***

8 сентября 1982 ушёл из жизни мой дед, Вениамин Казарновский, он был 1899 года рождения. Умер он после операции, в нём оставили салфетку, начался сепсис. Из больницы звонил мне, говорил "ты у меня одна", на днях выпишут, приедешь ко мне, мне надо так много тебе рассказать... Эту фразу "ты у меня одна" я боюсь больше всего. Её произнес за три дня до смерти мой отец, сказал мне это и Володарский. С бабкой моей, Ольгой Андреевной, сменившей имя Люся на Ольгу, но все её близкие так звали её Люсей, отношения были странные. Вроде они были вместе, дед приходил ночевать, но он не разрешал ей вмешиваться в его жизнь. Она даже по телефону боялась разговаривать с его друзьями. Дед женился поздно. Почти перед рождением моего отца. Бабка моя отучилась на акушера. Дед её нанял убирать мастерскую. В те времена у деда был роман с пианисткой по фамилии Рубинштейн, та была замужем, или что-то ещё, но она захотела сделать аборт и Ольга, Люся ей помогла, аборты были под запретом. Бабка пробралась в постель деда. Больше всего она боялись нищеты. И любила говорить «такие-то - нищета». Нищетой она называла мою маму, жену племянника деда и т.д.. Или пригласят её в гости, она обведёт глазами помещение и изречёт: « Нищету развели!» Дед, прошёл всю войну, до Берлина, где работал фотографом, снимал и как оператор, даже делал какие-то кукольные агитки против фашистов на киностудии. А после войны про Нюрбергский процесс с куклами. Из ком.партии он вышел в 1934 году. Имя его нет в титрах фильма «Новые приключения Гуливера» и многих других, это я про то, что гонений, мол, на евреев не было. Жизнь у деда сложная, перебрался в Москву в 24-м году. Приехал на похороны Ленина из Петербурга, где во время наводнения была утрачена огромная библиотека его отца. С детства учился на скульптора. Прошёл гражданскую, где работал оператором, как в фильме «Служили два товарища». Получил вторую премию, его бюст вождя приглянулся семье Ульяновых и Крупской, с которыми сблизился и дружил.. В газетах писали: «Художники пасуют перед величием Ильича, выполненным В.Казарновским». Был стипендиатом Луначарского, учился в худ. училище, подрался там с сыном Шаляпина. Лепил с натуры Надежду Аллилуеву и её маленькую дочь.…
.Вернувшись с фронта, обнаружил свою жену со своим другом, на столе консервы, еды полно. Жена была на сносях. Сыну уже шесть. Дед не выгнал беременную жену, дочь записал на себя…
В начале 70-х дед водил гулять в Сокольники, брал меня как будто на пленэр. Там он встречался с какой-то родственницей Ленина. Она одевалась как Маргарет Тэтчер. Шляпа, легкое пальто или плащ, всегда в цвет, прекрасные туфли, в перчатках, с сумочкой под цвет. Дед и она шли по аллеям, я позади или впереди, что б разговоры не слышала, а за нами два здоровых детины, её охрана. Помню, она жаловалась деду, что без охраны её никуда не пускают, так они надоели, она просила в верхах избавить её от охраны, но ничего из этого не выходило. Дед дарил ей золотые украшения. Вместе с ним мы выбирали колечко, серьги, браслет в универмаге на Русаковской.. И я ни разу не проговорилась бабке об этих встречах. После прогулок шли в мастерскую., По слайду, дед быстро, как фокусник, набрасывал за минуты этюд маслом, что бы жена не догадалась об его встречах.


Рецензии