Анархист М. Бакунин

Цитаты. М. Бакунин "Государственность и анархия". Избранные сочинения.

Знание и невежество:

«Знание - сила, невежество - причина общественного бессилия. [...} Невежество главным образом мешает народу осознать свою повсеместную солидарность, свою громадную численную силу; мешает ему сговориться, и создать организацию бунта против организованного грабежа и утеснения - против государства.»

Государство - Господство - рабство:

«Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо - вот почему мы враги государства.»


О иллюзиях абстракции:

«Кто опирается на абстракцию, тот и умрет в ней.»

О торговле и государстве:

«Не станем говорить также об открытии новых торговых путей в Индию. Торговая политика — это политика Англии, она никогда не была русскою.

Русское государство по преимуществу и, можно сказать, исключительно — военное государство. В нём все подчинено единому интересу могущества всё насилующей власти.

Государь, государство — вот главное; все же остальное — народ, даже сословные интересы, процветание промышленности, торговли и так называемой цивилизации — лишь средства для достижения этой единой цели.»

О армии, солдатах и офицерах:

«"Чтоб овладеть душою солдата, надо прежде всего овладеть его телом":

Как же овладеть его телом? Посредством беспрерывного учения. Вы не думайте, чтобы немецкие офицеры презирали шагистику, ничуть не бывало
 — они видят в ней одно из лучших средств для того, чтобы выломать члены и для того, чтобы овладеть телом солдата, а потом ружейные приемы, уход за оружием, чистка мундиров;
- надо, чтобы солдат был с утра до вечера занят и чтобы он не переставал чувствовать над собою и за каждым шагом своим строгое, холодно-магнетизирующее око начальства.

Зимою, когда времени остается побольше, солдат гонят в школу, там их доучивают читать, писать, считать, но главное;
 — заставляют твердить наизусть военный устав, проникнутый боготворением императора и презрением к народу:
- императору делать на караул, а в народ стрелять. Вот квинтэссенция нравственно-политического учения солдат.

Проживя три, четыре года, пять лет в этом омуте, солдат не может иначе выйти из него, как уродом. Но и для офицеров то же самое, хотя и в другой форме.

Из солдат хотят сделать палку бессознательную; офицер же должен быть палкою сознательною, палкою по убеждению, по мысли, по интересу, по страсти.»

О империи:

«Мы, русские, все до последнего, можно сказать, человека знаем, что такое, с точки зрения внутренней жизни ее, наша любезная всероссийская империя.

Для небольшого количества, может быть, для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император, со всем августейшим домом и со всею знатною челядью, она:
 — неистощимый источник всех благ, кроме умственных и человечески-нравственных;

Для более обширного, хотя все еще тесного меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч людей, высоких военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, капиталистов и паразитов, она:
 — благодушная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и весьма прибыльного воровства;

Для обширнейшей массы мелких служащих, все-таки еще ничтожной в сравнении с народною массою, — скупая кормилица;

- А для бесчисленных миллионов чернорабочего народа:
— злодейка-мачеха,
- безжалостная - обирательница,
-  и в гроб загоняющая мучительница.

Такою она была до крестьянской реформы, такою осталась теперь, и будет всегда. Доказывать это русским нет никакой необходимости. Какой же взрослый русский не знает, может не знать этого?

Русское образованное общество разделяется на три категории:

- на таких, которые, зная это, находят для себя слишком невыгодным признавать эту истину, несомненную точно так же для них, как и для всех;
- на таких, которые не признают её, не говорят о ней из боязни;
- и наконец, на тех, которые за неимением другой смелости, по крайней мере, дерзают её высказывать.

- Есть еще четвертая категория, к несчастью слишком малочисленная и состоящая из людей, не на шутку преданных народному делу, и не довольствующихся высказыванием.
- Есть, пожалуй, пятая, далее и не столь малочисленная категория людей, ничего не видящих и ничего не смыслящих. Ну, да с этими и говорить нечего.

