Бюрократ

Светлой памяти нашего друга,
председателя Соликамского клуба туристов "Полюс" –
Юрия Ефимовича Юдина



     Я твёрдо уверена, что наша встреча с Юрием Ефимовичем Юдиным
была предопределена самой судьбой, хотя каждый, кто его знал,
может сказать то же самое.

     Мы с мужем приехали в Соликамск в семьдесят втором году прошлого,
т.е. двадцатого века. Осенью того же года в местной газете мы прочитали
объявление об открытии в городском клубе Полюс "Школы начинающего туриста".
Мы записались туда, посещали какие-то занятия, а Новый, семьдесят третий,
Год, уже встречали с туристами в какой-то заброшенной деревне.

     Было весело, необычно и интересно. Тогда мы ещё не знали никого
конкретно кроме Юрия Ефимовича – рядом были просто туристы.
Может быть, на этом всё и закончилось бы для нас, но председателем
клуба туристов был Юдин, а мимо него никто не мог пройти в "никуда".

     Осенью этого же года он сообщил нам письмом о том,
что мы "успешно закончили школу начинающего туриста"
и пригласил нас в клуб получить удостоверение и значёк
"Турист СССР". В этих делах он был бюрократом в лучшем смысле
этого слова – всё, что было положено, он выполнял обязательно
и добросовестно.

     Для нас же - это был знак внимания и уважения,
поэтому в клуб мы пришли, удостоверения и значки получили,
и тут же были привлечены к общественно-полезной работе.
Так началась наша совместная работа c Юрием Ефимовичем Юдиным
в клубе туристов "Полюс" города Соликамска.

     Прошло десять лет. Мы с мужем стали уже активистами клуба,
и жизнь его стала частью нашей личной жизни, а сами мы влились
в большую дружную семью Соликамских туристов. В восьмидесят втором
году Юрий Ефимович предложил мне работать штатным инструктором "Полюса".
Так мне выпала честь поработать под его руководством.

     Общественная работа была знакома, понятна и приятна,
а вот работе штатного инструктора  мне предстояло ещё учиться.
Документы, отчёты, учёт – мало того, что это всё было мне просто
незнакомо, так я ещё и абсолютно не была способна всё это делать.
Бумаги и я – это два несовместимых понятия. И тем не менее –
Юрий Ефимович смог меня как-то этому научить!

     Когда я начала работать инструктором, Юрий Ефимович работал
начальником планового отдела Магниевого завода нашего города,
а правление клуба туристов он возглавлял на общественных началах.
Я знала, что его основное рабочее место - это очень сложная,
ответственная и непостижимо трудная работа, поэтому в рабочее
время старалась его не отвлекать. Кроме того, у нас было сльное
правление клуба, и поэтому на все вопросы можно было получить
обстоятельный ответ и помощь от любого члена правления.

     Однажды вместе с Пашей Соляковым - председателем организационной
комиссии мы готовили очередное (но для меня – первое) отчётно-выборное
собрание. Засиделись в клубе допоздна. Часов в десять вечера заходит
Юрий Ефимович и подаёт бумаги – предложения по кандидатурам на различные
посты в правление клуба. Список начинался с председателя правления клуба.
И на этот пост он предложил выбрать Пашу Солякова.

     Сначала я вообще не поняла, о чём речь идёт. Для нас всех клуб
туристов "Полюс" и Юрий Ефимович Юдин – было одно целое и неделимое
понятие. Как у Маяковского: Клуб  – значит - Юдин, и наоборот.
И никогда, ни у кого не закрадывалось даже намёка на мысль об изменении
этого положения.  Долго он разъяснял мне, что при перевыборах обязательно
должны быть альтернативные кандидатуры. "Тебе сейчас много помогает Паша –
значит, он больше подходит на эту должность. Иначе – это неправильно!"-
твёрдо заявил он.

     Конец нашего разговора услышал Соляков. Сначала он точно так же,
как я, не мог понять, чего Юдин хочет от меня, потом спросил:
"А что, возникла необходимость в перевыборах председателя?
По-моему такой вопрос никогда не стоял и стоять не будет!" 
Паша сказал это таким тоном, что Юра, по-моему, даже застыдился 
минутного сомнения в своём авторитете.

