Секулярные святыни

   Однажды, мой приятель по фб привёл в своей статье несколько анекдотов о холокосте. Вот, что я ему ответил:

   Интересная статья, но для меня очень странная. Может быть, я наивный человек, но искренне считаю, что холокост — это некая секулярная, не религиозная святыня. Не только для евреев, но и для человечества, в целом. Сходными святынями для меня являются, например, блокада Ленинграда, геноцид армян, советский голодомор, трагедия Гражданской войны, репрессии и другие моменты истории. Внутри всех этих жизненных коллизий было, наверное, место и для иронии и сатиры. Понимаю, что это смех сквозь слёзы. Но, с самими этими общечеловеческими трагедиями юмор и сатира никак не соотносятся.

   Так же, как не соотносятся с Образом Христа какие-либо нелепые шаржи. Наверное, мусульмане чувствуют то же, относительно Магомета. — Это разные масштабы мышления, совершенно не сопоставимые, то есть, несовместимые реальности! Плохо, когда за этим стоит некая бравада: вот, дескать я какой раскрепощённый и не сентиментальный! Когда мне встречаются такие выступления в светской или в духовной сфере, я вспоминаю народное присловье: «он ради красного словца не пожалеет и отца». Это цинизм, выдающий себя за интеллектуальный модернизм, отражение того, что для такого человека все духовные ценности растворились во всеобщей относительности.

   Безобразно и скверно, когда святынями жонглируют ради политической корысти. Это тоже абсолютно несовместимая со святынями плоскость. Такие попытки — тяжкий грех, независимо от того, какие святыни пытаются эксплуатировать — духовные или секулярные. В одном ряду здесь стоят заявления самозванных религиозных кормчих о христианских ценностях и неверующих либералов о холокосте. Поэтому совершенно не имеют отношения к холокосту недобросовестные или идиотские заявления либералов, вроде высказываний Шендеровича или Новодворской, (прости её Господи). Такие выступления характеризуют только облик авторов и их душевную деградацию...

Октябрь 2015.


Рецензии