Экология веры
Пару дней я сомневался, стоит ли публиковать эту статью. Со всяким, наверное, бывает: муки творчества вылились в сомнения. Но как-то раз у меня на работе устроили развлекательное гадание, где каждый вытаскивал из коробки предсказание для себя. И мне выпало такое вот предсказание: “Для каждого найдётся кусочек рая на планете”. Я прочитал предсказание, соотнёс с темой моей статьи, посчитал знаком судьбы и решил: буду публиковать.
Эта статья, как вы уже успели заметить, называется “экология веры”. Что это такое я пояснять вам, пожалуй, не буду, просто я не хочу вам сейчас заморачивать этим голову. Потому что на данный момент это не суть важно. Возможно, дочитав статью до конца, вы всё же поймёте что такое экология веры, надеюсь на это. Важно другое. Многие критики осуждают нынешних простых верующих христиан за то, что они не разбираются в тонкостях своего вероисповедания, как минимум не знают как правильно оно называется, как максимум вообще не соблюдают религиозные заповеди. Когда об этом им тонко напоминают, то всё это подрывает основы веры, и в результате у человека происходит разочарование, человек разочаровывается в том, во что он более-менее смутно верил. Очень не хочется, чтобы подобное допускалось и происходило. Поэтому в этой статье важно остановиться не на цитатах из писаний, не на заповедях веры, а на простых и понятных её моральных принципах. Как говорится, не буквой а духом пусть будет сыт человек. Давайте же потихоньку, не торопясь заглянем в суть христианства и попытаемся её понять.
Суть христианства в том, что мы можем стать спасителями друг для друга. Не следует ждать второго пришествия Христа и ждать, что он сделает за нас то, что мы должны были сделать. Нужно становиться вторым пришествием здесь и сейчас. Неизвестно как и в какой форме состоится второе пришествие, но теоретически нужно ждать прихода Учителя который спросит за невыполненное домашнее задание.
Уже писалось и проскальзывала мысль о том, что нелёгок удел христианина. Каждый может нажиться на его доброте, сделать его рабом своих интересов и прихотей. И в этом до боли самое уязвимое место в мировоззрении христианства. Каждый христианин защищается как может, и эта защита порой принимает катастрофические формы. Каждый противник может найти для потехи логические огрехи и нестыковки в Писаниях. Писания от этого лучше не станут, да и человек, ищущий чем уколоть веру другого, тоже не станет от этого лучше. Я призываю не заниматься буквоедством, и не выискивать слабые места веры, а сосредоточиться на другом пути – на пути избавления от страданий.
Какие же можно обрисовать пути избавления от страданий? Возьмем, к примеру, такое явление как прощение.
Разумеется, прощение есть во множестве религиозных культур. Но как же радостно от осознания того факта что я христианин и могу простить кого угодно, кого захочу. Но что самое приятное – я могу облегчить душу страдающего. Ведь так неприятно когда говоришь человеку с другой культурой “прости меня”, а в ответ получаешь презрение, неприятие, молчание. И грех непрощения довлеет над тобой и тяжёлым камнем опускает в пропасть. Разумеется, очень легко опуститься до того состояния, когда “прощение” всего лишь слово, всего лишь формальность. Но как приятно, когда всё совершается осознанно!
Мне понравился ещё один плюс в христианской культуре. Это творение бескорыстного добра. Я не рассматриваю случаи, когда добро оборачивается злом и наоборот (надо бы конечно это рассмотреть, но я не буду этого делать). Творить добро можно не так уж глобально себе в убыток, самоуничтожительно, а культурно показывая своё участие.
Творение добра сопряжено с возможностью оказать кому-то помощь. Ведь так легко отмахнуться от чужих проблем, это сделать очень легко, вы не представляете как легко сбросить со своих плеч груз чьих-то проблем. Но если у христианина есть моральная установка “помоги другому изо всех сил, тому кто возможно, как и ты когда-то, оказался в беде”, то не важно что дальше произойдёт с оказавшим помощь, его умонастроение будет связано с совестью в осознании факта что он проявил человечность. И возможно произойдёт цепная реакция, когда один человек помогает другому, до тех пор… до тех пор пока не натолкнётся на глухую стену. Конечно, не все и не всегда мы поступаем именно так человечно. У некоторых связь умонастроения с совестью напрочь отсутствует.
