелчок довольно ощутим.

КРЕССИДА:
Мы часто бьём, хоть не хотим.

УЛИСС:
Напрасно, милая, вздыхаешь.
Рога щелчком не обломаешь.
Пою  тебе я аллилуйю.
Могу ль просить о поцелуе?

КРЕССИДА:
Просить о том немудрено,
Случится, коли суждено.
УЛИСС:
Об этом я мечтаю, знай.

КРЕССИДА:
Мечтай вельможный грек, мечтай.

УЛИСС:
Клянусь Венерою, случится,
Коль к нам Елена возвратится.

КРЕССИДА:
Тогда считай, что я – должница.

УЛИСС:
В том кроется, красавица, беда:
Не будет долг оплачен никогда.

ДИОМЕД:
Удар жестокий нанесён бойцу.
Я отведу тебя к отцу.

(Уходит с Крессидой.)

НЕСТОР:
Едва положишь палец в рот,
По локоть руку отгрызёт.

УЛИСС:
Фу! на неё.
Она претит!
Всё в этой женщине кричит:
И губы,
И глаза,
И ноги.
Порочны мысли,
Похоть в слоге.
Любому тело предлагает,
Но отдаваться не желает.
Во всём – обман,
Во всём – шантаж,
А на поверку – лишь мираж.

(За сценой слышен звук трубы.)

ВСЕ:
Труба троянцев зазвучала.

АГАМЕМНОН:
Для поединка есть начало.

(Входят облачённый в доспехи Гектор, Эней, Троил, другие троянцы со свитой.)

ЭНЕЙ:
Привет вам, славные эллины,
Есть для дискуссии причины:
Как поединок нам судить,
Как победителя честить?
Решит ли смерть победы час,
Иль знак финала – трубный глас?
Условья объявите свету.
Желает Гектор знать об этом.

АГАМЕМНОН:
А как считает Гектор лично?

ЭНЕЙ:
Ему всё это безразлично.

АХИЛЛ:
Гордыня Гектора, как щит,
Добротно скроен он и сшит.

ЭНЕЙ:
Как звать того, кто так решил?

АХИЛЛ:
Зови по имени: Ахилл.

ЭНЕЙ:
Так уясни себе, Ахилл,
Он с гордым – горд,
А с милым – мил.
Когда одно из двух – ничтожно.
Другое – спрятать невозможно.
Как это ты не назови,
Зависит всё от визави.
Скорей учтивость, а не гордость,
В бою смертельном будит доблесть.
Аякс по крови – наш троянец:
Наполовину иностранец,
И бой, сегодня предстоящий,
Наполовину настоящий.

АХИЛЛ:
То не дуэль, а лишь обманка,
Не бой, а бабья перебранка.

(Возвращается Диомед.)

АГАМЕМНОН:
А вот и Диомед успел явиться,
С Энеем он, надеюсь, сговорится,
Как наш Аякс и Гектор будут драться,
Соперники – в душе,
По крови – братцы.
Надеюсь, дуэлянтов не обижу:
Смертельного исхода здесь не вижу.
Быть может, покривляются для вида,
На этом и закончится обида.

(Аякс и Гектор выходят на арену.)

УЛИСС:
Сошлись бойцы.
Смерть задала задачу.

АГАМЕМНОН:
Не потому ль троянец ликом мрачен?

УЛИСС:
Есть у Приама самый младший сын,
И рыцарь он, и слову господин.
Соперников у воина немного,
Чиста его от недругов дорога.
Он вежлив в спорах, но могуч плечом,
Не словом убеждает, а мечом.
И сердцем добр, и нравом незлобив,
Понятен всем его благой мотив:
Одних из бед монетой вызволяет,
Других – советом дельным выручает.
Им управляет не душа, а разум,
Осмыслив суть, решает дело сразу.
Где Гектор неприятеля жалеет,
Там у мальчишки сердце каменеет.
Он, как ревнивец, бьётся до конца,
Нет жалости у этого юнца.
Как Гектора, Троила чтят героем,
Надеется на юношу вся Троя.
Поведал нам об этом сам Эней,
При этом клялся головой своей.

(Звучат трубы Гектор и Аякс начинают поединок.)

АГАМЕМНОН:
Итак, положено начало поединку.

НЕСТОР:
Держись, Аякс!  Устрой врагу поминки.

ТРОИЛ:
Проснись же, Гектор, спать в бою негоже!

АГАМЕМНОН:
Ах, как разит Аякса!
Как он сложен!

ДИОМЕД:
Довольно биться!

(Трубы играют отбой.)

ЭНЕЙ:
Прошу остановиться.

АЯКС:
Я не успел размяться даже!

ДИОМЕД:
Мы спросим Гектора.
Что он на это скажет?