Всякий сколько-нибудь мыслящий и добросовестный русский должен понимать, что наша империя не может переменить своего отношения к народу. Всем своим существованием она обречена быть губительницею его, его кровопийцею.

Народ инстинктивно её ненавидит, а она неизбежно его гнетет, так как на народной беде построено все её существование и сила.
Для поддержания внутреннего порядка, для сохранения насильственного единства, и для поддержания внешней даже не завоевательной, а только самоохраняющей силы ей нужно:
- огромное войско, а вместе с войском нужна полиция,
- нужна бесчисленная бюрократия, казенное духовенство...
Одним словом, огромнейший официальный мир, содержание которого, не говоря уже о его воровстве, неизбежно давит народ.

Нужно быть:
- Ослом, Невеждою, Сумасшедшим, чтобы вообразить себе, что какая-нибудь "Конституция", даже самая либеральная, и самая демократическая, могла бы изменить к лучшему это отношение государства к народу;
- ухудшить, сделать его еще более обременительным, разорительным — пожалуй, хотя и трудно, потому что Зло доведено до конца;
- но освободить народ, улучшить его состояние — это просто нелепость!

Пока существует империя, она будет заедать наш народ. Полезная конституция для народа может быть только одна — разрушение империи.»

О истории образования империи:

«Ну, а историю образования всероссийской империи все знают:
- тут участвовали и татарский кнут,
- и византийское благословение,
- и немецкое чиновно-военное и полицейское просвещение.
Бедный великорусский народ, а потом и другие народы, малороссийский, литовский и польский, присоединенные к ней:
- участвовали в её создании только - своею спиною.»

О сути государства:

«Итак,
- удовлетворение народной страсти и народных требований для классов имущих и управляющих решительно невозможно;
- поэтому остается одно средство — государственное насилие , одним словом - Государство,
- потому что Государство - именно и значит - Насилие,
- Господство посредством насилия, замаскированного, если можно,
- а в крайнем случае, бесцеремонного и откровенного.»

«Образование великого славянского государства есть не что иное, как образование громадного славяно-народного рабства.»

О народном терпении и революции:

«Но нищета самая ужасная, даже когда она поражает многомиллионный пролетариат, не есть ещё достаточный залог для революции.

Человек одарён от природы изумительным и, право, иногда доводящим до отчаяния терпением, и черт знает, чего он не переносит, когда вместе с нищетой, обрекающей его на неслыханные лишения и медленную голодную смерть, он ещё награжден:
- тупоумием, тупостью чувств,
- отсутствием всякого сознания своего права,
- и тем невозмутимым терпением и послушанием,
- которыми между всеми народами, особенно отличаются - восточные индейцы и немцы.

Такой человек никогда не воспрянет; умрет, но не взбунтуется.»

Бог и государство. М. Бакунин

О религии:

«А религия есть коллективное безумие, тем более могущественное, что оно — безумие традиционное, и что её происхождение теряется в чрезвычайно отдаленной древности.
...
В самом деле, нужны были:
- весьма глубокое недовольство жизнью,
- великая жажда сердца,
- и почти абсолютная нищета ума,
чтобы принять христианскую нелепость, самую отважную, и самую чудовищную из всех религиозных нелепостей.»

О Боге славян:

«Бог, которому они поклоняются, или которого они представляют себе, поклоняясь, именно тем, и отличается от действительных богов истории:
- что он вовсе - не положительный Бог,
- и не Бог, каким бы то ни было образом определенный теологически,
- или хотя бы даже метафизически.

Это:
— не Высшее Сущее - Робеспьера и Жан-Жака Руссо,
- не пантеистический Бог - Спинозы,
- и даже не имманентный, трансцендентальный и весьма двусмысленный Бог - Гегеля.

Они весьма остерегаются, давать ему какое-либо позитивное определение, прекрасно чувствуя, что всякое определение отдает их в жертву разрушительной критики.