     И тем не менее, он настоял на своём и заставил нас внести это
предложение. Когда проходило собрание клуба, реакция туристов на его
предложение была однозначной: все завозмущались: для чего надо терять
время на ненужную бюрократию?! Кроме Юдина председателем клуба
не может быть никто!  И не потому, что никто не справится с этим,
просто лучше его эту работу никто не сделает! Больше эту тему он
никогда не затрагивал.

     Руководителем он был отменным. Причём, он вроде бы даже и не
руководил вот так прямо. Казалось, что всё происходит в клубе
как-то само собой, автоматически. Никогда не забуду, как я
волновалась перед моим первым мероприятием - городским слётом
туристов. Снова и снова я приставала ко всем, спрашивая и проверяя,
всё ли сделано, кто за что отвечает и как всё будет происходить.
Все отмахивались от меня, как от назойливой мухи, и просили не мешать.

     На слёте я неприкаянно бродила от команды к команде, от полосы
препятствий к конкурсным программам, предлагала помощь то одному,
то другому. Наконец, пришла к судейскому костру и принялась чистить
картошку. Тушёная картошка получилась на славу!

     Когда  подводили итоги слёта, кто-то спросил меня, довольна ли я?
На что мне пришлось ответить: "Если бы меня не было там, никто этого и
не заметил бы!" "А картошка?!" – возмутился кто-то.  Все дружно рассмеялись.
А Юрий Ефимович горячо начал  доказывать, что это я всё организовала,
всё подготовила и вообще – что я в клубе – самый главный человек.
И все опять дружно рассмеялись.

     Однажды я должна была поехать на какое-то совещание в областной
Совет по туризму и экскурсиям и сделать там доклад. Я добросовестно
работала над ним месяца два, потом недели две дорабатывала, оттачивала,
а в день отъезда приехала к Юдину домой с утра пораньше. Он сварил кофе,
дал мне что-то посмотреть, а сам начал читать мой доклад. Во время чтения
он что-то вписывал, вычёркивал, подчёркивал, рисовал какие-то значки,
уверяя меня при этом, что этот экземпляр он оставит себе и пометки 
делает только для себя. 

     Закончив чтение, Юрий Ефимович сказал: "Валя! Ты молодец! Ты всё
правильно сделала, доклад просто замечательный!  Толко это надо всё
переделать!"    И до вечернего поезда мы сидели с ним и пределывали
мой "замечательный" доклад.   

     Актив клуба был очень живым. Постоянно вносили какие-нибудь новые
предложения, организовывали новые мероприятия. Финансы же были
мизерно-прежними, а бухгалтерия оставалась консервативно-жёсткой.
Будучи сам экономистом по профессии, Юрий Ефимович никогда
не отвергал новое.

     Наша бухгалтер, разбираясь в отчётах по  по таким нововведениям,
с восторженным негодованием то и дело восклицала:
"Это надо же до такого    додуматься! Да нас с вами,
Юрий Ефимович, за такую бухгалтерию за решётку упрячут!"
А Юрий Ефимович спокойно отвечал: " За решётку прячут тех, 
кто ворует, а мы работаем, просто законы за нами не поспевают!"

     Через пару лет после этих нововведений действительно появлялись
такие законы. И ни разу наш клуб не обвинила ни одна ревизионная
проверка. Каждая цифра в отчётах всегда была тщательно обоснована,
а расходы подтверждены множественными актами, решениями и подписями.
     Бюрократов  он терпеть не мог, но именно поэтому всю
бюрократическую сторону работы  он выполнял безукоснительно правильно
и во всём поступал строго по законам. 

     Официально я проработала вместе с Юдиным десять лет, а до этого – ещё 
столько же на общественных началах. В девяностые мы уехали из Соликамска, 
но с "Полюсом" оставались в тесном контакте.

     Ещё через десять лет я решила отметить своё пятидесятилетие
с друзьями-туристами в Соликамске.
Уже не было Советского Союза, уже началось третье тысячелетие, 
а Юрий Ефимович по-прежнему торжественно вручил мне большую   
Почётную Грамоту, заверенную подписями всей новой администрации города.   

Вот такой он был – БЮРОКРАТ - в лучшем смысле этого слова.

               
Сентябрь 2013года
г. Дуисбург, Германия


Рецензии