Урок труда

             Дыдымовская восьмилетняя школа, урок труда на пришкольной территории.

         Личными лопатами, принесёнными и привезёнными на велосипедах из дома, вскапывали школьный сад.

            Каждому классу на уроке труда выделялось часть сада, который нужно было вскопать.

          В этот день нам досталось место в метрах двадцати от западных ворот.

            От пешеходной дорожки, она же дорога для въезда во двор школы,  в паре метрах от неё   уклон уходил вниз до самого забора из штакетника, который отделял школьный участок от дороги хутора.

                В саду росли различные плодовые деревья, но к началу учебного года, возможно сад обрывался за лето местными школьниками или по каким - то другим причинам, но плодов я на них не припомню, кроме двух огромных грецких орехов, куда мы бегали на переменах и палками старались сбить орехи с самой макушки.

               Нижние орехи на ветвях были уже сбиты.

          С каждым днём количество орехов уменьшалось, и добыть желаемый плод  требовал упорства и меткости.

                Руки от кожуры  орехов приобретали коричневый цвет, был настолько устойчив, что не отмывался даже мылом, приходилось ещё много дней ходить с такими руками, пока не вымывался и не вытирался цвет окончательно.

          Но вернёмся на вскопку сада, мы выстроились в шеренгу, смеялись и шутили, а что ещё оставалось юным ребятам, у которых ещё всё только было впереди.

                Энергия била ключом и было куда её применить, само по себе без всяких причин началось соревнование, кто больше и быстрее вскопает.

          По правую руку от меня копали землю Коля М. и Володя К. ребятки, которые должны были учиться на класс старше, но по различным житейским причинам оказались в нашем классе.

            По левую руку трудились мои одногодки Серёга и Саня.

            За ними я едва поспевал скапывать землю.

          Приходилось брать шире пласт  земли и выворачивать комья, которые я не разбивал, чтобы точно видеть и знать, что здесь копал именно я.

             Земля в силу своего глинистого состава, с весны уплотнилась.

            Копать приходилось с усилием, весь свой вес концентрировать на левой ноге и вгонять штык лопаты в землю.

            Вскоре взятый нами темп надоел Коле с Володей, они  отстали и не собирались тратить понапрасну силы.

              Решили хитростью довершить вскопку, они слегка сверху ковыряли землю лопатами и вскоре к концу урока сровнялись с нами.

               Минут за пять до конца урока заканчивали и подравнивали свою вскопку, ждали учителя, весело баландрасили между собой, подтрунивали и посмеивались над хитрецами.

             Когда учитель труда появился из –за угла школы, все оживились и повернулись в его сторону, среди школьником пробежал  говорок:
                - Владимир Николаевич идёт!

                А это означало окончание урока.

           Мы смотрели и поджидали, когда он подойдёт и оценит нашу работу.

         В своей суете не заметили, как Коля активно работал лопатой, глубоко вгонял штык лопаты в землю, переворачивал пласт земли и долго с усердием разбивал лопатой комья.

               Получалась ровная разрыхлённая земля.

         Учитель проходил вдоль шеренги, оценивал вскопку, Коля, словно не замечая Владимира Николаевича, полный энтузиазма  подравнивал и разбивал мелкие комья.

             Когда преподаватель подошёл к моей явно ярко выраженной полосе с комьями вскопанной земли, не оценил моих затраченных сил, а показал на моего товарища по правую руку и назидательно сказал:
                - Вот как надо копать землю! Видишь, Коля разбил все комья, приятно посмотреть.

            Пацаны хохотали, надрывая животы, преподаватель не понял причину смеха, а я оправдывался, что комья к весне раскиснут, и поле сада станет ровным.

          На что мне возразил Владимир Николаевич:
                - Нужно сразу делать всё хорошо, глубоко копать и разбивать комья.

                Одноклассники взорвались смехом, а Коля хитро улыбался, склоняя голову набок, понимал, что никто не расскажет, как действительно он проводил вскопку.

                А урок труда действительно был познавательным для меня, умением во время пустить пыль в глаза и оказаться на высоте.

     03 окт 2015 г.


Рецензии