Внутренний сад атеизма и веры

От автора: Другие мои статьи на сайте "Русская эволюция" http://russian-evolution.ru/archives/tag/морис-федо


Эпиграф:

«Птица летит;
Улитка ползёт;
Бог в своих небесах –
С миром всё в порядке».
(Роберт Браунинг)

Представления о Боге давно уже вышли за рамки личного восприятия, и стали приобретать масштабы коллективного воззрения, коллективной веры. Вера позволила ощутить сопричастность к чему-либо, с помощью ритуалов почувствовать сплочённость и единство людей ради достижения полезной цели. Но тут появляются атеисты, которые, прямо скажем, выбиваются из этой когорты верующих. И не принимают навязываемых ритуалов, традиций и ценностей. Что получается в этом случае? Что и говорить, такие люди становятся “белыми воронами” в глазах клана, общества. “А кто не с нами тот против нас!” – воскликнули бы все последователи божественного культа. И вот с этими атеистами начинают бороться. Либо из-за личной неприязни, либо потому что они своим существованием оскорбляют Бога. И во имя Бога начинают этих самых атеистов вытравливать, видя в них сорняки на садовом участке. Таким образом, по мнению рьяно верующих людей, такому всемирному саду, состоящему из веры в прекрасное, в Бога, не помешает прополка по уничтожению сорняков. При этом они забывают, что и эти сорняки могут выполнять определённую функцию. Сложилась мировая экосистема, в которой и вера и атеизм стали чашами весов, уравновешивающими друг друга. Уж сколько раз человек на планете Земля нарушал равновесие в экосистемах, а до сих пор выводы из этого отчётливые не вынес. Если разрушить одну часть экосистемы, то погибнет и другая. Если разрушить одну чашу весов, то рухнет другая.

 
Представления о Боге – это способ общения человека не только с миром внешним, но и с миром внутренним. Да, каждый общается ещё и сам с собой, у каждого есть внутренний мир, свой внутренний сад, так сказать. Есть такие моральные вопросы, на которые каждый должен внутренне ответить сам для себя. И из ответов на эти вопросы и выращивается тот внутренний цветущий сад, о котором и пойдёт речь. Приглашаю читателей совершить короткую прогулку по этому саду, точнее по двум разным садам – по саду веры, и по саду атеизма.
 

Рассмотрим внутренний сад верующего. Там есть цветы: и розы и ромашки и тюльпаны, ландыши, лилии, пионы и астры. В общем море цветов. Цветы это всё то прекрасное, что есть в человеке, цветы – это вера в прекрасное. И каждый день их поливает заботливый хозяин. Поливает любовью, питает литературой, музыкой на эту тему и видит, как его сад растёт и хорошеет. Он уничтожает также пестицидами вредителей, стремящихся покуситься на цветы-мировоззрения – словом ли, делом ли, в общем, не даёт вредителям появиться на цветах.


Рассмотрим сад атеиста. Там тоже есть цветы, и розы и ромашки и тюльпаны и ландыши, лилии, пионы и астры. Цветы – это тоже вера в прекрасное. Но их не поливает заботливый хозяин водой веры в божественное. Эти цветы питаются дождевыми водами – водами извне, которые не часты, но приносят облегчение цветам, когда напитывают их прекрасной влагой. Эти цветы научились выживать в условиях скудного полива и таким образом стали сильнее. Цветы питаются также от полива мимо проходящих людей. Этот сад посещают также и вредители, но сад атеиста живёт с этими вредителями и не травит их искусственно, он просто даёт им отпор. Вредители могут серьёзно нарушить жизнеспособность цветов, подорвать их здоровье. Но цветы борются с вредителями своими собственными силами, не полагаясь на помощь извне. Какие невероятные силы нужны для этого!  Какие-то цветы вымирают, какие-то остаются жить. Кому-то может показаться, что этот сад – бесхозное, запущенное место. Но нет! Внутренний сад атеизма – это установившаяся и чётко налаженная экосистема. Она не просит участия хозяина для самоподкрепления, а довольствуется лишь малым и собственными силами. Довольствуясь малым, экосистема становится сильнее, чем холёная и готовая накинуться на всё готовое – экосистема веры.

