49-1. Но морально тяжело...

     Этот анекдот помнят, наверное, многие возраста «за…», жившие в советскую эпоху, когда, к примеру, рассуждения на тему о хорошей жизни на Западе считались явным признаком неблагонадёжности. Кто если забыл - напомню этот анекдот на всякий случай. Человека, приехавшего из служебной командировки во Францию (как вариант), попросили рассказать на партсобрании о тамошней жизни. «Товарищи, - он начал, - там так живут, так живут…». Общее молчание, секретарь партбюро подозрительно на него смотрит… «Но морально тяжело, товарищи.  Очень тяжело».

     Это – только одно из многочисленных проявлений двойных стандартов и «подлаживания» под принятые у нас догмы. «Там» не может быть лучше, потому что капитализм не может быть лучше социализма, тем более развитого. Так учат классики марксизма, так написано в учебниках. Сказать, как в известной сказке, что, мол, король-то голый (то есть то, что есть на самом деле), - это заработать приключений на свою голову. Как минимум будешь невыездным. Откровенные разговоры на эту тему велись, к примеру, в кухонных общениях, на дружеских посиделках, в курилках – вне партийного надзора.

      Сравнение жизни рядового (т.е. не отягощённого связями и принадлежностью к элите) нашего человека и среднего закордонного обывателя настолько было не в нашу пользу, что впервые попавшего за границу  советского туриста или командированного охватывала лёгкая оторопь. Никакая пропаганда нашего образа жизни и, наоборот, никакое очернение «их» загнивающего существования не могли скрыть очевидное: жизнь «там» и «здесь» - это две большие разницы, как говорят в Одессе.

     По этой причине, очевидно, попасть в страны «свободного мира» среднему советскому  труженику было очень сложно. Считалось, что, типа, – нечего там делать. К тому же, многим это было просто не по карману. В этом смысле ситуация, обыгранная в фильме «Бриллиантовая рука», - с выездом главного героя, простого советского труженика, в Италию - скорее исключение (которое, как мы помним, только подтверждает правило). В страны народной демократии – проще, но и туда надо было пройти парткомовское и райкомовское сита.
    
     Но когда наши люди всё же выбирались за кордон, то, несмотря на все инструкции и предписания (вспомним классику – песню Высоцкого «Загранкомандировка» - «я вчера закончил ковку…»), выезд не так уж редко оборачивался скандалами по всё той же причине – сумасшедшей разнице в уровне жизни и желании «туриста» хоть что-то из тамошних благ урвать для себя и своих близких. Для этого надо было сэкономить валюту. И экономили – брали с собой, что могли, для пропитания, ели «сухим пайком», выкраивали на чём только можно. Случались и голодные обмороки. Понятно, как всё это преподносилось на западе.  Но в наших дрессированных советских СМИ об этом нельзя было даже заикнуться. Клише «загнивающий запад», вопреки очевидному, «работало» до самого конца советской власти. Королевство кривых зеркал, иначе не скажешь.


Рецензии