Про Хрен

 Про Хрен.

 А Вы не задумывались над таким вопросом, откуда  к нам пришло такое слово как Хрен. Нет, нет, вы не подумайте, что я решил тут бранными словами поругаться. Я об этом, пока еще даже близко не думал. Я серьезно. Так вот, если Вы не знаете ответ на этот вопрос, то  я сейчас Вам, про это  расскажу. Кстати  этот вопрос  очень непростой и очень интересный. Если уж говорить про меня, то я про Хрен подробно первый раз услышал, когда мне  было шесть лет,и я ходил в старшую  группу, у нас в Детском Саде «Космонавт». Дело было так. Не знаю почему, но в этот раз Дима Триегубов решил нам рассказать про то, как он с родителями  на выходных ездил за  хреном. Пока он нам это все рассказывал, вся наша банда, в которую входили Я, Андрей Рогозин, Толик Толмачев и Иришка Замятина  сидели на веранде. Все остальные в нашей группе уже вовсю работали в песочнице. Часть из них наполняли  ведёрки песком, другие таскали эти ведерки к емкости из нержавейки, круглой формы и небольшого размера  на тонких металлических ножках, у которой как раз надо было укрепить эти самые  ножки, засыпая их песком. Так вот сидя на веранде, Дима нам рассказывал, как на выходных они в поисках хрена отправились в сторону Чернильщиковой Протоки. Где долго ходили по берегу, пока искали хрен. Потом они нашли там пять кустов Хрена. Дима нам так и показал своей рукой «Пять кустов». После этого уже дома они этот хрен помыли, почистили и положили в чашку. А дальше уже он с бабушкой пошел в овощной магазин, где они  купили два килограмма помидор. И сегодня все это пропустят через мясорубку. А дальше этот хренодер будет стоять, и настаиваться дня два или три. Там видно будет.
Почему сидя на веранде, мы так внимательно слушали все, что нам рассказывает  Дима. Да потому что такой захватывающий рассказ, пропустить было невозможно. Особенно ту часть, когда они пересекали фарватер на катере, а от протоки уже шел двухтысячник  с двумя баржами.
Так вот, единственная из всей нашей группы кто не работал со всеми в песочнице, это была Оксана Долматова. Она стояла недалеко от нашей веранды, делая вид, что проверяет ведерко, не дырявое ли оно или совок, нет ли на нем трещины, а сама, склонив голову, подслушивала все то,  о чем нам рассказывал Дима.
Ну а дальше, когда Дима закончил рассказывать, она тут же подошла к Алле Ивановне к нашей воспитательнице и тут же наябедничала. Она так и сказала:
-Алла Ивановна, а Триегубов там, так и сыплет этим словом неприличным. Он так и говорит: «Я на вас на всех хрен положил», «хрен с вами», «пошли вы все на хрен». А меня он назвал «хрен моржовый».
В этом плане Оксана была большая выдумщица. Придумать могла все что хочешь, недолго думая.
Реакция со стороны Аллы Ивановны последовала тут же и  незамедлительно. В адрес Димы она так и сказала:
-Так Триегубов, а ну иди сюда.
Пришлось Диме идти. Куда бы он подевался с нашей площадки, - это раз. А во-вторых, ребенком он был все-таки послушным.
Ну а дальше, когда он подошел к Алле Ивановне, Алла Ивановна ему так и сказала:
-Ну и что ты там несешь. Кто тебе разрешил употреблять это слово. Я тебя спрашиваю?
-А я тут при чем.- Дима, сразу догадавшись, о чем идет речь тут же попытался оправдаться, при  этом он как всегда набычился.- Я им рассказывал, как мы сегодня будем хрен и помидоры через мясорубку пропускать и получать хренодёр.
-Ну да, рассказывай мне.- Аллу Ивановну трудно было сбить с толку.- Знаю я тебя, ты это сейчас придумал, пока  шел ко мне.
-Да нет, нет, я вам точно говорю, -Дима хотел было уже сказать свою коронную фразу «Зуб даю».Он уже и руку ко рту приблизил. Да только Алла Ивановна его тут же опередила, она так и сказала:
-Я тебе дам «Зуб даю». Куда лезешь своими  грязными руками.
На этом разговор между ними и закончился. Так как к нам на нашу площадку пришел наш дворник Александр Михайлович. После этого он стал метлой убирать листья, а мы шли следом  и в ведёрки подбирали все, что за ним оставалось, по одному по два листа.
Ну а дальше, продолжение этого разговора я услышал ровно через час во время сонного часа. Вот время сонного часа я, как всегда, лежал с закрытыми глазами и притворялся, что сплю, а сам подслушивал, о чем говорит наша нянечка с Аллой Ивановной. Наша нянечка так и говорила:
-Да так-то наш Триегубов прав. У меня дедуля с бабулей хрен добавляют и в студень и в холодец, и в горлодер. Кстати, хрен у них как раз в огороде растет, недалеко от черемухи. Так что слово это не бранное.
-Да знаю,- сказала Алла Ивановна,- да только ему про это знать не надо. А то он начнет это слово употреблять по поводу и без повода. Знаю я его, морду наглую.
-Да тут такой вопрос,- немного смутившись сказала наша  нянечка видимо не зная как подойти к этому вопросу.- Тут нам из Комбината Школьного Питания звонили, они нам завтра на полдник должны сосиски привезти. А у них там или горчица просроченная, или кончилась. И вот, они эти сосиски привезут как раз с хреном столовым. Вот, я и не знаю, как быть теперь с Триегубовым.
-Сделай так.- Алла Ивановна видимо в этом деле человеком была подкованным и решения принимала сразу и не долго думая,- ты их ему подай без ничего. У него и так  на горчицу и на хрен изжога. Так что, он толком ничего и не догадается.