 

Может сложиться впечатление, что внутренний сад атеизма – это нечто дикое, как дикий уголок природы, скажем, в джунглях. О как же чешутся руки его урбанизировать! Атеизм в некоторых представлениях стал символом бездуховности, распущенности взглядов, словно неприрученная лошадь, на которой можно работать, только надо её заарканить. Человек очень любит всё контролировать. И существует опасность, что если этот сад выйдет из-под контроля, то он начнёт давать опасные плоды. И превратится в опасное и угрожающее большинство. Если применять высокоцивилизованный подход, то кровавыми методами бороться уже не эстетично – человечество это уже понимает. Но оно совершает другой поступок – постепенное насаждение своей веры. Там где верующий скажет “нельзя”,  скажет ли атеист “можно”? Это и пугает, а неизвестное атеистофобов пугает ещё больше, как известно у страха глаза велики.


Однако же моё наблюдение за атеистами позволило увидеть, что не так уж всё плохо.  Некоторые из атеистов выработали свой внутренний моральный кодекс. Креативнее даже десяти заповедей христианства. И они успешно с ним живут. Они живут по своим внутренним моральным правилам, не аморальным правилам, я хочу заметить, а именно моральным. Атеизм как это ни парадоксально, способствует внутреннему развитию и творчеству. С другой стороны, конечно, можно себе напридумывать правила которые позволят перешагнуть через всё хорошее – в этом и таится опасность, и опасность в том, что не будет некоей внутренней цепи, которая сможет сдержать порыв, чтобы не навредить. Но если атеизм создан на добрых началах, и способствует внутреннему творчеству, изобретательству нового и миролюбивого, если он готов к познанию и размышлению – то я за такой атеизм.
 

В таком многогранном явлении как человек возможен различный синтез подходов к жизни. Атеист и верующий – это не белое и не чёрное, это могут быть полутона, плавно перетекающие друг в друга. Об этом очень легко забыть, забыть и не опомниться, а потом оглядываешься – а кругом всё загублено… Очень прискорбно, когда всё что связано или не связано с понятием «Бог» становится расколом в сознании, и расколом в понимании между людьми. Мне кажется очень важным не допускать подобного раскола в сознании, а попытаться понять друг друга.


Рецензии
Добрый вечер, Морис! С удовольствием познакомился, с придуманными Вами аллегорическими архетипами: садом Веры и садом Атеизма. Христианская Евангелия написана в форме иносказательных притч, проповедей и диалогов. Есть притчи, толкования которых абсолютно разные и только православная догматика волевым решением определила как следует понимать и толковать Евангелистские аллегории.Например, яблоко - проявление библейского архетипа грехопадения...
Что касается веры и атеизма. Страшны не сами по себе Вера или Атеизм, а те выводы, которые из них делаются. Атеист Иван Карамазов ("Братья Карамазовы"Ф.М.Достоевского),в следствие, своего убежденного атеизма сделал
чудовищный по цинизму вывод:"Если Бога нет, то всё дозволено".
Есть противоположный пример, пример истинно верующего злодея - Великого Инквизитора ("Братья Карамазовы"), вздумавшего поставить себя на место Христа, сделаться человекобогом...Конечно, нельзя не согласиться с Вашими выводами:"...всё что связано или не связано с понятием "Бог"... не должно становиться расколом в понимании между людьми".
Спасибо. Понравилось.
С неизменным искренним уважением,

Георгий Качаев   06.10.2015 20:56     Заявить о нарушении
Как вы интересно назвали сад веры и сад атеизма - аллегорические архетипы! Я сам бы не понял что это такое в отрыве от контекста. А потом читаешь и понимаешь - да можно сказать - аллегорические архетипы. И почему меня на архетипы потянуло? Сам не могу сказать.
Мне понравился вывод который вы сделали "Страшны не сами по себе Вера или Атеизм, а те выводы, которые из них делаются". Ваш вывод абсолютно не страшный - и в этом сияние вашей доброты!

Морис Федо   07.10.2015 13:12   Заявить о нарушении