Расписание на позавчера

        «Розыгрыш», «Вам и не снилось», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Ключ без права передачи», «Не болит голова у дятла», «Школьный вальс»… Кто был подростком в 70-80-е годы прошлого века, знает эти фильмы наизусть. Но и сейчас продолжает смотреть их с удовольствием. Почему? Вопрос - особенно теперь - очень серьезный.

        Все эти кинокартины стали достоянием нашей культуры. Особой культуры. Они давали художественный совет, как растить в советском человеке личность. Личность - объект и цель культуры. Во многом поэтому телеканал «Россия К» (прежняя «Культура») регулярно обращается к этим лентам и напоминает, как эту самую личность воспитывали, культивировали, растили. Когда 5 октября телеканал показал фильм из той же культурной обоймы «Расписание на послезавтра» (режиссер Игорь Добролюбов, «Беларусьфильм», 1978) с Олегом Далем, Маргаритой Тереховой, Александром Леньковым, Валентином Никулиным и обаятельными до слез артистами-десятиклассниками, мне по первости стало хорошо. Тема картины: физико-математическая спецшкола, молодые и смелые учителя, дерзкие, но воспитанные ученики, диалоги об Эйнштейне,  Достоевском, твердом водороде и теории Лейбница. Средняя школа - почти Гарвард или Кембридж. Учителя на равных беседуют с учениками, запросто сидя верхом на портфеле в школьном коридоре, а ученики взрывают химлабораторию, экспериментируя с моделью вечного двигателя.  Директор школы ездит на работу на «Жигулях», а ученик играет на скрипке Моцарта. «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло…» etc.

        Что, так и было? Ну не совсем. То есть совсем не так. Это было такое кино. Это было государственно-идейное «расписание на послезавтра». Это была красивая мечта. И мы ее любили, эту «послезавтрашнюю» мечту. Причем, не «завтрашнюю», а "после-". Но этот временной флюс - дискурс для другого разбора. Мне хочется понять, зачем эрзац той мечты нам, живущим в XXI веке?

        Если мы, те бывшие подростки, так и не увидели ту прекрасную мечту в реальности, как ее должны воспринимать подростки сегодняшние? Как бред стареющих родителей или в лучшем случае никак? Зачем «Культура», кастрированная до одной буквы в логотипе «Россия К», продолжает пичкать нас прошлым, не ставшим настоящим?

        Кино - это все-таки идеология. Не зря вождь Октября называл его важнейшим из искусств, приравнивая одним чохом кинематограф к цирку.  Как ни относись к вождю, но он был образованным и умным человеком. Он понимал, что кухаркам и сталеварам нужны не балеты и оперы, а конфетная дурь синема. Главы СССР, ставшей крупной сверхдержавой, это тоже понимали. «Зеркало» Тарковского - на экспорт, а нам - «Освобождение» Озерова. Или «Бриллиантовая рука» Гайдая. Чтобы вечером поржать, а утром пойти в цех к любимой доменной печи. Так вот вопрос: к какой печи пойдут современные люди, осчастливленные просмотром «Расписания на послезавтра»? В России нет Гарвардов и Кембриджей, наш элитный МГУ имени М.В. Ломоносова занимает 161-ю строчку в ежегодном рейтинге лучших учебных заведений по версии британского издания Times Higher Education. Это я к тому, что мир наш и вокруг нас изменился с давно минувших 70-80-х, и знание тех, кому адресован фильм «Расписание на послезавтра», тоже изменилось. Они - не космополиты, а просто свободные граждане мира. По-своему патриоты и по-своему индивидуалисты. За ними - выбор. Захотят - поедут учиться в Гарвард и Кембридж или сдадут вступительные в МИФИ или МГУ.  Они ценят свои таланты и свою жизнь иначе, чем мы, слушавшие «Битлз» ночью по ВВС или читавшие Берроуза из-под полы. И получившие, в конце концов, бесконечный сироп Стаса Михайлова и бумажную жвачку Дарьи Донцовой.

        В общем, на серьезный вопрос «почему?» хочется дать ясный ответ: потому что мы застряли в своем прошлом. Нам нужно выкарабкиваться из михайловско-донцовского болота. А «России К» снова стать «Культурой». И не ностальгировать о том, чего не было, а   поражать ТВ-зрителя высокими художественными размышлениями о том, что есть и что еще будет.


