Наши танки правды не боятся!

 Танки идут по Праге,
 В закатной крови рассвета,
 Танки идут по правде,
 Которой нет в газетах...
(Евгений Евтушенко - русский советский поэт, постоянно проживающий в США 1968 г.)

Двумя годами ранее, в апреле 1966 года, сразу после землетрясения, танки вошли в разрушенный Ташкент, об этом тогда в газетах не писали и  голоса не "голосили".

Что они там делали?
- они броней и гусеницами ровняли с землей руины глинобитных кибиток Кашгарки и Старого города.

Никто по этому поводу не возмущался - все понимали, что без них быстро подготовить строительную площадку для восстановления целого города, с почти миллионным населением, было невозможно.

Спасать из под руин было некого и нечего, практически все пострадавшие выбрались сами, а нехитрый свой скарб они  перетащили в палатки, поставленные военными из неприкосновенного запаса ТуркВО в течение первых же суток.

Отстраивать Ташкент помогал весь Союз. К зиме палаточные городки были разобраны, а еще через год все пострадавшие получили квартиры в новых домах.

Мы въехали в свою отдельную квартиру с газом, канализацией, центральным отоплением и водопроводом  7 марта 1967 года. После тесной коммуналки с дровяной печью, общим туалетом и керосинками в длинном и темном коридоре, это были царские хоромы...

Кроме жилья, в Ташкенте строились промышленные предприятия, в 1994 году, будучи в Швеции я разговаривал со шведом, который тоже принимал участие в восстановлении Ташкента - он монтировал шведское оборудование на Ташкентском мебельном комбинате.

В марте 1994 года в шведском парламенте - риксдаге  шли дебаты о закупке по примеру соседней Финляндии, российских танков Т-72 первой комплектности, в количестве ста единиц со всеми необходимыми средствами технического обслуживания, что было вполне приемлемо по деньгам, но в последний момент решили закупить немецкие "Леопарды" бывшие в употреблении - видимо кто то хорошо и не без личного интереса пролоббировал сделку.

Танк машина дорогая. Советский танк Т-64А в 80е годы стоил около 450000 рублей, тогда как грузовой автомобиль ГАЗ-53, самая распространенная в колхозах "лошадка",  стоил всего то 3300 рублей.

Зачем Союзу было  столько танков и не они ли его погубили?

- Вопрос сложный, но с позиций простого обывателя ответ на него может быть прост как "сермяжная правда" - мы не преуспевали по поводу изысканной роскоши и качественного ширпотреба, зато у наших быстрых танков была крепкая броня и наши люди, несмотря на скромный быт,  были мужества полны. Мы были непобедимы в войне, но капитулировали поддавшись на "обещания прочного мира",  подкрепленные какими то тряпками  и жестянками западного производства.

Нужны ли нам танки сегодня?
- Если на наших границах опять "тучи ходят хмуро", то ответ на него может быть только положительный. Скажу более, танков нужно много и их боевые возможности должны быть на порядок выше боевых возможностей техники эвентуального противника.

Где взять деньги на новые танки?
- Думаю надо поискать их на земле, если подойти с умом к конверсии военной техники, то можно, подняв новую Целину в российском Нечерноземье и на Севере, очень быстро получить необходимые для этого средства - спрос на продовольствие сегодня огромный.

Что то не очень здорово у нас с конверсией  дела идут, как бы не "прогореть" на ней в очередной раз...
- Примеров удачной конверсии танков на самом деле немало, но о них почему то очень мало пишут. Легендарные Харьковчанки, созданные на базе танка Т-55 до сих пор работают в Антарктиде, будучи завезены туда более полувека назад. За это время они побывали во многих ранее недоступных местах неизменно вызывая удивление и зависть у  иностранных полярников.

Почему конверсия танков в 90е годы  заглохла, почему о ней не слышно сегодня?
- Дело в том, что к конверсии военной техники, как и ко всякому делу,  нужно относиться серьезно на глубокой научной основе. Для того чтобы использовать танк по прямому назначению есть специалисты - эксплуатационники, которых массово готовили в танковых училищах и академиях, а вот специалистов по конверсии и утилизации военной техники не готовят нигде, поэтому дальше использования танков для трамбовки силоса в колхозах дело не пошло, да и там оно заглохло едва начавшись - эксплуатация танка дело не из дешевых.

Сразу после выпуска из училища мне доверили сразу три танка Т-55, снабженных навесным бульдозерным оборудованием и один "гражданский" бульдозер ДТ-75, задачей моего "танко-тракторного" взвода было строительство дороги в условиях горно-лесистой местности, во что бы обошлось такое строительство с использованием обычной техники я не знаю, но я видел, как корчеватель на базе трактора С-100, выделенный местным лесхозом,  мучился более часа над каждым пнем, а к обеду, при попытке выкорчевать третий пень, вообще вышел из строя, тогда как мои танки обкапывали пни с двух сторон и выворачивали их без особого труда всего за несколько минут, после чего быстро выравнивали очищенное пространство и готовили его к укладке дорожного покрытия.

Сегодня потребность в строительстве дорог огромна, а вот специальной техники для этого большая нехватка, может быть стоит для этой цели использовать танки?  Они с этим справятся.

Очень ценным ресурсом для использования в народном хозяйстве могут быть танковые радиостанции. Если их использовать в качестве базовых станций мобильной  сотовой связи, то даже в самых отдаленных и труднодоступных местах можно наладить устойчивую цифровую связь, что станет основой для быстрого развития этих отсталых в экономическом отношении регионов. 

Устойчивая связь и хорошие дороги - этого достаточно для развития любого, даже самого отсталого края.

В общем дело за малым, необходимо желание помочь своей стране и народу со стороны должностных лиц, в ведомстве которых на длительном хранении находится весьма ценная техника, которую сегодня массово сдают на металлолом.

На верхнем снимке - Наши танки на улицах Минска 3 июля 1944 года, этот день отмечается как главный национальный праздник Республики Беларусь.

Внизу - танки на улицах Ташкента, у среднего катка танка на левом  фото автор.
Май 1966 года.

Разного рода критиков советских танков и наших героев-танкистов прошу вспомнить историю и один маленький штрих к их портрету: сразу за нашими танками в города входили полевые кухни, которые кормили всех без разбора, причем не только на территории СССР, но и в том числе в Берлине, в отличие от немецких танков, вслед  за которыми повсюду шли карательные отряды и газвагены, называемые в народе "душегубками".

Изобретатель, лауреат ВДНХ СССР,
внештатный корреспондент газеты "Рэспублика",
Капитан запаса.

Андрей Бухаров

5 октября 2015 года,  Смолевичи


Рецензии
Уважаемый Андрей.
Мне - сыну фронтовика, командира танка - очень понравилось то, с какой любовью и заботой Вы написали о танках.
К сожалению, мы продолжаем жить в стране, где никогда не ценили и не ценят честный труд, где по-прежнему правят показуха и наплевательство.
Но это не значит, что следует молчать.
Поэтому мне не только понравилось то, что Вы написали, но и то, что Вы поставили серьёзные вопросы.
Будем искать на них ответы.
Геннадий

Геннадий Генцлер   10.11.2015 08:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.