Школьные годы...

                Фото нашего класса перед экзаменами.

Воспоминания школьных лет...
Как приятно обливается сердце тем временем: беспечным, лёгким, любознательным, беспокойным с первой любовью, первым разочарованием, серьёзностью выбора, кем стать в жизни...
Боже, как давно это было...
Плывут в памяти лица одноклассников, учителей. Многих, из которых уже нет в живых, с некоторыми мы нашлись лет пять назад, конечно, в "Одноклассниках", но так и не поддерживаем отношений; так от случая к случаю, просто разговоры ни о чём...
Первая учительница Капиталина Николаевна. Капиталина, Капа, Алина, Лина...
Это мы так разбирали и склоняли её имя. А я подстраивала под этот разбор своё, и очень гордилась тем, что были общие короткие три имени, что совпадали с учительскими. 
Её сын учился в нашем классе. Мы сидели с ним за одной партой.
Рыжий, веснушчатый дуралей Борька, называвший свою мать, так запросто мам-Ина.
Вечно в мятой школьной форме, вытирающий сопливый нос рукавом пиджачка
при простуде, и вечно что-то жующий... Он всё время дёргал меня за косички с атласными белыми бантиками, отчего ленты быстро пачкались от его пальцев в чернилах, а мне приходилось стирать их, накручивая после, на душку кровати.
С ранних лет я умела шить, даже школьную форму себе в первый класс сшила из формы старшей сестры, и этим я сильно отличалась от всех девочек в классе.
Всегда, что-нибудь придумывала с новым фасоном фартучков, воротничков и манжет, и где только находила на это время...
В начальные годы школьной жизни я была необщительной, замкнутой, потому что
заикалась и довольно сильно. Мне было годика четыре, когда меня напугала коза у тётки, в своём доме. Помню, как бабушка отливала меня церковными свечами,  в итоге к двенадцати годам я перестала заикаться. 
Но в начальных классах всё,  же очень этого стеснялась; правда, если меня доставали и обзывали..., о, тут уж я спуску никому не давала! В ход шли и книжки, и портфель.
И кому доставалось больше всех? Правильно, Борьке!
Время летело быстро. Вот мы уже шестиклассники. Борька бессменный мой сосед по парте.  Учителей стало больше, предметов больше, всё шло своим чередом.
И вот тут, наверное, надо сказать о том, почему у меня проблемы со знаками препинания.
Если помните, в эти годы шло интенсивное изучение правил правописания в русском языке, именно в пятом, шестом классах.
У нас была большая семья. Мама в то время шила всякие болоньевые плащи и куртки
на продажу. В конце недели она уезжала на выходные в другой город на рынок.
Я не помню почему, но мама не умела пользоваться швейной машинкой "Веритас".
И мне приходилось на все изделия, что мама нашивала за неделю, пробивать петли.
Мама будила меня часа в три ночи, до семи утра я пробивала петли, а потом шла в школу.
Ну, и конечно, клевала носом на первых двух уроках русского языка. Понятное дело, что, не слыша правил,  что объясняла учитель, я не могла самостоятельно их понять, а подойти к учителю за пояснениями, мне было стыдно. Но, так как с образным мышлением у меня было всё в порядке, сочинения я писала хорошо, их даже, иногда, забирали в область, после исправления ошибок учителем.
Было время, когда в классе все разбились по группам, а мне не хотелось примыкать ни к одной: хулиганы и двоечники мне были не интересны.  В других меня не очень-то и жаловали, да и могло ли  быть интересно  детям людей, занимающих должности директоров магазинов и всяких торговых баз, с девчонкой из простой рабочей семьи.
В то время "блат" имел престиж, которым определялось положение в обществе. 
Вот мы с Борькой и тусовались...
Он провожал меня до дому в зимнее время, когда мы учились во вторую смену.
Жил он с матерью и сестрой в доме напротив. Изредка, мы заходили к нему домой, и Капиталина Николаевна угощала нас чаем с вареньем, с пирогами, или пончиками.

Однажды мама привезла нам с сестрой очень красивые нижние сорочки с кружевами,
по вырезу на груди, по низу, с тонкими атласными лямочками.
Это было какое-то чудо! А мне, дурынде, так хотелось похвастаться перед девчонками в школе.
А как это сделать?! Не заводить же всех в туалет и там им показывать. По росту, "комбинашка" была немного длинновата. Переделывать низ мне не хотелось, так-как нарушался фирменный шовчик. И я придумала поверх сорочки, на линии талии одевать тоненькую резинку, немного поддёргивая комбинацию наверх, чтобы не было видно из под платья.
И вот, явившись в школу после выходных, меня вызывают к доске на уроке математики решать какую-то задачу.
Ничего не подозревая, я направилась к доске и начала выписывать мелком какие-то формулы. Всё решив, получила заслуженную четвёрку, и с разрешения учителя пошла к своей парте. Класс почему-то притих. Девчонки смотрели на меня осуждающе,
а мальчишки, стесняясь, отводили взгляд. И только, когда я села, поняла почему. Из под платья предательски выглядывало кружево комбинации на целых пять, шесть сантиметров.
Борька сидел пунцовый, стараясь не обращать внимания, но это ему плохо удавалось.
Мальчишки, в тот день, все получили по "паре", потому что пялились на меня,
когда я писала, поднимая руку; тут-то и была видна прелесть этих кружев.
Это Борька, набравшись смелости, рассказал мне после уроков, когда мы шли домой.
И действительно, где уж им было до решения задачи и усвоения урока...
После этого, он уже никогда меня не задирал, а я поняла тогда, что мы повзрослели.

