16. Глава 15. Умирание. Торрент-сутра СНА
(An;is Nin)
«Again the greatest use of a human was to be useful. Not to consume, not to watch, but to do something for someone else that improved their life, even for a few minutes»
(Dave Eggers)
«Zig! Страшно умереть. Умирать не страшно. Возможно, больно и противно!»
(И.Б. Галант Зигмунду Фрейду. 1938 г.)
Не случайно за последние 50 лет вокруг умирания и смерти появилось столько литературной беллетристики, спекуляций, особенно вокруг тибетской книги мертвых. Несколько слов об этом. Цивилизованный мир о «тибетской книги мертвых» («Бардо Тодоль», или «Освобождение через слушание в бардо») узнал в 1927 году от известного тибетолога, англичанина Вильяма Эванса-Вэнца, который опубликовал ее на английском языке. Помимо этого перевода, есть еще два самостоятельных перевода «Бардо Тодоль» на английский и немецкий языки. В настоящее время существуют переводы на многие языки. Так, например, почти на все языки бывших советских республик. Наиболее корректным остается все же перевод Эвана-Венца. Лучшим изданием является «The Tibetan Book of the Dead. Compiled and edited by W.Y. Ewans-Wentz» ( L. – N.Y., 1974). С современной медицинской точки зрения, признаки умирания и смерти, в том числе, и предсмертные сновидения, описанные в «Бардо Тодоль» недостоверны. А у современного культурного читателя, даже непосвященного в таинства смерти, скорее всего, вызовут улыбку, из-за наивности представлений «авторов» этой книги о человеке, его организме, и жизнедеятельности.
Таким образом, пока спорят ученые, люди продолжают умирать, в том числе и в ясном сознании. А, значит, в страхе ! Это те из нас, кто обречен на скорую смерть.
Работая в библиотеке Британского музея, в отделе древних рукописей, Черносвитова Марина Альфредовна случайно наткнулась на манускрипт о проводах умирающего кельтами, племени бойи. Правда, этот манускрипт был написан в 13 веке, а не во второй половине первого века до нашей эры, когда кельты заселяли Европу. Но, написан он был на древне ирландском языке. В нем подробно описывались приемы данного ритуала, которые могли бы применяться врачами и психологами, работающими в хосписах. Кстати, применение «Тибетской книги мертвых» ничем не отличается от применения библии: и ту, и другую читают умирающему человеку. Но, повторяем, современному человеку этого мало. Он инстинктивно требует врача до своего «конца!». Врач должен быть вооруженным, но не для лечения болезни, а для облегчения смерти. Интуиция, индукция и имитация, так успешно применяемые в ритуале «проводы умирающего» кельтами, могут быть взяты на вооружение врачами и психологами хосписов. Правда, с некоторой «осторожностью», о которой предупреждали кельты. Расскажем об этом ритуале подробнее. В настоящее время он применяется врачами Испании, Франции, Бельгии, и апробируется в некоторых российских хосписах.
Кельты, человека, который должен скоро умереть, одевали так, как одевались сами, готовясь к дальнему, но не к военному походу. Соответствующим образом подстригали коротко волосы. Если это мужчина, то тщательно брили лицо, если женщина, то густо намазывали лицо смесью, приготовленной из белой глины и птичьего жира. Потом, красной глиной на лице проводили широкие мазки, по лбу и щекам, которые говорили каждому встречному, что это не воин, а путник. Из снаряжения, путник должен иметь маленький топорик, нож, ковш для воды и приготовления пищи, две небольших кожаные подстилки, одну использовали, как скатерть, другую, чтобы на ней сидеть. И бытовые принадлежности, которые укладывались в небольшой кожаный рюкзак (прототип современных модных рюкзаков). Для проводов в «последнее путешествие», кельты тщательно выбирали человека. Если, умирала женщина или ребенок, то провожатым должна быть женщина. Если умирал мужчина или пожилой человек, старик и старуха, провожатым должен быть мужчина. Обычно, провожатые были в возрасте от 35 до 45 лет.
Умирающего члена племени бойи, укладывали под дерево с огромной и густой кроной. Зимой - под дерево, крону которого покрывали шкурой животного. Рядом с умирающим садился провожающий в последний путь. Кстати, им не мог быть ни шаман, ни лекарь, Но, провожающий мог выйти из касты шаманов и лекарей, хотя, точно также из любой другой касты, даже хранителей огня. «Провожающие в последний путь» тщательно подбирались - по личностным качествам. Именно, по способностям к интуиции (к пониманию человека без слов), к индукции (умению подчинить человека своей воле и передать ему без слов свои мысли) и к имитации (способности «быть» живым воплощением умирающего человека).
Смысл всего ритуала проводов умирающего, сводился к простой вещи. Умирающий, должен увидеть последним, покидая этот мир, самого себя, полного сил, энергии и жизни. Анна Ахматова, вероятно, знала хорошо древних ирландцев (они вышли из кельтского племени бойи), когда сказала: «Смерти нет. Это знает каждый». Для древних ирландцев ни смерти, ни загробной жизни не было. Была все проникающая и многообразная жизнь и бесконечные приключения в ней, которые случаются с человеком во время его путешествий. Манускрипт, найденный М.А. Черносвитовой, содержит одно серьезное предупреждение. Главное достоинство, каким должен был обладать человек, провожающий собрата в последнее путешествие (кроме способности к индукции, имитации и интуиции) - сила духа. В противном случае, могут произойти две вещи. Первая - в последнее путешествие «уйдут» оба, и тот, кто собрался умирать, и тот, кто его провожал. Вторая - провожающий и умирающий могут поменяться местами. В последнее «путешествие» уйдет провожающий. А умирающий, взяв его душу, поправиться и останется жить. В данном манускрипте есть намек на то, что бывали случаи, когда бойя, почувствовав, что он может скоро отправиться в последнее путешествие, сам подбирал для себя провожающего, с единой целью: во время проводов обменяться с ним душами, то есть, поменять свою смерть на его жизнь. Для современных психологов, психотерапевтов и врачей эта способность «обмена смерти на жизнь», представляет значительный интерес. Ведь, «обмен» осуществляется молча. Умирающий и провожающий обмениваются полями сознания. Умирающий отдает провожающему свое правое поле смерти. И забирает у него, его левое поле жизни. Это происходит путем пристального взгляда «зрачок в зрачок» умирающего провожающему. Побеждает тот, кто оказывается духовно (морально) сильнее. В одном из хосписов Барселоны произошел такой случай, когда, вместо больного СПИДом, умер здоровый и молодой врач. А больной, вопреки всем канонам медицины, стал поправляться.
Обмен полями сознания зафиксирован и при эвтаназии. Зарегистрировано порядка 100 случаев на разных континентах, когда тот, кто вводил яд человеку, согласившемуся на эвтаназию, умирал внезапно. А, тот, кому яд был введен, поправлялся… . Один такой случай произошел в Австралии, когда эвтаназию проводили при телекамерах для прямой трансляции.
…Фрейд умер, вслед за королем-заикой… .
Свидетельство о публикации №215100500181