Они не скажут о нём:
- личный это Бог или безличный,
- создал ли он, или не создал мира.

Они даже не станут говорить о его божественном провидении. Все это могло бы их скомпрометировать.
Они удовлетворяются словом «Бог», и это все. Но что такое - их Бог?

Это даже не идея, а лишь — стремление души. Их Бог — общее название для всего, что им кажется великим, добрым, прекрасным, благородным, человечным.»

О рабах божьих:

«Рабы Бога, люди:
- должны быть рабами и Церкви, и Государства, поскольку оно освящено церковью.

Вот что христианство поняло лучше всех существовавших и существующих религий, не исключая и древние восточные религии, которые, впрочем, охватывали лишь народы отдельные и привилегированные, между тем как христианство имеет претензию охватить все человечество.»

О значении идеи бога для паразитов:

«Есть разряд людей, которые, если и не верят, должны по крайней мере казаться верующими.

Это — мучители, угнетатели, все эксплуататоры человечества, священники, монархи, государственные люди, военные, общественные и частные финансисты, чиновники всех сортов, полицейские, жандармы, тюремщики и палачи, монополисты, капиталисты, ростовщики, предприниматели и собственники, адвокаты, экономисты, политиканы всех цветов, до последнего бакалейщика,

— все в один голос повторят слова Вольтера: «Если бы Бог не существовал, его надо было бы изобрести».»

О наших предках:

«Да, наши первые предки, наши Адамы и Евы, были если не гориллы, то по меньшей мере очень близкие родичи гориллы, всеядные, умные и жестокие животные, одаренные в неизмеримо большей степени, чем животные всех других видов, двумя ценными способностями:
- способностью мыслить
- и способностью - потребностью бунтовать.»

Исповедь. М. Бакунин О себе:

«В моей природе был всегда коренной не­достаток:
- любовь к фантастическому, к необыкновенным, неслыханным приключениям, к предприятиям, открывающим го­ризонт безграничный, и которых никто не может предвидеть до кон­ца.

Мне становилось и душно и тошно в обыкновенном спокойном кругу. Люди обыкновенно ищут спокойствия и смотрят на него как на высочайшее благо;
- меня же оно приводило в отчаяние;
- душа моя находилась в неусыпном волнении, требуя действия, движения и жизни.

Мне следовало бы родиться где-нибудь в американских лесах, между западными колонистами, там, где ци­вилизация едва расцветает, и где вся жизнь есть:
- беспрестанная борьба против диких людей,
- против дикой природы, а не в устро­енном гражданском обществе.

А также, если б судьба захотела сделать меня смолоду моряком, я был бы вероятно и теперь - очень порядочным человеком, не думал бы о политике, и не искал других приключений и бурь, кроме морских.

Но судьба не захотела мне того ни другого, и потребность движения и действия осталась во мне неудовлетворенною. Сия потребность, соединившись впоследствии с демократическою экзальтациею, была почти моим единственным двигателем.

Что же касается до последней, то она может быть выражена в немногих словах:
- любовь к свободе,
- и неотвратимая ненависть ко всякому притеснению, еще более ког­да оно падало на других, чем на меня самого.
 
- Искать своего сча­стья в чужом счастьи,
- своего собственного достоинства в досто­инстве всех меня окружающих,
- быть свободным в свободе дру­гих:
- вот вся моя вера, стремление всей моей жизни.
 
Я считал священным долгом восставать против всякого притеснения, от­куда бы оно ни происходило, и на кого бы ни падало.»

Государственность и Анархия.

Лозунги. «На пангерманском знамени написано:
 
- удержание и усиление государства во что бы ни стало;
 
- на социально-революционном же, на нашем знамени, напротив, огненными, кровавыми буквами начертано:

- разрушение всех государств, уничтожение буржуазной цивилизации, вольная организация снизу вверх посредством вольных союзов» (почти Новый Мировой Порядок)

«Гейне рассказывает, что под конец в целой Германии, только один кенигсбергский философ Кант, сохранил свои симпатии к революции французской, несмотря на сентябрьскую резню, на казнь Людовика XVI и Марии Антуанетты и несмотря на Робеспьеровский террор."

