Моя философия

Каждый из нас, живущих на этой грешной Земле, придерживается определенной философии, верит во что-то сверхъестественное, или естественное, носит в душе, или занят поиском Бога. Не каждый из нас эти свои философские, научные или религиозные идеи сформулировал. Необходимость таких формулировок вызвана тем, чтобы не блуждать, не шарахаться в жизни, а придерживаться определенной идеи. Мне очень понятны философские идеи Льва Николаевича Толстого (1821 — 1910)  великого писателя и  мыслителя. Он выступил родоначальником концепции ненасилия (естественно, после Иисуса). Его учение получило название толстовства. Суть этого учения нашла отражение во многих его произведениях. У Толстого имеются и собственные философские сочинения: “Исповедь”, “В чем моя вера?”, “Путь жизни” и др.
Толстой с огромной силой нравственного осуждения подверг критике государственные учреждения, суд, экономику. Несомненно, критика эта была противоречивой. Он отрицал революцию как метод решения социальных вопросов. Историки философии полагают, что заключая в себе некоторые элементы социализма: стремление создать на месте помещичьего землевладения и полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных крестьян, учение Толстого  идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало исторический процесс с точки зрения “вечных”, “изначальных” понятий нравственного и религиозного сознания человечества”. Беда только, что эти историки не обосновали, а как и что надо создавать вместо того идиотического со всех точек зрения феодального или капиталистического (олигархического) полицейского государства...
Толстой считал, что избавление от насилия, на котором держится современный мир, возможно на путях непротивления злу насилием, на основе полного отказа от какой-либо борьбы, а также на основе нравственного самосовершенствования каждого отдельного человека. Он подчеркивал: “Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви”.
Считая власть злом, Толстой пришел к отрицанию государства. И ведь не только Толстой пришел к такому выводу. Ведь и в программе КПСС конечной целью было построение коммунистического общества и постепенное отмирание функций государства, прежде всего, функций подавления народа. Но упразднение государства, по его мнению, не должно осуществляться путем насилия, а посредством мирного и пассивного уклонения членов общества от каких бы-то ни было государственных обязанностей и должностей, от участия в политической деятельности. Идеи Толстого имели широкое хождение. Одновременно их критиковали справа и слева. Справа Толстого критиковали за критику в адрес церкви. Слева — за пропаганду терпеливой покорности властям. Критикуя Л. Н. Толстого слева, В. И. Ленин находил в философии писателя “кричащие” противоречия. Так, в работе “Лев Толстой как зеркало русской революции” Ленин отмечал, что у Толстого “С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, (со временем эта эксплуатация усиливается, преобретает все более уродливые и изощренные формы), разоблачение правительственных насилий, комедии суда (не комедия ли суд над Васильевой?)  и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь “непротивления злу” насилием”.
В.И. Ленина можно и следует понять. Его идея – идея революционного свержения самодержавия, расходилась с идеями Толстого. У двух умных людей были различные взгляды и на историю, и на философию, и на религию. Неправильные идеи, как правило, достигаются быстро. Убить всегда можно быстрее, чем родить и вырастить.
Идеи Толстого во время революции осуждались революционерами, так как адресовались они всем людям, включая и их самих. В то же время, являя революционное насилие по отношению к сопротивляющимся революционным преобразованиям, сами обагренные чужой кровью революционеры желали, чтобы насилие не проявлялось по отношению к ним самим. В данной связи не удивительно, что не прошло и десяти лет после революции, как было предпринято издание полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. Объективно идеи Толстого способствовали обезоруживанию тех, кто подвергался революционному насилию.
Однако вряд ли правомерно осуждать за это писателя. Многие люди испытали благотворное влияние идей Толстого. Среди последователей учения писателя-философа был Махатма Ганди. К числу поклонников его таланта относился и американский писатель У. Э. Хоуэлс, который писал: “Толстой — величайший писатель всех времен, уже хотя бы потому, что его творчество более других проникнуто духом добра, и сам он никогда не отрицает единства своей совести и своего искусства”.
Сегодня, в век информационных технологий, во многом направленных не на освобождение, а на изощренное порабощение человека, следует глубже изучить философские достижения нашего российского выдающегося философа и писателя, иначе его место, на некоторое время,  будет занято воинствующими «философами» типа Михаила Веллера и Владимира Жириновского.


Рецензии