Выхожу один я на дорогу...

            " Выхожу один я на дорогу. Предо мной кремнистый путь блестит.

              Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу. И звезда с звездою говорит ".
      


        Я с давних пор люблю эти волшебные и в то же время такие простые строки

 Михаила Юрьевича Лермонтова. И с тех самых пор и до сего времени я так и не

 могу понять, как человеку, пусть и гениальному поэту, удалось сказать

 поэтическим языком что либо подобное этой молитве об одиночестве, но   


не безысходном, а светлом и щемяще грустном. А между тем это одно из лучших

лирических и глубоко философских стихотворений Лермонтова написано им на

Кавказе в 1841-ом году, за месяц до гибели поэта на дуэли и опубликовано через

два года(в 1843 году) в журнале "Отечественные записки".


        Произведения Лермонтова чрезвычайно музыкальны и вдохновляли и

 вдохновляют не одно поколение композиторов. Вспомним хотя бы гениальный вальс

 Хачатуряна к драме Лермонтова "Маскарад". Так и " Выхожу один я на дорогу"

послужило основой для создания более 20 песен и романсов русских и советских

 композиторов, дошедших до нашего времени. Но лишь одно из этих произведений

 сегодня настолько известно, что считается народной песней. А между тем у неё

 есть автор и этот автор- женщина Елизавета Шошина. У знаменитого австрийского

 писателя Стефана Цвейга в серии " Звёздные часы человечества" есть

 рассказ "Гений одной ночи" , повествующий о судьбе малоизвестного офицера

 времён Великой Французской буржуазной революции, скромном поэте и композиторе

 Руже де Лилле, в одну ночь сочинившим походный марш солдат Рейнского полка,

уходящих в бой с австрийцами.  Этот марш стал гимном Франции и под



 названием "Марсельеза" и сегодня, более чем 200 лет спустя, известен всему

 миру.  Судьба Елизаветы Шошиной чем то мне напоминает эту историю.

       Елизавета Шошина родилась в 1805-ом году и прожила долгую почти столетнюю

 жизнь(умерла в 1903 году). Вместе со своей сестрой Аделаидой она получила

 прекрасное музыкальное образование, обучаясь певческому искусству в Италии у

 знаменитой певицы Джудитты Паста. В последствии сёстры успешно выступали в

 концертах в России и за рубежом, пока в результате тяжёлой болезни Елизавете не

 потеряла голос. С тех пор она начала аккомпанировать своей сестре на концертах

 и сочинять песни и романсы. Она известна в мире камерной музыки, но только одно

 её произведение исполняется с 1861-ого года и до сих пор, как народная песня, и пользуется

 всеобщей любовью и популярностью. "Выхожу один я на дорогу" звучит и как

 отдельная мелодия в чудесном исполнении Национального оркестра русских народных

 инструментов им. Осипова, и как песня в выдающемся исполнении С.Лемешева,

Б.Штоколова, А.Градского, А.Герман. В этой песне, ставшей народной, музыка достигает

 равновеликости с гениальными строками Лермонтова и происходит удивительное

 дополнение мужского творчества женским. Так и хочется по аналогии со Стефоном

 Цвейгом назвать Елизавету Шошину- "Гением одной песни".

       Иногда, когда я слушаю эту песню, мне почему то приходит на ум сравнение

 с " Аве Мария" Франца Шуберта, так молитвенно похожи оба эти выдающихся

 произведения. И я бы хотел дожить до того момента, когда под сводами

 православного собора в России можно будет услышать это обращение к Богу:

            " Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея

              Надо мною сладкий голос пел.

              Надо мной чтоб вечно зеленея,

              Тёмный дуб склонялся и шумел".

      И сегодня над могилой М.Ю. Лермонтова в Тарханах зеленеет могучий дуб-

память о нашем великом поэте- человеке на все времена!

         

            



   


Рецензии