Об опасности из Китая и его намерениях:

«Будет ли какая нибудь возможность остановить вторжение китайских масс, которые не только наводнят всю Сибирь, включая новые владения наши в центральной Азии, но перевалят и через Урал к самой Волге?
Такова опасность, грозящая нам чуть ли не неизбежно со стороны востока.» (Уже практически случилось)

О коррупции в России и Германии:

«Возьмем пример:
- положим, что в одно и тоже время в Германии и в России правительства назначили одну и ту же сумму, положим, миллион, на совершение какого нибудь дела, хоть на постройку нового судна.

Что же вы думаете, в Германии украдут?
- Украдут быть может сто тысяч, положим двести тысяч, за то уж восемьсот тысяч прямо пойдут на дело, которое совершится с тою аккуратностью и с тем знанием, которым отличаются немцы.

Ну, а в России?
- В России прежде всего - Половину раскрадут,
- четверть пропадет, вследствие нерадения и невежества,
- так что много много, если на остальную четверть - состряпают что нибудь гнилое, годящееся на показ, но для дела непригодное.»

О народной борьбе с государством:

«Не говоря уже:
- об отчаянной борьбе Великого Новгорода, Пскова и других областей против царей московских в XVI веке,
- о союзном ополчении велико-русского земства против польского короля, иезуитов, московских бояр, и вообще против преобладания Москвы в начале XVII века,
- вспомним знаменитое восстание малороссийского и литовского населения против польской шляхты,
- а вслед за ним еще более решительное восстание приволжского крестьянства под предводительством Степана Разина;
- наконец, сто лет спустя, не менее знаменательный бунт Пугачева.»

О сути, силе, и слабости новейшего государства:

«Новейшее государство, по своему существу и цели, есть необходимое военное государство, а военное государство с тою же необходимостью становится государством завоевательным; если же оно не завоевывает само, то оно будет завоевано, по той простой причине, что где есть сила, там непременно должно быть и обнаружение, или действие её.»

О Германии:

«Со времени образования новой государственности в истории, с самой половины XVI века, Германия никогда не переставала быть в сущности главным центром всех реакционных движений в Европе, даже не исключая того времени, когда великий коронованный вольнодумец Фридрих II переписывался с Вольтером.

Как умный государственный человек, ученик Макиавелли и учитель Бисмарка, он ругался надо всем:
- над богом и над людьми, не исключая разумеется своих корреспондентов-философов, и верил только в свой "государственный разум", опиравшийся при том, как всегда, на "божественную силу многочисленных баталионов":
 
- "Бог всегда на стороне сильных баталионов! - говорил он,
- да ещё на экономию и возможное совершенство внутреннего управления,
- разумеется механического и деспотического.

В этом, по его, да также и по нашему мнению, заключается действительно вся суть государства.»

О неизбежности войны между Германией  и Россией:

«Существование двух огромных империй [России и Германии], друг подле друга, влечет за собой войну, которая не может кончиться иначе, как разрушением или одной, или другой. Война эта, повторяем мы, неизбежна.»


Рецензии
Александр, спасибо за такую интересную подборку материала о М.Бакунине. Анархист, выступающий за свободу во всех её проявлениях, оказался
пророком очень многих событий, произошедших за почти полтора века.
Почти всё, что он обличал и с чем боролся, актуально и сейчас. Потрясающе точны его определения о коррупции, о народном терпении, о истории образования империи, о государстве.
И это ещё далеко не весь перечень идей этого человека, его мудрости и дальновидности.

Татьяна Радичкина   28.10.2015 01:52     Заявить о нарушении