16. Глава 15. Умирание. Торрент-сутра СНА

«There are many ways to be free. One of them is to transcend reality by imagination, as I try to do»
(An;is Nin)

«Again the greatest use of a human was to be useful. Not to consume, not to watch, but to do something for someone else that improved their life, even for a few minutes»
(Dave Eggers)

«Zig! Страшно умереть. Умирать не страшно. Возможно, больно и противно!»

(И.Б. Галант Зигмунду Фрейду. 1938 г.)
    
      Не  случайно  за  последние  50  лет  вокруг  умирания  и  смерти  появилось  столько  литературной  беллетристики,  спекуляций,  особенно  вокруг  тибетской  книги  мертвых.  Несколько  слов  об  этом.  Цивилизованный  мир  о  «тибетской  книги  мертвых» («Бардо  Тодоль»,  или  «Освобождение  через  слушание  в  бардо»)  узнал  в  1927  году  от  известного  тибетолога,  англичанина  Вильяма  Эванса-Вэнца,  который  опубликовал  ее  на  английском  языке. Помимо  этого  перевода,  есть  еще  два  самостоятельных  перевода  «Бардо  Тодоль»  на  английский  и  немецкий  языки.  В  настоящее  время  существуют  переводы  на  многие  языки.  Так,  например,  почти  на  все  языки  бывших  советских  республик.  Наиболее  корректным  остается  все  же  перевод  Эвана-Венца.  Лучшим  изданием  является «The  Tibetan  Book  of  the  Dead.  Compiled  and  edited  by  W.Y. Ewans-Wentz» ( L. – N.Y.,  1974).  С  современной  медицинской  точки  зрения,  признаки  умирания  и  смерти,  в  том  числе,  и  предсмертные  сновидения,  описанные  в  «Бардо  Тодоль»  недостоверны.  А  у  современного  культурного  читателя,  даже  непосвященного  в  таинства  смерти,  скорее  всего,  вызовут  улыбку,  из-за  наивности  представлений  «авторов»  этой  книги  о  человеке,  его  организме,  и  жизнедеятельности.
      Таким  образом,  пока  спорят  ученые,  люди  продолжают  умирать,  в  том  числе  и  в  ясном  сознании.  А,  значит,  в  страхе ! Это те из нас, кто   обречен  на  скорую  смерть. 
      Работая  в  библиотеке  Британского  музея,  в  отделе  древних  рукописей,  Черносвитова  Марина  Альфредовна  случайно  наткнулась  на  манускрипт  о  проводах  умирающего  кельтами,  племени  бойи.  Правда,  этот  манускрипт  был  написан  в  13  веке,  а  не  во  второй  половине  первого  века  до  нашей  эры,  когда  кельты  заселяли  Европу.  Но,  написан  он  был  на  древне  ирландском   языке.  В  нем  подробно  описывались  приемы  данного  ритуала,  которые  могли  бы  применяться врачами и психологами, работающими в хосписах. Кстати,  применение  «Тибетской  книги  мертвых»  ничем  не  отличается  от  применения  библии:  и  ту,  и  другую  читают  умирающему человеку.  Но,  повторяем,  современному  человеку  этого  мало.  Он  инстинктивно требует  врача до своего «конца!».  Врач  должен  быть  вооруженным,  но  не  для  лечения  болезни,  а  для  облегчения  смерти.  Интуиция,  индукция  и  имитация,  так  успешно  применяемые  в  ритуале «проводы умирающего»  кельтами,  могут  быть  взяты  на  вооружение    врачами и психологами хосписов.  Правда,  с  некоторой  «осторожностью»,  о  которой  предупреждали  кельты.  Расскажем  об  этом  ритуале  подробнее. В  настоящее  время  он  применяется  врачами  Испании,  Франции,  Бельгии,  и  апробируется  в  некоторых российских  хосписах.
      Кельты,  человека,  который  должен  скоро  умереть,  одевали  так,  как  одевались  сами,  готовясь  к  дальнему,  но  не  к  военному  походу.  Соответствующим  образом  подстригали  коротко  волосы.  Если  это  мужчина,  то  тщательно  брили  лицо,  если  женщина,  то  густо  намазывали  лицо  смесью,  приготовленной  из  белой  глины  и  птичьего  жира.  Потом,  красной  глиной  на  лице  проводили  широкие  мазки,  по  лбу  и  щекам,  которые  говорили  каждому  встречному,  что  это  не  воин,  а  путник.  Из  снаряжения,  путник  должен  иметь  маленький  топорик,  нож,  ковш  для  воды  и  приготовления  пищи,  две  небольших  кожаные  подстилки,  одну  использовали,  как  скатерть,  другую,  чтобы  на  ней  сидеть.  И бытовые  принадлежности,  которые  укладывались  в  небольшой  кожаный  рюкзак (прототип  современных  модных  рюкзаков).  Для  проводов  в  «последнее   путешествие»,  кельты  тщательно  выбирали  человека.  Если,  умирала  женщина  или  ребенок,  то  провожатым  должна  быть  женщина.  Если  умирал  мужчина  или  пожилой  человек,  старик  и  старуха,  провожатым  должен  быть  мужчина.  Обычно,  провожатые  были  в  возрасте  от  35  до  45  лет.