Рецензии
Сергей, еще раз заглянула на Вашу страницу и решила продолжить знакомство с Вашими произведениями. Сразу скажу, похваляшки писать не буду, потому как привыкла говорить, что думаю. Мне показались интересными рассужднения на тему кинематографа и его роли в обществе, но позволю себе не согласиться на счет ненужности старых добрых фильмов. Даже если они излишне идеализированы, это не так плохо, как нам кажется на первый взгляд. Гипертрофированная доброта несет положительный заряд и воздействие на неокрепшую детскую психику. Почему детям дошкольного возраста рекомендуется показывать добрые мультики, а не с роботами-трансформерами? Правильно. Они не вызывают у малышей страх, учат доброте и смелости. Почему люди охотнее смотрят комедии, мелодрамы? Они с ними отдыхают и, хоть ненадолго, но уходят от реальных проблем. Почему читается жвачка Донцовой и с упоением слушаются песни Стаса Михайлова? Да потому что нет такой любви в реальной жизни, а бедные женщины, мечтающие о больших и светлых чувствах, ее хотят иметь. Это защитная реакция.
Вот теперь подходим к основной проблеме. Фильмы про школу с демократичными преподавателями. Молодому поколению необходим пример, на который они могли бы равняться. Да, это было где-то в Москве или еще в каком-то большом городе, а не в райцентре. Но молодежь видит, что можно и по другому жить. Есть к чему стремиться и о чем мечтать. Нельзя воспитывать детей без идеала, без положительного примера. Я говорю это не просто так. У меня есть абсолютно четкое убеждение в том, что невозможно вырастить достойную смену без положительного примера и патриотизма. Попробую объяснить свою точку зрения на собственном опыте.
Я получила второе высшее образование в университете Германии. Решила замахнуться сразу на два факультета ("Медиа и искусство" плюс еще взяла "Славистику"). В мои года вроде бы как уже и не очень пристойно за партой сидеть, но я все же решила осуществить мечту и в этом направлении. На занятиях по кинопроизводству нам всем нужно было отснять и смонтировать короткометражный фильм, посвященный миграции населения и их проблемам.
Снимаю, монтирую,накладываю на картинку русскую народную музыку, дабы придать колорит работе, коль уж речь идет о миграции населения с ее проблемами. Идет разбор на занятиях. Все прекрасно, но мой фильм на фоне происходящих событий в мире не вписывается в общий дискурс. Учитель дает характеристику работе ( из-за людей в матросской форме и музыки "Яблочко"), как "русская инвазия в Европу" т.е. один в один как высказался Яценюк о роли России в ВОВ. Взяла меня обида жуткая за подлую несправедливость и я решила идти до конца в этом вопросе, даже если мне придется бросить посещать эти занятия. Набралась я храбрости и со слезами на глазах сказала все, что думаю и что копилось во мне. Они охотно и долго дискутируют на тему миграции, рассуждают о ее проблемах, а сами понятия не имеют, что это такое и пытаются мне, эмигрантке, навязать свою точку зрения. У доцента и студентов после моего выступления стал взгляд поникший и вроде как сказать нечего.
На следующий день досняла еще пару эпизодов и монтирую фильм совсем в другом ракурсе. Начинается фильм с перелистывания старой тетради и крупным планом идет обложка, где задумавшийся Буратино сидит возле чурки. Надпись на тетрадке "Помни о своих корнях". Тему фильма выстроила такую, мол, где бы мы не жили, чтобы ни делали, а человек всегда должен помнить откуда он. Когда я ей перевела надпись на тетраде, она впала в легкий ступор.
-В русской школе такие тетради?
-Да, и такие тоже:))
-У нас подобного даже быть не может.
-А я горжусь, что я русская. Почему я должна стесняться своего происхождения?
Она немного задумалась и грустно произнесла.
-Теперь я понимаю, почему вы русские такие. Вам прививают патриотизм с детского возраста.
-Так разве это плохо?
-Не знаю. Нам это трудно понять. Нам гордиться нечем и равняться не на кого. У нас нет национальных героев.
-Анка, это плохо. После ВОВ в вас убили чувство национальной гордости. Вы стали стесняться того, что вы немцы. Если в стране нет идеологии, ей угрожает опасность. В Германию идет мощная миграция с Востока. Вот кого вы должны бояться, а не Россию. Вы не там ищете врага. У вас нет силы духа, а это плохо.
Я отдала синопсис, отснятый фильм и ушла. Честно сказать, мне было не все равно что я получу, но у меня было огромное облегчение от того, что я смогда донести до группы свою мысль.
За фильм я получила "отлично", а позже, она попросила у меня разрешения использовать его вместе с сопроводительным текстом на международной выставке.
Эта история произошла больше, чем полгода назад. Я думаю, что она уже ни раз вспомнила наш разговор, потому как все, что проиходит сейчас в стране, я ей разложила по полкам во время нашей дискуссии.
Сергей, снова возвращаюсь к поднятой Вами теме. Убрать старые фильмы легко. а что взамен? Из новых картин и вспомнить то нечего. Молодому поколению нужны положительные примеры, на которые бы они равнялись. Природа не терпит пустоты и она ее очень быстро заполнит. А здесь встает другой вопрос. А чем будет она заполнена и какой реальностью?
На сем низко кланяюсь и пойду займусь простыми домашними делами:))