Прошло время и мы уже не "шестиклашки"... Восьмой класс.
Кто-то уйдёт из школы, кто-то продолжит учёбу дальше. Всё зависело от того, как сдадим экзамены.
Во второй четверти нового учебного года, нашему классу представили трёх студентов-практикантов: по физике, русскому и литературе, и по математике.
С математикой у меня вообще была засада. Редко появлялись четвёрки, совсем необоснованно.
Просто, иногда, привлекала на слух тема и я с интересом слушала весь урок, и как правило, если после этого меня вызывали решать задачку, легко справлялась.
А вот физика мне была очень интересна. Студентка-практикантка была подругой моей старшей сестры. Они вместе с ней занимались волейболом, а я в то время занималась спортивной гимнастикой, и часто оставалась после тренировки посмотреть их игру. Много спортивных секций велись авторитетными на то время тренерами в двух  больших спорт-залах пединститута, недалеко от нашего дома.
Конечно, у меня были особые отношения с Ольгой, что оказалась нашим молодым преподавателем. Она любила со мной о чём нибудь поболтать, в то время, когда я шила ей очередной наряд к лету, или к празднику. Ольга Борисовна, так звали новую "физичку" в школе, очень увлечённо и искренне преподавала нам уроки физики, чаще с демонстрацией опытов; мы тогда проходили электричество.
По этой теме она поставила небольшую пьеску, об извлечении электричества из солёного помидора, где я играла роль старика Хоттабыча.
Пьеса сама по себе казалась нам шедевром, а если взять во внимание ещё и учебную её пользу, то меня даже отпускали с уроков на репетиции, я чувствовала себя звездой, проходя мимо одноклассников, гордо подняв голову.
Суть пьесы была в том, что неожиданно появившийся в нашей школе старик Хоттабыч должен был удивлялся всему, что достигло современное общество, и то что он считал чудом, школьники ему демонстрировали на уроках физики и химии, а он не за что не верил, что из простого солёного помидора можно получить ток для маленькой лампочки. Этот опыт и демонстрировался в пьесе. И я очень искренне играла эту роль: в придуманном мной и сшитом костюме, с чалмой на голове, с гримом, искажённой под старика речью. Меня никто не узнавал. А по окончанию спектакля, и объявлению участников зал гудел, все-все кричали:"Браво!", а мне было до слёз приятно. С тех пор я принимала участие во всех школьных концертах.

Время шло, даже бежало! Вот наступила пора первой любви, первых разочарований, первых поцелуев и первых слёз. Новогодний первый вечер для старшеклассников, куда восьмые классы тоже навострили лыжи. С этого вечера всё и началось. Наверное, первый раз попробовав шампанское, многим сей факт снёс крышу и учёба оказалась не так важна, как чувства захлестнувшие половину школы.
Наш класс просто сходил с ума! С перекидыванием записочек, перешёптыванием, разбитыми носами, ревностью, руганью во время перемен, в столовой и даже на уроках. Заканчивалось всё разбором полётов у директора, вплоть до исключения из комсомола, и исключением из школы.
Кто-то из девочек в параллельном классе забеременел, кто-то в нашем классе пытался выпрыгнуть с четвёртого этажа, кто-то порезал вены из-за несчастной любви... В общем весь набор проблем подросткового возраста.
Восьмой класс шёл к завершению. Экзамены, конечно, никому не грезились, и  никому не хотелось к ним готовиться. Улица манила теплом и запах цветущей сирени кружил голову...
Борька всякий раз краснел встречаясь со мной взглядом, но по прежнему молча помогал мне одеть зимнее пальто, или осенний плащ, брал мой портфель и провожал меня до дому, а я тихонько умирала по парню из десятого класса...

Воспоминания можно продолжать до бесконечности. По денно, поминутно...
Научила ли нас школа чему нибудь?! Да, несомненно!
Но каждый выбрал свой путь, набивая свои шишки-ошибки на лбу и накапливая свой жизненный опыт.
Капиталина Николаевна, наша первая, милая учительница, выгнала из дома свою несовершенно-летнюю дочь, которая "спуталась", как она выразилась, с моим младшим братом. Её дочь Марина и мой брат Константин в браке уже тридцать три года, вырастили замечательных детей - дочь и сына. Живут в Москве, растят двух внуков. Елена Вавилова моя племянница, песни которой звучат иногда под моими стихами.
Борька погиб в армии...
Он служил в Погран-войсках, на Дальнем Востоке и при задержании перебежчика был убит ножом в сердце.
А он мог бы быть замечательным мужем и отцом моих детей... На проводах в армию, очень просил меня, дождаться...
Но я не могла ему этого обещать, потому что не любила. Он мне был как брат.
Вскоре я выскочила замуж за того десятиклассника, прожив с ним всего четыре года, после чего благополучно развелась.
Школьные годы всегда вспоминаю с радостью и грустью...Если сказать, что я ни о чём не жалею, это будет неправдой.
Но жизнь уже прожита..., почти...
Многого, просто нельзя забыть,  и только память имеет право перематывать плёнку прошлого, то назад, то вперёд...


Рецензии