ГЕКТОР:
Но коли так, то бой наш завершён,
Исход кровавый нам не разрешён.
Ведь ты – кузен двоюродный Приама,
Сестра его – твоя родная мама.
Желать я смерти вправе лишь врагу,
Кровь проливать родную не могу.
Когда бы разделить могли мы тело,
Где можно выбрать часть любую смело:
Вот – грека нос, а вот – рука от Трои,
Тогда бы долг меня не беспокоил,
Лишил бы носа, но не тронул руку,
И в том даю тебе свою поруку.
Не может быть пролито капли крови,
Где – очи Трои, а эллина – брови.
Пусть руки богатырские героя
На плечи лягут родственные Трои,
Я не врага приветствую, а  брата,
Кузен Аякс, мы в том не виноваты.

АЯКС:
Кузен мой Гектор, ты – великодушен,
Я шёл убить и разума не слушал,
Меня лишь вящей славы зов манил,
И блеск её немеркнущий слепил.

ГЕКТОР:
Неоптолем, отмеченный молвою,
И тот рискует буйной головою,
Когда себя он с Гектором ровняет,
И славу он и почести теряет.

ЭНЕЙ:
Узнать бы обе стороны хотели,
Какой сход намеченной дуэли?


ГЕКТОР:
Ответим вам и образно и кратко:
Мы завершим объятиями схватку.

АЯКС:
Когда бы был уверен я вполне,
Что не откажут в этой просьбе мне,
Хотелось бы героя пригласить
С визитом лагерь греков посетить.

ДИОМЕД:
Агамемнон, Ахилл уже не прочь,
Такому обстоятельству помочь,
Забыв про неурядицы и страх,
Без лат увидеть Гектора в гостях.

ГЕКТОР:
Ты попроси сюда, Эней, Троила,
Троянцам расскажи, как дело было.
Кузен любезный, протяни мне руку,
Идём на пир, развеять боль и скуку.

АЯКС:
Идём, приём достойный обеспечу.
Агамемнон уже идёт навстречу.

ГЕКТОР:
Ты главных греков обозначь из знати,
Ахилла угадаю я по стати.

АГАМЕМНОН:
Дань воинству, эллины, отдаём.
Противника чтим в лагере своём.
Слова звучат не столь гостеприимно,
Но чувства отражаются взаимно.
Грядущее пока нам не открылось,
Вчерашнее забвеньем растворилось.
А этот миг, дарованный судьбою,
Дозволил, Гектор, встретиться  с тобою.
От сердца к сердцу посылаем знак,
Троянец – гость, да будет, греки, так!

ГЕКТОР:
Великий вождь, Агамемнон,
Я встречей тёплою польщён.

АГАМЕМНОН (обращаясь к Троилу):
И ты прими благой посыл,
Троянского владыки сын.

МЕНЕЛАЙ:
Вам, братья крови королевской,
Привет мой  искренний и веский.

ГЕКТОР:
Кому обязан почестью, не знаю.

ЭНЕЙ:
Вельможному эллину Менелаю.

ГЕКТОР:
Клянусь железной дланью бога Марса,
Приветствую тебя я не для фарса.
Жена же бывшая, довольная не в меру,
Тебе перчатку бросила Венеры.

МЕНЕЛАЙ:
Ты имени её не поминай,
И без нужды меня не убивай.

ГЕКТОР:
Вы нас, троянцев приняли радушно.
Прошу меня простить великодушно.

НЕСТОР:
Тебя, троянец, наблюдал в бою,
Где волю ты показывал свою.
Персеем на коне верхом скакал,
И цепи молодых эллинов рвал.
Но не крошил поверженных мечом,
И не топтал фригийским скакуном.
Кричали мы:
 «Смотрите! Вот Юпитер!
И жизнь, и смерть в одной у бога свите».
Когда ж в кольце тебя теснили греки,
Ты отдыхал, сомкнув спокойно веки,
Напомнив олимпийского бойца,
Жаль за шеломом не видал лица.
В бою я деда твоего знавал,
Не раз я с ним на поле воевал,
Свидетель – Марс, такая, братец, штука:
Дед в мастерстве не дотянул до внука.
Позволь старик тебя замкнёт в объятья,
Обнимемся, троянец, словно, братья.

ЭНЕЙ:
Ведь этот старец – Нестор!

ГЕКТОР:
Не помышлял вас встретить в этом месте.
О, летописец, судеб и сражений,
Достойный почестей и всяких уважений,
Позвольте вас почтеннейший обнять,
И дань заслугам Нестора отдать.
НЕСТОР:
Увы! Я не в бою тебя хватаю,
А в жаркие объятья заключаю.

ГЕКТОР:
Ты можешь, Нестор, удивиться,
Но был бы рад с тобой сразиться.