      Умирающего  члена  племени  бойи,  укладывали  под  дерево  с  огромной  и  густой  кроной.  Зимой  -  под  дерево,  крону  которого  покрывали  шкурой  животного.  Рядом  с  умирающим  садился  провожающий  в  последний  путь.  Кстати,  им  не  мог  быть  ни  шаман,  ни  лекарь,  Но,  провожающий  мог  выйти  из  касты  шаманов  и  лекарей,  хотя,  точно  также  из  любой  другой  касты,  даже  хранителей  огня.  «Провожающие  в  последний  путь»  тщательно  подбирались  -  по  личностным  качествам.  Именно,  по  способностям  к  интуиции (к  пониманию  человека  без  слов),  к  индукции (умению  подчинить  человека  своей  воле и  передать  ему  без  слов  свои  мысли)  и  к  имитации (способности  «быть»  живым  воплощением  умирающего  человека).
       Смысл  всего  ритуала  проводов  умирающего,  сводился  к  простой  вещи.  Умирающий,  должен  увидеть  последним,  покидая  этот  мир,  самого  себя,  полного  сил,  энергии  и  жизни.  Анна  Ахматова,  вероятно,  знала  хорошо  древних  ирландцев (они  вышли из  кельтского племени  бойи),  когда  сказала:  «Смерти  нет.  Это  знает  каждый».  Для  древних  ирландцев  ни  смерти,  ни  загробной  жизни  не  было.  Была  все  проникающая  и  многообразная  жизнь  и  бесконечные  приключения  в  ней,  которые  случаются  с  человеком  во  время  его  путешествий.  Манускрипт,  найденный  М.А. Черносвитовой,  содержит  одно  серьезное  предупреждение.  Главное  достоинство,  каким  должен  был  обладать  человек,  провожающий  собрата  в  последнее  путешествие (кроме  способности  к  индукции,  имитации  и  интуиции)  -  сила  духа.  В  противном  случае,  могут  произойти  две  вещи.  Первая  -  в  последнее  путешествие  «уйдут»  оба,  и  тот,  кто  собрался  умирать,  и  тот,  кто  его  провожал.  Вторая -  провожающий  и  умирающий  могут  поменяться  местами.  В  последнее  «путешествие»  уйдет  провожающий.  А  умирающий,  взяв  его  душу,  поправиться  и  останется  жить.  В  данном  манускрипте  есть  намек  на  то,  что  бывали  случаи,  когда  бойя,  почувствовав,  что  он  может  скоро  отправиться  в  последнее  путешествие,  сам  подбирал  для  себя  провожающего,  с  единой  целью:  во  время  проводов  обменяться  с  ним  душами,  то  есть,  поменять  свою  смерть  на  его  жизнь.  Для  современных  психологов,  психотерапевтов  и  врачей  эта  способность  «обмена  смерти  на  жизнь»,  представляет  значительный  интерес.  Ведь,  «обмен»  осуществляется  молча.  Умирающий  и  провожающий  обмениваются  полями  сознания.  Умирающий  отдает  провожающему  свое  правое  поле  смерти.  И  забирает  у  него,  его  левое  поле  жизни.  Это  происходит  путем  пристального  взгляда  «зрачок  в  зрачок»  умирающего  провожающему.  Побеждает  тот,  кто  оказывается  духовно (морально)  сильнее.  В  одном  из  хосписов  Барселоны  произошел  такой  случай,  когда,  вместо  больного  СПИДом,  умер  здоровый и молодой  врач.  А  больной,  вопреки  всем  канонам  медицины,  стал  поправляться.
    Обмен полями сознания зафиксирован и при эвтаназии. Зарегистрировано порядка 100 случаев на разных континентах, когда тот, кто вводил яд человеку, согласившемуся на эвтаназию, умирал внезапно. А, тот, кому яд был введен, поправлялся… . Один такой случай произошел в Австралии, когда эвтаназию проводили при телекамерах для прямой трансляции.
   …Фрейд умер, вслед за королем-заикой… .


Рецензии