Мы никогда не задумываемся над тем, что мы теряем человечность даже критикуя кого-то. Даже во имя правого дела. Мы думаем, что мы как врачи сделаем больно другому, чтобы потом ему было хорошо или пошло на пользу. И самое отвратительное и ужасное когда нам Понравится это всё делать. Когда человеку нравится приносить боль своими словами. Мы живём в мире, когда это случается постоянно, но лучше ли мы от этого становимся? В осознании себя мудрыми критиками, мы стараемся затравить, загнобить мнение другого, чужое, отличное от нас мнение, чтобы не повадно было. Даже чтобы отстоять собственные взгляды. А затем у спорщиков теряются грани приличия, теряется собственный Высший Вкус. И всё то, что есть в культуре вероисповедания, испаряется, исчезает напрочь, словно этого всего и не было вовсе.
Ещё более страшная вещь происходит, когда человек создаёт лишь видимость заботы, а заботы в реальности как не было так и нет.
Одна из возможностей которую дарит христианство – это находить радость в беспросветном горе. То есть это то умонастроение, которое позволяет избавиться от страданий. Это умонастроение, которое позволяет разрубить порочный водоворот страдальческих мыслей и вклинить в него нечто радостное и приносящее надежду. Многие из нас очень любят пострадать, поделиться страданием с другими, даже я сам, неосознанно стремлюсь к страданиям в надежде найти в них вдохновение. Но это пустое место, страдания приводят к ещё большим страданиям, и получается порочный замкнутый круг, выпутаться из которого поможет ощущение радости. До той поры, когда ощущение радости не станет наркотиком, без которого жить вообще немыслимо – и в этом таится великая опасность. Иногда ты мучительно не можешь найти радость для себя, но с удовольствием находишь её для других людей. И тогда ты неосознанно понимаешь ценность своей веры, ценность себя как человека, что ты можешь подарить что-то нематериальное, но зато это нематериальное будет спасительнее всех богатств мира.
Ещё одной спасительной мыслью, позволяющей избавиться от страданий, является принятие реальности, такой какова она есть. Перефразируя Нисаргадатту Махараджа, можно сказать, что страдание вызывается цеплянием за дорогой нам кусок реальности, нежеланием двигаться вперед, что бы ни случилось. Движение вперёд – очень сложная штука, особенно когда не хочется отпускать обиды, дорогие для нас вещи и знакомства. Но очень важно почувствовать себя колыбелью, плывущей по волнам жизни и куда бы эти волны жизни ни занесли колыбель, развитие должно продолжаться, оставляя при этом внутри стержень чистоты и нравственности.
Здесь очень важно не окунуться в философию безразборного потребления. В наш век ненасытно потребляется всё: и вещи и продукты, и люди. То что не подошло выбрасывается, мгновенно меняется на другое, более свежее, новенькое. Жажда новизны всепоглощающа. В то время как что-то более ценное, надёжное и даже нематериальное упускается из виду, и хочется ещё раз напомнить о том, что мы в ответе за тех, кого мы приручили.
Вот так вот сумбурно, возможно даже хаотично я попытался обрисовать что же такое экология веры. Надеюсь, вам стало понятнее что это такое. А если и нет так это ещё прекраснее – попробуйте перечитать статью ещё раз и возможно вам станет более понятно. А вообще живите и радуйтесь каждому дню, и не обращайте внимание на всякие мелочи вроде этой статьи. Хотя, вру, на некоторые мелочи, например в разговоре, всё же стоит обратить внимание. Вот, например, как это делает мой отец.
Бухгалтерша: Отойдите в сторонку, сюда люди пришли.
Мой отец: А я разве не человек что ли? Свинья? Или собака? Я всю жизнь прожил с гордо поднятой человеческой головой!
И в заключение хочу привести такие слова:
Давайте же станем друг для друга лекарством, пока мы не стали друг для друга страшным ядом.
Свидетельство о публикации №215100501344
Вашу статью прочитал. В ней чувствуется стремление понять и истолковать своё видение христианских заповедей и праведного образа жизни.
Чтобы получить ответы на все интересующие Вас вопросы по христианскому Православию, рекомендую почитать лекции выдающегося современного богослова, профессора Московской духовной академии и семинарии, Осипова Алексея Ильича.В поисковике наберите его ФИО, выберите интересующую Вас тему лекции и гарантирую, что получите не только ответы на свои вопросы, но и удовольствие от его таланта рассказывать доступно и просто о сложном.
Спасибо. С искренним уважением,
Георгий Качаев 07.10.2015 00:03 Заявить о нарушении
Спасибо за внимание.
Морис Федо 07.10.2015 12:30 Заявить о нарушении