НЕСТОР:
Нисколько, Гектор, я не удивился,
Когда бы мог, то завтра бы сразился.
Сегодня ж – приглашаем на приём,
На нём мы – обнимаем, а не бьём.

УЛИСС:
Похоже, рухнут стены Трои скоро,
Когда у нас теперь её опора.

ГЕКТОР:
Я знаю, Улисс, сделал ты немало,
Пока в послах персона пребывала,
На пару в Илионе с Диомедом
Не раз вы грекам прочили победу.

УЛИСС:
Мои слова сбылись наполовину,
И результат напомнить не премину:
Пока что башни Трои в облаках,
А скоро превратятся в  пыль и прах.

ГЕКТОР:
И стены целы, и троянцы живы,
Желанье есть, но нет у вас наживы.
Фригийский камень нашей славной Трои,
Дороже греков вместе взятых стоит.
Конец – всему достойная оплата,
Рассудит время спорщиков когда-то.

УЛИСС:
Согласен, пусть решает споры время,
Пока ж моё тебя ласкает племя.
Зайди к вождю, затем в мою палатку,
И примем, и накормим гостя сладко.

АХИЛЛ:
Уж лучше он ко мне пускай заглянет,
Мой глаз им любоваться не устанет.
Суставы Гектора накачаны для боя,
Троянец, наслаждаюсь я  тобою.

ГЕКТОР
Я полагаю, ты - Ахилл.
АХИЛЛ:
Узнал меня и поразил.

ГЕКТОР:
Мускулатурой побалуйся!

АХИЛЛ:
На славу скроен. Полюбуйся!

ГЕКТОР:
Ты – богатырь. И нет в том спора.

АХИЛЛ:
Не слишком ль убедился скоро?
Я изучить тебя желаю,
Как будто в лавке выбираю.

ГЕКТОР:
Читай, разглядывай, как книгу,
Но, изучив, увидишь фигу.

АХИЛЛ:
Где брешь в могучем этом теле,
Куда б разить мечом хотели?
Где, боги, слабое звено,
Куда ударить суждено,
Чтоб дух и плоть сего героя
Навеки вывести из строя?

ГЕКТОР:
Ты не гневи богов напрасно,
Поверь, что смертному неясно,
Куда мечом своим  разить,
Чтоб в схватке Гектора сразить.

АХИЛЛ:
Надеюсь, небо не осудит.
Как я решу, всё так и будет.

ГЕКТОР:
Будь ты оракулом на деле,
И то б меня не одолели.
Я не ищу на теле брешь,
Ударю лишь мечом промеж
Твоих насупленных бровей,
И смолкнет сладкий соловей.
Клянусь тебе шеломом Марса,
Лишь фарш останется от фарса.
Простите, греки, за нахальство,
Не потерплю его бахвальства.
Таков на вызов мой ответ,
Нахрапу оправданья нет.
АЯКС:
На землю, мой кузен, спустись,
И ты, Ахилл, не кипятись.
Вонзать друг в друга жало
Момента не настало.
Да и Совет, тем паче,
Решит дуэль иначе.

ГЕКТОР:
С тобой сразиться я не прочь,
Ты грекам отказал помочь.
А, значит, нет среди эллинов
Мне, равных в стане, исполинов.

АХИЛЛ:
Коль, Гектор, сам того желаешь,
Ахилла силу ты познаешь.
Пусть завтра смерть наш  спор рассудит.
Сегодня ж – мы друзьями будем.

ГЕКТОР:
Бьём по рукам, мой друг.
Пока.

АГАМЕМНОН:
Хочу, вожди, вас всех призвать,
В моём шатре попировать.
Сегодня Гектор в стане – главный,
В любом шатре он – гость желанный.
Не зря вы, барабаны, бьёте!
Сегодня враг у нас в почёте!

(Все, кроме  Троила и Улисса, уходят.)

ТРОИЛ:
Улисс, ты можешь подсказать,
Как мне Калхаса разыскать?

УЛИСС:
Насколько я, царевич, знаю,
Он размещён у Менелая.
А с ними Диомед пирует.
По вдохновению, по виду,
Влюблён он по уши в Крессиду.

ТРОИЛ:
Ты после царского приёма,
Мне укажи дорогу к дому.

УЛИСС:
Я укажу тебе дорогу,
Признайся только ради бога,
Скажи, Троил, и без обиды,
Кого же ранила Крессида,
Кто в Трое этот юный пленник,
Кто твой несчастный соплеменник?

ТРОИЛ:
Кто раной хвастает, смешон,
Не стоит сожаленья он.
Веди меня, прошу, веди,
Не рассуждай, и не суди.
Она и любит, и любима,
Лишь богу всё исповедимо.

(Уходят.)


Рецензии