Елена Роговая   14.10.2015 08:03     Заявить о нарушении
Елена, искренне благодарен Вам за такой серьёзный ответ на мою небольшую газетную статью. В принципе, я согласен с Вашими тезисами: положительный пример, патриотизм и т.д. Но меня не устраивает, когда эти хорошие вещи подменяются враньём. Я считаю, что искусство в любом виде всегда противостоит всякой идеологии, потому что искусство обращает людей к Абсолюту (добру, любви, вере, проблеме жизни, смерти и прочее), а идеология - то есть государственная болтовня - только лишь к необходимости выживания на самом примитивном уровне. Какое государство - неважно, СССР это, РФ или Германия. Оно всегда будет врать. Потому что ему миллионы послушных одинаковых граждан важнее индивидуалистов со своим мнением. Ради примера можно посмотреть, что сейчас творится у нас в РФ. И эта ложь потом даст свои жуткие плоды. Как недавно при кончине СССР. Вы пишите: "Всё прекрасно, но мой фильм на фоне происходящих событий в мире не вписывается в общий дискурс". Так он и не должен никогда вписываться ни в какой дискурс! Только тогда он (фильм, рассказ, стихотворение) ценен, как произведение. А если вписывается - значит, это не совсем то. По гамбургскому счёту.
Я, как и вы, жил в СССР. Кончил ВГИК, где нас учили вранью под видом отечественного киноискусства. Сейчас понимаю, что ничему (НИ-ЧЕ-МУ!!!!!!)толковому идеология тех времён нас не научила. Ну только красиво лгать с умным видом. Один лишь пример сегодняшней грызни с Украиной подтверждает ту нашу впитанную тупость на сто процентов. Поэтому, собственно, я против бесконечного восхищения теми "сладкими" глупостями. Кино было милое, не спорю, но результат просмотра того кино - очень сомнительный по качеству и смыслу.
Вам и мне даровали способность что-то создавать. Давайте создавать это так, как хочется только нам, авторам. А "молодое поколение" (опять цитирую, извините)пусть разбирается с жизнью само. Подозреваю, что без моего "опыта" ему будет легче.
Спасибо.
С уважением,
Сергей В. Бурлаченко.


Сергей Бурлаченко   14.10.2015 12:32   Заявить о нарушении
Сергей, я и согласна с Вами и,одновременно, хочется возразить. Согласна в том, что настоящее искусство индивидуально и одиноко. В противном случае оно обретает совершенно другой статус. Умение репродуцировать картинки дало мощный толчок тому, что искусство стало массовым и доступным в смысле его потребления и удешевления. В отношении производства, оно оставалось индивидуальным только до той поры, пока государство не протянуло к нему руки. С момента возникновения книгопечатания и фотографии - оно уже и способ управления и воздействия на массы. Это в древние века обходились без лозунгов и рекламмы, а сейчас? Какое государство упустит возможность поддержания своего строя с помощью Медиа? Вы и сами все прекрасно понимаете. Кто платит, тот и танцует...

Елена Роговая   15.10.2015 21:40   Заявить о нарушении