Проша

О чем этот рассказ? Да ни о чем материальном и осязаемом. Это рассказ о человеческой памяти.
Память бывает разная: что-то мы храним в сердце и никого не допускаем к личному и сокровенному, что-то выпячиваем на показ, говоря, - «вот тогда было так,….я там был и видел,… мы участники (свидетели) события».
И фото, фото, фото подтверждения факта рождения, крещения, свадьбы, … отчета о путешествиях в дальние страны…. Мы стараемся зафиксировать СЕБЯ любимого на фоне машин, слонов, пирамид …..  и наши жесты – ОК, виват, ….

У моей бабушки Прасковьи Спиридоновны, да, в общем, и у всех ее подруг, обязательными атрибутами бытия были, иконка Божией матери, в красном углу комнаты увитая рушником и одна или несколько больших черно-белых фотографий висели на стене в простых деревянных рамках под стеклом.

Я помню эти фотографии. Всегда серьезные мужчины, часто с усами и в военной форме, женщины в платочках и как бы по перспективе… немного за … мужем…
Иногда эти портреты (скорей рамки портретов) дополнялись другими более поздними и более маленькими фотографиями детей, внуков, родственников… они (дополнительные фотографии) просто подтыкались в уголок рамок или их деревянный оклад и получалось как –то …. Вся семья в сборе, все молодые… красивые…. Серьезные.

Раньше семьи были большие, дружные, работящие. Друг за друга стояли горой! Не важно, как кого братьев и сестер судьба  разбросала по России матушке – была связь единая и неделимая. Глядя на немногочисленые настенное фото бабушки рассказывали незамысловатую историю своих семей: «Вот Катя она в Красноярске, у нее два сына…. А это Степан он в Петропавловк-Камчатском…».

Иногда бывало по другому. У моей бабушки Прасковьи Спиридоновны был брат Прохор, как она говорила, - «Проша». Он был младше ее по возрасту. Когда о нем она рассказывала - чувствовалась необыкновенная теплота и душевное волнение. Как будто время не уходило, и все это было только вчера….

Прошиной фотографии у бабушки Прасковьи Спиридоновны не было. Когда началась война, Прохора забрали на «фронт». «Он погиб в рукопашном бою под Ленинградом», - рассказывала бабушка. Было ему чуть более восемнадцати лет…


Рецензии
Спасибо, Александр, за эти несколько емких строк. Вы как-будто мне в душу заглянули, в которой с каждым годом все больше нахожу воспоминаний, той самой Памяти! Спасибо!

Валерий Петровский   16.12.2017 17:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.