Ну а дальше, продолжение этого разговора имелось уже на следующий день. Ближе к  вечеру  на прогулке, когда уже всех наших из Детского сада забрали. У нас на площадке оставались  только двое, Я и Дима. Подойдя к Алле Ивановне, Дима так и сказал:
-А у нас Алла Ивановна сегодня  сосиски были с хреном. Я лично попробовал. Пальцем туда макнул к Серому прямо в тарелку (то есть ко мне).
-Во-первых, это был не хрен, а хрен столовый, -сказала Алла Ивановна, чтобы хоть как то осадить Диму.- А в хрен столовый добавляют и масло растительное, и соль и сахар, и специи. Это тебе непросто хрен. Во-вторых, кто тебе разрешал в чужую тарелку пальцами своими макать. И, в-третьих, кто тебе разрешал это вообще пробовать. В прошлый раз ты и так объелся томатной пасты с картофельным пюре. И тебя два дня изжога мучила. А я родителям твоим пообещала, что больше такое не повторится. А ты?
-Алла Ивановна, вы только родителям не говорите, сказал Дима, потупив взгляд.- Они меня убьют.
-Ладно, ладно. Так и быть не скажу. Да и хрена этого,сколько ты там мог попробовать, капля в море. Так что ничего с тобой не будет.
Алла Ивановна как всегда была права. Изжоги у Димы не было. Кстати, несмотря на замечание, Алла Ивановна ничего не сказала его родителям. В этом плане Алла Ивановна умела держать слово, если сказала, что не скажет, то и  не скажет. На этом эта история и закончилась. В следующий раз Дима, рассказал нам,  как они  всей семьей солили капусту в бочке деревянной. Но это уже отдельная история.
Теперь, как и обещал, расскажу Вам про Хрен. Так вот, если копнуть вглубь времен, то оказывается, что Хрен- это Древнеславянский Бог Мудрости. И жаль, что все, что связано с этим именем дошло к нам в искаженном виде. Все упиралось в то, чтобы хоть как-то оскорбить древних языческих богов. Уменьшить их роль. А ведь власть Хрена над племенами, безусловно, не ограничивалась лишь даруемой мудростью. По преданиям это был единственный Славянский Бог, умевший писать. Возможно, именно ему мы обязаны тем, что именуется славянскими рунами. Так же Хрен был Богом дипломатии, и в его задачу входило охранять послов, гонцов, а перед любыми внешнеполитическими переговорами, Хрена всячески пытались задобрить. Ну а теперь естественно приведу вам часть выражений дошедших до наших дней сквозь века, в память о культе Хрена.
-Хрен его знает (упоминается в ситуации, когда тайный смысл происходящего не понятен простому смертному, а так же указывает на безграничную мудрость Хрена).
-Хрен с ним (с каким либо делом) - оставление  проблемы на всемогущую мудрость Хрена.
-Нехрен (именно так, в одно слово), - человек отрекшийся от Хрена.
-Хрен вам! - пожелания всяческих благ (ныне используется с немалой долей сарказма).
-захреначить- произнести мысль дарованную Хреном.
Кстати некоторые племена считали Хрена своим главным Богом. Так что, тут уже не до шуток.
22.07.2012
23.15


Рецензии
Вы, навеное, спелись с Вахтангом Рошалем - с поводом и без повода сочиняете разные рассказы, интересные и забавные, проще - из мухи делаете шуточного слона.

С теплом и уважением.

Альберт Андреев   21.07.2017 17:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.